Календарно-тематическое планирование __7«Б»__ класса
на 2017-2018 учебный год (для ФГОС)
Программа:
Календарно-тематическое планирование по географии 7 «Б» класса составлено на основе авторской программы Домогацких Е.М. программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - учебник», 2016.- 120 с. - (Инновационная школа).
Изменения, внесенные в календарно-тематическое планирование:
Согласно федеральному учебному базисному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени, 2 раза в неделю. В авторской программе Домагацких Е.М. в 7 классе на изучение курса отводится 68 часов. Календарным учебным графиком образовательного учреждения предусмотрено 34 учебных недели.
Учебно-методический комплект:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. – 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 256 с.: ил., карт.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Материки и океаны». 7 класс в 2 ч. Ч. 1. / Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Материки и океаны». 7 класс в 2 ч. Ч. 2. / Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
Лазаревич К.С. География материков и океанов: пособие для учителя / К.С. Лазаревич. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.: ил.
№ п/п | Тема урока, практическая работа | Количество часов | Дата проведения урока | Примечание |
плановая | фактическая |
| Раздел 1. Планета, на которой мы живем. | 20 час | | | |
| Тема 1. Мировая суша. | 1 час | | | |
1. | Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. §1 | | 2.09.16 | | |
| Тема 2. Поверхность Земли. | 5 часов | | | |
2. | Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. §2 | | 5.09.16 | | |
3. | Строение земной коры. Теория литосферных плит. §3 | | 9.09.16 | | |
4. | Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Итоговая практическая работа №1: Составление картосхемы «Литосферные плиты». §4 | | 12.09.16 | | |
5. | Платформы и равнины. §5 | | 16.09.16 | | |
6. | Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты. § 6 | | 19.09.16 | | |
| Тема 3. Атмосфера. | 4 часа | | | |
7. | Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. §9 | | 23.09.16 | | |
8. | Пояса планеты. §7 Входной тестовый срез по тексту администрации школы. | | 26.09.16 | | Обучающая практическая работа 1:Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. |
9. | Виды воздушных масс. §8, стр. 61-62 | | 30.09.16 | | |
10. | Климатические пояса. Карта климатических поясов. Итоговая практическая работа №2: Анализ климатограмм для основных типов климата. §8, стр. 62-68 | | 3.10.16 | | |
| Тема 4. Мировой океан. | 4 часа | | | |
11. | Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. §10 | | 7.10.16 | | Обучающая практическая работа 2: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. |
12. | Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. § 11 | | 10.10.16 | | |
13. | Органический мир морей и океанов. §12 | | 14.10.16 | | |
14. | Особенности природы отдельных океанов Земли. Тематический тест по теме «Мировой океан». § 13 | | 17.10.16 | | |
| Тема 5. Геосфера – живой механизм. | 2 часа | | | |
15. | Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. § 14 | | 21.10.16 | | Тренировочная 1 практическая работа: Анализ схем круговорота вещества и энергии. |
16. | Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Итоговая практическая работа №3:Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа. § 15 | | 24.10.16 | | |
| Тема 6. Человек. | 4 часа | | | |
17. | Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. §16 | | 28.10.16 | | |
18. | Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. §18 | | 2 четверть 7.11.16 | 2 четверть | |
19. | Политическая карта мира. § 19 | | 11.11.16 | | Тренировочная практическая работа 2: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. |
20. | Охрана природы. Всемирное природное наследие. §17 | | 14.11.16 | | |
| Раздел 2. Материки планеты Земля. | 46 часов | | | |
| Тема 1. Африка. | 10 часов | | | |
21. | Географическое положение, история открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Итоговая практическая работа №4: Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусах и километрах. §20 | | 18.11.16 | 19.11.16 | |
22. | Рельеф Африки. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. § 21 | | 21.11.16 | | Тренировочная практическая работа 3: Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
23. | Самый жаркий материк. Климат Африки. §22 | | 25.11.16 | | |
24. | Гидрография Африки. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. §23 | | 28.11.16 | | |
25. | Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. §24 | | 2.12.16 | | Тренировочная практическая работа 4: Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. |
