Под ред. Б.М. Неменского
2019 г.
Содержание: изображения,созданные художниками.встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас.Каждый ребенок тоже немного художник, и ,рисуя,он учится понимать окружающий его мир и других людей.Видеть- осмысленно рассматривать окружающий мир надо учиться,и это очень интересно;именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощи линии,пятна,цвета,в объеме.Первичный опыт работы худ-ми материалами,эстетическая оценка их выразительных возможностей.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во ча- сов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. Развитие наблюдательности, рисование рисунка по замыслу. | 1 | Находить в окружающей действительности изображения сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков , сделанных детьми. Придумывать и изображать то,что каждый хочет,умеет, любит. |
2. | | Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с видами художественной деятельности. | 1 | Находить, рассматривать красоту (необычное) в обыкновенных явлениях природы Рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную Метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев) Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм Создавать , изображать графичкскими средствами(гуашь на выбор) заданный образ на основе выбранной геометрической формы. |
3. | | Мастер Изображения учит видеть .Р.К. Пейзаж. Березовая роща. Знакомство с понятием форма. | 1 | Рассматривать красоту дерева березы(березовой рощи),рассуждать об увиденном. Видеть особые приметы дерева березы ( белый ствол, темные полосы), отличия от других пород деревьев. Выявлять геометрические формы дерева березы по направлению веток (плакучая похожа на перевернутый треугольник; вверх растущая-овал). Сравнивать разное расположение ветокдерева(вниз.вверх растущии) на основе выявления их геометрических форм. Обсуждать творческие работы в конце урока. |
4. | | Изображать можно пятном. Видение образа через пятно. | 1 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору-находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. |
5. 6. | | Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска, прием вытягивания (варианты); Объемные формы в природе: камни, овощи и т.д. | 1 | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака,камни и т.д.) Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях,наглядно сохраняющих образ исходного природного материала(скульптура С.Эрьзи,С.Коненков) |
7. | | Изображать можно линией. Развитие навыка графическими материалами. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами ( черный фломастер,простой карандаш,гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
8. | | Разноцветные краски. Изображение красочного волшебного коврика. | 1 | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями, приво- дить примеры. Эксперементировать . исследовать возможности краски в процессе смешивания |
9. | | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображение радости и грусти. | 1 | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать,что изображать можно не только предметный мир но и мир наших чувств (радость или грусть. удивление,восторг ит. д.) Изображать радость или грусть. |
10. | | Художники и зрители (обобщение темы). Формирование навыков восприятия и оценки собственной деятельности. | 1 | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Учавствовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально, оценивать отвечать на вопросы по содержанию произведений художников(В.Васнецов,М. Врубель,Н,Рерих,В.Ван Гог и др.) |
| | 2 четверть.Ты украшаешь (9часов). Содержание: Украшения в природе.Красоту нужно уметь замечать.Люди радуются и украшают мир вокруг себя.Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деят-ти в жизни человека. Мастер Украшения-мастер общения,он организует общение людей,помогая им наглядно выявлять свои роли. | 8 | |
11. | | Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка, виды мазков. | 1 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности(в школе. дома.на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в набросках, на первый взгляд незаметных,деталях природы,любоваться красотой природы. |
12. | | Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях Бабочки, прием «тычка». | 1 | Понимать простые основы симметрии. Видеть простые повторы узоров в природе,ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. |
13. | | Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы, украшение рыбки узорами чешуи, крупная и тонкая кисть. | 1 | Осваивать простые приемы техники монотипии. Видеть ритмическое соотношение пятна и линии в узоре. Развитие наблюдательности и эстетического понимания разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в узоре. |
14. | | Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация в технике коллажа. | 1 | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала,при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе их выразительность. Овладевать первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже. |
15. | | Узоры, которые создали люди. Р.К. .Рисуем варежку. Правила составления орнамента. | 1 | Находить орнаментальные украшения в предметах, созданных челевеком. Рассматривать орнаменты текстильных изделий фабрики нашего города и находить в орнаментах природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент для варежки на основе образцов. Получать первичные навыки декоративного изображения. Овладевать навыками работы в паре(под рук.уч-ля),выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Учавствовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности |
16. | | Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений восковыми мелками. | 1 | Рассматривать изображение сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки,помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказ.героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки,Кот в сапогах и т.д.) |
17. 18. | | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Понятие «дизайн», «дизайнер». Украшение для новогодней елки, композиция. Украшение класса к новогодним праздникам, приемы работы с фольгой. | 1 1 | 2 Придумать,как можно украсить класс к празднику Нового года,какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогоднии украшения из цветной бумаги(гирлянды, елочные игрушки) |
| | 3 четверть. Ты строишь.(10часов) Первичные представления о конструктивной худ-ной деятельности и ее роли в жизни человека.Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки- олицетворение конструктивной худ-ной деятельности.Умение видеть конструкцию формы предмета лежит с основе умения рисовать. Разные виды построек.Первичные умения видеть конструкцию,т.е.построение предмета. Первичный опыт владения худ-ми материалами и техниками конструирования.Первичный опыт коллективной работы. | 10 | |
19. | | Постройки в нашей жизни. Приобретение первичных навыков структурирования пространственной формы (домик). | 1 | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки,иллюстрации из детскихкниг с изображением жилищ,предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм; приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. |
20. | | Домики, которая построила природа. Изображение (лепка) птичьих гнезд, норки зверей. | 1 | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда,норки зверей и т. д.), анализировать их форму,конструкцию, пропорции. Лепить сказочные домики в форме овощей ,фруктов,грибов и т. д., выявляя их форму, конструкцию взаимосвязь частей. |
21 -22. | | Дом снаружи и внутри. Изображение дома виде букв алфавита - вид снаружи. | 1 1 | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома(в виде букв алфавита),их вид снаружи и внутри. |
23. | | Строим город. Изображение сказочного дома – вид внутри. | 1 | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома(в виде букв алфавита),их вид снаружи и внутри. |
24. | | Все имеет свое строение. Изображение животных в технике аппликация. | 1 | Анализировать различные предметы с точки зрения их формы,их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликация. |
25. 26. | | Форма предметов (упаковок). Календарный праздник «Пасха». Роспись яйца, эскиз. 26. Роспись яйца,завершение работы. гуашь –примакивание, тычок; восковые мелки. | 1 1 | Рассматривать изображения росписи на поверхности яйца. анализировать украшения и их особенности. Овладевать навыками изображения в составлении традиционных элементов и орнаментов. Пользоваться цветом как средством худ-ной выразительности. Придумывать узор для поверхности яйца. |
27. 28. | | Город, в котором мы живем. Изображение городских улиц, построение, карандаш. .Городские улицы, завершение работы в цвете. | 1 1 | Понимать,что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает,каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Изображать городские улице на бумаге. Учавствовать в обсуждении работы |
| | 4 четверть. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5часов). | 5 | |
29. | | Совместная работа трех Братьев – Мастеров. Рассказ о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. | 1 | Различать три вида худ-ной деятельности по назначению(цели произведения .его жизненной функции(зачем): украшение, изображение.постройка. |
30. | | Рисуем посуду Регион.К. Посуда з-да Кр.Фарфорист. Изображение посуды по замыслу с участием трех братьев Мастеров. | 1 | Анализировать,в чем состояла работа Мастеров,их участие в создании посуды. Находить в узорах природные мотивы. Придумывать разные формы в изображении посуды. Овладевать навыками декоративного рисования. Обсуждать творческие работы в конце урока |
31. | | «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги, придумывать простые формы. | 1 | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать худ-ми навыками работы графическими материалами.красками. Фантазировать и придумывать ,как достраивать простые формы, изображая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений ,а также свойств и воэможностей художественных материалов. |
32. | | Разноцветные жуки. Украшение жуков графическими материалами и красками. | 1 | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать пространственные формы. Овладеватьхудожественными приемами работы графическими материалами. красками. |
33. | | «Здравствуй, лето! «Композиция по впечатлениям от природы, карандаш, гуашь, приемы работы. | 1 | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров , т.е. имея в виду задачи трех видов худ-ной дея-ти. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и подлинных произведений в худ-ной галерее в нашем городе. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй,лето!» |
| | Всего: | 33 | |
Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Характеристика Деятельности учащихся |
| | 1 четверть. «Чем и как работают художники» | 8 | |
1. | | «Цветочная поляна». Три основных цвета. Коллективная композиция «Цветы».Прием «живая краска» | 1 | Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». |
2. | | «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь, прием по- сырому» | 1 | Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. |
3. | | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | 1 | Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. |
4. | | Урок-экскурсия в парк(выход на пленер, зарисовка опавших листьев) «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | 1 | Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. |
5. | | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов, приемы работы. | 1 | Осваивать приемы работы графическими материалами, наблюдать за пластикой деревьев. |
6. | | Урок-проект. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме из целого куска пластилина. | 1 | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худ-ых материалов, которые применяются в скульптуре , развивать навыки работы с целым куском пластилина, создавать объемное изображение животного с передачей характера. |
7. | | Лепка дополнительного элемента – дерева из отдельных кусков (частей ) пластилина. | 1 | Создавать образ из частей. |
8. | | «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Окраска фигурок гуашью. | 1 | Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. |
| | 2 четверть. «Реальность и фантазия» | 7 | |
| | | | |
9. | | «Наши друзья: птицы». Р.К. Птицы родного края. Выделение пропорций частей тела. Работа в цвете. | 1 | Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. |
10. | | «Сказочная птица». Придумывать и изображать фантастический образ, развивать навыки работы гуашью. | 1 | Придумывать выразительные фантастические образы, развивать навыки работы гуашью. |
11. | | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе, работа тушью. | 1 | Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. |
12. | | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. Изображение рыб в технике монотипия. | 1 | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. |
13. | | «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. Осваивать приемы создания орнамента на салфетках. | 1 | Осваивать приемы создания орнамента, сравнивать природные формы с декоративными узорами на салфетках. |
14. | | «Подводный мир». Постройка и реальность. Флора и фауна, смешанная техника. | 1 | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы. |
15. | | Постройка и фантазия. Изображение фантастических зданий (чумы, юрты),карандаш, мелки | | Придумывать разнообразные конструкции. |
| | 3четверть.«О чем говорит искусство» | 10 | |
16. | | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | 1 | изображать с ярко выраженным характером и настроением. |
17. | | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») | 1 | Учиться изображать эмоциональное изображение человека. |
18. | | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении(Золушка, злая мачеха). | 1 | Создавать противоположные по характеру женские образы ( Золушка, злая мачеха и т. д.),используя живописные и графические средства. |
19. | | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме из целого куска пластилина. | 1 | Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. |
20. | | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях при помощи живописных материалов. | 1 | Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. |
21. | | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. Создание декоративной композиции. | 1 | Понимать роль украшений в жизни человека, создавать декоративные композиции. |
22. | | «Морозные узоры». Украшение и реальность. Вырезание морозных узоров в технике «вырезанке». | 1 | Сравнивать и анализировать украшения, сделанные природой. Вырезать морозные узоры в технике «вырезанке». |
