№ | Темы | Лабораторные работы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Даты | Примечание |
План | Факт |
Введение. Наука о человеке – 3 часа |
| Науки о человеке и их методы. | | Значение знаний о человеке. Науки о человеке. Методы изучения организма человека. Основные направления (проблемы) курса биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека. | Объяснять место и роль человека в природе. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Определять значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека | | | |
| Биологическая природа человека. Расы человека | | Человек как биологический вид. Сходства и отличия человека и животных. Расы. | Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определять черты сходства и различия человека и животных | | | |
| Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. | Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека. | | | |
Общий обзор организма человека – 3 часа |
| Строение организма человека | Лабораторная работа по теме «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | Уровни организации организма человека. Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. | Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом | | | |
| Строение организма человека | Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста» | Полости тела. Органы. Системы органов. | Различать на таблицах органы и системы органов человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Регуляция процессов жизнедеятельности | Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы» | Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор. | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
Опора и движение – 7 часов |
| Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости | Лабораторная работа по темам «Изучение микроскопического строения кости», «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» | Состав и строение кости. Рост костей. Виды костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Свойства костей. мах опорно-двигательной системы | ... Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | | Скелет человека. Соединение костей. Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. | Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека. Определять типы соединения костей. Объяснять особенности строения скелета человека | | | |
| Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов | | Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов | Объяснять особенности строения скелета человека. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснять зависимость гибкости тела человека от строения его позвоночника | | | |
| Строение и функции скелетных мышц. | | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц | Выделять особенности строения скелетных мышц. Распознавать на наглядных пособиях скелетные мышцы | | | |
| Работа мышц и её регуляция. | Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» | Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Гладкие мышцы. | Объяснять особенности работы мышц. Объяснять механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры | | Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры | Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры | | | |
| Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. | Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) | Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма | Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | | | |
Внутренняя среда организма - 4 часа |
| Состав внутренней среды организма и её функции. | | Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Лимфатическая система. Функции внутренней среды организма. | Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Различать на таблицах органы и системы органов человека | | | |
| Состав крови. Постоянство внутренней среды. | Лабораторная работа по теме «Микроскопическое строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» | Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, антитела, фагоциты, гемоглобин | Сравнивать клетки организма человека, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. | | | |
| Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови | | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. Резус фактор. | Выделять существенные признаки процессов свёртывания и переливания крови. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение. Объяснять принципы переливания крови и его значение | | | |
| Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. | | Иммунитет. Виды иммунитета. Факторы влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы. Вакцина. Лечебная сыворотка. СПИД. Аллергия | Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причины нарушения иммунитета | | | |
Кровообращение и лимфообращение - 4 часа |
| Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | | Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Работа сердца. Коронарная кровеносная система. Сердечный цикл | Распознавать на наглядных пособиях органы системы кровообращения. Выделять существенные признаки органов кровообращения | | | |
| Сосудистая система. Лимфообращение. | Лабораторная работа по теме «Измерение кровяного давления». Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома) | Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лимфообращение. | Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. | | Сердечно-сосудистые заболевания. Причины сердечно – сосудистых заболеваний. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов | | | |
| Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение» | | Обобщение и систематизация знаний о движении как важнейшем свойстве живого на примере функционирования транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической) | Систематизировать знания о строении и функционировании транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической | | | |
Дыхание 4 часа |
| Дыхание и его значение. Органы дыхания. | | Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Речевой аппарат человека. | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Различать на таблицах органы дыхательной системы | | | |
| Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. | Лабораторная работа по теме «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Дыхательные движения: вдох и выдох. Газообмен. Жизненная ёмкость лёгких. Газообмен в лёгких и тканях других органов. | Объяснять механизм дыхания. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Освоить приёмы определения жизненной ёмкости лёгких. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Лабораторная работа по теме «Определение частоты дыхания» | Регуляция дыхания. Защитные рефлексы дыхательной системы. Охрана воздушной среды. Вред табакокурения. | Объяснять механизмы регуляции дыхания. Распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости борьбы с табакокурением | | | |
| Заболевания органов дыхания , их профилактика. Реанимация. | | Заболевания органов дыхания и их профилактика Первая помощь при остановке дыхания. Реанимация. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов | | | |
Питание – 5 часов |
| Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | | Состав пищи. Пищеварение. Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | | | |
| Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. | Самонаблюдени: «Определение положения слюнных желёз», «Движение гортани при глотании», «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» | Ротовая полость. Пищеварение в ротовой полости. Глотка. Пищевод | Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Пищеварение в желудке и кишечнике. | Лабораторная работа по теме «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» | Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонком кишечнике. | Объяснять особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Всасывание питательных веществ в кровь. | | Всасывание питательных веществ в кровь. Барьерная роль печени. Толстый кишечник и его роль в питании. | Объяснять механизм всасывания веществ в кровь. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | | | |
| Регуляция пищеварения. Гигиена питания | | Регуляция пищеварения. Правильное питание. Гигиена питания. Приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы | | | |
Обмен веществ и превращение энергии – 4 часа |
| Пластический и энергетический обмен. | | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснять особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей | | | |
| Ферменты и их роль в организме человека. | | Ферменты. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека | Объяснять механизмы работы ферментов. Объяснять роль ферментов в организме человека | | | |
| Витамины и их роль в организме человека. | | Витамины Классификация витаминов. Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины. Роль витаминов в организме человека. | Классифицировать витамины. Объяснять роль витаминов в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов | | | |
| Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | | Нормы питания. Пищевой рацион. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Роль витаминов в организме человека. | Составлять пищевой рацион. Объяснять зависимость пищевого рациона от энергозатрат организма человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме | | | |
Выделение продуктов обмена (2 ч |
| Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | | Выделение. Органы мочевыделения. Строение и функции мочевыделительной системы. Регуляция мочеиспускания | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза | | | |
| Заболевания органов мочевыделения | | Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | | | |
Покровы тела – 3 часа |
| Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» | Наружные покровы тела. Строение кожи. Производные кожи. Функции кожи. Роль кожи в терморегуляции | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Болезни и травмы кожи | | Травмы кожи. Заболевания кожи. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях | | | |
| Гигиена кожных покровов. | | Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. Нарушения терморегуляции. Закаливание. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | | | |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности – 7 часов |
| Железы внутренней секреции и их функции | | Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз. Щитовидная железа. Поджелудочная железа. Надпочичники. Половые железы. | Объяснять функции желёз внутренней секреции. Объяснять механизмы действия гормонов. Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы эндокринной системы | | | |
| Работа эндокринной системы и её нарушения | | Работа эндокринной системы и её нарушения | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. 59 Объяснять причины нарушений работы эндокринной системы | | | |
| Строение нервной системы и её значение. | | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека | | | |
| Спинной мозг. | | Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга | Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Объяснять функции спинного мозга | | | |
| Головной мозг. | | Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга | Объяснять особенности строения головного мозга и его отделов. Объяснять функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга | | | |
| Вегетативная нервная система. | Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Взаимодействие отделов вегетативной нервной системы. | Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавать на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | | Врождённые и приобретённые заболевания нервной системы и их причины. Сотрясение мозга. | Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы | | | |
Органы чувств. Анализаторы – 4 часа |
| Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | Лабораторная работа по теме «Строение зрительного анализатора» (на модели) | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Механизм работы зрительного анализатора. Нарушения зрения, их причины и профилактика. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | | | |
| Слуховой анализатор. | | Слуховой анализатор, строение органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Нарушения слуха, их причины и профилактика. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, слухового анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | | | |
| Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | | Вестибулярный анализатор , его строение и функция. Мышечное чувство и егозначение. Осязание. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, вестибулярного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы | | | |
| Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. | | Вкусовой анализатор. Вкус. Обонятельный анализатор. Обоняние. Боль. | Объяснять особенности строения и функции вкусового и обонятельного анализаторов. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы | | | |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность – 6 часов |
| Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | | Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека | Выделять существенные особенности поведения и психики человека | | | |
| Память и обучение. | Лабораторная работа по теме «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» | Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Обучение. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | Выделять (классифицировать) типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
| Врождённое и приобретённое поведение | | Врождённое поведение. Инстинкт. Программы приобретённого поведения. | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | | | |
| Сон и бодрствование | | Сон и фазы сна. Значение сна. Сновидения. Расстройства сна. | Характеризовать фазы сна Объяснять значение сна | | | |
| Особенности высшей нервной деятельности человека | | Познавательная деятельность. Эмоции и чувства.. Сознание и мышление человека. Индивидуальные особенности ВНД человека. Типы ВНД. Темперамент и характер. Интеллект. | Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявлять особенности наблюдательности и внимания | | | |
| Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность». | | Обобщающий урок – проект по теме «Высшая нервная деятельность». Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления | Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | | | |
Размножение и развитие человека – 4 часа |
| Особенности размножения человека | | Репродукция. Генетическая информация. Ген. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы | Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять наследование признаков у человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека | | | |
| Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | | Репродуктивная система человека. Органы размножения: наружные и внутренние. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Контрацепция | Выделять существенные признаки органов размножения человека | | | |
| Беременность и роды. | | Беременность. Развитие зародыша. Роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода | Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека. Объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек | | | |
| Рост и развитие ребёнка после рождения | | Возрастные периоды развития человека; новорождённость, грудной, ясельный, дошкольный, школьный. Половое созревание. | Определять возрастные этапы развития человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ инфекции, оформлять её в виде рефератов, устных сообщений | | | |
Человек и окружающая среда – 4 часа |
| Социальная и природная среда человека. | | Связи человека с природной средой. Связи человека с социальной средой. Адаптация человека к среде обитания. Адаптивные типы человека. Напряжение и утомление. | Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль человека в природе. Соблюдать правила поведения в природе | | | |
| Окружающая среда и здоровье человека. | | Здоровье человека. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. | Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела | | | |
| Обобщающий урок - проект | | Обобщающий урок – проект по теме «Окружающая среда и здоровье человека» | Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью, своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, анализировать её, переводить из одной формы в другую. Разрабатывать и защищать проект. Аргументированно отстаивать свою позицию. | | | |
| Обобщающий урок - проект | | Обобщающий урок – проект по теме «Окружающая среда и здоровье человека» | Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью, своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, анализировать её, переводить из одной формы в другую. Разрабатывать и защищать проект. Аргументированно отстаивать свою позицию | | | |
| Итоговая промежуточная аттестация. | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |
| Резерв | | | | | | |