26. | Неравномерность размещения население, его быстрый рост. §25 | | 5.12.16 | | |
27. | Регионы Африки: Северная Африка. § 26, стр. 197-201 | | 9.12.16 | | |
28. | Регионы Африки: Западная Африка. § 26, стр. 201-204 | | 12.12.16 | | |
29. | Регионы Африки: Центральная Африка. § 27, стр. 205-208 Промежуточный тестовый срез по тексту администрации школы, по теме «Африка». | | 16.12.16 | | |
30. | Регионы Африки: Восточная и Южная Африка § 27, стр. 208-211 | | 19.12.16 | 19.12.16 Промежуточный тестовый срез (перенесен) | |
| Тема 2. Австралия | 5 часов | | | |
31. | Географическое положение, история открытия, изучения и освоения. Итоговая практическая работа №5: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. §28 | | 23.12.16 | | |
32. | Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. §29 | | 26.12.16 | | |
33. | Изолированность и уникальность природного мира материка. §30 | | 30.12.16 | | |
34. | Население Австралии. Европейские мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. §31 | | 3 четверть 16.01.17 | 3 четверть | |
35. | Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. §32 | | 20.01.17 | | |
| Тема 3. Антарктида | 2 часа | | | |
36. | Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения Антарктиды. §33 | | 23.01.17 | | |
37 | Геологическое строение рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения. §34 | | 27.01.17 | | |
| Тема 4. Южная Америка. | 9 часов | | | |
38. | Географическое положение Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. §35 | | 30.01.17 | | Тренировочнаяпрактическая работа 5: Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. |
39. | Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. §36 | | 3.02.17 | | |
40. | Климат Южной Америки. Самый влажный материк. §37 | | 6.02.17 | | |
41. | Гидрография Южной Америки. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. §38 | | 10.02.17 | | |
42. | Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Итоговая практическая работа №6: Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. §39 | | 13.02.17 | | |
43. | Население Южной Америки. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. § 40 | | 17.02.17 | | Тренировочная практическая работа 6: Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки. |
44. | Регионы Южной Америки. Андские страны. § 41, стр. 67-72 | | 20.02.17 | | |
45. | Регионы Южной Америки. Равнинный Восток. § 41, стр. 72-77, подготовка к тесту. | | 24.02.17 | | |
46. | Итоговое тестирование по Южным материкам. | | 27.02.17 | | |
| Тема 5. Северная Америка. | 9 часов | | | |
47. | Географическое положение Северной Америки. История открытия, изучения и освоения. §42 | | 3.03.17 | | |
48. | Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. § 43 | | 6.03.17 | | |
49. | Разнообразие типов климата Северной Америки. §44 | | 10.03.17 | | Тренировочная практическая работа 7: Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. |
50. | Гидрография Северной Америки. Миссисипи, Великие Американские озера. §45 | | 13.03.17 | | |
51. | Богатство растительного и животного мира Северной Америки. Презентации § 46 | | 17.03.17 | | |
52. | Население Северной Америки. Англо-американцы, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. §47 | | 4 четверть 27.03.17 | 4 четверть | Тренировочная практическая работа 8: Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
53. | Регионы Северной Америки. Англо-Америка. § 48, стр. 134 - 138 | | 31.03.17 | | |
54. | Регионы Северной Америки. Центральная Америка. § 48, стр. 139 - 141 | | 3.04.17 | | |
55. | Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо. §48, дополнительные источники информации. Презентации учащихся. | | 7.04.17 | | |
| Тема 6. Евразия. | 10 часов | | | |
56. | Географическое положение Евразии. Самый большой материк. История изучения и освоения. §49 | | 10.04.17 | | Территория. Географическое положение и границы области. «Белгородоведение» |
57. | Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми.§50 | | 14.04.17 | | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области. «Белгородоведение» |
58. | Все типы климатов Северного полушария. Климат Евразии. Итоговая практическая работа №7: Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. § 51 | | 17.04.17 | | Природно-климатические условия белгородской области. |
59. | Гидрография Евразии. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. §52 | | 21.04.17 | | Водные ресурсы белгородской области |
60. | Разнообразие природы Евразии. Итоговая практическая работа №8: Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. §53 | | 24.04.17 | | Лесные ресурсы белгородской области |
61. | Население Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. § 54 | | 28.04.17 | | |