23. | | «Морской бой Салтана и пиратов». Украшение сказочного флота. | 1 | Украшать паруса двух противоположных по намерениям флотов. |
24. | | Урок-путешествие. «Замок Снежной Королевы». Смешанная техника (фон –пейзаж, аппликация). | 1 | Учиться видеть художественный образ в архитектуре, приобретать опыт творческой работы. |
25. | | Дом для сказочных героев. Гуашь, бумага. | 1 | Изображать образ на плоскости. |
| | 4 четверть. «Как говорит искусство» | 9 | |
26. | | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. | 1 | Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов, осваивать различные приемы работы кистью. |
| | | | | |
27. | | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») Изображение весенней земли красками. | 1 | Уметь сопоставлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета, изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. |
28. | | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Лесной пезаж-ручьи; пастель, цветные мелки. | 1 | Расширять знания о средствах худ-ой выразительности. |
29. | | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. Изображение разных линий дерева. | 1 | Понимать роль взаимодействия различных средств худ-ой выразительности. |
30. | | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. Изображение летящих птиц. | 1 | Создавать выразительные образы птиц. |
31. | | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) | 1 | Понимать роль взаимодействия различных средств худ-ой выразительности. |
32. | | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). | 1 | Повторять и закреплять полученные знания и умения. |
33. | | Урок-экскурсия в березовую рощу. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. Живописные образы на бумаге. | 1 | Рассказывать о своих впечатлениях об увиденном, создавать живописные образы на бумаге. |
34. | | Урок-викторина. «Экзамен художника «Тюбика». Искусствоведческая викторина. Задания на смекалку. | 1 | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников, фантазировать и рассказывать о своих планах на лето. |
| | Всего: | 34 | |
Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол- во ча-сов | Характеристика Деятельности учащихся |
| | 1 четверть. «Искусство в твоем доме» | 10 | |
1. | | Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок).Р.К. Пейзаж.Лето в Чудове. Смешивание трех основных красок. | 1 | Учиться видеть и объяснять явления ,происходящие в природе, смешивать три основные краски. |
2. | | Твоя посуда. Р.К. Посуда з-да. Кр.Фарфорист. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. | 1 | Овладевать навыками создания выразительной формы посуды, изображения посудных форм, объединенным общим образным решением. |
3. | | Мамин платок. Эскиз платка для девочки, для бабушки, то есть разные по содержанию. Правила композиции, гуашь. | 1 | Понимать зависимость характера узора,знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка. |
4. | | Обои и шторы в твоем доме. Практические навыки создания обоев для комнаты в соответствии с ее назначением. | 1 | Обретать опыт творчества и художечтвенно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
5. | | Твои игрушки (озорной товар).Детские народные игрушки, эскиз на бумаге. | 1 | Украшать форму игрушки, добиваясь целостного цветового решения. |
6. | | Работа в объеме. Лепка из пластилина по эскизу. | 1 | Создавать объемные предметы по экизу. |
| | | | |
7. | | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование выбранной сказки | 1 | Создавать свою детскую книжку-игрушку. |
8. | | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. Навык композиции, гуашь. | 1 | Приобретать навыки композиционного решения,понимать роль художника. |
9. | | Поздравительная открытка. Освоение техники граттажа. | 1 | Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. |
10. | | Букет цветов. Рисование с натуры. Построение, работа в цвете. | 1 | Развивать навыки рисования с натуры. |
| | 2 четверть. «Искусство на улицах твоего города» | 5 | |
11. | | Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. | 1 | Изображать архитектуру своих родных мест. |
12. | | В мире народного зодчества. Р.К. Особенности Новгородского быта. Изображение избы. | 1 | Изображение внешнего вида постройки. |
13. | | Парки, скверы, бульвары города. Изображение парка для отдыха в Чудове. Правила перспективы. | 1 | Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. |
14. | | Транспорт в городе.Р.К.транспорт города Чудово. Построение и украшение машины. | 1 | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. |
15. | | Витрины магазинов. Проект оформления витрины любого магазина. | 1 | Фантазировать, создавать свой образ витрины магазина. |
| | 3 четверть. «Художник и зрелище» | 10 | |
16. | | Образ театрального героя. Эскиз куклы. Театр г.В.Новгорода и С-Петербурга. | 1 | Создавать плоскостные (расписные) декорации театрального героя. |
17 | | Образ театрального героя. Силуэт-загадка. Мелки пастель. | 1 | Развивать навыки силуэтного рисования. |
