СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности уроков по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В планировании указаны виды деятельности по начальным  классам и УУД.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности уроков по изобразительному искусству»


(Приложение к рабочей программе)







Календарно - тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности

уроков по изобразительному искусству

на 2019 – 2020 учебный год





учитель ИЗО : Гузаева Нина Михайловна

Программа «Школа России»

Под ред. Б.М. Неменского











Г.Чудово

2019 г.

























1 класс на тему:»Ты изображаешь,украшаешь.строишь»-33 часа

( 1 ч. в неделю ).

1 четверть «Ты учишься изображать» (10часов )

Содержание: изображения,созданные художниками.встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас.Каждый ребенок тоже немного художник, и ,рисуя,он учится понимать окружающий его мир и других людей.Видеть- осмысленно рассматривать окружающий мир надо учиться,и это очень интересно;именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощи линии,пятна,цвета,в объеме.Первичный опыт работы худ-ми материалами,эстетическая оценка их выразительных возможностей.

 

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

ча-

сов

Характеристика

деятельности

учащихся

1.


Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

Развитие наблюдательности, рисование рисунка по замыслу.


















1

Находить в

окружающей

действительности

изображения сделанные

художниками.

Рассуждать о

содержании рисунков ,

сделанных детьми.

Придумывать и

изображать то,что

каждый хочет,умеет,

любит.

2.


Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с видами художественной деятельности.
























































1

Находить,

рассматривать красоту

(необычное) в

обыкновенных явлениях

природы

Рассуждать об увиденном

(объяснять увиденное).

Видеть зрительную

Метафору

(на что похоже) в

выделенных деталях

природы.

Выявлять

геометрическую форму

простого плоского тела

(листьев)

Сравнивать различные

листья на основе

выявления их

геометрических форм

Создавать ,

изображать

графичкскими

средствами(гуашь на выбор)

заданный

образ на основе

выбранной

геометрической формы.

3.


Мастер Изображения учит видеть .Р.К. Пейзаж.

Березовая

роща. Знакомство с понятием форма.

1

Рассматривать красоту дерева

березы(березовой рощи),рассуждать об

увиденном.

Видеть особые приметы дерева березы

( белый ствол, темные полосы),

отличия от других пород деревьев.

Выявлять

геометрические формы

дерева березы по

направлению веток

(плакучая похожа на перевернутый

треугольник; вверх

растущая-овал).

Сравнивать разное расположение

ветокдерева(вниз.вверх растущии) на основе

выявления их

геометрических форм.

Обсуждать творческие

работы в конце урока.

4.


Изображать можно пятном.

Видение образа через пятно.

1

Использовать пятно как основу

изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом

зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору-находить

потенциальный образ в случайной форме

силуэтного пятна и проявлять его путем

дорисовки.

5.









6.


Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска, прием вытягивания (варианты);







Объемные

формы в природе: камни, овощи и т.д.

1

Находить выразительные,

образные объемы в природе

(облака,камни и т.д.)

Воспринимать

выразительность большой

формы в скульптурных

изображениях,наглядно

сохраняющих образ

исходного природного

материала(скульптура

С.Эрьзи,С.Коненков)

7.


Изображать можно линией.

Развитие

навыка

графическими

материалами.

1

Овладевать первичными навыками

изображения на плоскости с помощью линии,

навыками работы графическими материалами

( черный фломастер,простой карандаш,гелевая

ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в

природе.

Сочинять и рассказывать с помощью

линейных изображений маленькие сюжеты

из своей жизни.

8.


Разноцветные краски. Изображение красочного волшебного коврика.

1

Соотносить цвет с

вызываемыми им

предметными ассоциациями,

приво-

дить примеры.

Эксперементировать .

исследовать возможности краски в процессе

смешивания

9.


Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображение радости и грусти.

1

Соотносить восприятие

цвета со своими чувствами

и эмоциями.

