№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД |
1 | 2.09 | Россия – наша Родина Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – много- национальное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | 1 | Познакомить с общественными нормами нравственности и морали. способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | Показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. | Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
2-4 | 9.09 16.09 23.09 | Этика и этикет Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование.Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика | 3 | следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). | способствовать развитию готовности слушать собеседника способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу | Регулятивные: определение отработки терминов и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы. Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета. |
5-6 | 30.09 7.10 | Вежливость Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга | 2 | уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения | осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; | способствовать развитию готовности слушать собеседника способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд. |
7-8 | 14.10 21.10 | Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бес- корыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты | 2 | выявлять элементы обще- человеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благо- желательность, бездушие. | | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
9-10 | 28.10 28.10 | Дружба и порядочность Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие,понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках,произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе | 2 | выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с понима- нием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культур- ных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, по- рядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, спра- ведливость, ответственность. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения. |
11-12 | | Честность и искренность Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов | 2 |
сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои по- ступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репу- тация, закон. | | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
13-14 | | Гордость и гордыня Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России | 2 | проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуваже- ние, человечность, скромность, тщеславие. | мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
15-16 | | Обычаи и обряды русского народа Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Осо- бенности бракосочетания в совре- менной России | 2 | | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание | Понимать и сопереживать чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
17-18 | | Терпение и труд Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника | 2 | заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | - Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. | Понимать и сопереживать чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
19-20 | | Семья Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия-наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи | 2 | проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фа- милия, христианство, христиане. | способствовать формированию понимания, что семья - основа моральных устоев человека, уметь объяснить происхождение слова семья, род. | Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа |
21-22 | | Семейные традиции Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание | 2 | поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обо- сновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочи- нение | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. | способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей мотивировать учащихся на личностный выбор | Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа |
23-24 | | Сердце матери Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – не- раздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким | 2 | проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение | способствовать формированию умения слушать и вести диалог формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
25-27 | | Правила твоей жизни Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им | 3 | выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, чест- ность, равнодушие, сочувствие, вежливость | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе. | Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа |
28-30 | | Праздники народов. России Христианские праздники. Проис- хождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести | 3 | соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христи- анство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести | выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе. |
31-33 | | Защитники Отечества 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Роди- ны с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет | 2 | определять значение красных дат календаря; планировать и кон- тролируют учебные действия, оформляют и представляют ре- зультаты труда, оценивают свою деятельность | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. подготовить сообщение о патриотах России; | уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; | Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа |
33-34 | | Подведение итогов Основные знания и умения по этике и этикету | 2 | отвечают на вопросы, соотносят определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполняют тестовые задания | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. | | Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд |