Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Беляевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
на 2019-2020 учебный год
учителя начальных классов
Свиридовой Инны Николаевны
3-г класс УМК «Школа России»
Беляевка 2019
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
а) Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
•Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
•осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
•развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
б) Метапредметные результаты
Регулятивные
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; •использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; •осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
в)Предметные результаты
•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения; •представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
•понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
•овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; •применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и о ценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; •иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; •наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени); •распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; •наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. Содержание учебного предмета «Русский язык:
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля
Наша речь и наш язык (2ч.) Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаков.
Текст (1ч.) Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
Предложение (5 ч.) Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении.
Словосочетание (2ч.)
Лексическое значение слова (3ч.) Что такое лексическое значение слова? Упражнение в распознавании лексических групп cлов в речи. Омонимы. Слово и словосочетание. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Подробное изложение с языковым анализом текста.
Слово и словосочетание (3ч.)
Части речи (61 ч.) Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное как часть речи.
Однокоренные слова (1 ч.) Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (6 ч.) Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком в корне. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком и с другими изученными орфограммами. Упражнение в развитии связной речи.
Состав слова (27 ч.) Корень слова (3ч.) Однокоренные слова. Корень. Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Диктант. Работа над ошибками. Сложные слова.
Формы слова. Окончание. (4ч.) Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. Обобщение знаний о корне и об окончании как
о значимых частях слова. Составление предложений и текста.
Приставка (3ч.) Приставка (общее понятие). Приставка — значимая часть слова. Обобщение знаний о роли приставок в слове.
Суффикс (3ч.) Суффикс (общее понятие). Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Основа слова (1ч)
Обобщение и систематизация знаний о составе слова (4 ч.) Упражнение в разборе слов по составу. Подробное изложение на основе зрительного восприятия и языкового анализа повествовательного текста.
Правописание частей слова (23 ч.): Общее представление о правописании частей слова.
-Правописание безударных гласных в корне слова (4ч.) Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Наблюдение над словами с буквосочетаниями_ере_, _оро_, _оло_.
-Правописание слов с глухими и звонкими согласными (4 ч.) Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку.
-Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (4ч.) Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Сопоставление правил о правописании корня.
Правописание слов с удвоенными согласные (3 ч.) Двойные согласные. Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок (4ч.) Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов _-ик,_-ек. Упражнение в правописании суффиксов. Правописание слов с приставками. Упражнение в правописании значимых частей слова.
Правописание приставок и предлогов (3 ч.) Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.
Разделительный твердый знак (ъ) (6 ч.) Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Упражнение в правописании слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Обучение составлению объявления.
Части речи. (61 ч)
Имя существительное (27 ч.): Понятие об имени существительном как части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Обучающее подробное изложение повествовательного текста Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (2 ч.) Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Упражнение по развитию связной речи. Род имен существительных (2 ч.) Определение рода имен существительных в косвенных падежах. Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Подробное изложение повествовательного текста (учебник, упр. 53).
Падеж имен существительных (11 ч.) Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Упражнение в склонении и в определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Сочинение по сюжетным рисункам. Именительный падеж имен существительных. Родительный падеж имен существительных. Дательный падеж имен существительных. Винительный падеж имен существительных. Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных. Творительный падеж имен существительных. Предложный падеж имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста. Обобщение знаний о падежах имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных (4ч.). Сочинение по репродукции картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень».
Имя прилагательное (15 ч.): Понятие об имени прилагательном как части речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных. Художественное и научное описание (общее знакомство). Составление научного (или художественного) текста-описания растения. Род имен прилагательных (3 ч.) Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Число и род имен прилагательных (3 ч.) Изменение имен прилагательных по числам. Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера. Падеж имен прилагательных 9 ч.) Изменение имен прилагательных по падежам (общее представление). Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Обобщение знаний об имени прилагательном (5 ч.). Сочинение по репродукции картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Составление пригласительного письма.
Местоимение (4 ч.) Личные местоимения (общее представление). Личные местоимения третьего лица. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление с особенностями текста - письма.
