Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой основного общего образования
Календарно-тематическое планирование составлено: Страховой И.А., учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории
№ | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
Введение (1 час) | |
1. | И по ТБ. Художественная литература как учебный предмет. Знакомство с учебником-хрестоматией. | 1 | 2.09 | | |
Русский фольклор. Устное народное творчество (7 часов) | |
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1 | 4.09 | | |
3 | Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» | | 5.09 | | |
4. | Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказка «Царевна-лягушка». | 1 | 9.09 | | |
5. | Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Рр Пересказ сказки. | 1 | 11.09 | | |
6. | Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | 12.09 | | |
7. | Р.р Пересказ сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». | 1 | 16.09 | | |
| |
8. | Вн. чт .Русские народные сказки. Р.р Пересказ русских народных сказок. | 1 | 18.09 | | |
| Из древнерусской литературы (2 часа) | | | | |
9. | Общее представление о древнерусской литературе. | | 19.09 | | |
10. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Чтение и изучение произведения. | 1 | 23.09 | | |
| Из русскорй литературы 18 века (1 час) | | | | |
11. | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы. | 1 | 25.09 | | |
Из русской литературы 19 века (34 ч) | |
12. | Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности. Жанр басни. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | 1 | 26.09 | | |
13. | «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние пороков жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Рр Рассказ и мораль в басне. | 1 | 30.09 | | |
14. | В.ч Басни И. А. Крылова. | 1 | 2.10 | | |
15. | В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки. | 1 | 3.10 | | |
16. | Жанр баллады. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». | 1 | 7.10 | | |
17 | Р р Чтение и обсуждение произведения. Благородство и жестокость героев баллады. | | 9.10 | | |
18. | Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | 10.10 | | |
19 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Чтение и изучение произведения. | 1 | 14.10 | | |
20. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Помощники царевны. Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей. Победа добра над злом. | 1 | 16.10 | | |
21. | Рифма, способы рифмовки. Ритм, стихотворная и прозаическая речь. | 1 | 17.10 | | |
22. | Вч Сказки А. С. Пушкина. Рр Пересказ сказок Пушкина, их обсуждение. | 1 | 21.10 | | |
| ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ХIХ- ХХ ВЕКА (4 ч) | | | | |
23. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения. | 1 | 23.10 | | |
24. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения. Мир детства в изображении писателя | 1 | 24.10 | | |
25 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения. Мир детства в изображении писателя. Создание проекта | 1 | 28.10 | | |
26 | ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» | 1 | 30.10 | | |
27. | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа произведения. Чтение и изучение произведения. | 1 | 31.10 | | |
| 2 четверть | | | | |
28. | Р.р. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 | 11.11 | | |
29. | Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народные предания – основа повести. | 1 | 13.11 | | |
30. | Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народные предания – основа повести. | 1 | 14.11 | | |
31 | Вч Н. В. Гоголь. Повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сказка «Ночь перед рождеством». | 1 | 18.11 | | |
32 | ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | 20.11 | | |
33. | Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности, «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | 21.11 | | |
34. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины. | 1 | 25.11 | | |
35. | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Картины детства и окружающего мира. | 1 | 27.11 | | |
36. | И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. | 1 | 28.11 | | |
37. | «Муму». История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и Муму. | 1 | 2.12 | | |
38. | Герасим и Муму | 1 | 4.12 | | |
39. | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства. Сравнение, гипербола. | 1 | 5.12 | | |
40. | Рр Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Урок развития речи Подготовка к сочинению по рассказу «Муму». | 1 | 9.12 | | |
41 | Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева. | 1 | 11.12 | | |
42. | Стихи А. А. Фета. Красота природы. «Весенний дождь» и др. | 1 | 12.12 | | |
43. | Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. | 1 | 16.12 | | |
44 | «Кавказский пленник» - рассказ-быль. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | 18.12 | | |
45. | Жилин и татары, Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе. | 1 | 19.12 | | |
46. | Р.р Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ как эпический жанр. Сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | 23.12 | | |
47. | А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Чтение и изучение произведения. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор. | 1 | 25.12 | | |
48. | Вч. Юмористические рассказы А. П. Чехова. | 1 | 26.12 | | |
| 3 четверть | | | | |
49 | Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | 1 | 13.01 | | |
| ПОЭЗИЯ 2-Й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (3 ч) | | | | |
50. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев. | 1 | 15.01 | | |
51. | Рр Образы русской природы в поэзии. И. С. Никитин, А. Н. Майков, И. С. Никитин, И. З. Суриков. Анализ стихотворения. | 1 | 16.01 | | |
52. | Вн. чт Моё любимое стихотворение о природе. | 1 | 20.01 | | |
Из литературы 20 века (38 часов) | |
53. | И. А. Бунин «Косцы». «Дивная прелесть» и «очарование» песен косцов. | 1 | 22.01 | | |
54 | ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» | 1 | 23.01 | | |
55. | В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе». Работа над I и II главами повести. Рассказчик, от имени которого ведётся повествование, его жизнь в родном доме после смерти матери. Образ серого равнодушного города. | 1 | 27.01 | | |
56 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | 1 | 29.01 | | |
57 | «В дурном обществе». Работа над III-VI главами повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | 1 | 30.01 | | |
58. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Повесть как эпический жанр. | 1 | 3.02 | | |
59 | Р р Подготовка к сочинению «Путь Васи к правде и добру». | 1 | 5.02 | | |
60 | ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» | | 6.02 | | |
61 | С. А. Есенин: детство, начало литературной деятельности. Стихи о Родине. | 1 | 10.02 | | |
62 | С. А. Есенин: детство, начало литературной деятельности. Стихи о Родине | 1 | 12.02 | | |
63 | С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Жанр пьесы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Чтение и изучение произведения. Положительные и отрицательные герои. | 1 | 13.02 | | |
64 | С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Жанр пьесы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. Сказки народные и литературные | 1 | 17.02 | | |
65 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» Победа добра над злом | 1 | 19.02 | | |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (3 ч) | | | | |
66. | П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Чтение и изучение произведения. Отличие сказа от сказки. | 1 | 20.02 | | |
67 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». | 1 | 24.02 | | |
68. | Вч «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова. | 1 | 26.02 | | |
| Художественная проза о человеке и природе и их взаимоотношениях (6 ч) | | | | |
69. | К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб» Чтение и изучение произведения. Герои сказки. | 1 | 27.02 | | |
70 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события. | 1 | 3.03 | | |
71. | «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. Р р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. | 1 | 5.03 | | |
72 | ВЧ Сказки К. Г. Паустовского | 1 | 6.03 | | |
73 | А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Чтение и изучение произведения. Главный герой рассказа. Одухотворение природы. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда. | 1 | 10.03 | | |
74 | А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». «Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда. | 1 | 12.03 | | |
75. | В. П. Астафьев. Детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро». Чтение и изучение произведения. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. | 1 | 13.03 | | |
76-77 | «Васюткино озеро». Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. | 2 | 17.03 | | |
78 | Рр Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | 19.03 | | |
79 | Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского | 1 | 20.03 | | |
| 4 четверть | | | | |
80 | Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | 1 | 31.03 | | |
| «Ради жизни на Земле…» (3 ч) | | | | |
81-82. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». | 2 | 2.04, 3.04 | | |
83 | Рр Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | 7.04 | | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1 ч) | | | | |
84. | «Родина неяркая моя» в стихотворениях И. А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо. Картины природы. | 1 | 9.04 | | |
| ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч) | | | | |
85 | Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | 1 | 10.04 | | |
86. | Игры «кавказских пленников» и «робинзонов» в рассказах С. Чёрного. Песня-шутка Ю. Кима «Рыба-кит». | 1 | 14.04 | | |
87 | ВЧ Н. А. Тэффи «Валя» | | 16.04 | | |
| ПРОЗА И ПОЭЗИЯ О ПОДРОСТКАХ И ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. (3 ч) | | | | |
88-89-90 | А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн (1-2 произведения по выбору учителя) | 3 | 17.04, 21.04, 23.04 | | |
Из зарубежной литературы (14 часа) | |
Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни. | |
91 | Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций. | 1 | 24.04 | | |
92 | Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Чтение и изучение произведения. | 1 | 28.04 | | |
93. | Д. Дефо.Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | 30.04 | | |
94 | Х. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы. | 2 | 5.05 | | |
95 | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини | 1 | 7.05 | | |
96 | Истории четвёртая и пятая | 1 | 8.05 | | |
97 | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом | 1 | 12.05 | | |
98 | РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение) | 1 | 14.05 | | |
99-100 | Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Рр Сочинение-миниатюра «О чём рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | 2 | 15.05, 19.05 | | |
| Зарубежная проза о детях и подростках (3ч | | | | |
101 | Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Чтение и обсуждение произведения. | 1 | 21.05 | | |
102 | Том и Гек. Дружба, игры, забава, находчивость, предприимчивость. | 1 | 22.05 | | |
103 | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. | 1 | 26.05 | | |
| Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (2 ч) | | | | |
104 | Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Чтение и обсуждение произведения. Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства. Подведение итогов года. Что читать летом? | 1 | 28.05 | | |
105 | Промежуточная аттестация по пройденным темам. | 1 | 29.05 | | |