№ п/п | Название разделов Тема разделов Тема уроков | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
| Астрономия, ее значение и связь с другими науками | 2 | | | | | | |
1 | Предмет астрономии. | 1 | ОНЗ | РК | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | -воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; | |
2 | Наблюдения — основа астрономии | 1 | ОНЗ | РК | формирование положительного отношения к российской астрономической науке | | -использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. | |
| Практические основы астрономии | 5 | | | | | | |
3 | Звездное небо. Наблюдения невооруженным глазом. ЛР №1 ««Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.» | 1 | ОНЗ | ЛР | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | -воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие; -ориентация на местности | |
4 | Изменение вида звездного неба в течение суток | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; -иметь представление о подвижной карте звездного неба | |
5 | Способы определения географической широты | 1 | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | -воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация звезд; -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах | |
6 | Видимое движение планет. ЛР №2 «Движение Луны и смена ее фаз» | 1 | ОНЗ, Р | ЛР | формирование познавательной и информационной культуры | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; | |
7 | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | 1 | К | Кр | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | |
| Строение Солнечной системы | 7 | | | | | | |
8 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | -воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; | |
9 | Конфигурации планет. ЛР№3 «Практическая работа с планом Солнечной системы» | 1 | ОНЗ, Р | ЛР | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | - воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | |
10 | Законы Кеплера | 1 | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | -воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица; -формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; | |
11 | Движение небесных тел под действием сил тяготения | 1 | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; -объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; -характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | |
12 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. ЛР№4 «Рельеф Луны» | 1 | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | -воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; -вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | |
13 | Система Земля-Луна | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы | |
14 | Контрольная работа № 2 «Строение Солнечной системы». | 1 | КР | | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | |
| Природа тел Солнечной системы | 7 | | | | | | |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Планета Земля. | 1 | ОНЗ | РК | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; -определять понятия: Солнечная система, планета; -объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; | |
16 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: планета, ее спутники; -описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; | |
17 | Планеты земной группы | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | - определять понятия: планеты земной группы; -перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; -проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; | |
18 | Планеты-гиганты | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; | |
19 | Малые тела Солнечной системы. ЛР №5 «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники» | 1 | ОНЗ | ЛР | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; -описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; -описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; -объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | |
20 | Обобщающий урок «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы» | 1 | ПЗ | РК | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов | выполнять познавательные и практические задания | | |
21 | Контрольная работа №3 «Природа тел Солнечной системы» | 1 | К | Кр | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | |
| Солнце и звезды | 6 | | | | | | |
22 | Солнце – ближайшая звезда | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; -характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; -описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; | |
23 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; | |
24 | Солнце и жизнь Земли ЛР№6 «Две группы планет Солнечной системы» | 1 | ОНЗ | ЛР | формирование познавательной и информационной культуры; | выполнять познавательные и практические задания | -описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | |
25 | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; -вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | |
26 | Массы и размеры звезд. | 1 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; | |
27 | Контрольная работа №4 «Солнце и звезды» | 1 | К | КР | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | |
| Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной | 7 | | | | | | |
28/29 | Наша Галактика. Разнообразие мира галактик | 2 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | - характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; | |
30 | Другие Галактики ЛР№7 «Двойные звезды» | 1 | ОНЗ | ЛР | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | - распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные; | |
31/32 | Происхождение и эволюция звезд | 2 | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | - характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; | |
33/34 | Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной | 2 | ОНЗ | РК | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный; извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | - объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; -оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; -классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; -систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной | |