Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Павлово
РАССМОТРЕНО Экспертным советом МАОУ СШ № 1 г. Павлово от _________ 2020г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МАОУ СШ № 1 г. Павлово __________ А.А. Круглова от «____»__________ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СШ № 1 г. Павлово от _________ 2020г. № _____ |
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «Химия в задачах»
для 11А,11Б классов
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Пермякова Ольга Евгеньевна
Программа элективного курса «Химия в задачах» авторы Н.Ф. Торшина, Н.В.Горбенко.
Н.Новгород; НГЦ, 2007г.
Количество часов по ОП – 68
Количество часов по учебному графику в год – 62
Количество контрольных работ – 3
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Химия в задачах» для 11А класса разработана на основе ФТГОС и программы элективного курса «Химия в задачах» для 10-11 классов естественно-математического профиля авторов Н.Ф. Торшиной, Н.В. Горбенко Н.Новгород, НГЦ, 2007г.
Цель программы обучения
Овладение методикой решения задач школьного курса, включая комбинированные задачи повышенного уровня сложности.
Задачи программы обучения
систематизировать и закрепить знания по неорганической химии, получаемые в систематическом курсе неорганической химии.
научить решать комбинированные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ЕГЭ.
развивать мыслительные и творческие способности школьников.
воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.
Рабочая программа построена на основе расширения тем курса, что связанно с реализацией основной цели обучения: овладение методикой решения задач школьного курса, включая комбинированные задачи повышенного уровня сложности.
Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного курса и расширения тем курса. Так в Рабочей программе тема «Основные понятия и законы химии» дополнена следующим содержанием: Строение электронных оболочек атомов. Электронные и графические формулы. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. В тему «Химическая статика. Учение о веществе» внесен материал о классификации и номенклатуре неорганических и органических веществ, о способах выражения концентрации растворов. Тема «Химическая динамика» дополнена следующим содержанием: Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей, солей. Химические реакции в растворах электролитов. Расчет по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Решение задач на вычисление массовой доли вещества в конечном растворе. Решение задач на определение состава образовавшейся соли. В тему «Металлы» внесен материал о химических свойствах металлов и задачи на смеси с участием веществ-металлов.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: задачник ( Г.П.Хомченко, И.П.Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: РИА «Новая волна», издатель Умеренков, 2008г.) и методическое пособие для учителя (Н.Ф.Торшина, Н.В.Горбенко. Элективный курс «Химия в задачах» Сборник элективных курсов образовательной области «Естествознание». Департамент образования Нижегородской области. Н.Новгород, НГЦ, 2007г.)
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на практические работы – 1 час, на контрольные работы – 3 часа.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (решение задач, самостоятельные, практические и контрольные работы).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса по химии ученик должен
знать/понимать:
· роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, атомные s-,p-,d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, тепловой эффект реакции, энтропия, энтальпия, теплота образования.
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства
состава вещества, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических соединении (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, этанол, метанол, фенол, анилин, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла.
уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s-,p-.d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу и способы образования химической связи;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; владеть алгоритмами решения типовых задач; уметь решать задачи повышенной сложности.
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации .
Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу химии в 11 классе
«Химия в задачах»
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Планируемые сроки прохождения | Корректировка | Примечание |
11А | 11Б | 11А | 11Б | |
Раздел № 1 Основные понятия, законы и теории химии (9 часов) |
1. | Вводное занятие | 1 | 3.09 | 3.09 | | | |
2. 3. | Повторение основных алгоритмов решения задач | 2 | 7.09 10.09 | 7.09 10.09 | | | |
4. | Основные стехиометрические законы в химии. Решение задач по стехиометрическим схемам. | 1 | 14.09 | 14.09 | | | |
5. | Решение задач на газовые законы. (Уравнение Менделеева-Клапейрона) | 1 | 17.09 | 17.09 | | | |
6. | Теория строения атома. Состояние электрона в атоме. Квантовые числа. | 1 | 21.09 | 21.09 | | | |
7. 8. | Строение электронных оболочек атомов. Электронные формулы. | 2 | 24.09 28.09 | 24.09 28.09 | | | |
9. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | 1.10 | 1.10 | | | |
Раздел № 2 Химическая статика. Учение о веществе (11 часов) |
10. | Химическая связь и геометрия молекул. | 1 | 5.10 | 5.10 | | | |
11. | Валентные возможности атомов и степень окисления. | 1 | 8.10 | 8.10 | | | |
12. | Классификация и номенклатура неорганических веществ. | 1 | 12.10 | 12.10 | | | |
13. | Классификация и номенклатура органических веществ. | 1 | 15.10 | 15.10 | | | |
14. | Дисперсные системы. | 1 | 19.10 | 19.10 | | | |
15. 16. 17. | Способы выражения концентрации растворов. | 3 | 22.10 26.10 29.10 | 22.10 26.10 29.10 | | | |
18. | Пр. р. № 1 по теме: «Приготовление растворов». | 1 | 9.11 | 9.11 | | | |
19. | Кристаллы и кристаллогидраты. Решение задач на кристаллогидраты. | 1 | 12.11 | 12.11 | | | |
20. | К.р. № 1 по темам: «Основные понятия, законы и теории химии. Химическая статика. Учение о веществе». | 1 | 16.11 | 16.11 | | | |
Раздел №3 Химическая динамика (27 часов) |
21. | Классификация химических реакций. | 1 | 19.11 | 19.11 | | | |
22. | Критерии протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гибса. | 1 | 23.11 | 23.11 | | | |
23. | Решение задач по теме: «Термохимия» (Применение следствия и закона Гесса). | 1 | 26.11 | 26.11 | | | |
24. | Скорость химических реакций. | 1 | 30.11 | 30.11 | | | |
25. | Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. | 1 | 3.12 | 3.12 | | | |
26. | Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. | 1 | 7.12 | 7.12 | | | |
27. 28. | Метод электронного баланса. | 2 | 10.12 14.12 | 10.12 14.12 | | | |
29. 30. | Метод полуреакций в расстановке коэффициентов. | 2 | 17.12 21.12 | 17.12 21.12 | | | |
31. | Роль среды для ОВР. Предсказание направления ОВР. | 1 | 24.12 | 24.12 | | | |
32. | Окислительно-восстановительные свойства марганца. Решение задач. | 1 | 28.12 | 28.12 | | | |
33. | Окислительно-восстановительные свойства хрома. Решение задач. | 1 | 14.01 | 14.01 | | | |
34. 35. | Решение задач по теме: «Электролиз» . | 2 | 18.01 21.01 | 18.01 21.01 | | | |
36. | Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей, солей. | 1 | 25.01 28.01 | 25.01 28.01 | | | |
37. 38. | Химические реакции в растворах электролитов. | 1 | 1.02 4.02 | 1.02 4.02 | | | |
39. 40. | Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. | 2 | 8.02 11.02 | 8.02 11.02 | | | |
41. 42. | Решение задач на вычисление массовой доли вещества в конечном растворе | 2 | 15.02 18.02 | 15.02 18.02 | | | |
43. 44. | Решение задач на определение состава образовавшейся соли | 2 | 25.02 1.03 | 25.02 1.03 | | | |
45. 46. | Решение задач по теме: «Гидролиз» | 2 | 4.03 11.03 | 4.03 11.03 | | | |
47. | К.р. № 2 по теме: «Химическая динамика» | 1 | 15.03 | 15.03 | | | |
Раздел № 4 Металлы (12 часов) |
48. | Общие свойства металлов. | 1 | 18.03 | 18.03 | | | |
49. 50. | Ряд стандартных электронных потенциалов. Решение задач на пластинку | 2 | 1.04 5.04 | 1.04 5.04 | | | |
51. 52. | Металлы главных подгрупп. Решение задач | 2 | 8.04 12.04 | 8.04 12.04 | | | |