Глагол ( 14 ч.): Понятие о глаголе как части речи. Упражнение в определении лексического значения глагола. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Составление рассказа по сюжетным рисункам. Неопределенная форма глагола (2 ч.)Глаголы в неопределенной форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. Число глаголов (2 ч.) Изменение глаголов по числам. Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. Времена глаголов (5 ч.) Упражнение в определении времени глагола. Текст - рассуждение. Изменение глаголов по временам. Подробное изложение повествовательного текста. Род глаголов в прошедшем времени (2 ч.) Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. Правописание частицы не с глаголами (2 ч.) Частица не с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе (4 ч.) Подробное изложение повествовательного текста. Составление текста по рисунку.
Итоговое повторение (15 ч.) Части речи. Подробное изложение повествовательного текста. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Правописание слов с изученными орфограммами. Однокоренные слова. Упражнение в развитии устной и письменной речи. Повторение и обобщение изученного материала за 3 –й класс.
3. Тематическое планирование предмета «Русский язык»
Раздел | Кол. часов | Из них |
Списывание | Развитие речи | Проверочные работы | Диктанты | Проекты |
1.Язык и речь. | 2 | | | | | |
2.Текст. Предложение.Словосочетание | 11 | | 1 | | 1 | |
3. Слово в языке и речи | 18 | | 2 | | | 1.«Рассказ о слове» |
4.Состав слова. | 14 | 1 | 4 | | 4 | 2.«Семья слов» 3.«Составляем «Орфографический словарь» |
5.Правописание частей слова | 23 | 1 | 2 | | 2 | 4.«Тайна имени» 5.«Зимняя страничка» |
6.Части речи | 61 | | 2 | | 1 | 6.«Имена прилагательные в загадках» |
7.Повторение | 7 | 1 | | 1 | 1 | |
Итого: | 136 | | 3 | 1 | 1 | |
| | 3 | 14 | 2 | 10 | 6 |
| | | | | | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока |
план | факт | Кор-рек-ция |
Язык и речь |
1 | 03.09 | 03.09 | | Наша речь. Виды речи |
2 | 04.09 | 04.09 | | Наш язык |
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч.) |
3 | 05.09 | 05.09 | | Текст .Типы текстов. |
4 | 09.09 | 09.09 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. |
5 | 10.09 | 10.09 | | Виды предложений по интонации. |
6 | 11.09 | 11.09 | | Обращение. Предложения с обращением . |
7,8 | 12.09 16.09 | | | Главные и второстепенные члены предложения |
9, 10 | 17.09 18.09 | | | Простое и сложное предложения |
11 | 19.09 | | | Входная контрольная работа |
12 13 | 23.09 24.09 | | | Словосочетание |
Слово в языке и речи (18ч.) |
14 | 25.09 | | | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова |
15 | 26.09 | | | Синонимы, антонимы |
16 | 30.09 | | | Омонимы |
17 | 01.10 | | | Слово и словосочетание. |
18 | 02.10 | | | Фразеологизмы |
19 | 03.10 | | | Подробное изложение с языковым анализом текста. |
20 | 07.10 | | | Части речи. |
21 | 08.10 | | | Имя существительное. |
22 | 09.10 | | | Имя прилагательное. |
23 | 10.10 | | | Глагол |
24 | 14.10 | | | Имя числительное (общее представление). |
25 | 15.10 | | | Однокоренные слова |
26 | 16.10 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) |
27 | 17.10 | | | Звуки и буквы. Гласные звуки |
28 | 21.10 | | | Звуки и буквы. Согласные звуки. |
29 | 22.10 | | | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак (ь). |
30 | 23.10 | | | Урок развития речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Учебник: упр. 128, 129, рубрика «Проверь себя», задание 7, с. 71 |
31 | 24.10 | | | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» |
Состав слова (14ч.) |
32 | 05.11 | | | Что такое корень слова? Однокоренные слова. |
33 | 06.11 | | | Сложные слова. |
34 | 07.11 | | | Формы слова. Окончание. |
35 | 11.11 | | | Нулевое окончание. |
36 | 12.11 | | | Что такое приставка? |
37 | 13.11 | | | Значение приставок. |
38 | 14.11 | | | Что такое суффикс? |
39 | 18.11 | | | Значение суффиксов |
40 | 19.11 | | | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Учебник: упр. 177—179. РТ: упр. 121, 122, 124 |
41 | 20.11 | | | Что такое основа слова? |
42 | 21.11 | | | Обобщение изученного |
43 | 25.11 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) |
44 | 26.11 | | | Подробное изложение повествовательного текста. Учебник: упр. 190, 191 |
45 | 27.11 | | | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» |
Правописание частей слова (23 ч.) |
46 | 28.11 | | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. |
47,48 | 02.12 03.12 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
