№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Музыкальный репертуар | Разучивание песен | Дата |
«Современное музыкальное искусство Казахстана. Музыка и поэзия» 9 часов |
1 | Слово и музыка – истоки казахской литературы | 1 | Знакомство с историей развития казахской музыкой и поэзией | Е. Рахмадиев «Алпамыс». Ария Алпамыса. Исполняет М. Мусабаева | «Здравствуй, мир!». Музыка Л. Квинт Слова В. Кострова | |
2 | Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина | 1 | Знакомство с личностями знаменитого Жамбыла, Дины Нурпеисовой, их значением для казахского искусства, тесной связью музыки и поэтического слова | Кюй «Жеңіс». Исполняет К. Ахмедияров | | |
3 | Махамбет – батыр, акын, кюйши | 1 | Дать представление о многогранном таланте Махамбета Утемисова, его творческом наследии | Махамбет «Жұмыр – Қылыш». Исполняет К. Ахмедияров Махамбет «Жұмыр – Қылыш». Исполняет группа «Ұлытау» | «Ветер перемен» Музыка М. Дунаевского Слова Н. Олев | |
4 | Кюи Курмангазы в поэме Хамита Ергалиева | 1 | Рассмотреть взаимопроникновение музыки и поэзии на примере раскрытия образа Курмангазы в поэме Х. Ергалиева | Кюй Курмангазы «Сарыарқа» | | |
5 | Образ тулпара в музыке и поэзии | 1 | Познакомить учащихся с лучшими образцами воплощения образа тулпара в произведениях музыкальных и поэтических | Акан сері «Құлагер» | | |
6 | Картины природы в музыке и поэзии | 1 | Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые | Г. Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина». «Поет зима» | | |
7 | Картины природы в музыке и поэзии | 1 | Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые | На усмотрение учителя | «Грустные капельки дождя» Музыка Б. Баккарака, слова Х. Дэвида | |
8 | Литература и музыка | 1 | Рассмотреть глубокое взаимодействие музыки с произведениями литературы на примере творческого сотрудничества Э. Грига и Г. К. Андерсена | М. Мусоргский «Борис Годунов». Хор расходилась, разгулялась сила- удаль молодецкая» | | |
9 | Контрольно-обобщающий | 1 | Проверка знаний учащихся | | | |
«Музыка и живопись» 7 часов |
10 | Наскальные рисунки раскрывают свою тайну | 1 | Рассмотреть связь между наскальными изображениями древностями и музыкой старины | Древний кюй сугир «Боз інгеннің бүлкілі» в исполнении коллектива «Отырар сазы» | | |
11 | Образы батыров в музыке и гравюрах | 1 | Познакомить учащихся с лучшими воплощениями образов батыров в произведениях музыкального и изобразительного искусства | Даулеткерей. Кюй «Көрұғлы» Народный кюй «Қарасай» | «Песня о колокалах». Музыка Е. Крылатова. Слова Ю. Энтина | |
12 | Музыкальный портрет | 1 | Рассмотреть примеры воплощения портретных образов в музыкальных произведениях | Казахская народная песня «ГауҺартас». Д Россина «Севильский цирюльник». Ария Фигаро. | | |
13 | Картины природы в творчестве музыкантов | 1 | Дать представление о лучших музыкальных «пейзажах» в творчестве выдающихся композиторов | Курмангазы. Кюй «Алатау». М. Хамзин «Жайлау» | «Алатау» Музыка С. Ашимов. Слова Жамбыла | |
14 | Застывший миг казахского вальса | 1 | Обобщение знаний о вальсе, знакомство с «Казахским вальсом» Л. Хамиди | Л. Хамиди «Казахский вальс» | | |
15 | Размышление | 1 | Обсуждение изобразительных возможностей музыки, выполнение творческих заданий | Сугир. Кюй. «Кертолғау» Г. Жубанова «Прелюдия» | «Есть только миг» Музыка А. Зацепина. Слова Л. Дербенева | |
16 | Степная баллада | 1 | Знакомство с лучшими произведениями казахских музыкантов и художников, воспевающих красоту казахской степи | Мендыгалиевв «Поэма о домбре» | | |
«Музыкальные портреты современников» 9 часов |