62. | Регионы Европы. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. § 55, презентации учащихся. Итоговая практическая работа №9: Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | | 5.05.17 | | |
63. | Регионы Азии. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. § 56, стр. 201-204 | | 8.05.17 | | |
64. | Регионы Азии. Восточная Азия. §56, Стр. 205-209 Итоговый тестовый срез по тексту администрации школы. | | 12.05.17 | | |
65. | Регионы Азии. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Юго-Восточная Азия, § 57, стр. 210-212, презентации учащихся, Тематическое тестирование по теме «Евразия» | | 15.05.17 | | |
| Раздел 3. Взаимодействие природы и человека. | 2 часа | | | |
66. | Влияние человека на природу. Влияние природной среды на человека. Центры происхождения культурных растений. Итоговая практическая работа №10: Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности). § 58, подготовка к итоговому тесту | | 19.05.17 | | |
67. | Итоговое тестирование за курс географии 7 класса. | | 22.05.17 | | |
Сроки выполнения практической части программы, запланированного контроля успеваемости:
№ п/п | Четверть/полугодие | № урока | Плановые сроки | Фактические сроки |
| I Четверть | | | |
1. | Итоговая практическая работа №1: Составление картосхемы «Литосферные плиты». | 4 | 12.09.16 | |
2. | Входной тестовый срез по тексту администрации школы. | 8 | 26.09.16 | |
2. | Итоговая практическая работа №2: Анализ климатограмм для основных типов климата. | 10 | 26.09.16 | |
3. | Тематический тест по теме «Мировой океан». | 14 | 17.10.16 | |
4. | Итоговая практическая работа №3: Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа. | 16 | 24.10.16 | |
| II Четверть | | | |
5. | Итоговая практическая работа №4: Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусах и километрах. | 21 | 18.11.16 | |
6. | Промежуточный тестовый срез по тексту администрации школы, по теме «Африка». | 29 | 19.12.16 | |
7. | Итоговая практическая работа №5: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. | 31 | 23.12.16 | |
| III Четверть | | | |
8. | Итоговая практическая работа №6: Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. | 42 | 13.02.17 | |
9. | Итоговое тестирование по Южным материкам. | 46 | 27.02.17 | |
| IV Четверть | | | |
10. | Итоговая практическая работа №7: Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. | 58 | 17.04.17 | |
11. | Итоговая практическая работа №8: Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели | 60 | 24.04.17 | |
12 | Итоговый тестовый срез по тексту администрации школы. | 63 | 8.05.17 | |
13. | Итоговая практическая работа №9: Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | 64 | 12.05.17 | |
14. | Тематическое тестирование по теме «Евразия». | 66 | 15.05.17 | |
15. | Итоговая практическая работа №10: Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности). | 67 | 19.05.17 | |
16. | Итоговое тестирование за курс географии 7 класса. | 68 | 22.05.17 | |
Оценочные материалы:
Практические работы (итоговые).
Практическая работа №1: Составление картосхемы «Литосферные плиты».
Задание №1. На контурной карте мира черным цветом подпишите названия литосферных плит, укажите скорость их перемещения, стрелочками укажите направления их движения.
Практическая работа №2: Анализ климатограмм для основных и переходных типов климата.
Вариант 1: В тетрадях изобразить климатограммы под буквами -… ;
Заполнить таблицу:
№ диаграммы | Температура°С | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осад ков | Тип климата |
июнь | январь |
| | | | | |
| | | | | |
Вариант 2: В тетрадях изобразить климатограммы под буквами -… ;
Заполнить таблицу:
№ диаграммы | Температура°С | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осад ков | Тип климата |
июнь | январь |
| | | | | |
| | | | | |
Практическая работа №3: Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
Задание №1. С помощью тематических карт атласа «климатические пояса» и «природные зоны» установите, каким климатическим поясам соответствуют природные зоны. Данные занесите в таблицу.
Климатический пояс
Природная зона
Климатический пояс | Природная зона |
Арктический и Антарктический | |
Субарктический и Субантарктический | |
Умеренный | |
Субтропический | |
Тропический | |
Субэкваториальный | |
Экваториальный | |
Задание №2. Сделайте вывод.
Практическая работа №4: Определение координат крайних точек Африки, его протяженности с севера на юг в градусах и километрах.
Задание №1. С помощью карты атласа «физическая карта Африки» определите крайние точки и географические координаты
материка. Запишите в тетрадь и обозначьте на контурной карте.
Задание №2. Определите протяженность материка с севера на юг и запада на восток (в километрах).
Расчеты запишите в тетрадь.