Осознавать,что

изображать можно не только предметный

мир но и мир наших чувств

(радость или грусть.

удивление,восторг ит. д.)

Изображать радость или

грусть.

10.


Художники и зрители (обобщение темы). Формирование навыков восприятия и оценки собственной деятельности.

1

Воспринимать и

эмоционально оценивать

выставку творческих работ

одноклассников.

Учавствовать в обсуждении

выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и

эмоционально, оценивать

отвечать на вопросы

по

содержанию произведений

художников(В.Васнецов,М.

Врубель,Н,Рерих,В.Ван Гог

и др.)





2 четверть.Ты украшаешь (9часов).

Содержание: Украшения в природе.Красоту нужно уметь замечать.Люди радуются и украшают мир вокруг себя.Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деят-ти в жизни человека.

Мастер Украшения-мастер общения,он организует общение людей,помогая им наглядно выявлять свои роли.






8






11.


Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка, виды мазков.

1

Находить примеры

декоративных украшений в

окружающей

действительности(в школе.

дома.на улице).

Наблюдать и эстетически

оценивать украшения в

природе.

Видеть неожиданную

красоту в набросках,

на первый взгляд незаметных,деталях

природы,любоваться

красотой природы.

12.


Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях

Бабочки, прием «тычка».

1

Понимать простые основы

симметрии.

Видеть простые

повторы узоров в

природе,ритмические

соотношения больших и

мелких форм в узоре.

13.


Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы, украшение рыбки узорами чешуи, крупная и тонкая кисть.

1

Осваивать простые приемы

техники монотипии.

Видеть ритмическое

соотношение пятна и линии в

узоре.

Развитие

наблюдательности и

эстетического понимания

разнообразных фактур природного мира.

Научиться соотносить

пятно и линию в узоре.

14.


Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация в технике коллажа.

1

Развитие декоративного

чувства при

рассматривании цвета и

фактуры материала,при

совмещении материалов.

Видеть характер формы

декоративно понимаемых

элементов в природе их

выразительность.

Овладевать первичными

навыками работы в

объемной аппликации и коллаже.

15.


Узоры,  которые создали люди. Р.К. .Рисуем варежку. Правила составления орнамента.

1

Находить орнаментальные

украшения в предметах,

созданных челевеком.

Рассматривать орнаменты

текстильных изделий

фабрики нашего города и

находить в орнаментах

природные мотивы и

геометрические мотивы.

Придумывать свой

орнамент для варежки на

основе образцов.

Получать первичные

навыки декоративного

изображения.

Овладевать навыками

работы в паре(под рук.уч-ля),выполнять

свою часть работы в соответствии

с общим замыслом.

Учавствовать в

обсуждении итогов

совместной практической

деятельности

16.


Как украшает себя человек.

Изображение любимых сказочных героев и их украшений восковыми мелками.

1

Рассматривать

изображение сказочных

героев в детских книгах.

Анализировать украшения

как знаки,помогающие

узнавать героев и

характеризующие их.

Изображать сказ.героев,

опираясь на изображения

характерных для них

украшений (шляпа

Незнайки и Красной

Шапочки,Кот в сапогах и т.д.)

17.











18.


Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Понятие «дизайн», «дизайнер». Украшение для новогодней елки, композиция.





Украшение класса к новогодним праздникам, приемы работы с фольгой.

1











1

2 Придумать,как можно

украсить класс к празднику

Нового года,какие можно

придумать украшения,

фантазируя на основе

несложного алгоритма

действий.

Создавать несложные

новогоднии украшения из

цветной бумаги(гирлянды,

елочные игрушки)





3 четверть. Ты строишь.(10часов)



Первичные представления о конструктивной худ-ной деятельности и ее роли в жизни человека.Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки- олицетворение конструктивной худ-ной деятельности.Умение видеть конструкцию формы предмета лежит с основе умения рисовать.

Разные виды построек.Первичные умения видеть конструкцию,т.е.построение предмета.

