СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс»

Поурочно- тематическое планирование 7 класс


урока

Тема урока

Дата

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.


Знакомство с «Практикой».

Систематизация сведений о литературном языке, норме.

Историческая изменчивость

норм русского языка

Проанализировать структуру нового учебника. Повторить понятия «литературный язык», «норма». Проследить за

изменчивостью норм русского литературного языка

2

Повторение изученного в 5-6 классах.


Повторение и систематизация

сведений

Повторить базовые понятия, усвоенные ранее, совершенствовать навыки ис

пользования языковых явлений в соответствии с нормами

3

Повторение изученного в 5-6 классах.


4

Повторение изученного в 5-6 классах.


5

Повторение изученного в 5-6 классах.


6

Повторение изученного в 5-6 классах.


7

Повторение изученного в 5-6 классах.


8

Повторение изученного в 5-6 классах.


9

к/д №1

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».


Диагностика усвоения норм

культуры речи.

Владеть нормами культуры речи.

10

р/р №1

Анализ контрольного диктанта.

Что такое текст?


Анализ ошибок

Текст, его признаки

Уметь работать над ошибками

Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершённость, структурная связность всех час

тей, стилистическое единство. Уметьозаглавливать текст, «читать» заглавие

11

Понятие о причастии: общее грамматическое строение, морфологические и синтаксические признаки.


Семантика причастия, сфера его

употребления в речи. Нормы

произношения

Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам

12

к/п/п№1

Понятие о причастии: общее грамматическое строение, морфологические и синтаксические признаки.

Контрольное письмо по памяти №1


13

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.


Грамматические признаки при

частий. Орфограмма «Гласные

и согласные в окончаниях при

частий». Нормы употребления

причастий

Усвоить признаки причастия как части речи. Освоить новую орфограмму. Используя рассуждения, установить сходство и различие причастий и однокоренных прилагательных и глаголов. Подготовить сообщение на тему «Что я узнал

о причастии»

14

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).


15

р/р №2

Описание общего вида местности.


Сжатое и полное описание общего вида местности

Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем — к развёрнутому описанию общего

вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью

сжатого изложения учиться избегать типичного недочёта — подмены описания повествованием

16

р/р №3

Сочинение-описание общего вида местности.


17-18

к/сл/д№1

Причастный оборот.

Контрольный словарный диктант№1


Причастный оборот. Определяе

мое и зависимое слово. Нормы

употребления причастного оборота. Нормы согласования. Ин

тонирование предложений с

причастными оборотами

Учиться находить причастный оборот, усвоить понятия «определяемое» и «зависимое» слово. Уметь конструировать

причастные обороты, использовать их в

соответствии с нормами. Учиться соблюдать нормы согласования причастий с определяемыми словами, расположенными дистантно. Совершенствовать навыки интонирования изучаемых кон

струкций, навыки выразительного чтения. Учиться выделять причастные обороты на письме

19-20

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.


21-22

Правописание не с причастиями.


Правописание не с причастиями

Усвоить опознавательные признаки орфограммы, условия её возникновения,алгоритм применения правила. Совершенствовать навыки опознавания и выделения в устной речи и на письме причастных оборотов

23

Действительные и страдательные причастия.


Семантика действительных и

страдательных причастий, нор

мы их употребления

Усвоить понятие о действительных и

страдательных причастиях, их суффик

сах, нормах употребления. Уметь опо

знавать действительные и страдатель

ные причастия

24-25

р/р №4-5

Сочинение по картине. (на выбор)




26-27

Словообразование действительных причастий.


Образование причастий. Орфо грамма «Гласные в суффиксах

причастий настоящего времени»

Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные

синтаксические конструкции для выражения определительных отношений.Совершенствовать орфоэпические навыки

28

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.


29

Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.


30-31

Диктант по теме «Причастие»

Анализ диктанта.


Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Анализ ошибок

Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст, работать

над ошибками

32-33

Словообразование страдательных причастий


Образование причастий. Орфо

грамма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Нормы акцентологии

Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Освоить нормы употребления причастий, образованных от глаголов с суф

фиксом ну. Совершенствовать акцентологические навыки

34

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


35

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени


36

Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


37

р/р №6

Описание действий (трудовых процессов)




38

р/р №7

Сочинение-описание действий (трудовых процессов)




39-40

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.


Орфограмма «Гласные перед нн

и н». Нормы употребления при

частий

Освоить новую орфограмму, отработать навыки нормированного употребления

причастий. Совершенствовать навыки редактирования написанного: устранять однотипные конструкции с помощью использования причастных оборотов

41-42

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.


