СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование по русскому языку "Школа России" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование по русскому языку "Школа России" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Беляевская средняя общеобразовательная школа»

















Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

на 2019-2020 учебный год

учителя начальных классов

Свиридовой Инны Николаевны

3-г класс УМК «Школа России»
























Беляевка 2019

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

а) Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

•Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

•осознание своей этнической и национальной принадлежности;

•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

•развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

б) Метапредметные результаты

Регулятивные

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные

•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; •использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; •осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

•осуществлять синтез как составление целого из частей;

•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

в)Предметные результаты

•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения; •представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

•понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

•овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•знакомиться с жанрами объявления, письма;

•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; •применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

соблюдать нормы русского языка в собственной речи и о ценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; •иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; •наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

оценивать уместность использования слов в тексте;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

•выделять нулевое окончание;

•подбирать слова с заданной морфемой;

•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени); •распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; •наблюдать за словообразованием частей речи;

замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

выделять в предложении основу и словосочетания;

находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

•непроизносимые согласные;

•разделительный твёрдый знак (ъ);

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•безударные родовые окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

2. Содержание учебного предмета «Русский язык:

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.

Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний  имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами.  Проводятся упражнения в правописании гласных  и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля

Наша речь и наш язык (2ч.) Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаков.

Текст (1ч.) Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

Предложение (5 ч.) Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении.

Словосочетание (2ч.)

Лексическое значение слова (3ч.) Что такое лексическое значение слова? Упражнение в распознавании лексических групп  cлов в речи. Омонимы. Слово и словосочетание. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Подробное изложение с языковым анализом текста.

Слово и словосочетание (3ч.)

Части речи (61 ч.) Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное как часть речи.

Однокоренные слова (1 ч.) Однокоренные слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (6 ч.) Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание безударных гласных в корне слов  и гласных после шипящих. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком в корне. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком и с другими изученными орфограммами. Упражнение в развитии связной речи.

Состав слова (27 ч.)  Корень слова (3ч.) Однокоренные слова. Корень. Упражнение в написании корня в однокоренных  словах. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Диктант. Работа над ошибками. Сложные слова.

Формы слова. Окончание. (4ч.) Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. Обобщение знаний о корне и об окончании как

о значимых частях слова. Составление предложений и текста.

Приставка (3ч.) Приставка (общее понятие). Приставка — значимая часть слова. Обобщение знаний о роли приставок в слове.

Суффикс (3ч.) Суффикс (общее понятие). Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Основа слова (1ч)

Обобщение и систематизация знаний о составе слова (4 ч.) Упражнение в разборе слов по составу. Подробное изложение на основе зрительного восприятия и языкового анализа повествовательного текста.

Правописание частей слова (23 ч.): Общее представление о правописании частей слова.

-Правописание безударных гласных в корне слова (4ч.) Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Наблюдение над словами с буквосочетаниями_ере__оро__оло_.

-Правописание слов с глухими и звонкими согласными (4 ч.) Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку.

-Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (4ч.) Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Сопоставление правил о правописании корня.

Правописание слов с удвоенными согласные (3 ч.) Двойные согласные. Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».

Правописание суффиксов и приставок (4ч.) Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов _-ик,_-ек. Упражнение в правописании суффиксов. Правописание слов с приставками. Упражнение в правописании значимых частей слова.

Правописание приставок и предлогов (3 ч.) Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.

Разделительный твердый знак (ъ) (6 ч.) Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Упражнение в правописании слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Обучение составлению объявления.

Части речи. (61 ч)

Имя существительное (27 ч.): Понятие об имени существительном как части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Обучающее подробное изложение повествовательного текста Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (2 ч.) Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Упражнение по развитию связной речи. Род имен существительных (2 ч.) Определение рода имен существительных в косвенных падежах. Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Подробное изложение повествовательного текста (учебник, упр. 53).

Падеж имен существительных (11 ч.) Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Упражнение в склонении и в определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Сочинение по сюжетным рисункам. Именительный падеж имен существительных. Родительный падеж имен существительных. Дательный падеж имен существительных. Винительный падеж имен существительных. Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных. Творительный падеж имен существительных. Предложный падеж имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста. Обобщение знаний о падежах имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных (4ч.). Сочинение по репродукции картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень».

