Является основной частью ООП НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена методическим объединением Протокол № _______________ От «____» ________________ 2016 г. Руководитель МО __________________А. М. Жменя | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________________ А.Г. Чудинова «_____» ________________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» _________________ Т.Л. Сушко Приказ № __________________ От «______» ________________ 2016 г. |
Рабочая программа
по физической культуре
для 1 класса
уровень: базовый.
Учитель: Брагин Владимир Викторович,
I квалификационная категория
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1-4
Рабочая программа по предмету «Физкультура» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
Письмо Министерства образования Иркутской области от 22.07.2016 г. № 55-37-7456/163 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год.
Учебный план МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» на 2015/2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы: «Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы» -М Просвещение 2016
Программа рассчитана на 99 часов в 1 классе. Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию:
развитие координационных способностей;
приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
воспитание морально-волевых качеств;
воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности;
обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся;
формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального и социального здоровья обучающихся.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
л
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовая часть:
Основы знаний о физической культуре: естественные основы, социально -психологические основы, приёмы закаливания, способы саморегуляции, способы самоконтроля.
Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания.
Гимнастика с элементами акробатики: построения и перестроения, общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения в лазанье и равновесии, простейшие акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах..
Кроссовая подготовка: освоение техники бега в равномерном темпе, чередование ходьбы с бегом, упражнения на развитие выносливости.
Подвижные игры: освоение различных игр и их вариантов, система упражнений с мячом
Вариативная часть: подвижные игры с элементами баскетбола
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО- ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ
ШКОЛУ
Учащиеся научится:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх:
О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении; О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм; О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой. Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180° - 360°; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на .меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук. ног. туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг. гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или коны высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90° и 180°. приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля. В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов". "Часовые и разведчики". "Перетягивание в парах". "Выталкивание из круг".
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м. ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр. комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч". "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол. Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу) Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам). Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные, метапредметные и предметные результаты; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
-формирование уважительного отношения к культуре других пародов
-развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни Метапредметные результаты
—овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений л значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека(физическое. интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.)
-формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.). показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Естественные основы
f
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека. Социально-психологические основыВлияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств. Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей. Подвижные игры
Названия и правила игр. инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность. Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц. Легкоатлетические упражнения
Поняти я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
В первом классе используется безоценочная система. Сцелью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п. По технике владения двигательными действиями Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физической культуре
Класс 1
Учитель: Брагин В В
Всего 99 часов неделю 3 час.
Планирование составлено на основе учебной программы: «Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы» -М Просвещение 2012
Учебник В.И. Лях «Физическая культура. 1-4
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 | Знакомство с учащимися, с содержанием и организацией уроков физической культуры. Построение в колонну по одному, подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Поворот переступанием. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. П Прыжки на двух ногах с продвижением вперед и перепрыгиванием справа и слева от шнура П Прыжки на двух ногах с продвижением вперед и перепрыгиванием справа и слева от шнура. Всевозможные виды ходьбы и бега. Упражнение с предметами. Удары мяча о пол и ловля его одной рукой. Своё место в колонне. Удары мяча о пол и ловля его одной рукой. Своё место в колонне. Перестроение в круг из шеренги. Ходьба и бег по кругу. Совершенствование основных положений рук и ног. Ходьба с изменением направления движения. Ходьба с изменением направления движения. Ходьба по скамейке на носках, с сохранением устойчивого равновесия. Ходьба по скамейке на носках, с сохранением устойчивого равновесия. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Поворот-прыжок. Спрыгивание с высоты. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Поворот-прыжок. Спрыгивание с высоты. Ходьба и бег между предметами, ползание по гимнастической скамейке на животе. Перестроение в круг из шеренги (II способ). Метание мяча на дальность. Перестроение в круг из шеренги (II способ). Метание мяча на дальность. Метание на дальность. Бег и равновесие. Ходьба с изменением темпа движения. Лазание на гимнастическую стенку (лесенку на улице) Перебрасывание мяча одной рукой и ловля двумя. Перебрасывание мяча одной рукой и ловля двумя. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол. Упражнения в равновесии и прыжках. Упражнения в равновесии и прыжках. 2 четверть Ходьба и бег с ускорением замедлением темпа движения. Ходьба и бег с ускорением замедлением темпа движения. Ходьба и бег парами. Забрасывание мяча в корзину. Ходьба и бег с изменением направления движения. Повороты прыжком на месте, прыжки на правой и левой ноге с огибанием предметов. Техника ходьбы и бега парами и змейкой. Техника ходьбы и бега парами и змейкой. Совершенствование бросков мяча. Подлезание под шнур. Совершенствование бросков мяча. Подлезание под шнур. Ходьба и бег между предметами. Ходьба и бег между предметами. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за головы. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за головы. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Ходьба и бег с перепрыгиванием через предметы. Построение ходьбы и бега врассыпную и с остановкой по сигналу. Построение ходьбы и бега врассыпную и с остановкой по сигналу. Лазание по гимнастической стенке и ходьба по гимнастической скамейке парами. Ходьба по уменьшенной площади опоры с сохранением устойчивого равновесия. 3 четверть Прыжки через короткую скакалку на двух ногах. Прыжки через качающуюся длинную скакалку. Прыжки через короткую скакалку на двух ногах. Прыжки через качающуюся длинную скакалку. Лазанье по канату (3 м) в три приема. Хождение по наклонной гимнастической скамейке с опорой на руки. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, влево, вправо. Хождение по наклонной гимнастической скамейке с опорой на руки. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, влево, вправо. Сюжетно-ролевая игра «альпинисты». Положение группировки лежа на спине. Перекаты в группировке вперед, назад, влево, вправо из положения приседа на носках. Положение группировки лежа на спине. Перекаты в группировке вперед, назад, влево, вправо из положения приседа на носках. Перекаты в группировке вперед, назад. Кувырок вперед из упора присев. Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги). Кувырок вперед, стойка на лопатках. Кувырок вперед, стойка на лопатках. Прыжки с короткой скакалкой на двух ногах. Комплекс упражнений по развитию двигательных качеств. Прыжки с короткой скакалкой на двух ногах. Комплекс упражнений по развитию двигательных качеств. Отработка навыков лазанья по канату и гимнастической лестнице Стойка и перемещение в стойке на согнутых в коленном суставе ногах. Хват и передача большого (баскетбольного) мяча Стойка и перемещение в стойке на согнутых в коленном суставе ногах. Хват и передача большого (баскетбольного) мяча Ловля большого мяча на месте в паре. Ловля большого мяча на месте в паре. Ловля большого мяча на месте в паре. Передача и ловля баскетбольного мяча от груди на месте партнеру, после перемещения в эстафетах и подвижных играх. Бег с остановками в шаге, с изменением направления движения. Бег с остановками в шаге, с изменением направления движения. Изменением направления движения, бег с остановками в шаге. Ведение большого мяча на месте. Ведение большого мяча. Правильная осанка, ее значение для здоровья и хорошей учебы. Контроль техники выполнения отжимания. Правильная осанка, ее значение для здоровья и хорошей учебы. Контроль техники выполнения отжимания. Правильная осанка, ее значение для здоровья и хорошей учебы. Контроль последовательности точности выполнения ОРУ из комплекса УГГ. 4 четверть Правила поведения и техника безопасности на открытой площадке (на воздухе). Бег с изменением направления движения, скорости. Медленный длительный бег (6 мин). Прыжки на препятствие с 2-3 шагов разбега. Медленный длительный бег (6 мин). Прыжки на препятствие с 2-3 шагов разбега. Семенящий бег на месте с опорой. Броски и ловля теннисного мяча. Семенящий бег на месте с опорой. Броски и ловля теннисного мяча. Контроль бега на 30 м с хода. Медленный равномерный бег(6 мин). Длинный прыжок в шаге. Медленный равномерный бег(6 мин). Длинный прыжок в шаге. Контроль равномерного бега на 1000 м без учета времени. «Челночный» бег 3 Х 10 м. Прыжка в длину с места. Челночный» бег 3 Х 10 м. Контроль прыжка в длину с места. Контроль «Челночный» бег 3 Х 10 м. прыжка в длину с места. Правила поведения и техники безопасности во время занятий в парках, во дворе. Занятий в парках.ОФП Развития силовой выносливости при сгибании, разгибании туловища в положении лежа на спине за минуту. Развития силовой выносливости при сгибании, разгибании туловища в положении лежа на спине за минуту. Контроль развития силовой выносливости при сгибании, разгибании туловища в положении лежа на спине за минуту. Развития координационных способностей. Развития координационных способностей. Контроль развития координационных способностей («челночный» бег 3 Х 10 м) Правила поведения на воде. Урок-игра «спортсмены». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | |
Перечень учебно - методического обеспечения:
Гимнастические палки, скамейки, стенка, козел, конь. маты, брусья, обручи, скакалки; Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; кольца баскетбольные, сетка волейбольная; Гранаты и мячи для метания, турник, стойки для прыжков, кубики, секундомер, рулетка, свисток; Компьютерные презентации по темам.
Компакт-диски:
Физическая культура. 1-11 классы (рекомендации, разработки, из опыта работы). 2010 год; Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры:
http://method.novaorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса. http://www.risio.ru/risioinschool.htinl Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре. http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.
http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizol Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры. http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
http://portfolio. 1 september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту. http://spo. 1 september.ru Газета в газете «Спорт в школе».
Литература:
Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания» 1-11 классы, М.2012 год; Стандарты. Физическая культура. М. 2010 год;
Авт.сос.М.В.Видякин//Физкультура, Система лыжной подготовки детей и подростков. Конспекты занятий// Волгаград, 2008 год; Е.Б.Деревлева и др. // Гимнастическая аэробика // Библиотечка «11ервое сент ября» // Серия «Спорт в школе» №24 // М.2008 год; Авт.сос. А.И.Каинов и др. // Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др. // Волгаград 2010 год;
Г1.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ / Волгоград. 2008 год; «Подвижные игры 1-4 классы». А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007. «Зимние подвижные игры 1-4 классы». АЛО.Патрикеев; Москва: «ВАКО».2009