Краткие причастия, образова

ние, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии


43-46

к/п/п№2

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

Контрольное письмо по памяти №2


Слова омофоны, их разграниче

ние. Нормы орфографии и орфо

эпии

Учиться различать словао мофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки

47 -48

Повторение темы «Причастие»


Систематизация материала, со

вершенствование навыков упот

ребления изученной части речи

в соответствии с нормами языка

Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка

49

к/д №2

Контрольный диктант по теме «Причастие»


Диагностика усвоения норм

употребления причастий в речи

учащихся.


50

Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие»



Классифицировать ошибки, работать над ними

51

к/cоч. № 1

р/р №8

Контрольное сочинение-описание действий (в спорте)


Описание действий, его особен

ности. Описание спортивных действий

Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению

52

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.


Понятие о деепричастии как

части речи, нормах его употреб

ления

Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний: «основное действие —

добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия».

Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка

53

Признаки глагола и наречия у деепричастия.


54

Правописание не с деепричастиями.



55

к/сл/д№2

Деепричастный оборот.

Контрольный словарный диктант№2


Понятие о деепричастном оборо

те, его выделении в устной речи

и на письме

Используя знания о причастном обороте, усвоить понятие о деепричастном обороте, нормах его употребления

56-57

Выделение запятыми деепричастного оборота.


58-59

р/р №9-10

Рассказ на основе услышанного.


Подготовка к сочинениюрассказу на основе услышанного

Уяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста

60

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.


Особенности образования деепричастий, нормы их употреб

ления. Орфограмма «Гласная

перед суффиксом деепричас

тия». Изложение текста, насыщенного причастными и дее

причастными формами и конст

рукциями

Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Про

верить сформированность навыка нормированного употребления причастий и

деепричастий при передаче содержания текста

61

Повторение темы «Деепричастие»


Систематизация материала, со

вершенствование навыков упот

ребления изученной части речи

в соответствии с нормами языка

Уметь употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка

62

к/т №1

Контрольное тестирование №1 по теме «Деепричастие»


Диагностика усвоения норм

употребления деепричастий в

речи учащихся.


63

Анализ контрольного тестирования по теме «Деепричастие».



Классифицировать ошибки, работать над ними

64

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.


Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

Познакомиться с неморфологическим

способом образования слов

65

Повторение орфографии. (из часов повторения).


Повторение орфографии и пунк

туации

Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы

в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма

66

Повторение пунктуации. (из часов повторения).


67

Общее понятие о служебных частях речи.


Понятие о служебных частях

речи

Повторить сведения о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Понять специфику последних

68

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.


Предлог, производные и непро

изводные предлоги, роль пред

логов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды,

многозначность предлогов

Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений.

Понять значение предлогов, их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов

69

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.


70

р/р №11

Сообщение.




71

к/изл.№1

р/р №12

Контрольное изложение, близкое к тексту, по рассказу Соколова-Микитова И.С.




72

к/изл.№1

р/р №13

Написание контрольного изложения, близкого к тексту, по рассказу Соколова-Микитова И.С.




73

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.




74

Простые и составные предлоги.




75

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.)




76

Раздельное написание производных предлогов.


Орфограммы: «Гласная е на

конце производных предлогов», «Пробел между частями

производного предлога»,

«Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов

Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов

77

к/п/п№3

Слитное написание производных предлогов.

Контрольное письмо по памяти №3


78

Буква е на коце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.


79

Диктант по теме «Предлог».


Диагностика усвоения норм

употребления предлогов в речи

учащихся.


80

Анализ диктанта по теме «Предлог».



Классифицировать ошибки, работать над ними

81

р/р №14

Отзыв о книге.




82

р/р №15

Написание отзыва о книге.




83

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.


Союз как служебная часть речи.

Строение и значение союзов

Повторить сведения о союзе, усвоить понятия о строении и значении союзов. Тренироваться в конструировании сложных предложений. После изучающего чтения параграфа «Теории» подготовить высказывание об этой части речи

84

Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.


85

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях.


Разряды сочинительных сою

зов. Орфография союзов зато,

тоже, также. Пунктуация в

предложениях с однородными

членами и в сложном предложе

нии

Освоить разряды сочинительных союзов, их орфографию. Тренироваться в пунктуационном оформлении предложений с этими союзами

86

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.


Правописание союзов тоже,

также, зато, чтобы, потому

что, оттого что

Усвоить правописание союзов на основе их сопоставления с синонимичными союзами, омонимичными сочетаниями

87

Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении.




88-89

р/р №16-17

Характеристика литературного героя.


Характеристика литературного

героя

Усвоить понятие «литературный герой», познакомиться с планом его характеристики. С помощью выборочногоизложения учиться составлению характеристики литературного героя, использовать для этого конструкции с общим смысловым подлежащим

90

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях.


Значения подчинительных союзов, их орфография. Пункту

ация сложных предложений.

