Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г№1599 и на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. №1026 (вариант 1).Министерством просвещения Российской Федерации от 17.07.2024. №495 «О внесении изменения в приказ Министерства Российской Федерации касающиеся ФАОП»
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формировании личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
При составлении программы проведена условная дифференциация обучающихся по микро группам:
Микро группа 1- обучающиеся которые овладевают содержанием предмета «Профильный труд»ФАООП (вариант1). Планируемые результаты освоения личностных и предметных результатов по данному предметуна достаточном уровне.
Микро группа2- обучающиеся которые овладевают содержанием предмета «Профильный труд» ФАООП (вариант1). Планируемые результаты освоения личностных и предметных результатов по данному предмету на минимальном уровне.
Микро группа 3- обучающиеся требующие к себе особый подход. Личностные и предметные результаты освоения обучающимися ФАООП (вариант1) рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся
Цель изучения предмета «Технология» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Развитие инициативы, мобильность, социально-трудовой адаптации учащихся с ОВЗ.
Изучение этого учебного предмета в V-IX- классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Для достижения цели, учебного предмета «Технология» способствуют решения следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т. д.)
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда, в семье и по месту жительства;
-расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека- труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
-формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно- преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
-развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку деятельности);
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по технологии в 5-9 х классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки производственных материалов: «Столярное дело», «Слесарное дело» Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основ-
ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного тру-
да, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы технологии; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка, черчения, биология и др. предметов.
Основными задачами изучения профильного труда являются: сообщение учащимся знаний о назначении слесарного и столярного дела. О назначении, деталях, способах их обработки и скрепления в изготавливаемых изучаемых столярных изделиях; приобретение навыков владения столярными и слесарными инструментами и приспособлениями, знакомство с правилами ухода за ними и ТБ, приобретение навыков пиления, строгания, сверления,
применения лаков, клея, красителей, планирования последовательности выполнения трудовых операций, оценивания результатов своей и чужой работы.
По итогам изучения программного материала в конце года проводится контрольное тестирование.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровье сберегающие,
игровые.
Методы обучения:
практическая направленность;
игровые действия;
творческий характер обучения;
интерактивность;
разнообразные коммуникации;
диалог;
использование знаний и опыта обучающихся;
групповая форма организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностный подход к обучению;
движение и рефлексия.
Методы стимуляции:
демонстрация натуральных объектов,
ИКТ,
дифференцирование, разно уровневое обучение,
наглядные пособия, раздаточный материал,
создание увлекательных ситуаций,
занимательные упражнения,
экскурсии,
декады трудового обучения,
участие в конкурсах,
участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Основные формы обучения:
урок,
практическая работа,
лабораторная работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Логические связи с остальными предметами учебного плана.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, черчения, естествознания и истории. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления пиломатериалов, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении столярных операций, способствуют более успешному изучению воспитанниками общеобразовательных предметов. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение технологии развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение столярных и слесарных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
приобретение знаний о технике и технологии в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и автоматизированной обработки материалов из древесины и металлов, дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления , ремонта мебели и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления столярных и слесарных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии; -освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Труд» (технология) относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Технология».
Сроки изучения учебного предмета: 5 лет
5 класс – 2 часа в неделю.
6 класс – 2 часа в неделю
7 класс – 1 час в неделю
8 класс – 1 час в неделю
9 класс – 1 час в неделю
Количество учебных недель: 34 недели
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения: 238 часов.
5 класс – 68 часов
6 класс – 68 часов
7 класс – 34 часа
8 класс – 34 часа
9 класс – 34 часа
Личностные, предметные результаты освоения:
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в культуру, овладение ими социо- культурным опытом. Личностные результаты освоения ФАООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладении социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения ФАООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, норассматриваютсякакоднаизсоставляющихприоценкеитоговыхдостижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В томслучае,еслиобучающийсянедостигаетминимальногоуровняовладенияпредметнымирезультатамиповсемилибольшинствуучебныхпредметов, то по рекомендации психолого -, медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организацияможетперевестиобучающегосянаобучениепоиндивидуальномуплануилина ФАООП
(вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Профильному труду» на конец обучения:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве станков и их основных
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов обработки древесины,
чтение (с помощью учителя) технологических карт, используемых в процессе изготовления изделий;
представление о разных видах профильного труда(деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело,
цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится», «не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки древесины в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности
Формирование базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-
пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
5 класс
I четверть
Труд в жизни человека. Что такое труд? Какие бывают профессии? Профессии «столяр» и «слесарь» Знакомство с рабочими профессиями. Домашний мастер. Столяр и слесарь. Человек и его дом. Виды зданий. Из чего состоит здание? Столярная и слесарная мастерская. Что такое мастерская? Столярное и слесарное оборудование. Правила безопасности и поведения в мастерской. Инструменты и приспособления для обработки древесины и металла. Что такое инструменты и приспособления? Виды инструментов для обработки древесины и металла.