Первичный опыт владения худ-ми материалами и техниками конструирования.Первичный опыт коллективной работы.




10


19.


Постройки в нашей жизни. Приобретение первичных навыков структурирования

пространственной формы

(домик).

1

Рассматривать и

сравнивать различные архитектурные

постройки,иллюстрации из

детскихкниг с изображением

жилищ,предметов современного

дизайна с целью развития

наблюдательности и

представлений о многообразии и

выразительности

конструктивных

пространственных форм;

приобретать первичные навыки

структурирования

пространственной формы.

20.


Домики, которая построила природа. Изображение (лепка) птичьих гнезд, норки зверей.

1

Наблюдать постройки в природе

(птичьи гнезда,норки зверей и т. д.),

анализировать их форму,конструкцию,

пропорции.

Лепить сказочные домики в

форме овощей ,фруктов,грибов и

т. д., выявляя их форму,

конструкцию взаимосвязь частей.

21









-22.


Дом снаружи и внутри.











Изображение дома виде букв алфавита - вид снаружи.








1











1

Понимать взаимосвязь внешнего

вида и внутренней конструкции

дома.

Придумывать и изображать

фантазийные дома(в виде букв

алфавита),их вид снаружи и

внутри.

23.


Строим город. Изображение сказочного дома – вид внутри.

1

Понимать взаимосвязь внешнего

вида и внутренней конструкции

дома.

Придумывать и изображать

фантазийные дома(в виде букв

алфавита),их вид снаружи и

внутри.

24.


Все имеет свое строение. Изображение животных в технике аппликация.

1

Анализировать различные

предметы с точки зрения их

формы,их конструкции.

Составлять и конструировать из простых

геометрических форм

изображения животных в технике аппликация.

25.











26.


Форма предметов (упаковок). Календарный праздник «Пасха». Роспись яйца, эскиз.









26. Роспись яйца,завершение работы. гуашь –примакивание, тычок; восковые мелки.

1











1

Рассматривать изображения

росписи на поверхности яйца.

анализировать украшения и их

особенности.

Овладевать навыками

изображения в составлении

традиционных элементов и

орнаментов.

Пользоваться цветом как

средством худ-ной

выразительности.

Придумывать узор для

поверхности яйца.

27.













28.


Город, в котором мы живем.

Изображение городских улиц, построение, карандаш.











.Городские улицы, завершение работы в цвете.

1













1

Понимать,что в создании

городской среды принимает

участие художник-архитектор,

который придумывает,каким быть

городу.

Учиться воспринимать и

описывать архитектурные

впечатления.

Изображать городские улице на

бумаге.

Учавствовать в обсуждении

работы



4 четверть. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5часов).




5


29.


Совместная работа трех Братьев – Мастеров. Рассказ о своих произведениях и о рисунках своих товарищей.

1

Различать три вида худ-ной

деятельности

по назначению(цели произведения

.его жизненной функции(зачем):

украшение,

изображение.постройка.

30.


Рисуем посуду Регион.К.

Посуда з-да Кр.Фарфорист. Изображение посуды по замыслу с участием трех братьев

Мастеров.

1

Анализировать,в чем состояла

работа Мастеров,их участие в

создании посуды.

Находить в узорах природные

мотивы.

Придумывать разные формы в

изображении посуды.

Овладевать навыками

декоративного рисования.

Обсуждать творческие работы в

конце урока

31.


«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги, придумывать простые формы.

1

Радоваться поэтическому

открытию наблюдаемого мира и

своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать

природные пространственные

формы.

Овладевать худ-ми навыками

работы графическими

материалами.красками.

Фантазировать и

придумывать ,как

достраивать простые формы,

изображая различных птиц

на основе анализа зрительных

впечатлений ,а также свойств

и воэможностей художественных

материалов.

32.


Разноцветные жуки. Украшение жуков графическими материалами и красками.

