СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Литература» основного общего образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Литература» основного общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полянская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района

Республики Татарстан


Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «29 » августа 2020 г.

Руководитель МО

_________________


Согласовано

на МС школы

Протокол № 1

от «29» августа 2020г.

Руководитель МС

И.А. Конантьева

___________________

Утверждаю

Директор МБОУ «Полянская СОШ»

_____________

О.А. Ашмарина

Приказ №60

от «29» августа 2020 г.











Календарно – тематическое планирование
учебного предмета «Литература»

основного общего образования







Класс: 5

Год разработки: 2020

Срок реализации программы: 2020-2025


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой основного общего образования

Календарно-тематическое планирование составлено: Страховой И.А., учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории












5 класс (105 часов)


Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Дата

Примечание

план

факт


Введение (1 час)


1.

И по ТБ. Художественная литература как учебный предмет. Знакомство с учебником-хрестоматией.

1

2.09



Русский фольклор. Устное народное творчество (7 часов)


2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

1

4.09



3

Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»


5.09



4.

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказка «Царевна-лягушка».

1

9.09



5.

Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Рр Пересказ сказки.

1

11.09



6.

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

12.09



7.

Р.р Пересказ сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

1

16.09





8.

Вн. чт .Русские народные сказки.

Р.р Пересказ русских народных сказок.

1

18.09




Из древнерусской литературы (2 часа)





9.

Общее представление о древнерусской литературе.


19.09



10.

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Чтение и изучение произведения.

1

23.09




Из русскорй литературы 18 века (1 час)





11.

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

Роды и жанры литературы.

1

25.09



Из русской литературы 19 века (34 ч)


12.

Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности. Жанр басни. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1

26.09








13.

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние пороков жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.

Рр Рассказ и мораль в басне.

1

30.09



14.

В.ч Басни И. А. Крылова.

1

2.10



15.

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки.

1

3.10



16.

Жанр баллады. Баллада В. А. Жуковского «Кубок».


1

7.10



17

Р р Чтение и обсуждение произведения. Благородство и жестокость героев баллады.


9.10



18.

Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

10.10



19

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Чтение и изучение произведения.

1

14.10



20.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Помощники царевны. Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей. Победа добра над злом.

1

16.10



21.

Рифма, способы рифмовки. Ритм, стихотворная и прозаическая речь.

1

17.10



22.

Вч Сказки А. С. Пушкина.

Рр Пересказ сказок Пушкина, их обсуждение.

1

21.10




ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ХIХ- ХХ ВЕКА (4 ч)





23.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения.

1

23.10



24.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения. Мир детства в изображении писателя

1

24.10



25

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение и обсуждение произведения. Мир детства в изображении писателя. Создание проекта

1

28.10



26

ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»

1

30.10



27.

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа произведения. Чтение и изучение произведения.

1

31.10




2 четверть





28.

Р.р. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1

11.11



29.

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народные предания – основа повести.

1

13.11



30.

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народные предания – основа повести.

1

14.11



31

Вч Н. В. Гоголь. Повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сказка «Ночь перед рождеством».

1

18.11



32

ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

20.11



33.

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности, «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа.

1

21.11



34.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.

1

25.11



35.

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Картины детства и окружающего мира.

1

27.11



36.

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима.

1

28.11



37.

«Муму». История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и Муму.

1

2.12



38.

Герасим и Муму

1

4.12



39.

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства. Сравнение, гипербола.

1

5.12



40.

Рр Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Урок развития речи

Подготовка к сочинению по рассказу «Муму».

1

9.12



41

Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева.

1

11.12



42.

Стихи А. А. Фета. Красота природы. «Весенний дождь» и др.

1

12.12



43.

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.

1

16.12



44

«Кавказский пленник» - рассказ-быль. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1

18.12



45.

Жилин и татары, Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе.

1

19.12



46.

Р.р Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ как эпический жанр. Сюжет, композиция, идея произведения.

1

23.12



47.

А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Чтение и изучение произведения. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор.

1

25.12



48.

Вч. Юмористические рассказы А. П. Чехова.

