Календарно - тематическое планирование по Литературному чтению, 3 класс
№ п/п | Количество часов | Тема урока | Программа воспитания |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | 1 | Рукописные книги Древней Руси. | |
3 | 1 | Первопечатник Иван Фёдоров. | |
4 | 1 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | |
5 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1 по теме «Самое великое чудо на свете». | |
Устное народное творчество (14 часов) |
6 | 1 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. | Экскурсия на экологическую тропу. |
7 | 1 | Шуточные народные песни. | |
8 | 1 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |
9 | 1 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | |
10 | 1 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | |
11 | 1 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | |
12 | 1 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Деление текста на части Составление плана сказки | |
13 | 1 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | |
14 | 1 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Сравнение художественного текста и произведения живописи. | |
15 | 1 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |
16 | 1 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки | |
17 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | |
18 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Тест №2 по теме «Устное народное творчество» | Тематический праздник «День мира» |
19 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
20 | 1 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | |
21 | 1 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | |
22 | 1 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | День листопада. |
23 | 1 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Картины природы. Выразительное чтение стихотворения. | |
24 | 1 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | |
25 | 1 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». Подвижные картины природы | |
26 | 1 | И.С. Никитин «Встреча зимы». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |
27 | 1 | И.З. Суриков «Детство». | |
28 | 1 | И.З. Суриков «Зима». Эпитеты —слова, рисующие картины природы Тест №3 по теме Поэтическая тетрадь 1, ч.1» | |
29 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1. | |
30 | 1 | Первый снег. Олицетворение как приём создания картины природы. (РК) Произведения писателя – краеведа Захарова А.П. | |
Великие русские писатели (24 часа) |
31 | 1 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | |
32 | 1 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Знакомство с названием раздела. | Конкурс чтецов «Мы о России будем говорить» |
33 | 1 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. | |
34 | 1 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | |
35 | 1 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | |
36 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Тема сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. | |
37 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». События сказочного текста. Герои литературной сказки | |
38 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение народной и литературной сказок. | |
39 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки. (РК) Сказки писателя – краеведа Захарова А.П. Тест№4 по теме «Великие русские писатели» (А.С. Пушкин). | |
40 | 1 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове | |
41 | 1 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. | |
42 | 1 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». Инсценирование басни. | |
43 | 1 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | |
44 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
45 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. | |
46 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. | Учимся слушать музыку |
47 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. Тест №5 по теме «Великие русские писатели» (И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов). | |
48 | 1 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | |
49 | 1 | Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | |
50 | 1 | Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана. | |
51 | 1 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). | |
52 | 1 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Текст- рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания | |
53 | 1 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Тест №6 по теме «Великие русские писатели» (Л.Н.Толстой) | |
54 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Контрольная работа № 2.(РК) Рассказы и повести для детей Крапивина В.П. | |
Поэтическая тетрадь2 ч1. (7 ч) |
55 | 1 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» Стихотворения о природе. Картины природы | |
56 | 1 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Настроение стихотворений. Средства художественной выразительности. | |
57 | 1 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Повествовательное произведение в стихах Авторское отношение к герою. | |
58 | 1 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. | |
59 | 1 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Тест №7 по теме «Поэтическая тетрадь2 ч.1». | |
60 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2,ч.1». Контрольная работа №3. | |
Литературные сказки (8 часов) | |
61 | 1 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | |
62 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | |
63 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. | |
64 | 1 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказок. Характеристика героев сказок. | |
65 | 1 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | |
66 | 1 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки | |
67 | 1 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки Тест №8 по теме «Литературные сказки» | |
68 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа №5. | |
Были-небылицы (10 часов) |
69 | 1 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. | |
70 | 1 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. . | |
71 | 1 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | |
72 | 1 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. | |
73 | 1 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». (РК) Рассказы и повести для детей Крапивина | |
74 | 1 | А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения | |
75 | 1 | А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана | |
76 | 1 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ | |
77 | 1 | А.И. Куприн «Слон». Тест №9 по теме «Были-небылицыв». | |
78 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 6. | |
Поэтическая тетрадь 1, ч.2 (6 часов) |
79 | 1 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | |
80 | 1 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». Авторское отношение к изображаемому. | |
81 | 1 | А.А. Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | |
82 | 1 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». Средства художественной выразительности для создания образа. | |
83 | 1 | С.А. Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Тест №10 по теме «Поэтическая тетрадь 1, ч.2.» | |
84 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа №7. (РК) Произведения писателя А.И. Васильева. | |
Люби живое (16 часов) |
85 | 1 | М.М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок — «входная дверь» в текст. ». Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. (из воспоминаний). | |
86 | 1 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения | |
87 | 1 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек —главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | |
88 | 1 | В.И. Белов «Малька провинилась. Озаглавливание текста. | |
89 | 1 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа | |
90 | 1 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | |
91 | 1 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | |
92 | 1 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | |
93 | 1 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | |
94 | 1 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | |
95 | 1 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. | |
96 | 1 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. | |
97 | 1 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | |
98 | 1 | В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | |
99 | 1 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. (РК) Произведения писателя А.И. Васильева. Тест №11 по теме «Люби живое». | |
100 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа №8. (РК) Тема Великой Отечественной войны в произведениях тюменского писателя Кукарского А.С. | Урок счастья |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
101 | 1 | С.Я. Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения. | |
102 | 1 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение. | |
103 | 1 | А.Л. Барто «Разлука» Выразительное чтение | |
104 | 1 | А.Л. Барто «В театре». Выразительное чтение | |
105 | 1 | С.В. Михалков «Если». Выразительное чтение | |
106 | 1 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение | |
107 | 1 | Проект: «Праздник поэзии» Тест № 13 по теме «Поэтическая тетрадь 2». | Мини – экспедиция «Раз травинка, два травинка» |
108 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №4. Тема Великой Отечественной войны в произведениях тюменского писателя А.Е. Шестакова | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) |
109 | 1 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | |
110 | 1 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев | |
111 | 1 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. Тема Великой Отечественной войны в произведениях тюменского писателя Шестакова А.Е. | |
112 | 1 | А.П. Платонов «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев | |
113 | 1 | А.П. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям. Тема Великой Отечественной войны в произведениях тюменского писателя Шамсутдинова Н.М. | |
114 | 1 | М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. | |
115 | 1 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. | |
116 | 1 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | |
117 | 1 | Н.Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | |
118 | 1 | Н.Н. Носов «Телефон». Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. | |
119 | 1 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». Тест №14 по теме «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | |
120 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 10. | |
По страницам детских журналов (8 часов) |
121 | 1 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | |
122 | 1 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию | |
123 | 1 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Пересказ. | |
124 | 1 | Г.Б. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов | |
125 | 1 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. | |
126 | 1 | Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | |
127 | 1 | Создание сборника добрых советов. Тест №15 по теме «По страницам детских журналов». | |
128 | 1 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Итоговая контрольная работа. | |
Зарубежная литература (8 часов) |
129 | 1 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | |
130 | 1 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | |
131 | 1 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | |
132 | 1 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Проверка техники чтения. | |
133 | 1 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | |
134 | 1 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Тест № 16 по теме «Зарубежная литература». | |
135 | 1 | Я люблю читать. | |
136 | 1 | Я люблю читать. | |