Практическая работа №5: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
№ | План | Африка | Австралия |
1. | Как расположен относительно экватора, тропиков? | | |
2. | Как расположен относительно 0? меридиана? | | |
3. | Крайние точки: Северная – Южная – Западная – Восточная – | | |
4. | Какие океаны омывают? | | |
5. | Какие моря и заливы омывают? | | |
6. | Как лежит относительно других материков? | | |
7. | В каких климатических поясах расположен? | | |
Вывод:
1. Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (записать в тетради);
2. В чем главное отличие положения материков?
Практическая работа №6: Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки с использованием карт атласа.
Задание 1. С помощью стрелок покажите на схеме взаимосвязь природных компонентов в природных комплексах влажных экваториальных лесов и саванн. Приведите примеры природных компонентов, составляющих природные комплексы влажных экваториальных лесов и саванн.
Задание 2. Охарактеризуйте и сравните между собой природные комплексы, сформировавшиеся на территории Южной Америки.
Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов от географического положения природного комплекса.
Заполните таблицу
План сравнения | Природные комплексы |
льянос | кампос | пампа |
1. Географическое положение 2. Рельеф (равнины, горы) | | | |
3. Климат: а) средняя температура, °С; б) количество осадков, мм | | | |
4. Почва (основные типы) | | | |
5. Внутренние воды (реки и озера) | | | |
6. Тип растительности (видовой состав) | | | |
7. Животный мир (видовой состав) | | | |
Практическая работа №7: Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
Задание 1. Проанализируйте диаграммы на рисунке и заполните таблицу.
Таблица «Анализ климатических диаграмм».
№ диаграммы | Температура°С | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осад ков | Тип климата |
июнь | январь |
1 | +25 | -9 | 930 мм | Преимущественно летом | Муссонный (УКП) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Практическая работа №8: Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
Задание 1. Запишите все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели с соответствующей карты атласа.
Определите черты сходства и отличия в природных компонентах природных зон и их расположении на территории материков.
Запишите в тетради вывод о причинах, обуславливающих разнообразие природных зон и характер их расположения.
Результаты запишите в таблице:
Природные зоны (40°с.ш.) |
Евразия | Северная Америка | Черты сходства и отличия |
Задание 2. Отметьте в таблице наличие указанных природных зон на материках Евразия и Северная Америка с помощью знаков «+» - наличие природной зоны «-» - отсутствие.
Природные зоны | Евразия | Северная Америка | Черты сходства и отличия |
Тундра и лесотундра | | | |
Тайга | | | |
Смешанные и широколиственные леса | | | |
Лесостепи, степи | | | |
Полупустыни, пустыни | | | |
Переменно-влажные леса | | | |
Жестколистные вечнозеленые леса | | | |
Влажные экваториальные леса | | | |
Области высотной поясности | | | |
Вывод:
Практическая работа №9: Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Вариант 1 – Швеция Вариант 2 – Саудовская Аравия
Последовательность выполнения работы
Используя приём наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.
План описания страны
Название страны и её столица.
II. ФГП страны
1. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?
2. С какими странами граничит?
3. Положение страны по отношению к морям и океанам.
III. Природные условия
1. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.
2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков). Различия климата по территории страны и по сезонам.
3. Крупные реки и озёра
4. Почвы
5. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.
IV. Население и хозяйственная жизнь:
1. Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.
2. Состав населения (основные народы)
3. Особенности быта населения (жилища, традиции)
4. Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие с/х культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).
5. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.
Практическая работа №10: Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).
1. Опишите и сравните природные комплексы, находящиеся в различных условиях по отношению к получению света, тепла, влаги. Данные, полученные в процессе изучения компонентов комплекса, обобщите в виде таблицы
План описания комплекса | Природные комплексы | Степень антропогенного воздействия |
1. Название ПК | | | |
2. Влияние на компоненты комплекса света, тепла и влаги | | | |
3. Почвы, характерные для комплекса | | | |
4. Преобладающая растительность | | | |
5. Животный мир | | | |
Выводы о взаимосвязи компонентов и причинах, обусловливающих их различие. |
1. Входной тестовый срез по тексту администрации школы.
2. Тематический тест по теме «Мировой океан».
1 вариант.
1. Главной причиной образования поверхностных течений в Мировом океане являются:
а) различия в плотности океанской воды;
б) постоянные ветра;
в) различия в температуре и солености.
2. Суровая природа затрудняет освоение океана:
а) Атлантического;
б) Северного Ледовитого;
в) Тихого.
