СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование по географии 5-9 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно - тематическое планирование 5-9 классы по географии

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование по географии 5-9 классы»



Календарно-тематический план

по географии, 5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

на 2020 – 2021 учебный год


В том числе плановых практических работ:


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

4

3

3

2


Дата

Тема

Д/з




1

1 чет


1. Источники географической информации

(19 ч.)

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

Введение. Что изучает география. Значение географии. Географические методы изучения окружающей среды

П. 1

стр. 4 - 7

2



Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.География в эпоху Средневековья:путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и АфанасияНикитина.Пр. работа №1.Работа с картой «Имена на карте»

П.2

стр. 10- 12

3



Эпоха Велик.геог. открытий (Нового света, морс. пути в Индию, кругосвет. пут-я). Значение Великих географических открытий.Географические открытия XVII–XIX вв. Пр. работа №2. Описание и нанесение на к.к.геог. объектов изуч маршрутов путешеств

П. 3

стр.13 - 15

4



Русские путешественники.Первое русское кругосв. пут-е (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

П. 4


5



География сегодня. Географические исследования в ХХ веке (открытие Юж и Сев полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исслед-я верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).Значение освоения космоса для географической науки.Географические знания в современном мире. Совр. геог. методы исслед-я Земли. Современный этап науч географ.исслед

П.5





Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия – 4 часа


6



Мы во Вселенной. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей

стр.20 – 21

7



Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их геогр. следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года

П. 6

стр. 22 – 24

8



Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги.Пр. работа №3.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

П. 7

стр. 25 - 26

9



Пояса освещённости. Разбор задания № 4 ВПР (сопоставление времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли). Досуг в разное время года

П. 7

стр. 26 – 27




Тема 3. Изображение земной поверхности. План и карта – 11 часов


10

2 чет


Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.Стороны горизонта. Азимут.Ориен-е на местности: опр-е сторон горизонта по компасу и мест.признакам, опр-е азимута.Особ-ти ориен-я в мегаполисе и в природе.Пр. работа № 4. Ориентирование на местности. Определение положения объектов относительно др. друга. Опред-е азимута

П. 8

стр. 30- 32

11



План местности. Условные знаки. Земная поверхность на плане и карте. Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды. Как составить план местности.Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.

П. 9

стр. 33 - 34

12



Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте. Пр. работа № 5. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

П. 10

стр. 36 - 37

13



Топографические карты. Способы глазомерной съемки местности. Практическая работа №6. «Построение плана местности»

П.11, стр. 38-39

14



Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт.Масштаб и условные знаки на карте.Пр. работа № 7. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

П.12

стр.40 - 43

15



Градусная сеть: параллели и меридианы.

П. 13 с.44 -47

16-18

3 чет


Географические координаты. Географическая долгота. Географическая широта

П. 14

стр.48 - 50

19



Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.Практическая работа № 8. "Определение географических координат объектов на карте. Определение положения объектов относительно друг друга"

П.15 стр.51-53

20-21



Решение практических задач по плану и карте. Разбор заданий ВПР № 3 с использованием фрагмента топографической карты.

П.16 стр. 54-55

Повт-е

22



Составление описания местности по планам и картам





Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 часов


23



Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора - верхняя часть литосферы

П.20

Стр.68 - 70

24



Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества Пр. работа № 10. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

П.21

Стр.71 - 73

25



Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения

П.22

Стр.74 - 76

26



Движение земной коры. Вулканы, гейзеры

П. 23

Стр.77 - 79

27

4 чет


Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.

П. 24

Стр.80 - 83

28



Рельеф Земли. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Правила поведения в горах

П. 25

Стр. 84 - 87

29



Практическая работа № 11 "Описание гор и равнин по плану". Описание элементов рельефа.

Повторение, работа с картой

30



Практическая работа № 12. " Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа"

Работа с картой по плану

31



Описание рельефа своей местности

П. 26 с. 88- 89 Вып-е проекта

32



Решение практических задач по карте. Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты»

П. 27

Стр. 90 - 92

33



Человек и литосфера. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.


34



Повторение курса географии 5 класса. Подведение итогов.











