Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса, УМК Е.М. Домогацких «Русское слово» 34 в год, 1 час в неделю, на 2018- 2019 учебный год
Составила Денисова Екатерина Геннадиевна, учитель географии первой квалификационной категории
№п/п | Тема урока | Кол - во часов | Результаты | Сроки |
Личностные | метапредметные | предметные | По плану | По факту |
Раздел1. Наука география (2 часа) |
1. | Что такое география? | 1 | овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды | | |
2. | Методы географических исследований | 1 | осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека | определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени; уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | | |
Раздел 2. Земля и её изображение (5 часов) |
3. | От плоской Земли к земному шару. | 1 | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. | | |
4. | Форма, размеры и движение Земли. | 1 | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | | |
5. | Глобус и карта. | 1 | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. | | |
6. | Ориентирование на местности. | 1 | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Умение работать с измерительными приборами. | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. | | |
7. | Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение». | 1 | Понимание роли и значения географических знаний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. | | |
Тема: История географических открытий (14 часов) |
8. | По следам путешественников каменного века | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. | | |
9. | Путешественники древности | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. | | |
10. | Путешествия морских народов. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. | | |
11. | Первые европейцы на краю Азии. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. | | |
12. | Хождение за три моря. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию. | | |
13. | Морской путь в Индию. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий. | | |
14. | Открытие Америки. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
15. | Первое кругосветное плавание. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
16. | Открытие Южного материка. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
17. | Поиски Южной земли продолжаются. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
18. | Русские путешественники. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
19. | Вокруг света под русским флагом. | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
20. | Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий» | 1 | Понимание роли и значения географических знаний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий. | | |
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов) |
21. | Мировой океан и его части. | 1 | Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. | | |
22. | Значение Мирового океана для природы и человека. | 1 | Осознание роли Мирового океана для природы и человека. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны. | | |
23. | Путешествие по Евразии. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | | |
24. | Путешествие по Африке. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | | |
25. | Путешествие по Северной Америке. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства | | |
26. | Путешествие по Южной Америке. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства. | | |
27. | Путешествие по Австралии. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | | |
28. | Путешествие по Антарктиде. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | | |
29. | Путешествие по Антарктиде. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | | |
30. | Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля» | 1 | Понимание специфических черт природы и населения материков. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения материков. | | |
Тема: Природа Земли (4часа) |
31. | Что такое природа | 1 | Осознание роли природы в жизни человека. Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком. | | |
32. | Оболочки Земли | 1 | Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности географических оболочек. | | |
33. | Оболочки Земли. | 1 | Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности географических оболочек. | | |
34. | Урок обобщения и контроля за курс 5 класса. | 1 | Понимание специфических черт природы и населения материков. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения материков. | | |