Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать/уметь:
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешения красок и получения составных цветов;
- начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве;
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисть;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;
- стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;
- передавать в тематических рисунках пространство;
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приёмы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).
Содержание учебного предмета 1 класс (33 ч)
Ты учишься изображать (9 ч)
Введение в предмет.
Все дети любят рисовать
Изображения всюду вокруг нас
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения.
Мастер Изображения учит видеть
Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Разноцветные краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь (8 ч)
Мир полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.
Красоту нужно уметь замечать
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Цветы
Цветы — украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых
деталей.
Узоры на крыльях
Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Красивые рыбы
Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Украшения птиц
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?
Узоры, которые создали люди
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних украшений, головных уборов. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь (10 ч)
Постройки в нашей жизни
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком.
Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.
Дома бывают разными
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. Д.) и разнообразие их форм.
Сказочные дома
Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Домики, которые построила природа
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. П.), их формы и конструкции.
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.
Дом снаружи и внутри
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Строим город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Всё имеет своё строение
Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. Е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Строим вещи
Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Прогулка по родному городу или селу. Рассматривание улиц с позиции творчества Мастера Постройки. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе
Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера всегда взаимодействуют: они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).
Праздник птиц
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.
Разноцветные жуки
Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. Д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. Конструирование и украшение божьих коровок, жучков, стрекоз, бабочек).
Сказочная страна
Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Времена года
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.
Здравствуй, лето!
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Ты учишься изображать | 9 ч |
2 | Ты украшаешь | 8 ч |
3 | Ты строишь | 10 ч |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 ч |
| Итого | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | План | Факт |
| Ты учишься изображать (9 ч) | | | |
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать | | | |
2 | Изображения всюду вокруг нас | | | |
3 | Мастер Изображения учит видеть | | | |
4 | Изображать можно пятном | | | |
5 | Изображать можно в объеме | | | |
6 | Изображать можно линией | | | |
7 | Изображать можно то, что невидимо | | | |
8 | Разноцветные краски | | | |
9 | Художник и зрители | | | |
| Ты украшаешь (8 ч) | | | |
10 | Мир полон украшений | | | |
11 | Красоту нужно уметь замечать | | | |
12 | Цветы | | | |
13 | Узор на крыльях | | | |
14 | Красивые рыбы | | | |
15 | Украшения | | | |
16 | Узоры, которые создали люди | | | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | | | |
| Ты строишь (10 ч) | | | |
18 | Постройки в нашей жизни | | | |
19 | Дома бывают разными | | | |
20 | Сказочные дома | | | |
21 | Домики, которые построила природа | | | |
22 | Дом снаружи и внутри | | | |
23 | Строим город | | | |
24 | Все имеет свое строение | | | |
25 | Строим | | | |
26 | Город, в котором мы живем (экскурсия) | | | |
27 | Город, в котором мы живём (обобщение темы) | | | |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) | | | |
28 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | | | |
29 | Праздник птиц | | | |
30 | Разноцветные жуки | | | |
31 | Сказочная страна. Создание панно | | | |
32 | Времена года | | | |
33 | Здравствуй, лето! | | | |
18