3. Теплые течения движутся:
а) от экватора к полюсам;
б) от полюсов к экватору;
в) в районе экватора.
4. Организмы, живущие на поверхности дна, или в донных отложениях называют:
а) планктон;
б) бентос;
в) нектон.
5. В конце 1492 года испанские корабли пересекли океан:
а) Тихий;
б) Атлантический;
в) Индийский.
6. Средиземное море часть:
а) Атлантического океана;
б) Индийского океана;
в) Тихого океана.
7. Медузы, криль это представители:
а) нектона;
б) планктона;
в) бентоса.
8. Водную оболочку Земли называют:
а) акваторией;
б) гидросферой;
в) Мировым океаном.
9. Наиболее мелководная часть моря или океана, называется:
а) шельф;
б) материковый склон;
в) ложе.
10. Средняя температура воды у дна океана составляет:
а) 00 С;
б) 20 С;
в) зависит от широты.
11. Глубоководные желоба отсутствуют в океане:
а) Тихом;
б) Атлантическом;
в) Северном Ледовитом.
2 вариант.
1. В результате действия внутренних сил Земли в Мировом океане возникают:
а) приливы и отливы;
б) течения;
в) цунами.
2. Активно плавающих животных океана называют:
а) планктон;
б) нектон;
в) бентос.
3. Холодные течения движутся:
а) от экватора к полюсам;
б) от полюсов к экватору;
в) вдоль параллелей.
4. Красное море часть:
а) Атлантического океана;
б) Тихого океана;
в) Индийского океана.
5. Большая часть морских путей проходит по океану:
а) Индийскому;
б) Северному Ледовитому;
в) Атлантическому.
6. При движении от экватора к полюсам поверхностные воды Мирового океана становятся:
а) более теплыми;
б) более холодными;
в) более солеными.
7. В каком океане отмечены самые большие глубины?
а) в Северном Ледовитом;
б) в Тихом;
в) в Атлантическом.
8. К нектону не относятся:
а) рыбы;
б) медузы;
в) актинии.
9. Мировой океан занимает площадь:
а) 180 млн. км2;
б) 361 млн. км2;
в) 300 млн. км2.
10. Основной причиной возникновения течений в Мировом океане являются:
а) волны;
б) постоянные ветра;
в) наклон поверхности;
г) наклон земной оси.
3. Промежуточный тестовый срез по тексту администрации школы, по теме «Африка».
4. Итоговое тестирование по Южным материкам.
1. Мыс Эль-Абьяд, мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун - это крайние точки:
а) Австралии; б) Антарктиды;
в) Африки; г) Южной Америки.
2. Ее считают прародиной человека:
а) Австралия; б) Антарктида;
в) Африка; г) Южная Америка.
3. Расположите материки по мере уменьшения их площади:
а) Австралия; б) Антарктида;
в) Африка; г) Южная Америка.
4. Его крайняя северная точка находится на юге:
а) Южная Америка; б) Африка;
в) Антарктида; г) Австралия.
5. Максимальная высота Южной Америки:
а) вулкан Килиманджаро; б) гора Аконкагуа;
в) гора Косцюшко; г) массив Винсон.
6. Минимальная высота Австралии:
а) озеро Ассаль; б) полуостров Вальдес;
в) озеро Эйр; г) уровень моря.
7. Вулканы отсутствуют:
а) в Африке; б) в Южной Америке;
в) в Австралии; г) в Антарктиде.
8. Какие утверждения верны?
1. Мыс Гальинас и мыс Париньяс - крайние точки Южной Америки.
2. Мыс Йорк, мыс Байрон - крайние точки Австралии:
а) оба верны;
б) 1-неверно, 2- верно;
в) 1-верно, 2 - неверно;
г) оба неверны.
9. Африку с Евразией соединяет:
а) Гибралтарский пролив; б) Суэцкий перешеек;
в) Средиземное море; г) Панамский канал.
10 Какая река дважды пересекает экватор:
а) Амазонка; б) Муррей;
в) Конго; г) Нил.
11. Какие природные зоны в Африке занимают самые большие территории:
а) саванны, полупустыни и пустыни;
б) саванны, влажные экваториальные леса;
в) полупустыни и пустыни, переменно-влажные леса;
г) влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса.