17 | Скрипичная школа Казахстана | 1 | Познакомить учащихся с казахстанскими скрипачами-виртуозами (А. Мусаходжаевой, Маратом Бисенгалиевым) | Ф. Крейслер «Маленький венский марш». А. Мусаходжаевой | «Под музыку Вивальди» Музыка В. Берковского, С. Никитана. Слова А. Величанского | |
18 | Где рождается музыка | 1 | Обобщить знания учащихся о профессии «композитор», познакомиться с лучшими представителями современной композиторской школы Казахстана | Т. Кажгалиев «Қыз куу». «Догони девушку» | | |
19 | Фортепианное искусство Казахстана | 1 | Познакомить учащихся с лучшими казахстанскими пианистами - исполнителями | Ф. Лист «Грезы любви» Ноктюрн | «Старый рояль» Музыка М. Минкова Слова Л. Иванова | |
20 | Ансамбль, возвысивший искусство | 1 | Дать представление о лучших инструментальных исполнителях на примере творчества коллектива «Камерата Казахстана» под руководством А. Мусаходжаевой | С. Абдинуров «Шертпе» | | |
21 | Искусство танца | 1 | Знакомство с особенностями казахского танцевального искусства, лучшими хореографическими коллективами | Ж. Бизе – Р. Щедрин «Кармен – сюита».Танец Кармен | «Рок- н- ролл» Слова и музыка Е. Плотниковой | |
22 | Портреты дирижеров | 1 | Дать представление об особо выдающихся дирижерах Казахстана (Алане Бурибаеве и др.) | Даулеткерей «Қосалқа» А. Жубанов, Л. Хамиди «Абай». «Танец девушек» | | |
23 | Голос соловья | 1 | Познакомить учащихся с выдающимися певцами Казахстана | Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Ария Джульетты | «Неаполитанская песенка» Музыка П. Чайковского. Слова Г. Иващенко | |
24 | Великие кюйши современности | 1 | Дать представление о творчестве авторов и исполнителей инструментальной музыки | К. Ахмедияров Кюй «Нұрғиса» | | |
25 | Контрольный урок | 1 | Проведение контрольной работы | | | |
26 | Урок творчества | 1 | Работа над песенным репертуаром, выполнение творческих заданий | Песенный репертуар | | |
«Современное искусство эстрады» 8 часов |
27 | Первая звезда казахской эстрады | 1 | Познакомить учащихся с биографией, творчеством Розы Рымбаевой, ее значением в становлении казахской эстрады | Шамши Калдаяков «Ақмандайлым» | «Арыс жағасында» Музыка Ш. Калдаякова. Слова М. Шаханова | |
28 | Подвиг Алии воспела Роза Рымбаева | 1 | Рассмотрение героико-патриотической тематики в музыкальном искусстве на примере песни Розы Рымбаевой «Алия» | Сейдолла Байтереков «Алия» | | |
29 | Тебе пою, родная земля | 1 | Дать представление о патриотических вокальных произведениях современных авторов | Ескендир Хасангалиев «Атамекен» | «Атамекен» Музыка Е. Хасангалиева. Слова К. Мырзалиева | |
30 | «Дос-Мукасан» всем поднимает настроение | 1 | Знакомство с творчеством группы «Дос-Мукасан», жизнерадостным настроением их песен | «Сұлу қыз» исполняет ансамбль «Дос – Мукасан» | | |
31 | Нестареющие песни Нургали Нусипжанова | 1 | Знакомство с творчеством Нургали Нусипжанова | А. Бейсеуов, Н. Алимкулов «Армандастар» | «Армандастар» Музыка А. Бейсеуова. Слова Н. Алимкулова | |
32 | Песни Алтынбека Коразбаева | 1 | Дать представление о песенном творчестве Алтынбека Коразбаева | А. Коразбаев, Н. Назарбаев «Үшқоныр» | «Үшқоныр» Музыка А. Коразбаева. Слова Н. Назарбаева | |
33 | Казахстанская рок-группа «Улытау» | 1 | Обсуждение секрета популярности рок-группы «Улытау» | Композиция «Короглы» | | |
34 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Проведение проверочной работы | | | |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Музыкальный репертуар | Разучивание песен | Дата |
«Шедевры музыкального искусства. Великое искусство народов мира» 9 часов | |
1 | Айтыс – состязание акынов | 1 | Вспомнить и обобщить знания об айтысе как одном из основных жанров национального казахского искусства | Айтыс Жамбыла и Кулмамбета. Фрагмент | | |
2 | Искусство русских скоморохов | 1 | Знакомство с творчеством русских скоморохов, их значением и местом в русском фольклоре | Песня скоморохов «Ярмарка» | «Ярмарка» русская народная песня | |
