МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественного цикла __________________________ Протокол от « » 2021г. №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ Потапенкова А.Н. (подпись) «____» _____________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Сташевская И.Е. (подпись) «____» ____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Музыка»
Базовый уровень
5 - 8 классы
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Артёмова Инна Артёмовна
Донецк 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Музыка». 5-8 классы / сост. Минасян Н.Г., Синенко-Панченко И.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 117 с.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание ГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Музыка» в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа по музыке для основного общего образования обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана:
- в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского;
- с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- с учетом основополагающего аспекта – приобщения школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество.
В основу рабочей программы положена идея личностно ориентированного и системно-деятельностного обучения музыки, направленного на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел I. Музыка как вид искусства |
Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе) 5 ч. |
1 | Интонация – душа музыки как единство звука и смысла. | 07.09 | | |
2 | Эмоциональный настрой музыки через средства музыкальной выразительности. | 14.09 | | |
3 | Разнообразие мира музыки. | 21.09 | | |
4 | Различные формы построения музыки как возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. | 28.09 | | |
5 | Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. | 05.10 | | |
Тема 2. Многообразие связей музыки с литературой 12 ч. |
6 | Многосторонние связи музыки и литературы. Содружество мелодии и поэзии в песне. | 12.10 | | |
7 | Благозвучное слияние поэзии и музыки в романсе. | 19.10 | | |
8 | Вокальные и инструментальные песни без слов. Вокализ. | 26.10 | | |
9 | Гармония звука и слова в кантате. | 09.11 | | |
10 | Литературная основа симфонической сюиты. | 16.11 | | |
11 | Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Окрыленное музыкой слово в опере. | 23.11 | | |
12 | Нерасторжимое единство музыки, литературы и хореографии в балете. | 30.11 | | |
13 | Нерасторжимое единство музыки, литературы и хореографии в балете. | 07.12 | | |
14 | Программная музыка . | 14.12 | | |
15 | Музыка «главное действующее лицо» в литературных произведениях: сказках, легендах, мифах. | 21.12 | | |
16 | Музыка в стихах и баснях | 28.12 | | |
17 | Музыка в рассказах и повестях | | | |
Тема 3. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством 10 ч. |
18 | Родство музыкальных и зрительных образов | | | |
19 | Гармония музыки и красок. «Живописная» музыка | | | |
20 | Гармония музыки и красок. «Живописная» музыка | | | |
21 | Музыкальный и акварельный портреты | | | |
22 | Музыкальный и акварельный портреты | | | |
23 | Цветной слух или звуки, которые мы «видим» | | | |
24 | Музыка, звучащая с полотен | | | |
25 | Вдохновленный живописью | | | |
26 | «Оживший» образ композитора | | | |
27 | Художники, запечатлевшие на полотнах портреты композиторов | | | |
Тема 4. Символика скульптуры, архитектуры, музыки 7 ч. |
28 | Симфония пластики | | | |
29 | Застывшая музыка монументальной скульптуры | | | |
30 | Союз видимого и слышимого в архитектуре | | | |
31 | «Музыкальность» в архитектуре и «архитектурность» в музыке. | | | |
32 | Музыка исцеляющего колокольного звона | | | |
33 | Работа над проектами: Воплощение идеи добра в балете П.И. Чайковского "Щелкунчик". Вредны ли "музыкальные уши"? Всего семь нот, а столько славных песен! Геометрическая красота в музыке Жанр поэмы в литературе и музыке Жизнь даёт для песни образы и звуки… | | | |
34 | Защита проектов | | | |
35 | Резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел I. Народное музыкальное творчество |
Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 5 классе) 1 ч. |
1 | Что роднит музыку и другие виды искусства. | 06.09 | | |
Тема 2. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа 8 ч. |
2 | Музыкально-поэтическое творчество народа | 13.09 | | |
3 | Прелесть русского фольклора | 20.09 | | |
4 | Прелесть русского фольклора | 27.09 | | |
5 | Изучайте фольклор, учитель на нем. Без знания прошлого нет будущего | 04.10 | | |
6 | Каждый музыкальный народный инструмент – это история фольклора | 11.10 | | |
7 | Каждый музыкальный народный инструмент – это история фольклора | 18.10 | | |
8 | «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем» (М. Глинка) | 25.10 | | |
9 | «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем» (М. Глинка) | 08.11 | | |
Тема 3. Музыкальный фольклор народов России 8 ч. |
10 | Фольклор — «народная мудрость» | 15.11 | | |
11 | Музыкальный фольклор средней полосы России. Народное песенное творчество разных этнических групп народов Поволжья | 22.11 | | |
12 | Музыкальный фольклор народов Северного Кавказа | 29.11 | | |
13 | Музыкальная специфика традиционных народно-певческих жанров Сибирского региона | 06.12 | | |
14 | Музыкальный фольклор народов Дальнего Востока | 13.12 | | |
15 | Самобытной национальная музыкальная культуры народов Севера | 20.12 | | |
16 | Фольклор в музыке русских композиторов | 27.12 | | |
17 | Защита проектов | | | |
Тема 4. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством родного края 10 ч. |
18 | Многонациональный Донбасс. Историческая справка заселения Донбасса. | | | |
19 | Музыка греков; жанры греческих народных песен. | | | |
20 | Национальные музыкальные инструменты греков; танцевальная культура. | | | |
21 | Еврейская музыкальная культура: песни, танцы; колорит еврейской музыки | | | |
22 | Синагогальная музыка; обрядово-бытовые песни; искусство клезмеров | | | |