1

Радоваться поэтическому

открытию наблюдаемого мира и

своему

творческому опыту.

Наблюдать и анализировать

пространственные формы.

Овладеватьхудожественными

приемами работы графическими

материалами.

красками.

33.


«Здравствуй, лето! «Композиция по впечатлениям от природы, карандаш, гуашь, приемы работы.

1

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки

зрения трех Мастеров , т.е. имея в

виду задачи трех видов худ-ной

дея-ти.

Характеризовать свои впечатления

от рассматривания репродукций

картин и подлинных

произведений в худ-ной галерее в

нашем городе.

Выражать в изобразительных

работах свои впечатления от

просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с

живописными и графическими

материалами.

Создавать композицию на тему

«Здравствуй,лето!»



Всего:

33
















2 класс (34 часа)

( 1 ч. в неделю ).

«Ты и искусство»

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий

п/п


Дата

Тема урока

Кол-

во

часов

Характеристика

Деятельности

учащихся



1 четверть. «Чем и как работают художники»

8


1.


«Цветочная поляна». Три основных цвета. Коллективная композиция «Цветы».Прием «живая краска»



1

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

2.


«Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь, прием по-

сырому»



1

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

3.


«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)



1

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

4.


Урок-экскурсия в парк(выход на пленер, зарисовка опавших листьев) «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.


1

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

5.


«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов, приемы работы.

1

Осваивать приемы работы графическими материалами, наблюдать за пластикой деревьев.

6.


Урок-проект. «Звери в лесу».

Выразительные возможности

материалов

для работы в объеме из целого куска пластилина.

1

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худ-ых материалов, которые применяются в скульптуре , развивать навыки работы с целым куском пластилина, создавать объемное изображение животного с передачей характера.

7.


Лепка дополнительного элемента – дерева из отдельных кусков (частей ) пластилина.





1

Создавать образ из частей.

8.


«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Окраска фигурок гуашью.



1

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.



2 четверть. «Реальность и фантазия»

7







9.


«Наши друзья: птицы». Р.К. Птицы родного края. Выделение пропорций частей тела. Работа в цвете.



1

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

10.


«Сказочная птица». Придумывать и изображать фантастический образ, развивать навыки работы гуашью.




1

Придумывать выразительные фантастические образы, развивать навыки работы гуашью.

11.



«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе, работа тушью.




1

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.

12.


«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. Изображение рыб в технике монотипия.



1

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

13.


«Кружевные узоры». Украшения и фантазия. Осваивать приемы создания орнамента на салфетках.

1

Осваивать приемы создания орнамента, сравнивать природные формы с декоративными узорами на салфетках.

14.


«Подводный мир». Постройка и реальность. Флора и фауна, смешанная техника.



1

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы.

15.


Постройка и фантазия. Изображение фантастических зданий (чумы, юрты),карандаш, мелки




Придумывать разнообразные конструкции.



3четверть.«О чем говорит искусство»

10


16.


«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.


1

изображать с ярко выраженным характером и настроением.

17.


Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)




1

Учиться изображать эмоциональное изображение человека.

18.


Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении(Золушка, злая мачеха).




1

Создавать противоположные по характеру женские образы ( Золушка, злая мачеха и т. д.),используя живописные и графические средства.

19.


Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме из целого куска пластилина.



1

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

20.


«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях при помощи живописных материалов.



1

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

21.


«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. Создание декоративной композиции.



1

Понимать роль украшений в жизни человека, создавать декоративные композиции.

22.


«Морозные узоры». Украшение и реальность. Вырезание морозных узоров в технике «вырезанке».



1

Сравнивать и анализировать украшения, сделанные природой. Вырезать морозные узоры в технике «вырезанке».

23.


«Морской бой Салтана и пиратов». Украшение сказочного флота.




1

Украшать паруса двух противоположных по намерениям флотов.

24.