Календарно-тематический план

по географии, 6 класс

(34 часов, 1 час в неделю)

на 2020 – 2021 учебный год

В том числе плановых практических работ:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2

1

1

0

Дата

План

Дата факт


Тема раздела, урока

Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (12 ч)

1 чет



1

Состав и строение гидросферы. Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот водыв природе



2

Мировой океан, его части. Единство водМирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане



3

Острова и полуострова. Типы островов.Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географическогоположения и описания морей, океанов.Практическая работа №1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт



4

Решение практическихзадач по карте. Проектное задание



5

Воды Океана. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности



6

Реки Земли. Реки как составная часть поверхностныхвод суши. Части реки. Речная система,речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мираи России



7-8

Режим реки, его зависимость от климата.Изменения в жизни рек. Речная долина.Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частейречных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течениярек.

Практическая работа №2. Описание рекипо плану на основе анализа географических карт



9

Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр.Крупнейшие пресные и солёные озёрамира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значениеи использование. Описание озера по карте

2 чет


10

Подземные воды, их происхождениеи виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной водына Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники



11

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы



12

Обобщение по теме «Гидросфера»




Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 ч)



13

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления



14-15

Тепло в атмосфере. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.Практическая работа № 3. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды



16

Тепло в атмосфере. Зависимость суточного и годового ходатемпературы воздуха от высоты Солнца надгоризонтом. Уменьшение количества теплаот экватора к полюсам

3 чет


17

Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздухаи высоты местности над уровнем моря.Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой



18

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.Практическая работа №4. Вычерчиваниеи анализ розы ветров



19

Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Абсолютнаяи относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды



20

Влага в атмосфере.Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли



21

Погода и климат. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования исвойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.



22

Наблюдение за погодой. Карты погоды. Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды



23

Атмосфера и человек. Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Необходимость закаливания для сохранения здоровья. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Понятие экологическая безопасность и экологическая культура человека. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Воздействие перемещений на здоровье человека, действия, которые облегчат акклиматизацию. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.



24

Обобщение по теме «Атмосфера»




Тема 3. Биосфера — живая оболочка Земли (4 ч)



25

Биосфера - земнаяоболочка.Состав и роль биосферы, связьс другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере



26

Почва как особое природное образование. Почва — особый природный слой. Плодородие - важнейшее свойство почвы.В. В. Докучаев — основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв



27

Биосфера — сфера Жизни. Особенности распространения живыхорганизмов на суше и в Мировом океане. Человек — часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу



28

Обобщение по теме «Биосфера»




Тема 4. Географическая оболочка Земли (4 ч)



29

Географическая оболочка: состав, границыи взаимосвязи между её составнымичастями. Понятие «природный комплекс».Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающаячеловека среда. Широтная зональность ивысотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие«природная зона». Природные зоны —зональные природные комплексы. Сменаприродных зон от экватора к полюсам



30

Природные зоны Земли. Карта природных зон



31

Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов



32

Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли»



33-34

Обобщающее повторение



Календарно-тематический план

по географии, 7 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

на 2020 – 2021 учебный год

В том числе плановых практических работ:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2

1

1

0

Дата

План

Дата факт


Тема раздела, урока

Тема 1. Источники географической информации (2 ч)

1 чет



1

Значение географии материков и океанов.



2

Географические карты. Картографические проекции

Тема 2. Человек на Земле (7 ч)



3

Заселение Земли человеком.



4

Население современного мира. Естественный прирост. Плотность населения. ЗОЖ – основа долголетия. Практическая работа №1. Составление характеристики населения мира



5

Народы, языки и религии



6

Города и сельские поселения. Городская агломерация



7

Страны мира. Форма государственного правления и уровень экономического развития



8

Практическая работа №2. Сравнение стран мира



9

Обобщающее повторение по теме «Человек на Земле»

Тема 3. Природа Земли (13 ч)



10

Развитие земной коры. Геологические эры



11

Земная кора на карте. Платформы и области складчатости. Практическая работа №3.Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом



12

Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые



13

Температура воздуха на разных широтах. Пояса освещённости. Изотермы. Тепловые пояса



14

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Пояса атмосферного давления. Распределение осадков



