Урок 17. Пластический обмен. Урок 18 Фотосинтез. Хемосинтез Тема 3.3. Размножение организмов. Урок 19. Митоз. Амитоз. Урок 20 Типы бесполого размножения. Урок 21. Мейоз. Урок 22. Гаметогенез. Оплодотворение у растений. 3.4. Индивидуальное развитие организмов Урок 23. Эмбриональное развитие животных. Урок 24. Постэмбриональное развитие животных. Тема 3.5. Основные закономерности наследственности. Урок 25. Генетика. Моногибридное скрещивание. Урок 26. Дигибридное скрещивание. Урок 27 Сцепленное наследование. Урок 28 Генетика пола. Прак./раб.№1: «Решение генетических задач» Урок 29 Современное представление о гене и геноме. Лаб./р.№2: «Составление родословных» Урок 30 Ненаследственная изменчивость. Лаб/раб.№3: «Построение вариационного ряда и кривой» Урок 31 Генотипическая изменчивость. Генетика и здоровье человека. 3.6. Доместикация. Основы селекции. Биотехнология Урок 32.Методы селекции животных и растений. Урок 33. Достижения и основные направления работы современной селекции. Биотехнологии и генная инженерия. Раздел 4 Резерв Урок 34. Основные биологические закономерности Урок 35. Развитие организма и окружающая среда | Продолжают изучение форм бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, амитоз, бинарное деление, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; Эволюционное значение бесполого размножения. Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Продолжают изучение полового размножения растений и животных. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Изучают: типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и системы. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Демонстрация сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития; моделей эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных; таблиц, иллюстрирующих бесполое и половое размножение. Изучают: формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих (жесткокрылых, чешуйчатокрылых), позвоночных (амфибий). Фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения. Изучают: основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма; генофонд. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и не полное доминирования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное и полигибриное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Прак./раб.№1: «Решение генетических задач» Лаб./р.№2: « Составление родословных» Демонстрация карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры Изучают: основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием. Лаб/раб.№3: «Построение вариационного ряда и кривой» Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают доместикацию и селекцию, массовый и индивидуальный отбор. Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. Основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции; антропогенеза); основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); |