49,50 | 04.12 05.12 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. |
51 | 09.12 | | | Обучающее изложение |
52,53 | 10.12 11.12 | | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
54,55 | 12.12 16.12 | | | Правописание слов с удвоенными согласными. |
56 | 17.12 | | | Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Учебник: упр. 238 |
58 59 60 | 18.12 19.12 23.12 | | | Правописание суффиксов и приставок. |
61 62 | 24.12 25.12 | | | Правописание приставок и предлогов в словах. |
63 | 26.12 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). |
64 | 13.01 | | | Работа над ошибками |
65 | 14.01 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
66 67 | 15.01 16.01 | | | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. |
68 | 20.01 | | | Обобщение изученных правил письма. Проект «Составляем «Орфографический словарь» |
Части речи (61 ч.) |
69 | 21.01 | | | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. |
Имя существительное (27 ч.) |
70 71 | 21.01 22.01 | | | Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. |
72 | 23.01 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
73 | 27.01 | | | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 20, 21 |
74 | 28.01 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. |
75 | 29.01 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» |
76 77 | 30.01 03.02 | | | Число имён существительных |
78 79 | 04.02 05.02 | | | Род имён существительных |
80 81 | 06.02 10.02 | | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных |
82 | 11.02 | | | Обучающее изложение. Учебник: упр. 62, 63 |
83 | 12.02 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). |
84 | 13.02 | | | Склонение имён существительных |
85 | 17.02 | | | Падеж имен существительных |
86 | 18.02 | | | Именительный падеж имён существительных. |
87 | 19.02 | | | Родительный падеж имён существительных. |
88 | 20.02 | | | Дательный падеж имён существительных. |
89 | 25.02 | | | Винительный падеж имён существительных. |
90 | 26.02 | | | Творительный падеж имён существительных. |
91 | 27.02 | | | Предложный падеж имён существительных. |
92 | 02.03 | | | Подробное изложение текста повествовательного типа. Учебник: упр. 101 |
93 | 03.03 | | | Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Зимняя страничка». |
94 | 04.03 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). |
95 | 05.03 | | | Сочинение по картине К.Ф. Юона .Конец зимы. Полдень. |
Имя прилагательное (15 ч.) |
96 97 | 10.03 11.03 | | | Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. |
98 | 12.03 | | | Роль имён прилагательных в тексте |
99 | 16.03 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). |
100 | 17.03 | | | Текст-описание. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
101 102 103 | 18.03 19.03 01.04 | | | Изменение имён прилагательных по родам |
104 105 | 02.04 06.04 | | | Число имён прилагательных. |
106 107 | 07.04 08.04 | | | Падеж имён прилагательных |
108 | 09.04 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
109 | 13.04 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. |
110 | 14.04 | | | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Учебник: упр. 154, 155 |
111 | 15.04 | | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). |
112 | 16.04 | | | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» |
Местоимение (3 ч.) |
113 | 20.04 | | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. |
114 | 21.04 | | | Род местоимений 3-го лица единственного числа. |
115 | 22.04 | | | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. |
Глагол (14 ч.) |
116 117 | 23.04 27.04 | | | Значение и употребление глаголов в речи. |
118 119 | 28.04 29.04 | | | Начальная (неопределённая) форма глагола |
120 | 30.04 | | | Число глаголов |
121 | 30.04 | | | Времена глаголов |
122 | 05.05 | | | Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. |
123 124 | 06.05 07.05 | | | Изменение глаголов по временам |
125 | 11.05 | | | Род глаголов прошедшего времени |
126 | 12.05 | | | Правописание частицы не с глаголами. |
127 128 | 13.05 14.05 | | | Обобщение знаний о глаголе. |
129 | 18.05 | | | Контрольный диктант |
Повторение (7 ч.) |
130 | 19.05 | | | Части речи. |
131 | 20.05 | | | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. |
132 | 21.05 | | | Имя числительное. Имя существительное. |
133 | 25.05 | | | Правописание слов с изученными орфограммами. |
134 135 | 26.05 27.05 | | | Однокоренные слова. |
136 | 28.05 | | | Правописание слов с изученными орфограммами. |
Проверил: заместитель директора школы по УВР __________Л.В. Рываева