СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно – тематическое планирование уроков биологии 10 класс 1 час ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение: роль биологии в формировании современной картины

мира, практическое значение биологических знаний Урок 1.Роль биологии в формировании современной картины мира.

Просмотр содержимого документа
«Календарно – тематическое планирование уроков биологии 10 класс 1 час ФГОС»


Календарно – тематическое планирование
уроков биологии 10 класс


Темы уроков

Колич. часов

Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Введение: роль биологии в формировании современной картины

мира, практическое значение биологических знаний Урок 1.

Роль биологии в формировании современной картины мира.

1

Рассматривают: цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико–материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства, биотехнологии и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире.




Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.


Урок 2

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.


Урок 3.

Основные свойства живого. Уровни организации жизни.


Урок 4.

Биологические

системы как предмет

изучения биологии. Методы

биологии.

3

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.



Раздел 2. Учение о клетке.

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.


Урок 5. История изучения клетки. Клеточная теория.

Тема 2.2. Химическая организация клетки.


Урок 6. Химический состав живой природы.

Неорганические вещества клетки.


Урок 7.. Липиды.


Урок 8. Углеводы. Белки.


Урок 9. Нуклеиновые кислоты.


10

1







4


Изучают: элементный состав вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержки гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы – белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно – функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров – полисахаридов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация объёмных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).



Тема 2.3. Строение и функции прокариотической клетки.


Урок 10.

Строение и функции прокариотической клетки


1

Продолжают изучение: прокариотических клеток; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация строения клеток различных прокариот.



Тема 2.4. Структурно- функциональная организация эукариот.


Урок 11. Эукариотическая клетка.Цитоплазма. Органоиды. Лаб./р.№1: «Сравнение строения растительной и животной клеток».


Урок 12. Клеточное ядро.


2

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Особенности строения растительной клетки.

Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клеток.




Тема 2.5. Реализация наследственной информации в клетке.


Урок 13.

Реализация наследственной информации в клетке.

1

ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (пластический обмен: биосинтез белка).




Тема 2.6. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.


Урок 14.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.

Демонстрация моделей различных вирусных частиц.



Раздел 3. Организм.

Тема 3.1.Организм- единое целое.

Жизнедеятельность

и регуляция функций организма

Урок 15.

Организм- единое целое. Жизнедеятельность

и регуляция функций организма


3.2. Обмен веществ и превращение энергии

Урок 16.

Энергетический обмен.

18

1












3






Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы, фотосинтез).





Тематическое планирование составил(а)_________________ Карачакова Е.В.

подпись

Календарно – тематическое планирование

уроков_биологии.


Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата по плану


Дата по факту

Урок 17.

Пластический обмен.


Урок 18

Фотосинтез.

Хемосинтез

Тема 3.3. Размножение организмов.

Урок 19.

Митоз. Амитоз.


Урок 20

Типы бесполого размножения.


Урок 21.

Мейоз.


Урок 22.

Гаметогенез. Оплодотворение у растений.





3.4. Индивидуальное развитие организмов

Урок 23.

Эмбриональное развитие животных.


Урок 24.

Постэмбриональное развитие животных.



Тема 3.5.

Основные закономерности наследственности.

Урок 25.

Генетика.

Моногибридное скрещивание.


Урок 26.

Дигибридное скрещивание.


Урок 27

Сцепленное наследование.


Урок 28

Генетика пола.

Прак./раб.№1: «Решение генетических задач»


Урок 29

Современное представление о гене и геноме. Лаб./р.№2:

«Составление родословных»


Урок 30

Ненаследственная изменчивость. Лаб/раб.№3: «Построение вариационного ряда и кривой»


Урок 31

Генотипическая изменчивость. Генетика и здоровье человека.



3.6. Доместикация. Основы селекции.

Биотехнология


Урок 32.Методы селекции животных и растений.



Урок 33.

Достижения и основные направления работы современной селекции. Биотехнологии и генная инженерия.

Раздел 4

Резерв

Урок 34.

Основные биологические закономерности


Урок 35.

Развитие организма и окружающая среда







4




















2












7












































2
















2
















Продолжают изучение форм бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, амитоз, бинарное деление, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; Эволюционное значение бесполого размножения.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.

Продолжают изучение полового размножения растений и животных.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Наружное и внутреннее оплодотворение.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Изучают: типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и системы. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция.

Демонстрация сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития; моделей эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных; таблиц, иллюстрирующих бесполое и половое размножение.

Изучают: формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.

Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих (жесткокрылых, чешуйчатокрылых), позвоночных (амфибий). Фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения.

Изучают: основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и не полное доминирования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное и полигибриное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Прак./раб.№1: «Решение генетических задач»

Лаб./р.№2: « Составление родословных»

Демонстрация карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры










Изучают: основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов).

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием.

Лаб/раб.№3: «Построение вариационного ряда и кривой»

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.



Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают доместикацию и селекцию, массовый и индивидуальный отбор.


Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.




Основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции; антропогенеза);

основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере);







Тематическое планирование составил(а)________________