12. Вдоль северо-восточной части материка тянется Большой Барьерный риф:
а) Африка; б) Австралия;
в) Южная Америка; г) Антарктида.
13. Этот материк находится только в двух полушариях:
а) Африка; б) Австралия;
в) Южная Америка; г) Антарктида.
14. Какой климатический пояс Австралии занимает самую большую площадь:
а) экваториальный; б) субэкваториальный;
в) тропический; г) субтропический.
15. Этот материк можно назвать самым сухим:
а) Африка; б) Южная Америка;
в) Австралия; г) Антарктида.
16 Берега этого материка изрезаны слабо, лишь на юго-западном побережье есть узкие заливы - фьорды, а на восточном - заливы в устьях рек. Только на юге расположено большое скопление островов и архипелагов:
а) Африка; б) Южная Америка;
в) Австралия; г) Антарктида.
17 Кто открыл Америку:
а) А. Гумбольд; б) А. Веспуччи;
в) X. Колумб; г) Марко Поло.
18. Низменные равнины Южной Америки лежат:
а) в материковой отмели;
б) в прогибах платформы;
в) в результате взаимодействия двух литосферных плит;
г) в области складчатости.
19 В Южной Америке отсутствуют следующие климатические пояса:
а) субтропический, умеренный;
б) субарктический и субантарктический;
в) субарктический и субантарктический, арктический и антарктический;
г) экваториальный, субэкваториальный.
20. Большая территория этого материка получает достаточное количество осадков:
а) Африка; б) Австралия;
в) Южная Америка; г) Антарктида.
21. Кто открыл Антарктиду?
а) Д. Кук;
б) Р. Амундсен, Р. Скотт;
в) Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев;
г) М. М. Сомов, А. Ф. Трешников.
22. Самая крупная полярная станция:
а) Молодежная; б) Пионерская;
в) Восток; г) Мирный.
23. По окраине этого материка протянулись горы, продолжение Анд:
а) Африка; б) Австралия;
в) Южная Америка; г) Антарктида.
24. Синие киты, кашалоты, касатки - обитатели:
а) омывающих материк океанов;
б) на территории арктических оазисов;
в) в центре материка;
г) на побережье.
5. Итоговый тестовый срез по тексту администрации школы.
6. Тематическое тестирование по теме «Евразия».
1. Установите соответствие гор и их вершин:
1. Альпы а) Эверест
2. Гималаи б) Монблан
3. Кавказ в) Эльбрус
2.Крайняя восточная точка Евразии:
а) м. Челюскин
б) м. Дежнева
в) м. Пиай
3.Климатический пояс, занимающий большую часть Евразии:
а) арктический
б) умеренный
в) Амур, Обь
5. Самое глубокое озеро:
а) Ладожское
б) Каспийское
в) Байкал
6. В какой природной зоне черноземные почвы?
а) в степи и лесостепи
б) в тайге
в) в пустыне и полупустыне.
7. Самая многонациональная страна в Евразии:
а) Китай
б) Индия
в) Россия
8. На реке Темзе расположен город:
а) Лондон
б) Рим
в) Париж
9. Каким полезным ископаемым богаты страны Юго-Западной Азии?
а) медной рудой
б) углем
в) нефтью
10. Япония занимает первое место в мире по производству:
а) автомобилей
б) мебели
в) тракторов
11. Пустыня, находящаяся на территории Индии:
а) Сахара
б) Тар
в) Каракумы
12. Какое крупное копытное животное обитает в Тибете?
а) овцебык
б) сайгак
в) як
13. Какие острова больше всего страдают от тайфунов?
а) Новая Земля
б) Японские
в) Сицилия
14. К горам Евразии не относятся:
а) Анды, Кордильеры, Драконовы горы
б) Гималаи, Урал, Кавказ
в) Карпаты, Пиренеи, Альпы
15. Установите правильное соответствие природной зоны и типа почв:
1) пустыня а) черноземы
2) степь б) красно-бурые
3) гилея в)красно-желтые ферраллитные
Ответы: 1. 1)-б,2)-а, 3)-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-б; 8-а; 9-в; 10-а; 11-б; 12-в; 13-б; 14-а; 15-3.
7. Итоговое тестирование за курс географии 7 класса.
Назовите 2 материка, которые целиком находятся в Южном полушарии.