53. | Металлы побочных подгрупп. Решение задач | 1 | 15.04 | 15.04 | | | |
54. | Решение задач на смеси с участием веществ-металлов | 1 | 19.04 | 19.04 | | | |
55. | Решение задач на определение неизвестного металла | 1 | 22.04 | 22.04 | | | |
56. | Решение экспериментальных задач на распознавание веществ по катионам и анионам | 1 | 24.04 | 24.04 | | | |
Раздел № 5 Неметаллы (9 часов) |
57. | Решение задач по теме: «Галогены» | 1 | 29.04 | 29.04 | | | |
58. | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода» | 1 | 6.05 | 6.05 | | | |
59. | Решение задач по теме: «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода» | 1 | 13.05 | 13.05 | | | |
60. | Решение задач на смеси с участием неорганических веществ-неметаллов | 1 | 17.05 | 17.05 | | | |
61. | К.р. № 3 по темам: «Металлы», «Неметаллы» | 1 | 20.05 | 20.05 | | | |
62. | Решение вариантов ЕГЭ | 1 | 24.05 | 24.05 | | | |
Итого: | 62 | | | | | |
Содержание программы учебного курса
Тема № 1 . Основные понятия, законы и теории химии (9ч.)
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами второго года обучения. Повторение основных алгоритмов решения типовых задач. Повторение основных понятий, законов и теорий химии. Стехиометрические химические законы. Теория строения атома. Квантовые числа. Принципы Паули, правило Хунда, правило Клячковского. Решение задач на газовые законы.
Тема № 2. Химическая статика. Учение о веществе (11ч.)
Химическая связь и пространственное строение веществ. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов. Кристаллы и кристаллогидраты.
Пр. р. № 1 по приготовлению растворов.
Тема № 3. Химическая динамика (27ч.)
Общая характеристика и классификация химических реакций. Критерии протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гибса. Решение задач по теме: «Термохимия». Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Метод полуреакций в расстановке коэффициентов. Роль среды для ОВР. Предсказание направления ОВР. Окислительно-восстановительные свойства марганца и хрома. Решение задач по теме: "Электролиз". Теория электролитической диссоциации. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Решение задач на определение состава образовавшейся соли, по теме: «Гидролиз».
Тема № 4. Металлы (12ч.)
Общие свойства металлов. Металлы главных и побочных групп. Решение задач на пластинку. Решение задач на смеси с участием веществ-металлов. Решение задач на определение неизвестного металла. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ по катионам и анионам.
Тема № 5. Неметаллы (9ч.)
Галоген. Подгруппа кислорода. Подгруппа азота. Подгруппа углерода. Решение задач на смеси с участием неорганических веществ-неметаллов.
Формы и средства контроля
Контрольная работа № 1 по темам: "Основные понятия, законы и теории химии. Химическая статистика. Учение о веществе»
Контрольная работа № 2 по теме: «Химическая динамика»
Контрольная работа № 3 по темам: «Металлы», «Неметаллы»
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
Химия. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» НИРО, Н.Новгород, 2007, 117с.
Хомченко Г.П., Хомченко И.П. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: РИА «Новая волна», издатель Умеренков, 2008г.
Дополнительная литература
Кузьменко Н.Е. и др. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 1999г.
Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 1999г.
Лидин Р.А. и др. Химия 10-11 кл.: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999г. (Дидактические материалы)
Готовимся к ЕГЭ по химии: учебно-методическое пособие /Автор- составитель Л.И.Асанова, Ж.В. Кочан – Н.Новгород: НИРО, 2008 – 139с.
ЕГЭ 2010. Химия: Сборник экзаменационных заданий (Автор-составитель: А.А.Каверина, Ю.Н. Медведев, Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2009 – 320с.
Олимпиадные задачи по химии http://tasks.ceemat.ra
Оборудование:
Весы, разновесы, мензурка, колба, стеклянная палочка.
Реактивы: поваренная соль, сахар, вода.
34