Урок-путешествие. «Замок Снежной Королевы». Смешанная техника (фон –пейзаж, аппликация).



1

Учиться видеть художественный образ в архитектуре, приобретать опыт творческой работы.

25.


Дом для сказочных героев. Гуашь, бумага.





1

Изображать образ на плоскости.



4 четверть. «Как говорит искусство»

9


26.


«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

1

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов, осваивать различные приемы работы кистью.







27.


«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Изображение весенней земли красками. 

1

Уметь сопоставлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета, изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

28.


Графические упражнения. Линия как средство  выражения. Характер линий. Лесной пезаж-ручьи; пастель, цветные мелки.

1

Расширять знания о средствах худ-ой выразительности.

29.


«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. Изображение разных линий дерева.



1

Понимать роль взаимодействия различных средств худ-ой выразительности.

30.


«Птицы». Ритм пятен как средство выражения. Изображение летящих птиц.




1

Создавать выразительные образы птиц.

31.


«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)



1

Понимать роль взаимодействия различных средств худ-ой выразительности.

32.


«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).



1

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

33.


Урок-экскурсия в березовую рощу. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. Живописные образы на бумаге.

1

Рассказывать о своих впечатлениях об увиденном, создавать живописные образы на бумаге.

34.


Урок-викторина. «Экзамен художника «Тюбика». Искусствоведческая викторина. Задания на смекалку.

1

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников, фантазировать и рассказывать о своих планах на лето.



Всего:

34








3  класс (34 часа)

«Искусство вокруг нас»

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.



п/п


Дата

Тема урока


Кол-

во

ча-сов

Характеристика

Деятельности

учащихся



1 четверть. «Искусство в твоем доме»

10


1.


Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок).Р.К. Пейзаж.Лето в Чудове. Смешивание трех основных красок.

1

Учиться видеть и объяснять явления ,происходящие в природе, смешивать три основные краски.

2.


Твоя посуда. Р.К. Посуда з-да. Кр.Фарфорист. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

1

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды, изображения посудных форм, объединенным общим образным решением.

3.


Мамин платок. Эскиз платка для девочки, для бабушки, то есть разные по содержанию. Правила композиции, гуашь.

1

Понимать зависимость характера узора,знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка.

4.


Обои и шторы в твоем доме. Практические навыки создания обоев для комнаты в соответствии с ее назначением.


1

Обретать опыт творчества и художечтвенно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

5.


Твои игрушки (озорной товар).Детские народные игрушки, эскиз на бумаге.




1

Украшать форму игрушки, добиваясь целостного цветового решения.

6.






Работа в объеме. Лепка из пластилина по эскизу.

1

Создавать объемные предметы по экизу.







7.


Иллюстрация твоей книжки.


Иллюстрирование выбранной сказки



1

Создавать свою детскую книжку-игрушку.

8.


Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. Навык композиции, гуашь.



1

Приобретать навыки композиционного решения,понимать роль художника.

9.


Поздравительная открытка. Освоение техники граттажа.





1

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

10.


Букет цветов. Рисование с натуры. Построение, работа в цвете.






1

Развивать навыки рисования с натуры.



2 четверть. «Искусство на улицах твоего города»

5


11.


Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков.





1

Изображать архитектуру своих родных мест.

12.







В мире народного зодчества.

Р.К. Особенности Новгородского быта. Изображение избы.


1

Изображение внешнего вида постройки.

13.


Парки, скверы, бульвары города. Изображение парка для отдыха в Чудове. Правила перспективы.




1

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

14.


Транспорт в городе.Р.К.транспорт города Чудово. Построение и украшение машины.



1

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

15.


Витрины магазинов. Проект оформления витрины любого магазина.






1

Фантазировать, создавать свой образ витрины магазина.



3 четверть. «Художник и зрелище»

10


16.


Образ театрального героя. Эскиз куклы. Театр г.В.Новгорода и С-Петербурга.