16

Общая циркуляция атмосферы. Воздушные массы. Ветры



16

Климатические пояса и области Земли



17

Океанические течения. Практическая работа №4. Описание течения Мирового океана



18

Реки и озёра Земли

2 чет


19

Учимся с «Полярной звездой». Поиск информации в Интернете



20

Растительный и животный мир Земли. Практическая работа №5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира



21

Почвы. Разнообразие почв. Зависимость типа почв от природной зоны



22

Обобщение по теме «Природа Земли»

Тема 4. Природные комплексы и регионы (6 ч)



23

Природные зоны Земли. Практическая работа № 6. Описание природных зон по карте



24

Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны



25

Атлантический и Индийский океаны.Практическая работа №7. Описание океана по плану



26

Материки как крупные природные комплексы Земли. Практическая работа №8. Сравнение географического положения материков



27

Деление Земли на части. Объединение мира



28

Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы»

Тема 5. Материки и страны (36 ч)



29-30

Африка: образ материка.



31

Африка в мире. Население Африки. Регионы Африки



32

Путешествие по Африке: от Касабланки до Триполи, Сахара, от Томбукту до Лагоса

3 чет


33

Путешествие по Африке: от Лагоса до озера Виктория, от озера Виктория до Индийского океана, из Танзании к мысу Доброй Надежды. Практическая работа № 9. Описание климатограмм



34

Египет: географическое положение, место в мире, население



35

Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».



36-37

Австралия: образ материка



38

Австралия: путешествие. Практическая работа №10: «Разработка туристического маршрута по Австралии».



39

Антарктида.



40

Южная Америка: образ материка.



41

Особенности климата Южной Америки.



42

Латинская Америка в мире.



43

Путешествие по Южной Америке: от Огненной Земли до Буэнос-Айреса, от Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро



44

Путешествие по Южной Америке: Амазония, Анды, от Лимы до Каракаса. Практическая работа №11: «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов».



45

Бразилия: место на карте, место в мире, население.



46-47

Северная Америка: образ материка.



48

Англо-Саксонская Америка



49

Путешествие по Северной Америке: острова Карибского моря, из Вест-Индии в Мехико, от Мехико до Лос-Анджелеса



50

Путешествие по Северной Америке: от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, от Сан-Франциско до Чикаго, от Чикаго до Нью-Йорка, от Ниагарского водопада вдоль реки Св. Лаврентия



51

Соединённые Штаты Америки. Практическая работа №12: «Составление характеристики США».

4 чет


52-53

Евразия. Особенности материка.



54

Климат Евразии. Климат Тульской области



55

Европа в мире.



56

Путешествие по Европе: от Исландии до Пиренейского полуострова, от Лиссабона до Мадрида, вдоль атлантического побережья Европы, от Амстердама до Стокгольма



57

Путешествие по Европе: от Стокгольма до Севастополя, долина Дуная, от Германии до Сицилии, от Мессины до Стамбула. Практическая работа №13: «Характеристика природных зон на маршруте путешествия».



58

Германия: место на карте, место в мире, население, немецкий образ жизни



59

Азия в мире.



60

Путешествие по Азии: от пролива Босфор до Мёртвого моря, от Мёртвого моря до Персидского залива, от Персидского залива до Ташкента



61

Путешествие по Азии: от Ташкента до Катманду, от Катманду до Бангкока, от Бангкока до Шанхая, от Шанхая до Владивостока



62

Китай: место в мире, место на карте, население



63

Индия: место в мире, место на карте, население



64

Практическая работа №14: «Описание страны материка Евразия».

Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 ч)



65-66

Глобальные проблемы. Демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы человечества, пути их решения.

Обобщающее повторение (2 ч)



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

5-6 класс

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)

2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)

3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)

4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)

5. Атлас 5-6 класс

7 класс

1. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)

2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)

3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)

4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)

5. Атлас 7 класс

8 класс

1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)

2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)

3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)

4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)

5. Атлас 8 класс

9 класс

1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)

2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)

3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)

4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)

5. Атлас 9 класс

6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.


Материально-техническое обеспечение:


- Компьютер.

-Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.