1.______________________2._____________________
2.Первым окружность Земли измерил:
А. Александр Македонский Б. Эратосфен В. Марко Поло.. Г. Джеймс Кук.
3. Вставьте в прочерк слово больше или меньше, чтобы предложение было правильным по смыслу.
На карте страны искажения ____________, чем на карте мира.
4. Какое расстояние по карте на рисунке 1 можно измерить точнее?
Рис.1
5.Границы литосферных плит, направление и скорость их перемещения, зоны разломов на суше и на дне океанов обозначены на:
А. Карте природных зон; Б.Физической карте;
В.Комплексной карте; Г.Карте строения земной коры.
6. В субтропическом климатическом поясе Северного полушария зимой действуют воздушные массы:
А.Умеренные; Б.Тропические; В.Экваториальные; Г.Арктические.
7. Что такое климатообразующие факторы?
А.Количество и режим выпадения осадков, температура воздуха и ее различие по сезонам
Б. Климатический пояс и климатическая область, в которых находится территория
В. Причины, влияющие на формирование климата любой территории
Г. Многолетний режим погоды любой территории.
8. Вулканы Килиманджаро и Кения находятся:
А.На Восточно - Африканском плоскогорье; Б.В горах Атлас; В.В Драконовых горахГ.В Капских горах. 9. Зоны современных землетрясений и вулканизма расположены:
А. На платформах. Б. На окраинах всех материков. В. На границах литосферных плит.
10. Какому климатическому поясу характернаклиматограмма: →→
А. умеренный континентальный
Б. субтропический средиземноморский
В. тропический пустынный
Г. арктический
11. Какому климатическому поясу характерна климатограмма →→
А. субарктический
Б. арктический
В. умеренный
Г. тропический
12. К бассейну какого океана относится река Нил?
А.Индийского; Б.Атлантического; В.Северного Ледовитого; Г.Тихого.
13.Самый низкорослый народ на Земле:
А.Бушмены; Б.Пигмеи; В.Эфиопы; Г.Берберы.
14.Что обозначено на РИС. 4 буквами:
А.Залив___________________ Б.Остров__________________ Г.Река______ В.Пустыня________________
Рис.4
15. Какой буквой на рисунке 5 правильно показан район обитания страуса эму?
А.А Б.Б В.В Г.Г
Рис.5
16. Впишите, что обозначено буквами на рисунке 6.
Рис.6
17.Знаменитый Большой Каньон находится
на реке ____________, на материке ______________________________________.
18.В центральной части Северной Америки природные зоны изменяются с запада на восток. Главной причиной является: А.Уменьшение угла падения солнечных лучей; Б.Изменение плодородия почв; В.Господство западных ветров и существование гор на западном побережье. Г.Изменение животного мира.
19.Месторождения нефти и газа на Западно-Сибирской равнине связаны с горными породами: А.Магматическими; Б.Кристаллическими; В.Метаморфическими; Г.Осадочными.
20.Муссонные дожди вызывают наводнения на реке:
А.Дунай; Б.Евфрат; В. Хуанхэ; Г.Енисей.
21.Какие горы Евразии образовались одновременно с Аппалачами?
А.АльпыБ.Гималаи; В.Кавказ; Г.Урал.
22. Из всех сфер Земли полностью в географическую оболочку входят только две _______________ и ______________________.
23. Самый большой природный комплекс Земли - это:
А.Мировой океан; Б.Материк Евразия; В.Географическая оболочка.
24.В какой из названных природных зон круговорот веществ и энергии происходит медленнее? А. Во влажных экваториальных лесах;
Б. В саваннах и редколесьях;
В. В смешанных лесах;
Г. В тундре.
25. Какой из указанных примеров взаимодействия биосферы и атмосферы?
А. Корни растений разрушают горны породы;
Б.Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород;
В.Подземные воды выходят на поверхность и образуют источник;
Г.Животные переносят семена растений на большие настояния.
Ответы:
Антарктида, Австралия.
Марко Поло (в)
Меньше
А
Г
А
В
А
В
Б
Б
Б
Б
А - Карпентария, Б - Тасмания, В-пустыня Большая Песчаная, Г - река Дарлинг.
В
А - река Ориноко, Б – пролив Дрейка, В – низм. Ла - Платская, В – плоскогорье Бразильское.
Колорадо, Северная Америка.
В
Г
В
Г
Гидросфера и биосфера.
В
Г
Б