23 | Музыкальная культура белорусов: песенная, танцевальная | | | |
24 | Культурно-просветительное общество белорусов «Неман» | | | |
25 | Армяне в Донбассе | | | |
26 | Грузинская культура и искусство в Донбассе | | | |
27 | Защита проектов | | | |
Тема 5. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран 7 ч. |
28 | Фольклор, этническая музыка (этномузыка). Китай. | | | |
29 | Индия | | | |
30 | Африка | | | |
31 | Австралия | | | |
32 | Япония | | | |
33 | Америка | | | |
34 | Защита проектов Европейские страны | | | |
35 | Резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел I. Народное музыкальное творчество |
Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 6 классе) 1 ч. |
1 | Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. | 06.09 | | |
Тема 2. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ веков 15 ч. |
2 | Разнообразие мира музыкальных образов в русской музыке. | 13.09 | | |
3 | Образная сфера древнерусской духовной музыки | 20.09 | | |
4 | Образная сфера музыки эпохи Просвещения | 27.09 | | |
5 | Образный мир произведений композиторов XVIII века | 04.10 | | |
6 | Формирование русской классической музыкальной школы. Основоположник русской классической русской классической музыки – М. Глинка | 11.10 | | |
7 | Русская национальная опера. Основные образы сценического искусства | 18.10 | | |
8 | Жизненное содержание музыкальных образов романтизма в русской музыке | 25.10 | | |
9 | Композиторы-романтики | 08.11 | | |
10 | Стилевые особенности в творчестве русских композиторов: М. Мусоргского | 15.11 | | |
11 | Стилевые особенности в творчестве А. Бородина | 22.11 | | |
12 | Стилевые особенности в творчестве Н. Римского-Корсакова | 29.11 | | |
13 | Стилевые особенности в творчестве П. Чайковского | 06.12 | | |
14 | Стилевые особенности в творчестве С. Рахманинова | 13.12 | | |
15 | Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Традиции русской музыкальной классики | 20.12 | | |
16 | Духовная музыка русских композиторов. | 27.12 | | |
Тема 3. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ веков 18 ч. |
17 | Зарубежная духовная и светская музыка | | | |
18 | Образный мир средневековой духовной музыки | | | |
19 | Жанры зарубежной духовной и светской музыки эпохи Возрождения и Барокко | | | |
20 | И. С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко | | | |
21 | Образное содержание музыки | | | |
22 | Венская классическая школа: Й. Гайдн | | | |
23 | Венская классическая школа: В. Моцарт | | | |
24 | Венская классическая школа Л. Бетховен | | | |
25 | Творчество композиторов-романтиков: Ф. Шопен | | | |
26 | Творчество композиторов-романтиков: Ф. Лист | | | |
27 | Творчество композиторов-романтиков: Р. Шуман, Ф. Шуберт | | | |
28 | Творчество композиторов-романтиков: Э. Григ | | | |
29 | Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века. Ж. Бизе – опера «Кармен» | | | |
30 | Дж. Верди | | | |
31 | Дж. Верди | | | |
32 | Итоговый урок. Развитие жанров светской музыки. | | | |
33 | Защита проектов | | | |
34 | Защита проектов | | | |
35 | Резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
Раздел I. Народное музыкальное творчество |
Тема 1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в 7 классе) 1 ч. |
1 | Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ веков. | 02.09 | | |
Тема 2. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в 15 ч. |
2 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства И. Стравинского | 09.09 | | |
3 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства С. Прокофьева | 16.09 | | |
4 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства Д. Шостаковича | 23.09 | | |
5 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства Г. Свиридова, Р. Щедрина | 30.09 | | |
6 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства А. Хачатуряна | 07.10 | | |
7 | Вклад в мировое развитие музыкального искусства А. Шнитке | 14.10 | | |
8 | Творчество всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия: столетия: К. Дебюсси М. Равель | 21.10 | | |
9 | Новаторство Карла Орфа, Бенджамина Бриттена, Арнольда Шенберга | 28.10 | | |
10 | Джаз как явление в музыкальном искусстве начала ХХ века | 11.11 | | |
11 | Синтезированный стиль – симфоджаз | 18.11 | | |
12 | Композиторы-песенники ХХ-ХХI столетия отечественные и зарубежные | 25.11 | | |
13 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 02.12 | | |
14 | Рок-музыка и ее отдельные направления | 09.12 | | |
15 | Песни о Донбассе | 16.12 | | |
16 | Современные технологии записи и воспроизведения музыки. | 23.12 | | |
Тема 3. Современная музыкальная жизнь 10 ч. |
17 | Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом | | | |
18 | Панорама современной музыкальной жизни в Донбассе | | | |
19 | Наследие выдающихся отечественных исполнителей классической музыки | | | |
20 | Наследие выдающихся зарубежных исполнителей классической музыки | | | |
21 | Деятели искусства, исполнители- «донбассовцы» | | | |
22 | Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы | | | |
23 | Художественные коллективы Донбасса | | | |
24 | Центры музыкальной культуры и музыкального образования ДНР | | | |
25 | Может ли современная музыка считаться классической? | | | |
26 | Классическая музыка в современных обработках. | | | |
Тема 4. Значение музыки в жизни человека 8 ч. |
27 | Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | | | |
28 | Стиль как отражение мироощущения композитора. | | | |
29 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | | | |
30 | «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. | | | |
31 | Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. | | | |
32 | Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.. | | | |
33 | Преобразующая сила музыки как вида искусства | | | |
34 | Защита проектов | | | |
35 | Резерв | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список рекомендованной литературы
Литература по музыкальному искусству
Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. - 493 c.
Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
Глебов И. Русская поэзия в русской музыке. – Москва, 2012 г.- 145 с.
Голубев, А.Н. Александр Цфасман. Корифей советского джаза / Анатолий Николаевич Голубев. – М. : Музыка, 2006. – 104 с. : ил.
Гонтаренко, Н.Б. Уроки сольного пения : вокальная практика / Надежда Борисовна Гонтаренко. – 2-е изд-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 192 с. : ил. – (Любимые мелодии).
Ивановский, Юрий. Речевой хор / Юрий Ивановский. – М.: Композитор – Санкт- Петербург, 2010. – 337 c.
Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2016. – 270 c.
Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл.,./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011.
Музыка. 1-4 классы. Необычные уроки. - М.: Учитель, 2014. - 124 c.
Мухин, И.Г. Песни-переделки для КВНов, капустников, вечеринок
Игорь Георгиевич Мухин. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 253 с. – (Жизнь удалась).
Пиаф, Э. Жизнь, рассказанная ею самой / Эдит Пиаф ; пер. с фр. Н. Павлищева. – М. : Яуза-пресс, 2012. – 288 с. : ил. – (Уникальная автобиография женщины-эпохи).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5-7 (8) классов образовательных учреждени разных авторов – издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.
Рокитянская, Т. А. Песня на все случаи жизни / Т.А. Рокитянская. - М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2013. - 528 c.
Руднева, Стефанида Музыкальное движение / Стефанида Руднева, Эмма Фиш. - М.: Гуманитарная Академия, 2011. - 320 c.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д.: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс». – Москва: Просвещение, 2015.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания / Е.А.Смолина. - М.: Академия развития, 2016. – 128 c.
Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 221 c.
Хороводы, музыкальные игры. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2016. – 940 c.
Цой, В.Р. Звезда по имени Солнце : стихи, песни, воспоминания / Виктор Робертович Цой ; сост. А. Корин. – М. : Эксмо, 2008. – 415 с. : ил.
Федор Шаляпин = Theodore Chaliapine : альбом путешествий / сост. В. Пронин. – М. : Поколения, 2013. – 140 с. : ил.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
Юрова, Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре / Тамара Васильевна Юрова. – М.: Музыка, 2010. – 144 с.
Электронные ресурсы
http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов
http://www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».
http://window.edu.ru
– электронные образовательные ресурсы.
В помощь учителю
Ю. Весняк 'Наваждение' https://www.youtube.com/watch?v=DsGJyy_YAC0
Юрий Весняк - Скерцо 'Шуточка' https://www.youtube.com/watch?v=srkAkm6CIgk
Ю. Весняк 'Джаз-вальс' https://www.youtube.com/watch?v=l56cShWm_xM
Ю. Весняк. Карлсон. https://www.youtube.com/watch?v=27Gfvk-RJg0
Ю.Весняк"Нежность" https://www.youtube.com/watch?v=rfF1S6YWaq8
Весняк Юрий - "Озорной поезд" (джазовая пьеса) https://www.youtube.com/watch?v=FLxM9e3kwTw
Весняк Юрий - Апрельская полька. https://www.youtube.com/watch?v=8dvuswiFYJ0
Весняк Юрий - Сказочка. https://www.youtube.com/watch?v=Tw5A24ev03w
Биографии композиторов http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/index.htm
http://a-pesni.org/baby/Baby.php
http://www.noty-pesni.ru/song/middle-classes/esli-b-ne-bylo-uchitelya-sl-v-lunyova/
http://www.noty-pesni.ru/plays/middle/vals/
Тексты песен http://www.notarhiv.ru/detskie/spisok.html
Слова и ноты http://www.notarhiv.ru/detskie/spisok.html
Песни http://ermolov.ru/notes/kindest.pdf
Песни Дениса Майданова https://poiskm.co/show/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81-
%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2