II четверть.
Материалы. Что такое материалы. Какие бывают материалы? Свойства материалов. Основы безопасности при работе с материалами. Правила безопасности при работе с материалами. Значение и применение металла и древесины в повседневной жизни. Значение леса в жизни человека. Древесина и ее свойства.
III четверть
Строение дерева. Основные породы древесины. Металл и его свойства. Столярный верстак, его устройство и назначение. Виды клея и состав. Правило работы с клеем. Рабочее место слесаря. Слесарный верстак, его устройство и назначение. Инструменты для разметки. Планирование столярной и слесарной работы. Правило организации и содержания рабочего места слесаря. Что такое разметка.
IV четверть
Организация рабочего места при нанесении разметки. Что такое шаблон. Правила разметки по шаблону. Разметка инструмента «гаечный ключ» по шаблону. Разметка детали прямоугольной формы. Зачистка детали шлифовальной шкуркой Окраска изделий из дерева. Изготовление изделий из проволоки.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения ФАООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении ФАООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания ФАООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных)
процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания ФАООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например,
комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников
(учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизнен-
ной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого- медико-педагогический консилиум.
На основе требований, сформулированных в Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной
(жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий | | | | Параметры оценки | | | Индикаторы | | |
Владение | навыками | сформированность | навыков | | Способность инициировать и | |
коммуникации и принятыми | Коммуникации со взрослыми | | поддерживать | коммунника- | |
ритуалами | социального | | | | с взрослыми | | |
взаимодействия (т.е. самой | | | | | |
| | | Способность применять аде- | |
формой | | поведения, | его | | | | кватные способы поведения | |
Социальным рисунком), | в | | | | в разных ситуациях | |
Том числе с использованием | | | | | | |
| | | Способность обращаться за | |
| | | | | | | | | |
информационных | | | | | | помощью | | |
| | | | | | | | | | |
технологий | | | Сформированность | навыков | | Способность инициировать и | |
| | | | | | | |
| | | | | | коммуникации | со | | поддерживать | | |
| | | | | | сверстниками | | | Коммуникацию со сверсни- | |
| | | | | | | | | ками | | |
| | | | | | | | | Способность применять аде- | |
| | | | | | | | | Кватные способы поведения | |
| | | | | | | | | в разных ситуациях | |
| | | Способность обращаться за помощью |
Владение средствами коммуникации | | | Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. |
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия. | | | Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации. |
систему бальной оценки результатов;
документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимисясодержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а
также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную
оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий
«верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения ФАООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оцени-
вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда. Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ФАООП с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня
(федерального, регионального, муниципального);
условий реализации ФАООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным и нарушениями)
Данной образовательной организации.
Тематическое планирование.
