№ п/п | Дата прове-дения урока | Тема урока | Кол-во часов | Мето-ды и формы обуче-ния | Формируемые понятия | Универсальные учебные действия |
личностные | коммуникатив-ные | познаватель-ные | регулятив-ные |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 24 | | | | | | |
1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | | | | | | |
1. §1.1 | | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 | Объяс-нение, инструктаж | Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Умение формировать собственное мнение и позицию | Умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека | Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу |
2. §1.2 | | Общая характеристика природных явлений. | 1 | Лекция | Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности в условиях ЧС. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | 1.Умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека. 2.Умение характеризовать и анализировать природные явления | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
3. §1.3 | | Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. | 1 | Рассказ | Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. | Умение анализировать причины возникновения ЧС. |
2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 6 | | | | | | |
4. §2.1. | | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | | Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. | 1.Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. 2. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Умение анализировать причины возникновения ЧС. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
5. §2.2. | | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | | Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. | Умение анализировать причины возникновения ЧС. Умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС. |
6. §2.3. | | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Самос-тоятель-ная работа | Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Умение характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС природного характера. |
7. §2.4. | | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. | 1 | | Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
8. §2.5. | | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | | Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
9. §2.6. | | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | Самос-тоятель-ная работа | Классификация оползней, обвалов по занимаемой ими площади. Последствия оползней и обвалов. Организация защиты населения от последствий оползней и обвалов. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня и обвалов. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные пути ее решения |
3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3 | | | | | | |
10. §3.1. | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии последствий на безопасность личности, общества и государства. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. |
11. §3.2. | | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | | Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные пути ее решения |
12. §3.3. | | Смерчи. | 1 | Самос-тоятель-ная работа | Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Умения применять полученные теоретические знания, принимать обоснованные решения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные пути ее решения. |
4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 8 | | | | | | |
13. §4.1. | | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | | Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, Связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. |
14. §4.2. | | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | | Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | 1.Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности. |
15. §4.3. | | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. | 1 | | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. |
16. §4.4. | | Сели и их последствия. | 1 | | Сели и их характеристика, причины возникновения селей. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. |
17. §4.5. | | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | | Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. | Умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований. |
18. §4.6. | | Цунами и их характеристика. | 1 | | Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. |
19. §4.7. | | Защита населения от цунами. | 1 | | Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
20. §4.8. | | Снежные лавины. Проверочная работа № 4 по теме: «ЧС гидрологического происхождения». | 1 | Самос-тоятельная работа | Снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе схода снежных лавин. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Умения применять полученные теоретические знания, принимать обоснованные решения. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятий решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | 4 | | | | | | |
21. §5.1 | | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | | Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
22. §5.2 | | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 | | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного характера. |
23. §5.3 | | Инфекционные заболевания людей и защита населения. | 1 | | Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия « защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность человека, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях. |
24. §5.4 | | Эпизоотии и эпифитотии. Проверочная работа № 5 по теме: «ЧС биологического происхождения». | 1 | Самос-тоятельная работа | Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Умения применять полученные теоретические знания, принимать обоснованные решения. | Умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | |
6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 | | | | | | |
25-26. §6.1. | | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористичес-кую и экстремистскую деятельность. | 2 | | Терроризм как самая серьезная угроз национальной безопасности России. | 1. Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. 2. Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. | 1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 2. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | 1. Умение характеризовать терроризм как преступление, представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России. 2.Моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. | 1.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности 2. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
27-28. §6.2. | | Роль нравственных позиций и личностных качеств подростков в формировании антитеррористи-ческого поведения Проверочная работа № 6 по теме: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму». | 2 | Самос-тоятельная работа | Выработка привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни | 3 | | | | | | |
29. §7.1. | | Психологическая уравновешен-ность. | 1 | | Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. | 1. Форми-рование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. 2. Развитие «Я-компетенции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). 3. Оценка собственных поступков. | 1.Умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 2. Умение формулировать собственное мнение и позицию. 3.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | 1.Умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования 2. Умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья. | 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
30. §7.2. | | Стресс и его влияние на человека. | 1 | | Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. |
31. §7.3. | | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковой возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего Облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. | 1.Умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 2. Умение формулировать собственное мнение и позицию. 3.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 4 | | | | | | |
8. Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | | | | | | |
32. §8.1. | | Общие правила оказания первой помощи. | 1 | | Общие понятия и определения первой помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». | 1.Развитие познавательных интересов и мотивов 2.Формирование границ собственного знания и «незнания». 3. Оценка собственных поступков. | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. | 1.Умение характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья 2. Умение характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях | 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
33. §8.2. | | Оказание первой помощи при наружном кровотечении. | 1 | | Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Первая помощь при незначительных ранах. Первая помощь при сильном кровотечении. Оказание первой помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой помощи при венозном кровотечении. |
34. §8.3. | | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1 | | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1.Развитие познавательных интересов и мотивов 2.Формирование границ собственного знания и «незнания». 3. Оценка собственных поступков. | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. |
35. §8.4. | | Общие правила транспортировки пострадавшего. Итоговая проверочная работа № 7 по курсу ОБЖ 7 класса. | 1 | Самос-тоятельная работа | Транспортировка пострадавшего. |
Всего часов | 35 | |