3 | Почему ханы верили жырау | 1 | Систематизировать знания учащихся о казахском эпосе – жыре, рассмотреть роль жырши и жырау в социальной и культурной жизни казахов | Бухар жырау. Слова назидания «Биік тауға жарасар» - «Подобно вершине горы» | | |
4 | Кер-оглы – чей батыр? | 1 | Рассмотреть взаимопроникновение культур разных народов на примере образа Кер – оглы ( тюркский эпос, эпос народов Кавказа) | Эпос «Кер – оглы». Фрагмент | «Звезда по имени Солнце» Музыка и слова В. Цой | |
5 | Олонхо – якутский эпос | 1 | Дать представление об особенностях эпических произведений якутов (олонхо) | Якутский олонхо. Фрагмент | | |
6 | Скандинавская сага о Нибелунгах | 1 | Познакомиться с историей возникновения эпической поэмы | Р. Вагнера опера «Валькирия» из тетралогии «Кольцо Нибелунга». Вступление | | |
7 | Садко – герой новгородских былин | 1 | Вспомнить отличительные особенности русского эпоса, героев былин, сюжет «Садко» | Н.А. Римский-Корсаков «Садко». Песня индийского гостя. Песня Садко «Высота ль, высота поднебесная» | «Выйду в поле с конем» Музыка И. Матвиенко. Слова А. Шаганова | |
8 | Киргизский героический эпос Манас | 1 | Знакомство с киргизским эпосом Манас, главными героями | Эпос «Манас». Фрагмент | | |
9 | Контрольно-обобщающий | 1 | Проверка знаний учащихся | | | |
«Музыкальные инструменты народов мира» 7 часов |
10 | История тюркской двуструнки | 1 | История создания домбры, ее значение для тюркских народов | Кыргызский народный кюй «Кара озгой» | «Дети планеты» Слова и музыка Л. Мельниковой | |
11 | Удививший весь мир шанкобыз | 1 | Дать представление об уникальном инструменте и его «собратьях» у других народов | Якутская народная мелодия «Рассвет в лесу» | | |
12 | Гордость башкирского народа - курай | 1 | Знакомство с популярным башкирским инструментом | Башкирский народный кюй «Жау төбе» - «Неприступная гора» | «Серебристые снежинки» Музыка А. Варламова. Слова Р. Паниной | |
13 | История древней арфы и китайского циня | 1 | Знакомство с историей происхождения инструментов, сравнительный анализ | Ирландская народная музыка | | |
14 | Легенда «Нар идірген» | 1 | Дать представление о содержании легенды, ее связи с музыкой казахского народа | Народный кюй «Нар идірген» | «Замыкая круг» Музыка К. Кельми. Слова М. Пушкиной | |
15 | Чей ударный инструмент древнее | 1 | Дать представление об истории создания ударных инструментов, их исполнит. возможностях | Азербайджанские народные ритмы | | |
16 | Кобыз и скрипка – родственные инструменты | 1 | Характеристика инструментов, сравнительный анализ | Кюй Ыхыласа, «Каприс» Н. Паганини, пр-ния Антонио Вивальди | | |
«Классическая музыка Востока и Запада» 10 чаосв |
17 | Что такое «классическая музыка» | | Дать представление о классической музыке Востока и Запада | | «Қазақы дастарқаным» Музыка М. Ильясова. Слова Ж. Боранбаева | |
18 | Индийская рага – музыка души | 1 | Дать представление о традиционной индийской музыке, ее особенностях, основных жанрах, инструментах, понятии «рага» | Рага. Фрагмент | | |
19 | Маком рассказывает о жизни | 1 | Знакомство с понятием «маком» - основой узбекской и таджикской вокальной музыки | Азербайджанский мугам. Фрагмент | | |
20 | Музыкальное искусство страны Восходящего солнца | 1 | Познакомить учащихся со спецификой японской музыки (особенностями, мелодикой) | Песня гагаку | | |
21 | Кюй – классическое искусство тюркских народов | 1 | Вспомнить, обобщить понятия, связанные с инструментальной музыкой казахского народа, рассмотреть значение кюя для тюркоязычных народов | Туркменский саз «Бал Саят» | «Мамин праздник» Слова и музыка Г. Крайновой | |
