ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТРАЦИТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей физико-математического цикла_ Протокол № от «__» августа_ 2024 г. Руководитель ШМО Коленченко_И.В._/______/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ Воронина Т.Н./ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ЛНР « АСШ № 3» ________В.А. Демиденко/ Приказ № _ от « » _августа 2024г. |
Рабочая Программа
по предмету «Элективный курс Математики»
5-А; 5 Б классы (базовый уровень)
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Иоцук Марина Владимировна
учитель математики
категория высшая
Антрацит 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа школьного курса "Элективный курс математики " для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 17.12. 2010, и призвана обеспечить: – удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
– общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования;
– развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
– углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности.
Актуальность элективного курса:
в ходе освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач.
Курс содержит различные виды задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Решение задач встречается в разных темах, и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.
Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Цель:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты изучения элективного курса Личностные результаты
• ориентация в системе требований при обучении математике;
• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
Метапредметные образовательные результаты Регулятивные УУД Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;
анализировать условие задачи;
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов. Ученик получит возможность научиться:
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные УУД Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные УУД Ученик научится:
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты. Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные образовательные результаты Ученик научится:
• выполнять действия с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом.
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин ;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
Ученик получит возможность научиться:
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
• понимать существо понятия алгоритма
Содержание элективного курса
Текстовые задачи (10 часов)
Выделение трёх этапов математического моделирования при решении текстовых задач. Перевод условия задачи на математический язык и составление математической модели. Решение задач с многозначными числами. Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение задач составлением числового выражения.
• Задачи на движение (10 часов).
Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся.
Задачи на “одновременное” движение.
Задачи на движение в одном направлении.
Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения).
• Геометрические задачи (6 часов).
Площади. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. Объемы геометрических тел.
• Решение логических задач (8 часов) Задачи со спичками. Задачи на разрезание. Решение задач табличным методом. Решение логических задач ВПР.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Всего | |
1 | Решение текстовых задач | 10 | |
2 | Решение задач на движение | 10 | |
3 | Решение геометрических задач | 6 | |
4 | Решение логических задач | 8 | |
Всего: | 34 | |
Календарно - тематическое планирование по предмету:
« Элективный курс математики» 5- А класс , 1 часа в неделю. всего: 34 часа за год
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
Раздел 1. Решение текстовых задач ( 10 часов) |
1 | 1.1 | Повторение курса начальной школы. Решение текстовых задач. Компоненты задачи | | | |
2 | 1.2 | Компоненты арифметических действий. Решение задач на зависимость между компонентами | | | |
3 | 1.3 | Алгоритм решения задач на составление числовых и буквенных выражений | | | |
4 | 1.4 | Решение задач на составление числовых и буквенных выражений | | | |
5 | 1.5 | Решение задач на составление числовых и буквенных выражений | | | |
6 | 1.6 | Решение задач с помощью уравнений. Составление математической модели | | | |
7 | 1.7 | Решение задач с помощью уравнений | | | |
8 | 1.8 | Решение задач с помощью уравнений | | | |
9 | 1.9 | Решение задач на части с помощью уравнений | | | |
10 | 1.10 | Решение задач на сплавы и смеси с помощью уравнений | | | |
Раздел 2. Решение задач на движение ( 10 часов) |
11 | 2.1 | Зависимость трех компонентов движения | | | |
12 | 2.2 | Задачи на движение на суше | | | |
13 | 2.3 | Задачи на движение на суше. В одном направлении. Встречное направление | | | |
14 | 2.4 | Задачи на движение на суше. Противоположное направление | | | |
15 | 2.5 | Задачи на движение по воде | | | |
16 | 2.6 | Задачи на движение по воде | | | |
17 | 2.7 | Задачи на движение по воде. По течению | | | |
18 | 2.8 | Задачи на движение по воде. Против течения | | | |
19 | 2.9 | Решение задач на комбинированное движение по воде | | | |
20 | 2.10 | Решение задач на комбинированное движение по воде | | | |
Раздел 3. Решение геометрических задач (6 часов) |
21 | 3.1 | Фигуры на плоскости. Рисование фигур Площадь геометрической фигуры. Палетка | | | |
22 | 3.2 | Разрезание плоских фигур на части | | | |
23 | 3.3 | Разрезание плоских фигур на части. Нахождение площадей | | | |
24 | 3.4 | Задачи из ВПР Геометрические тела в пространстве. Построение геометрических тел на плоскости | | | |
25 | 3.5 | Задачи из ВПР .Объемы геометрических тел | | | |
26 | 3.6 | Нахождение объёмов тел делением на части | | | |
Раздел 4. Решение логических задач (8часов) |
27 | 4.1 | Решение логических задач | | | |
28 | 4.2 | Решение логических задач | | | |
29 | 4.3 | Решение логических задач | | | |
30 | 4.4 | Решение логических задач | | | |
31 | 4.5 | Задачи на разрезание | | | |
32 | 4.6 | Задачи со спичками | | | |
33 | 4.7 | Дерево возможных вариантов | | | |
34 | 4.8 | Решение задач табличным методом | | | |