5 класс (2часа в неделю, 68 час)
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
всего | теоретических | практических |
1 | Труд в жизни человека | 2 | | |
2 | Профессии «столяр» и «слесарь» | 3 | | |
3 | Человек и его дом. | 2 | | |
4 | Столярная и слесарная мастерская. | 6 | | |
5 | Инструменты и приспособления для обработки древесины и металла. | 3 | | |
6 | Материалы. | 12 | | |
7 | Значение и применение металла и древесины в повседневной жизни. | 10 | | |
8 | Рабочее место столяра. | 4 | | |
9 | Рабочее место слесаря. | 8 | | |
10 | Основы ручной обработки древесины и металла. | 18 | | |
| Итого | 64 | | |
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
Наборы столярного инструмента и оборудования
Плакаты с правилами техники безопасности в столярной мастерской
Технологические карты по изготовлению столярных изделий
Древесные материалы для заготовок и наглядные пособия
Станки и оборудование для изготовления заготовок
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во час. | Дата | Содержание, вид деятельности | |
План | Факт | |
I четверть 5 класс | |
Труд в жизни человека | |
1 | Что такое труд? | 1 | 06.09 | | Трудовая деятельность человека, беседа. | |
2 | Какие бывают профессии? | 1 | 06.09 | | Определение слова «профессия», виды профессий. | |
Профессии «столяр» и «слесарь» | |
3 | Знакомство с рабочими профессиями. | 1 | 13.09 | | Знакомство с рабочими профессиями. Важные профессии. | |
4 | Домашний мастер. | 1 | 13.09 | | | |
5 | Столяр и слесарь. | 1 | 20.09 | | | |
Человек и его дом. | |
6 | Виды зданий. | 1 | 20.09 | | | |
7 | Из чего состоит здание? | 1 | 27.09 | | | |
Столярная и слесарная мастерская. | |
8 | Что такое мастерская? | 1 | 27.09. | | | |
9 10 11 | Столярное и слесарное оборудование. | 3 | 04.10.04.10 11.01 | | | |
12 13 | Правила безопасности и поведения в мастерской. | 2 | 11.10 18.10 | | | |
Инструменты и приспособления для обработки древесины и металла. | |
14 15 | Что такое инструменты и приспособления? | 2 | 18.10 25.10 | | | |
16 | Виды инструментов для обработки древесины и металла. | 1 | 25.10 | | | |
5 класс II четверть | |
Материалы. | |
17 18 | Что такое материалы. | 2 | 08.11 08.11 | | | |
19 20 | Какие бывают материалы? | 2 | 15.11 15.11 | | | |
21 22 23 | Свойства материалов. | 3 | 22.11 22.11 29.11 | | | |
24 25 26 | Основы безопасности при работе с материалами. | 3 | 29.11 06.12 06.12 | | | |
| |
27 28 | Правила безопасности при работе с материалами. | 2 | 13.12 13.12 | | | |
Значение и применение металла и древесины в повседневной жизни. | |
29 30 | Значение леса в жизни человека. | 2 | 20.12 20.12 | | | |
31 32 | Древесина и ее свойства. | 2 | 27.12 27.12 | | | |
5 Класс III четверть. | |
33 34 35 36 | Строение дерева. Основные породы древесины. | 4 | 10.01 10.01 17.01 17.01 | | | |
37 38 | Металл и его свойства. | 2 | 24.01 24.01 | | | |
Рабочее место столяра. | |
39 40 | Столярный верстак, его устройство и назначение. | 2 | 31.01 31.01 | | | |
41 | Виды клея и состав. | 1 | 07.02 | | | |
42 | Правило работы с клеем. | 1 | 07.02 | | | |
Рабочее место слесаря. | |
43 44 | Слесарный верстак, его устройство и назначение. | 2 | 14.02 14.02 | | | |
45 46 | Инструменты для разметки. | 2 | 21.02 21.02 | | | |
47 48 | Планирование столярной и слесарной работы. | 2 | 28.02 28.02 | | | |
49 50 | Правило организации и содержания рабочего места слесаря. | 2 | 07.03 07.03 | | | |
Основы ручной обработки древесины и металла. | |
51 52 | Что такое разметка. | 2 | 14.03 14.03 | 14.03 14.03 21.03 21.03 | | |
5 КЛАССIV четверть. | |
53 54 | Организация рабочего места при нанесении разметки. | 2 | 04.04 04.04 | | | |
55 56 | Что такое шаблон. Правила разметки по шаблону. | 2 | 11.04 11.04 | | | |
57 58 | Разметка инструмента «гаечный ключ» по шаблону. | 2 | 18.04 18.04 | | | |
59 60 | Разметка детали прямоугольной формы. | 2 | 25.04 25.04 | | | |
61 62 | Зачистка детали шлифовальной шкуркой | 2 | 16.05 16.05 | | |
63 64 | Окраска изделий из дерева. | 2 | 23.05 23.05 | | |
65 66 | Изготовление изделий из проволоки. | 2 | 29.05 29.05 | 29.05 29.05 30.05 30.05 | |