Имя прилагательное (15 ч.): Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных. Художественное и научное описание (общее знакомство). Составление научного (или художественного) текста-описания растения. Род имен прилагательных (3 ч.) Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Число и род имен прилагательных (3 ч.) Изменение имен прилагательных по числам. Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера. Падеж имен прилагательных 9 ч.) Изменение имен прилагательных по падежам (общее представление). Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.  Обобщение знаний об имени прилагательном (5 ч.). Сочинение по репродукции картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Составление пригласительного письма.

Местоимение (4 ч.) Личные местоимения (общее представление). Личные местоимения третьего лица. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление с особенностями текста - письма.

Глагол ( 14 ч.): Понятие о глаголе как части речи. Упражнение в определении лексического значения глагола. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Составление рассказа по сюжетным рисункам. Неопределенная форма глагола (2 ч.)Глаголы в неопределенной форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. Число глаголов (2 ч.) Изменение глаголов по числам. Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. Времена глаголов (5 ч.) Упражнение в определении времени глагола. Текст - рассуждение. Изменение глаголов по временам. Подробное изложение повествовательного текста. Род глаголов в прошедшем времени (2 ч.) Изменение глаголов прошедшего времени по родам.   Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. Правописание  частицы не с глаголами (2 ч.) Частица не с глаголами.

Обобщение знаний о глаголе (4 ч.) Подробное изложение повествовательного текста.  Составление текста по рисунку.

 Итоговое повторение (15 ч.) Части речи. Подробное изложение повествовательного  текста. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Правописание слов с изученными орфограммами. Однокоренные слова. Упражнение в развитии устной и письменной речи. Повторение и обобщение  изученного материала за 3 –й класс.

3. Тематическое планирование предмета «Русский язык»



Раздел


Кол.

часов

Из них

Списывание

Развитие речи

Проверочные

работы

Диктанты

Проекты

1.Язык и речь.

2






2.Текст. Предложение.Словосочетание

11


1


1


3. Слово в языке и речи

18


2



1.«Рассказ о слове»

4.Состав слова.

14

1

4


4

2.«Семья слов»

3.«Составляем «Орфографический словарь»

5.Правописание частей слова

23

1

2


2

4.«Тайна имени»

5.«Зимняя страничка»

6.Части речи

61


2


1

6.«Имена прилагательные в загадках»

7.Повторение

7

1


1

1


Итого:

136


3

1

1




3

14

2

10

6























Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема урока

план

факт

Кор-рек-ция

Язык и речь

1

03.09

03.09


Наша речь. Виды речи

2

04.09

04.09


Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч.)

3

05.09

05.09


Текст .Типы текстов.

4

09.09

09.09


Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

5

10.09

10.09


Виды предложений по интонации.

6

11.09

11.09


Обращение. Предложения с обращением .

7,8

12.09

16.09



Главные и второстепенные члены предложения

9,

10

17.09

18.09



Простое и сложное предложения

11

19.09



Входная контрольная работа

12

13

23.09

24.09



Словосочетание

Слово в языке и речи (18ч.)

14

25.09



Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

15

26.09



Синонимы, антонимы

16

30.09



Омонимы

17

01.10



Слово и словосочетание.

18

02.10



Фразеологизмы

19

03.10



Подробное изложение с языковым анализом текста.

20

07.10



Части речи.

21

08.10



Имя существительное.

22

09.10



Имя прилагательное.

23

10.10



Глагол

24

14.10



Имя числительное (общее представление).

25

15.10



Однокоренные слова

26

16.10



Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

27

17.10



Звуки и буквы. Гласные звуки

28

21.10



Звуки и буквы. Согласные звуки.

29

22.10



Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак (ь).

30

23.10



Урок развития речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Учебник: упр. 128, 129, рубрика «Проверь себя», задание 7, с. 71

31

24.10



Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»

Состав слова (14ч.)

32

05.11



Что такое корень слова? Однокоренные слова.

33

06.11



Сложные слова.