18. | | Театр кукол (голова и костюм куклы). Эскиз, работа в цвете. | 1 | Понимать и объяснять важную роль художника в театре (создание костюмов, декораций). |
19. | | Лепка куклы в объеме из пластилина по частям. | 1 | Создавать образ в объеме. |
20. | | Карнавальные маски. Маски разных народов, эскиз. | 1 | Отмечать характер, настроение в маске, с также выразительность формы и декора, созвучные образу. |
21. | | Конструирование маски из бумаги, окрашивание гуашью. | 1 | Создавать образ в объеме по эскизу. |
22. | | Пальчиковый театр. Театральный занавес. Изображение силуэта похожий на реальных героев. | 1 | Учиться изображать силуэт похожий на реальных героев. |
23. | | Конструирование сувенирной куклы из пластилина в русской национальной одежде. . | 1 | Придумывать и создавать выразительную куклу, применять для работы пластилин. |
24. | | Афиша, плакат к спектаклю. Изображение шрифта, графические навыки. | 1 | Уметь видеть и определять в афишах- плакатах изображение, украшение и постройку, создавать эскиз афиши. |
25. | | Цирковое представление «Парад -алле». Художник и цирк. Изображение циркового представления и его персонажей. Построение, работа в цвете. | 1 | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Придумывать и создавать красочные и выразительные рисунки на тему циркового представления. |
| | Раздел 4. «Музеи искусств» | 9 | |
| | | | |
| | | | |
26. | | Музей искусств (интерьер музея). Изображение интерьера музея с фигурами людей. | 1 | Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. |
27. | | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. Изображение натюрморта с ярко выраженным настроением. Работа в цвете, акварель. | 1 | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Изображать натюрморт с ярко выраженным настроением. |
28. | | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.Р.К.Пейзаж родной земли, Техника «мыльный отпечаток» | 1 | Осваивать приемы новой технике, фантазировать в создании картины. |
29. | | В музеях хранятся наиболее известные портреты. Р.К.Экскурсия в худ.галерею | 1 | Иметь об изобразительном жанре-портрете и нескольких известных картинах-портретах. |
30. | | Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Создание фигурок, используя разные приемы лепки. | 1 | Создавать фигурки, используя разные приемы лепки(пластилин),передавая выразительную пластику движения. |
31. | | Музеи архитектуры. Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т. д.) | 1 | Объяснять роль архитектурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов. Изображать древнюю архитектуру. |
32. | | Лоскутный коврик. Развивать навыки в технике коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. | 1 | Рассуждать, эстетически относиться произведениям искусства. Развивать навыки в новой технике. |
33. | | По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — смешанная техника (аппликация, гуашь) Музеи народного декоративно-прикладного искусства. | 1 | Осваивать навыки работы в смешанной технике(гуашь, аппликация). |
34. | | Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение). Проявление творческой активности. | 1 | Участвовать в организации выставки детского худ. творчества, проявлять творческую активность. Понимать роль художника в жизни каждого человека. |
| | Всего: | 34 | |
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол- Во часов | Характеристика Деятельности учащихся |
| | 1 четверть. «Истоки родного искусства» | 9 | |
1. | | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. Овладевание живописными навыками работы гуашью. | 1 | Характеризовать красоту природы родного края. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
2. | | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года Р.К. Композиция, построение, работа в цвете. | 1 | Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. |
3. | | Гармония жилья с природой. Изображение избы ( гуашь, кисти) | 1 | Использовать выразительные средства живописи для создания образов. |
4. | | Деревня — деревянный мир. Изображение деревни, улиц. Правила перспективы. | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества, объяснять особенности конструкции русской избы. |
5. | | Образ русского человека (женский образ). Изображение русской красавицы. Гуашь. | 1 | Создавать женские народные образы. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. |
6. | | Образ русского человека (мужской образ). Изображение портрета богатыря. Гуашь. | 1 | Создавать мужские народные образы. Овладевать навыками изображения фигуры человека. |
7. | | Воспевание труда в искусстве. Изображение трудового процесса(пахота, сенокос или уборка урожая). Работа в цвете. | 1 | Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
8. | | Народные праздники. Изображение фрагментов ярмарки и создание коллективного панно. | 1 | Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. |
9. | | Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» Р.К. Успенская ярмарка в г. Чудове. Изготовление куклы из рогоза. | 1 | Знать и называть несколько произведений на тему народных праздников, овладевать на практике элементарными навыками работы с природными материалами (солома, рогоз). |
| | 2 четверть. «Древние города нашей земли» | 7 | |
10. | | Древнерусский город-крепость. Изображение крепостных стен, башен. Пропорции. | 1 | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Изображать крепостную стену,башню. |
11. | | Древние соборы. Р.К. Древнии соборы в В.Новгороде. Изображение храма или собора, построение, работа в цвете. | 1 | Изображать древнерусский храм. |
12. | | Древний город и его жители. Эскиз каменных палат.Построение, цвет. | 1 | Изображать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. |
13. | | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусского воина. Овладевание навыками изображения фигуры человека. | 1 | Изображать древнерусских воинов – защитников. Овладевать навыками изображения фигуры человека. |
14. | | Города Русской земли. Золотое кольцо России. Живописное изображение древнерусского города. | 1 | Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов, создавать образ древнерусского города. |
15. | | Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты(графические материалы). | 1 | Иметь представление о декоративном украшении интерьеров, выражать в изображении праздничную нарядность терема и палаты. |
16. | | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли». Изображение персонажей праздника.Композиция,пастель. | 1 | Создавать многофигурные композиции в коллективных панно, сотрудничать в процессе создания общей композиции. |
| | 3 четверть. «Каждый народ - художник» | 11 | |
17. | | Праздник как элемент художественной культуры страны. Изображение(образ) японских построек. | 1 | Обрести знания о многообрази народов мира |
18. | | Отношение к красоте природы в японской культуре. Изображение ветки сакуры с птичкой. | 1 | Иметь представление к иной и необычной художественной культуре. |
19. | | Образ человека, характер одежды в японской культуре. Изображение японок в кимоно. | 1 | Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. |
20. | | Искусство народов гор и степей. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. | 1 | Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустынных пространств и величия горного пейзажа. |
21. | | Образ художественной культуры Средней Азии. Обрывная аппликация - среднеазиатский город. Живописные навыки. | 1 | Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. |
22. | | Образ красоты древнегреческого человека. Изображение фигуры в движении. Пропорции. | 1 | Осваивать основы конструкции, соотношения основных пропорций фигуры человека. |
23. | | Древнегреческая архитектура. Навык орнаментальной графики. Изображение греческого храма. | 1 | Овладевать навыками орнаментальной графики. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. |
24. | | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Изображение фигур в одеждах. Пропорции. | 1 | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Грециии. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах). |
25. | | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.Изображение построек. | 1 | Изображать постройки заданной формы. |
26. | | Средневековые готические костюмы. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | 1 | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
27. | | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ –художник». | 1 | Осознавать ценность каждой культуры, естественную связь ее проявлений. |
| | 4 четверть. «Искусство объединяет народы» | 7 | |
28. | | Все народы воспевают материнство. Изображение матери и дитя по представлению. | 1 | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. |
29. | | Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека. | 1 | Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. |
30. | | Сопереживание — великая тема искусства. Изображение больного животного . | 1 | Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства .пробуждающих чувства печали и участия. |
31. | | Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою. Карандаш, построение. | 1 | Приобретать творческий опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятника героям. |
32. | | Завершение работы в цвете: мелки, пастель . | 1 | Развивать навыки в разных техниках |
33. | | Юность и надежды. Изображение радости детства. Гуашь или мелки. | 1 | Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. |
34. | | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) Участвовать в обсуждении выставки. Игра детей в викторину и выяснение чему научились за год. | 1 | Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты ) является богатством и ценностью всего мира. Участвовать в обсуждении выставки. |
| | Всего: | 34 | |