1

Создавать плоскостные (расписные) декорации театрального героя.

17


Образ театрального героя. Силуэт-загадка. Мелки пастель.





1

Развивать навыки силуэтного рисования.

18.


Театр кукол (голова и костюм куклы). Эскиз, работа в цвете.





1

Понимать и объяснять важную роль художника в театре (создание костюмов, декораций).

19.


Лепка куклы в объеме из пластилина по частям.





1

Создавать образ в объеме.

20.


Карнавальные маски. Маски разных народов, эскиз.





1

Отмечать характер, настроение в маске, с также выразительность формы и декора, созвучные образу.

21.




Конструирование маски из бумаги, окрашивание гуашью.





1

Создавать образ в объеме по эскизу.

22.


Пальчиковый театр. Театральный занавес. Изображение силуэта похожий на реальных героев.




1

Учиться изображать силуэт похожий на реальных героев.

23.


Конструирование сувенирной куклы из пластилина в русской национальной одежде.





.

1

Придумывать и создавать выразительную куклу, применять для работы пластилин.

24.


Афиша, плакат к спектаклю. Изображение шрифта, графические навыки.





1

Уметь видеть и определять в афишах- плакатах изображение, украшение и постройку, создавать эскиз афиши.

25.


Цирковое представление «Парад -алле». Художник и цирк. Изображение циркового представления и его персонажей. Построение, работа в цвете.

1

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Придумывать и создавать красочные и выразительные рисунки на тему циркового представления.



Раздел 4.  «Музеи искусств»

9













26.


Музей искусств (интерьер музея).

Изображение интерьера музея с фигурами людей.





1

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

27.


Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. Изображение натюрморта с ярко выраженным настроением. Работа в цвете, акварель.

1

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Изображать натюрморт с ярко выраженным настроением.

28.


Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.Р.К.Пейзаж родной земли, Техника «мыльный отпечаток»





1

Осваивать приемы новой технике, фантазировать в создании картины.

29.


В музеях хранятся наиболее известные портреты. Р.К.Экскурсия в худ.галерею





1

Иметь об изобразительном жанре-портрете и нескольких известных картинах-портретах.

30.


Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Создание фигурок, используя разные приемы лепки.




1

Создавать фигурки, используя разные приемы лепки(пластилин),передавая выразительную пластику движения.

31.


Музеи архитектуры. Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т. д.)





1

Объяснять роль архитектурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов. Изображать древнюю архитектуру.

32.


Лоскутный коврик. Развивать навыки в технике коллаж. Музеи народно-декоративного искусства.




1

Рассуждать, эстетически относиться произведениям искусства. Развивать навыки в новой технике.

33.


По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — смешанная техника

(аппликация, гуашь) Музеи народного декоративно-прикладного искусства.



1

Осваивать навыки работы в смешанной технике(гуашь, аппликация).

34.


Музеи искусств. Ступени художественного образования.  Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение). Проявление творческой активности.

1

Участвовать в организации выставки детского худ. творчества, проявлять творческую активность. Понимать роль художника в жизни каждого человека.



Всего:

34
















4  класс (34 часа)

«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка

в творчестве народов всей земли) »

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.









п/п


Дата

Тема урока

Кол-

Во

часов

Характеристика

Деятельности

учащихся



1 четверть. «Истоки родного искусства»

9


1.


Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. Овладевание живописными навыками работы гуашью.




1

Характеризовать красоту природы родного края. Овладевать живописными навыками работы гуашью.

2.


Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года Р.К. Композиция, построение, работа в цвете.



1

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

3.


Гармония жилья с природой. Изображение избы ( гуашь, кисти)





1

Использовать выразительные средства живописи для создания образов.

4.


Деревня — деревянный мир. Изображение деревни, улиц. Правила перспективы.




1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества, объяснять особенности конструкции русской избы.

5.


Образ русского человека (женский образ). Изображение русской красавицы. Гуашь.




