Итоговое мероприятие в подготовительной группе
по теме: «Традиции русского народа»
Подготовила:
Воспитатель Антонова Н.И.
Цель: закрепить знания детей о традициях русского народа - хлебосольство, чаепитие, хороводы.
Задачи:
Формировать представления детей о традициях людей на Руси.
Закрепить знания детей с особенностями росписи русского самовара.
Обогащать словарный запас детей.
Продолжать воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа
Ход:
Воспитатель входит в группу в народном костюме, с караваем в руках, здоровается с детьми и произносит слова:
- Хлеб да соль.
- Ребята, посмотрите с чем я к вам пришла? (Ответы детей)
- Молодцы, вспомнили. Правильно, каравай.
- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
-Хлеб-соль, гости дорогие! Так говорили, когда встречали гостей.
-Этот русский обычай сохранился до сих пор. И я вас, ребята, хочу угостить русским караваем. (Дети отламывают по кусочку каравая макают в соль и кушают).
- Мы всю неделю говорили о русских традициях и обычаях, давайте вспомним что такое традиция?
Традиция — это то, что передается от одного поколения к другому.
Жива традиция. Жива –
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Это хлебосольство. Оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль). Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
-Да девчата все у нас примечательные.
И ребята все у нас замечательные.
А успех их здесь не мелочный,
Значит вкусен русский чай посиделочный.
-А еще одна из самых замечательных русских традиций — это чаепитие.
Воспитатель: Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Русский чай всегда полезней.
Наш гость сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
- Ребята, вспомните, как назывался за столом символ семейного очага? (Самовар). А почему самовар называли символом семейного очага? (Самовар - символ семейного уюта, дружеского общения, символ гостеприимства)
- Именно поэтому он занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости.
- Вспомните, какими росписями были украшены русские самовары? (Золотая гжель, хохломская, жостовская.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ВИДАМИ РОСПИСИ НА САМОВАРЕ)
Кроме хлебосольства в нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (Пасха, Рождество, Иван Купала, Крещение, Масленица, Свадьба).
- Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- Любили и любят до сих пор русские люди петь песни и водить хороводы.
- Мы тоже с вами ребята умеем водить хоровод и петь русские народные песни.
(Звучит хороводная музыка, водим с детьми хоровод и поем песню – Во поле березка стояла...)
Про традиции поговорили, песни и хоровод поводили, а сейчас ребята мы поиграем в народную игру «Коробейники».
Народная игра «Коробейники» (под запись песни «Коробейники»):
Жили русские затейники,
Их прозвали коробейники.
Игра есть о них у нас,
Поиграем мы сейчас.
2 команды. Участники берут в руки яркие подносы, на которых разложены матрешки (5 шт.) Нужно пробежать по прямой до стульчика, обогнуть его и вернуться назад к линии старта, не уронив ни одной игрушки.
- Молодцы, а сейчас предлагаю вам поиграть ещё в одну народную игру «Как на тоненький ледок»
Игра: Как на тоненький ледок…
Научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Взрослый начинает игру.
Дети стоят в кругу. Выбранный заранее Ваня и две подружки отходят в сторону.
1. Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок (дети поют и показывают, как падал снежок (приседая).
Припев:
Эх! Зимушка -зима, Зима снежная была-2 раза (взявшись за руки дети идут вправо, при повторе влево
2.Выпал беленький снежок, Ехал Ванечка -дружок (дети выполняют пружинку, Ваня выезжает в круг, ходит высоко, поднимая ноги)
Припев:
Эх! Зимушка -зима, Зима снежная была -2 раза (взявшись за руки дети идут вправо, при повторе влево)
3.Ехал Ваня, поспешал и с добра коня упал (дети пританцовывают, Ваня бежит и падает)
Припев:
Эх! Зимушка -зима, Зима снежная была-2 раза (взявшись за руки дети идут вправо, при повторе влево
4.Две подружки увидали прямо к Ване подбежали (дети идут по кругу, а подружки с Ваней пляшут в кругу)
Припев:
Эх! Зимушка -зима, Зима снежная была-2 раза (взявшись за руки дети идут вправо, при повторе влево
5.Две подружки помогали, на добра коня сажали. (дети хлопают в ладоши, а Ваня с подружками скачут на коне)
- Молодцы, ребята, а сейчас по старой русской традиции приглашаю вас к столу на чаепитие. (Под русскую народную мелодию дети садятся за стол, где в центре стоит самовар, чашки с блюдцами, сахарница, сушки, каравай. Дети пьют чай с караваем и сушками)
- Как здорово и интересно мы сегодня с вами провели время, а дома вы, ребята, можете познакомить своих родителей о традициях русского народа.
- А сейчас, ребята, предлагаю вам нарисовать символ семейного очага -Самовар.