Орфография союзов

Совершенствовать умения составлять конспект параграфа. Запомнить перечень союзов, уяснить их значение и орфографию. Учиться конструировать предложения с подчинительными сою

зами. Усвоить синонимию союзов. Совершенствовать коммуникативные навыки при написании свободного диктанта

91

Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.


92

Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. ( в отличие от местоимений с частицами и предлогами.




93

р/р №18

Союз как средство связи предложений и частей текста.


Союз как средство морфологи

ческой связи предложений и

смысловых частей текста

Научиться использовать союзы в качестве скрепы в тексте. С этой целью анализировать тексты, готовиться к написанию изложения и сочинения мини атюры

94

Повторение темы «Союз».


Систематизация материала, со

вершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка

Уметь употреблять союзы в соответствии с нормами языка

95

к/д №3

Контрольный диктант №3 по теме «Союз»


Диагностика усвоения норм

употребления союзов в речи

учащихся.


96

Анализ контрольного диктанта по теме «Союз».

Повторение орфографии. (из часов повторения)


Анализ ошибок

Классифицировать ошибки, работать над ними

97

Повторение пунктуации (из часов повторения)


Повторение орфографии и пунк

туации

Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма.

Осознать важность грамотного письма

98-100

к/сл/д№3

Понятие о частицах.

Контрольный словарный диктант№3


Понятие о частице как служеб

ной части речи. Орфограммы:

«Пробел между частицей и

словом», «Дефис между части

цей и словом»

Усвоить основные признаки частицы как части речи, группы частиц по значению. Совершенствовать орфографи

ческие навыки. Уметь отличать частичастицы для выражения различных дополнительных оттенков от омонимов.

101-105

Разряды частиц по значению и употреблению.


106

р/р №19

Общая характеристика публицистического стиля.




107

р/р №20

Интервью — жанр публицистики.


Публицистический стиль, его

особенности

Познакомиться с особенностями публицистического стиля, спецификой его тематики, отбора языкового материала. Учиться писать сочинения в этом стиле. Познакомиться с интервью как жанром публицистики, его композицией, языковыми особенностями. Учиться писать

сочинение в этом жанре

108

к/cоч. № 2

р/р №21


Контрольное сочинение в жанре интервью №2


Интервью как жанр публицистики

109

к/cоч. № 2

р/р №22

Написание контрольного сочинения в жанре интервью.



110-113

к/п/п№4

Правописание не и ни с различными частями речи.

Контрольное письмо по памяти №4


Основные значения не и ни, их

правописание. Двойное отрицание

Научиться различать частицы не и ни,повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание»

114-115

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.




116

Повторение темы «Частица»


Систематизация материала, со

вершенствование навыков упот

ребления изученной части речи

в соответствии с нормами языка

Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка

117

к/д №4

Контрольный диктант №4 по теме «Частица»


Диагностика усвоения норм

употребления частиц в речи

учащихся.


118

Анализ контрольного диктанта по теме «Частица»



Классифицировать ошибки, работать над ними

119

к/изл.№2

р/р №23

Контрольное изложение №2 по тексту В. Некрасова.




120

к/изл.№2

р/р №24

Написание конирольного изложения по тексту В. Некрасова.




121

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.


Особенности образования служебных слов

Познакомиться с новым способом образования слов служебных частей речи

123

Понятие о междометии. Основные функции междометий.


Междометие как языковое явление

Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Совершенствовать навыки интони рования предложений с междометиями. Продолжить совершенствование культуры речевого поведения, атрибутом которого должны стать этикетные междометия, учиться уместно их использовать. Усвоить понятие «звукоподражательные слова». Совершенствовать с помощью изложения с элементами

сочинения коммуникативные навыки

124

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.



125

Знаки препинания при междометиях.



126-130

к/сл/д№4

Повторение изученного в 7 классе.

Контрольный словарный диктант№4


Повторение орфографии и пунк

туации

Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма.

Осознавать важность грамотного письма

131

к/т №2

Контрольное тестирование №2 по теме «Повторение»


Диагностика усвоения норм

употребления частей речи в

практике учащихся.


132

Анализ контрольного тестирования.


Динамика формирова

ния навыков учащихся

Классифицировать ошибки, работать над ними

133

р/р №25

Повторение изученного по развитию речи


Морфологические средства

сравнения. Текст, его тема, сти

ли речи

Повторить морфологические средства сравнения (существительное в твори

тельном падеже, прилагательное и наречие, а также предлоги и союзы), уметь пользоваться ими в речи. Повторить понятия, связанные с текстом, стилями речи. Уметь писать доклад на

научную тему, изложение

(близкое к тексту, сжатое, выборочное) текстов разных стилей и жанров

134-136

Повторение изученного в 7 классе


Систематизация материала, со

вершенствование навыков упот

ребления изученных частей ре

чи в соответствии с нормами

русского языка

Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка

137-140

Резерв






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!