34

07.11



Формы слова. Окончание.

35

11.11



Нулевое окончание.

36

12.11



Что такое приставка?

37

13.11



Значение приставок.

38

14.11



Что такое суффикс?

39

18.11



Значение суффиксов

40

19.11



Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Учебник: упр. 177—179. РТ: упр. 121, 122, 124

41

20.11



Что такое основа слова?

42

21.11



Обобщение изученного

43

25.11



Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

44

26.11



Подробное изложение повествовательного текста. Учебник: упр. 190, 191

45

27.11



Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

Правописание частей слова (23 ч.)

46

28.11



В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.

47,48

02.12

03.12



Правописание слов с безударными гласными в корне.

49,50

04.12

05.12



Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

51

09.12



Обучающее изложение

52,53

10.12

11.12



Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

54,55

12.12

16.12



Правописание слов с удвоенными согласными.

56

17.12



Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Учебник: упр. 238

58

59

60

18.12

19.12

23.12



Правописание суффиксов и приставок.

61

62

24.12

25.12



Правописание приставок и предлогов в словах.

63

26.12



Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

64

13.01



Работа над ошибками

65

14.01



Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

66

67

15.01

16.01



Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

68

20.01



Обобщение изученных правил письма. Проект «Составляем «Орфографический словарь»

Части речи (61 ч.)

69

21.01



Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

Имя существительное (27 ч.)

70

71

21.01

22.01



Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

72

23.01



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

73

27.01



Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 20, 21

74

28.01



Собственные и нарицательные имена существительные.

75

29.01



Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»

76

77

30.01

03.02



Число имён существительных

78

79

04.02

05.02



Род имён существительных

80

81

06.02

10.02



Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных

82

11.02



Обучающее изложение. Учебник: упр. 62, 63

83

12.02



Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

84

13.02



Склонение имён существительных

85

17.02



Падеж имен существительных

86

18.02



Именительный падеж имён существительных.

87

19.02



Родительный падеж имён существительных.

88

20.02



Дательный падеж имён существительных.

89

25.02



Винительный падеж имён существительных.

90

26.02



Творительный падеж имён существительных.

91

27.02



Предложный падеж имён существительных.

92

02.03



Подробное изложение текста повествовательного типа. Учебник: упр. 101

93

03.03



Обобщение знаний об имени существительном.

Проект «Зимняя страничка».

94

04.03



Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

95

05.03



Сочинение по картине К.Ф. Юона .Конец зимы. Полдень.

Имя прилагательное (15 ч.)

96

97

10.03

11.03



Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

98

12.03



Роль имён прилагательных в тексте

99

16.03



Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

100


17.03




Текст-описание. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

101

102

103

18.03

19.03

01.04



Изменение имён прилагательных по родам

104

105

02.04

06.04



Число имён прилагательных.

106

107

07.04

08.04



Падеж имён прилагательных

108

09.04



Обобщение знаний об имени прилагательном.

109

13.04



Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном.

110

14.04



Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Учебник: упр. 154, 155

111

15.04



Контрольный диктант (с грамматическим заданием).


112

16.04



Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение (3 ч.)

113

20.04



Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

114

21.04



Род местоимений 3-го лица единственного числа.

115

22.04



Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

Глагол (14 ч.)

116

117

23.04

27.04



Значение и употребление глаголов в речи.

118

119

28.04

29.04



Начальная (неопределённая) форма глагола

120

30.04



Число глаголов

121

30.04



Времена глаголов

122

05.05



Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах.

123

124

06.05

07.05



Изменение глаголов по временам

125

11.05



Род глаголов прошедшего времени

126

12.05



Правописание частицы не с глаголами.

127

128

13.05

14.05



Обобщение знаний о глаголе.

129

18.05



Контрольный диктант

Повторение (7 ч.)

130

19.05



Части речи.

131

20.05



Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное.

132

21.05



Имя числительное. Имя существительное.

133

25.05



Правописание слов с изученными орфограммами.

134

135

26.05

27.05



Однокоренные слова.

136

28.05



Правописание слов с изученными орфограммами.




Проверил: заместитель директора школы по УВР __________Л.В. Рываева