22 | Итальянская классическая опера | 1 | Обобщение знаний об истории происхождения оперного жанра, истории его развития, лучших оперных театров | Д. Верди «Травиата»Застольная песня Альфреда и Виолетты | | |
23 | Венская классическая симфония | 1 | Систематизировать знания учащихся о симфонических жанрах, оркестре, его составе, 3-х венских классиках | В. А. Моцарт Симфония №40 «Соль минор» Часть I, экспозиция | «Наурыз –думан» Музыка Т. Сарыбаева Слова М. Макатаева | |
24 | Русский классический балет | 1 | Дать представление об истории создания жанра «балет», отличительных особенностях, значении русского балета в мировом хореографическом искусстве, роли П. И. Чайковского в его становлении | П. Чайковский «Лебединое озеро» | | |
25 | Музыкальное искусство романтизма | 1 | Характеристика стиля «романтизм», знакомство с лучшими представителями романтизма в музыке | Фортепианные произведения Ф. Шопена, Ф. Шумана, Ф. Листа | | |
26 | Контрольный урок | 1 | Проведение контрольной работы | | | |
«Традиция и современность в музыкальном искусстве» 8 часов |
27 | Образ Родины в прошлом и настоящем | 1 | Раскрыть важность патриотической темы в искусстве народном и творчестве современных композиторов | С. Байтереков «Алия» и П. Ермишев «Цвети, земля моя» исполняет Р.Рымбаева | «Где музыка берет начало?» Музыка Е. Крылатова. Слова Ю. Энтина | |
28 | Образ Кыз-Жибек в эпосе, опере и кино | 1 | Знакомство с социально-бытовым видом казахского эпоса, образом Кыз-Жибек, воплощенном в различных видах искусства | Е. Брусиловский Опера «Қыз Жібек». Ария Кыз Жибек из I действия | | |
29 | Симфонический кюй – продолжение традиций | 1 | Дать представление учащимся о воплощении современными оркестровыми авторами основных принципов и особенностей казахских народных инструментальных пр-й (кюев) | Е. Брусиловский. Симфония №3 «Сарыарқа». Часть II, Скерцо «Балбырауын». Е. Рахмадиев. Симфонический кюй «Құдаша думан» | | |
30 | Образ акына Абая в опере А. Жубанова | 1 | Систематизация знаний учащихся об Абае Кунанбаеве, значении его творчества, знакомство с либретто оперы «Абай», рассмотрение его образа | А. Жубанов, Л. Хамиди «Абай». Ария Абая | Песня «Қарлығаш» из оперы «Абай» Слова И. Макатова. Музыка А. Жубанова | |
31 | Энергия жизни в творчестве Даулеткерея и Газизы Жубановой | 1 | Обсудить вопрос об использовании произведений казахского народно-профессионального искусства в творчестве композиторов современности | Кюй Даулеткерея «Жигер», Симфония «Жигер» Г. Жубановой | | |
32 | Картины природы в творчестве народных и современных композиторов | 1 | Рассмотреть примеры воплощения картин природы в музыкальных произведениях народных авторов и образцах муз. Искусства композиторов современности | Кюй Татимбета «Сары жайлау», М. Хамзин «Жайлау» и др. | | |
33 | Музыка в нашей жизни | 1 | Осознать важное значение музыкального искусства в жизни каждого человека и человечества в целом | На усмотрение учителя | | |
34 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Проведение проверочной работы | | | |
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Практическая работа | Дата проведения |
I.Восприятие произведений искусства – 2 часа |
1 | | 1 | | |
2 | | 1 | | |
II.Графика – 6 часов |
3 | | 1 | | |
4 | | 1 | | |
5 | Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты | 1 | Изображение кошки и дерева | |
6 | Материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д | 1 | Изображение композиции «Фрукты на столе» | «Древние города Казахстана» |
7 | Рисование на темы «Перелетные птицы», «Древние города Казахстана», «Спортивные состязания», «Зимний пейзаж». | 1 | «Древние города Казахстана» | |
8 | Знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других художников-графиков мира. | 1 | Плакат. «Земля – наш общий дом» | |