1

26.12




3 четверть





49

Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

1

13.01




ПОЭЗИЯ 2-Й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (3 ч)





50.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев.

1

15.01



51.

Рр Образы русской природы в поэзии. И. С. Никитин, А. Н. Майков, И. С. Никитин, И. З. Суриков. Анализ стихотворения.

1

16.01



52.

Вн. чт Моё любимое стихотворение о природе.

1

20.01



Из литературы 20 века (38 часов)


53.

И. А. Бунин «Косцы». «Дивная прелесть» и «очарование» песен косцов.

1

22.01



54

ВЧ И. А. Бунин «Подснежник»

1

23.01



55.

В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе». Работа над I и II главами повести. Рассказчик, от имени которого ведётся повествование, его жизнь в родном доме после смерти матери. Образ серого равнодушного города.

1

27.01



56

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

29.01



57

«В дурном обществе». Работа над III-VI главами повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

1

30.01



58.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Повесть как эпический жанр.


1

3.02



59

Р р Подготовка к сочинению «Путь Васи к правде и добру».

1

5.02



60

ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»


6.02



61

С. А. Есенин: детство, начало литературной деятельности. Стихи о Родине.

1

10.02



62

С. А. Есенин: детство, начало литературной деятельности. Стихи о Родине

1

12.02



63

С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Жанр пьесы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Чтение и изучение произведения. Положительные и отрицательные герои.

1

13.02



64

С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Жанр пьесы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. Сказки народные и литературные

1

17.02



65

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» Победа добра над злом

1

19.02




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (3 ч)





66.

П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Чтение и изучение произведения. Отличие сказа от сказки.

1

20.02



67

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

1

24.02



68.

Вч «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова.

1

26.02




Художественная проза о человеке и природе и их взаимоотношениях (6 ч)





69.

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб» Чтение и изучение произведения. Герои сказки.

1

27.02



70

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события.

1

3.03



71.

«Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Р р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка.

1

5.03



72

ВЧ Сказки К. Г. Паустовского

1

6.03



73

А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Чтение и изучение произведения. Главный герой рассказа. Одухотворение природы. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда.

1

10.03



74

А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». «Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда.

1

12.03



75.

В. П. Астафьев. Детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро». Чтение и изучение произведения. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера.

1

13.03



76-77

«Васюткино озеро». Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

2

17.03



78

Рр Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

19.03



79

Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского

1

20.03




4 четверть





80

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

1

31.03




«Ради жизни на Земле…» (3 ч)





81-82.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».


2

2.04, 3.04



83

Рр Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1

7.04




ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1 ч)





84.

«Родина неяркая моя» в стихотворениях И. А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо. Картины природы.

1

9.04







ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

(3 ч)





85

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


1

10.04



86.

Игры «кавказских пленников» и «робинзонов» в рассказах С. Чёрного. Песня-шутка Ю. Кима «Рыба-кит».

1

14.04



87

ВЧ Н. А. Тэффи «Валя»


16.04




ПРОЗА И ПОЭЗИЯ О ПОДРОСТКАХ И ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. (3 ч)





88-89-90

А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн (1-2 произведения по выбору учителя)

3

17.04, 21.04, 23.04



Из зарубежной литературы (14 часа)


Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни.


91

Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.

1

24.04



92

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Чтение и изучение произведения.

1

28.04



93.

Д. Дефо.Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

30.04



94

Х. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы.

2

5.05



95

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини

1

7.05




96

Истории четвёртая и пятая

1

8.05



97

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом

1

12.05



98

РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение)

1

14.05



99-100

Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Рр Сочинение-миниатюра «О чём рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

2

15.05, 19.05




Зарубежная проза о детях и подростках (3ч





101

Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Чтение и обсуждение произведения.

1

21.05



102

Том и Гек. Дружба, игры, забава, находчивость, предприимчивость.

1

22.05



103

Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.

1

26.05




Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (2 ч)





104

Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Чтение и обсуждение произведения. Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства.

Подведение итогов года.

Что читать летом?

1

28.05



105

Промежуточная аттестация по пройденным темам.


1

29.05





7