Календарно - тематическое планирование по Литературному чтению, 4 класс
№п/п | Тема урока | Программа воспитания | Количество часов |
1 четверть (27 часов) | |
Летописи, былины, жития (8 часов) |
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа | | 1 |
2 | «И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | Мы помним тебя, Беслан. | 1 |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | | 1 |
4 | «Ильины три поездочки». Сравнение текста летописи и исторических источников. | | 1 |
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | | 1 |
6 | «Житие Сергия Радонежского». Тест №1 | | 1 |
7 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | Экскурсия в исторический парк «Россия моя история» | 1 |
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | | 1 |
Чудесный мир классики (19 часов) |
9 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Характеристика героя. | | 1 |
10 | П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. | | 1 |
11 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. (РК) Красна сказка складом, а песня ладом | | 1 |
12 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | | 1 |
13 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!». Авторское отношение к изображаемому. | День листопада. | 1 |
14 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. | | 1 |
15 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним | | 1 |
16 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | | 1 |
17 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. | | 1 |
18 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. | | 1 |
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | | 1 |
20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | | 1 |
21 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | | 1 |
22 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя. | | 1 |
23 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. | Мы- один народ! У нас- одна держава. | 1 |
24 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. | | 1 |
25 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. Тест №2 | | 1 |
26 | А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения | | 1 |
27 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 (РК) Тюменский драматург Зот Тоболкин. | | 1 |
2 четверть (21 час) |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. | Конкурс чтецов «Мы о России будем говорить» | 1 |
2 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. | | 1 |
3 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». Передача настроения и чувства в стихотворении. | | 1 |
4 | Ритм стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка». | | 1 |
5 | Изменение картин природы в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями...». | | 1 |
6 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» Выразительное чтение. | День матери | 1 |
7 | Картина осени в стихах И.А. Бунина «Листопад». Тест № 3 (РК) Учимся у поэтов видеть красоту родного края. Стихи В.И. Белого, А.А. Гришина, И.Г. Истомина | | 1 |
8 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 2 | | 1 |
Литературные сказки (10 часов) |
9 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности литературной сказки. Заглавие и главные герои литературной сказки. | | 1 |
10 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. | | 1 |
11 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. | | 1 |
12 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения. | | 1 |
13 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | | 1 |
14 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | | 1 |
15 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. | | 1 |
16 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. | | 1 |
17 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Диагностическая работа (РК) Очерки о Тюменском крае Л.Г. Заворотчевой, А.К. Омельчука. | | 1 |
18 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа №3 | | 1 |
Делу время – потехе час (8 часов) |
19 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл, жанр произведения. | | 1 |
20 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | | 1 |
21 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. | | 1 |
3 четверть (30 часов) | | |
1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. | | 1 |
2 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. | | 1 |
3 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | | 1 |
4 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | | 1 |
5 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 (РК) Чтение произведений о детях писателей Тюменской области. | | 1 |
Страна детства (7 часов) |
6 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | | 1 |
7 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | | 1 |
8 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | | 1 |
9 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Герои произведения. | | 1 |
10 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения. | | 1 |
11 | М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Тест № 4 | | 1 |
12 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа № 5 | | 1 |
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
13 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | | 1 |
14 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. | | 1 |
15 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» Тема детства в произведениях М. Цветаевой. | | 1 |
16 | М.И. Цветаева «Наши царства» Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. | | 1 |
17 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс чтецов. Контрольная работа № 6 | | 1 |
Природа и мы (12 часов) |
18 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. | | 1 |
19 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | | 1 |
20 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | | 1 |
21 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | | 1 |
22 | М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | | 1 |
23 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | | 1 |
24 | Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. | | 1 |
25 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | | 1 |
26 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана | | 1 |
27 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ. Тест № 5(РК) Очерки о Тюменском крае Л.Г. Заворотчевой, А.К. Омельчука. | | 1 |
28 | Проект «Природа и мы» | | 1 |
29 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа № 7 | | 1 |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
30 | Картины осени в лирическом произведении Б.Л. Пастернака «Золотая осень» | | 1 |
4 четверть (24 часа) | | |
1 | Картины весны в произведении С.А. Клычкова «Весна в лесу». | Мини – экспедиция «Раз травинка, два травинка». | 1 |
2 | Картины летав произведении Д.Б. Кедрина «Бабье лето». | | 1 |
3 | Изображение природы в сентябре в лирическом произведении Н.М. Рубцова «Сентябрь». Средства художественной выразительности. | | 1 |
4 | Мотивы народного творчества в авторском произведении С.А. Есенина «Лебедушка» Проверка навыка чтения | | 1 |
5 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8 | | 1 |
Родина (5 часов) |
6 | Образ Родины в поэтическом тексте. И.С. Никитина «Русь». Ритм стихотворения. | | 1 |
7 | Авторское отношение к изображаемому в произведении С.Д. Дрожжина «Родине» | | 1 |
8 | Тема стихотворения А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». Авторское отношение к изображаемому. | | 1 |
9 | Проект: «Они защищали Родину». (РК) Тюменские писатели о войне. | Акция «Ветеран живёт рядом». | 1 |
10 | Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Контрольная работа № 9 | | 1 |
Страна Фантазия (5 часов) |
11 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | | 1 |
12 | Необычные герои фантастического рассказа Е. С. Велтистова «Приключения Электроника» | | 1 |
13 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | | 1 |
14 | Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва «Путешествие Алисы» и Е. С. Велтистова «Приключения Электроника» | | 1 |
15 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа № 10. (РК) Стихи и рассказы «Путешествие по Тюменской области». | | 1 |
Зарубежная литература (9 часов) |
16 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | | 1 |
17 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | | 1 |
18 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» - авторская сказка. Характер героев сказки. | | 1 |
19 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Развитие сюжета в зарубежной литературе. | | 1 |
20 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | | 1 |
21 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Проверка навыка чтения | | 1 |
22 | Итоговая диагностическая работа | | 1 |
23 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Святое Писание. | | 1 |
24 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». (РК) Любимые произведения тюменских писателей. | | 1 |