III.Живопись – 8 часов |
9 | Цвет – основа языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи | 1 | Композиция «Осень в лесу» | |
10 | Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами | 1 | Работа с натуры «Фрукты» | |
11 | Образы природы и человека в живописи | 1 | «Поздняя осень, первый снег» | |
12 | | 1 | | |
13 | Пастозная живопись, композиционный центр, движение. Рисование на темы «Космос», «Осенние дожди», «Новогодний карнавал», и «Зимние каникулы», «Астана-моя первая любовь»» | 1 | Рисование на тему «Космос» | |
14 | Живописные материалы: акварель и гуашь, палитра | 1 | Зарисовка бабочки в цветном и черно-белом варианте | |
15 | Изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.). | 1 | Изображение по памяти портрета друга (карандашом) | |
16 | Знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев 80–90-х годов 20 века | 1 | Рисунок «Родные просторы» | |
IV.Композиция – 6 часов |
17 | Влияние размера и формата на выразительность композиции, равновесие в композиции» | 1 | Творческая композиция «В цирке» | |
18 | Влияние размера и формата на выразительность композиции, равновесие в композиции» | 1 | | |
19 | Движение, статичность, динамика в композиции | 1 | | |
20 | Движение, статичность, динамика в композиции | 1 | Изображение композиции на тему «Спорт» | |
21 | Линейная и воздушная перспектива, контраст в композиции, раскрытие в композиции сущности произведения | 1 | «Рисование здания с одной точкой схода» | |
22 | Линейная и воздушная перспектива, контраст в композиции, раскрытие в композиции сущности произведения | 1 | | |
V.Декоративно-прикладное искусство - 4 часа |
23 | Различные ремесла казахского народа и народов мира, традиционное народное прикладное искусство Казахстана, материалы декоративно-прикладного искусства, украшение в жизни людей, мебель, музыкальные инструменты; одежда, обувь и другие, необходимые в быту предметы | 1 | Разработка нагрудного украшения, которое выполняет роль оберега (мальчики), разработка одежды для девушки (девочки). | |
24 | Икебана, коллаж | 1 | Выполнение натюрморт ав технике «коллаж». | |
25 | Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве. Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов, стилизация и знаковый характер декоративного образа, функции декоративного образа в жизни общества | 1 | Стилизация растительного орнамента | |
26 | Ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран мира | 1 | Украшение комнаты на день рождение | |
VI.Скульптура – 4 часа |
27 | Монументальная и станковая скульптура, каменные изваяния, круглая скульптура (мелкая пластика), цельность композиции, типизация, основные темы скульптуры. Лепка двух, трехфигурной композиции по мотивам народных сказок | 1 | Лепка скульптуры «Маша и медведь» | |
28 | Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание и конструирование формы | 1 | «Декоративный цветок». | |
29 | Лепка с натуры, по памяти и по представлению | 1 | лепку кошки в движении по памяти | |
30 | Знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлева, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др. | 1 | лепку букета цветов | |
VII.Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 4 часа |
31 | Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека | 1 | Анализ произведений Куинджи «Берёзовая роща» | |
32 | Графический дизайн, компьютерная графика и анимация, стилизация, арт-дизайн | 1 | творческую композицию «Я - дизайнер» | |
33 | Архитектура и дизайн, единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне | 1 | выполнить творческую композицию «Город моей мечты | |
34 | Архитектура и дизайн, единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне | 1 | | |