1

Создавать женские народные образы. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

6.


Образ русского человека  (мужской образ). Изображение портрета богатыря. Гуашь.




1

Создавать мужские народные образы. Овладевать навыками изображения фигуры человека.

7.


Воспевание труда в искусстве. Изображение трудового процесса(пахота, сенокос или уборка урожая). Работа в цвете.




1

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

8.


Народные праздники. Изображение фрагментов ярмарки и создание коллективного панно.





1

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

9.


Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» Р.К. Успенская ярмарка в г. Чудове.

Изготовление куклы из рогоза.

1

Знать и называть несколько произведений на тему народных праздников, овладевать на практике элементарными навыками работы с природными материалами (солома, рогоз).



2 четверть. «Древние города нашей земли»

7


10.


Древнерусский город-крепость. Изображение крепостных стен, башен. Пропорции.




1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Изображать крепостную стену,башню.

11.


Древние соборы. Р.К. Древнии соборы в В.Новгороде. Изображение храма или собора, построение, работа в цвете.



1

Изображать древнерусский храм.

12.


Древний город и его жители. Эскиз каменных палат.Построение, цвет.





1

Изображать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

13.


Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусского воина. Овладевание навыками изображения фигуры человека.




1

Изображать древнерусских воинов – защитников. Овладевать навыками изображения фигуры человека.

14.


Города Русской земли. Золотое кольцо России. Живописное изображение древнерусского города.





1

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов, создавать образ древнерусского города.

15.


Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты(графические материалы).





1

Иметь представление о декоративном украшении интерьеров, выражать в изображении праздничную нарядность терема и палаты.

16.


Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли». Изображение

персонажей праздника.Композиция,пастель.




1

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно, сотрудничать в процессе создания общей композиции.



3 четверть. «Каждый народ - художник»

11


17.


Праздник как элемент художественной культуры страны. Изображение(образ) японских построек.




1

Обрести знания о многообрази народов мира

18.


Отношение к красоте природы в японской культуре. Изображение ветки сакуры с птичкой.




1

Иметь представление к иной и необычной художественной культуре.

19.


Образ человека, характер одежды в японской культуре. Изображение японок в кимоно.




1

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

20.


Искусство народов гор и степей. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах.




1

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустынных пространств и величия горного пейзажа.

21.


Образ художественной культуры Средней Азии. Обрывная аппликация - среднеазиатский город. Живописные навыки.



1

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

22.


Образ красоты древнегреческого человека. Изображение фигуры в движении. Пропорции.




1

Осваивать основы конструкции, соотношения основных пропорций фигуры человека.

23.


Древнегреческая архитектура.

Навык орнаментальной графики. Изображение греческого храма.




1

Овладевать навыками орнаментальной графики.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

24.


Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Изображение фигур в одеждах. Пропорции.

1

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Грециии. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах).

25.


Образ готических городов  средневековой Европы. Средневековая архитектура.Изображение построек.



1

Изображать постройки заданной формы.

26.


Средневековые готические костюмы. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.



1

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

27.


Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ –художник».




1

Осознавать ценность каждой культуры, естественную связь ее проявлений.



4 четверть.  «Искусство объединяет народы»

7


28.


Все народы воспевают материнство. Изображение матери и дитя по представлению.




1

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

29.


Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека.





1

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

30.


Сопереживание — великая тема искусства. Изображение больного животного

.




1

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства .пробуждающих чувства печали и участия.

31.


Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою. Карандаш, построение.





1

Приобретать творческий опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятника героям.




32.









Завершение работы в цвете: мелки, пастель





.

1




Развивать навыки в разных техниках

33.


Юность и надежды. Изображение радости детства. Гуашь или мелки.





1

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

34.


Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) Участвовать в обсуждении выставки. Игра детей в викторину и выяснение чему научились за год.


1

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты ) является богатством и ценностью всего мира. Участвовать в обсуждении выставки.



Всего:

34





35