№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Вид контроля |
план | факт |
Тема 1: «История эволюционных идей» (7). Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Рассматривают гербарий. |
1/1 | | | Биология в додарвиновский период. | История эволюционных идей. Представление о сущности жизни и ее развитии; господство идеалистических идей. Креационизм. (§4.1, с.196-199,) | |
2/2 | | | Система органической природы К.Линнея. | «Система природы» К.Линнея. Трансформизм. (§4.1, с.199-200) | |
3/3 | | | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф. | Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Значение теории Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф Ж.Кювье. (§4.2) | |
4/4 | | | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | Эволюционная палеонтология, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость. Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. (§4.3) | |
5/5 | | | Эволюционная теория Ч.Дарвина. Искусственный отбор. | Искусственный отбор, наследственная изменчивость. (§4.4 с.209-214) | |
6/6 | | | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественный отбор. Борьба за существование. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. (§4.4, с.214-217) | |
7/7 | | | Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 1. | Собеседование. (§4.1-4.4) | Δ№1 |
Тема 2: «Эволюционное учение» (16). Личностные УУД: Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий. |
8/1 | | | Вид, его критерии. | Вид, его критерии. Популяция. Генофонд. (§ 4.5) | |
9/2 | | | П. р.1: «Описание особей по морфологическому критерию». | Практическая работа. | Проверка п.р.1 |
10/3 | | | Популяция – структурная единица вида. | Ареал популяции, численность и динамика. (§ 4.6) | |
11/4 | | | Популяция как единица эволюции. | Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Условия эволюции. (§ 4.7) | |
12/5 | | | Факторы эволюции. | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. (§ 4.8) | |
13/6 | | | П.р.2: «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Практическая работа. | Проверка п.р.2 |
14/7 | | | Естественный отбор. | Естественный отбор, движущий и стабилизирующий отбор, их влияние на генофонд популяций. (§ 4.9) | |
15/8 | | | Адаптация организмов к условиям обитания. | Адаптации и их многообразие, виды адаптаций. Процесс формирования приспособленности. Относительный характер адаптаций. (§ 4.10) | |
16/9 | | | П.р.3: «Выявление приспособлений к среде обитания». | Практическая работа. | Проверка п.р.3 |
17/10 | | | Видообразование. | Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. (§ 4.11) | |
18/11 | | | Виртуальная экскурсия «Приспособления к среде обитания». | | |
19/12 | | | Синтетическая теория эволюции. | Синтетическая теория эволюции - расширенная и переработанная теории Ч.Дарвина в свете новых данных генетики, молекулярной биологии, палеонтологии, экологии. | |
20/13 | | | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | Многообразие сортов растений и пород животных. Биологический прогресс, биологический регресс. Причины вымирания видов. Сохранение многообразия видов. (§ 4.12) | |
21/14 | | | Доказательства эволюции органического мира. | Цитология и молекулярная биология. Сравнительная морфология. Рудименты. Атавизмы. (§ 4.13, с.254-258) | |
22/15 | | | Биогеография. Палеонтология. Эмбриология. | Палеонтология. Эмбриология. Закон К.Бэра. Биогенетический закон. (§ 4.13, с.258-262) | |
23/16 | | | Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 2. | Письменная работа. Собеседование. | Δ№2 |
Тема 3: «Развитие жизни на Земле» (9). Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий. |
24/1 | | | Гипотезы происхождения жизни. | Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. (§ 4.14) | |
25/2 | | | Современные взгляды на возникновение жизни. | Теория Опарина-Холдейна. Опыты Миллера и Юри. Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции. (§ 4.15) | |
26/3 | | | Развитие жизни на Земле: архейская и протерозойская эры. | Биологическая эволюция. Эры: архей, протерозой. Развитие жизни в архее, протерозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. (§4.16, с.273-275) | |
27/4 | | | Палеозойская эра. | Развитие жизни в палеозойскую эру. (§4.16, с.275-278) | |
28/5 | | | Мезозойская и кайнозойская эры. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. (§4.16, с.278-281) | |
29/6 | | | Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 полугодие. | Письменная работа. Собеседование. | №1 |
30/7 | | | Многообразие грибов. | | |
31/8 | | | Многообразие растений. | | |
32/9 | | | Многообразие животных. | | |
Тема 4: «Антропогенез» (8). Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
33/1 | | | Гипотезы происхождения человека. | Проблема антропогенеза - сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. (§ 4.17) | |
34/2 | | | Положение человека в системе животного мира. | Положение человека в системе животного мира. Данные сравнительной анатомии. (с.285-288) | |
35/3 | | | Данные эмбриологии. П.р.4: «Сходство зародышей человека и других животных». | Сравнительная эмбриология. Отличие человека от человекообразных обезьян. (с.285-290, с.258-261) | Проверка п.р.4 |
36/4 | | | Эволюция приматов. | Основные направления эволюции приматов. (с.290-293) | |
37/5 | | | Эволюция человека. | Эволюция человека. Основные этапы. (с.293-296) | |
38/6 | | | Расы человека. | Происхождение и особенности человеческих рас. Видовое единство человека. (§ 4.20) | |
39/7 | | | Виртуальная экскурсия «Происхождение и эволюция человека». | | |
40/8 | | | Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 4. | Собеседование. | Δ№3 |
Тема 5: «Экологические факторы» (11). Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. |
41/1 | | | Организм и среда. Экологические факторы. | Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. (§ 5.1) | |
42/2 | | | П.р.5: «Экологические группы растений». | Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов. | Проверка п.р.5 |
43/3 | | | Абиотические факторы среды. | Абиотические факторы среды: температура, влажность, свет. Биологические ритмы. (§ 5.2) | |
44/4 | | | П.р.6: «Исследование жизнестойкости дрожжевых клеток». | Исследование жизнестойкости организмов. | Проверка п.р.6 |
45/5 | | | Биотические факторы среды. Антибиоз. | Биотические факторы среды. Антибиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. (§ 5.3, с.313-317) | |
46/6 | | | П.р.7: «Солевой состав воды». | Солевой состав. рН. | Проверка п.р.7 |
47/7 | | | Симбиоз. Нахлебничество. Нейтрализм. | Симбиоз, мутуализм, кооперация. Комменсализм. Нейтрализм. (§ 5.3, с.318-319) | |
48/8 | | | П.р.8: «Приготовление почвенной вытяжки». | | Проверка п.р.8 |
49/9 | | | П.р.9: «Солевой состав почвенной вытяжки». | Солевой состав. рН. | Проверка п.р.9 |
50/10 | | | Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 5. | Собеседование. | Δ№4 |
51/11 | | | Виртуальная экскурсия: «Взаимоотношения организмов». | | |
Тема 6: Экосистемы» (7). Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
52/1 | | | Видовая и пространственная структура экосистем. | Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества). Видовая структура. (§ 5.4, с.319-321) | |
53/2 | | | Экологическая структура экосистемы. | Экологическая структура. Продуценты, консументы, редуценты. (§ 5.4, с.321-325) | |
54/3 | | | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Трофическая структура биоценоза. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Экологическая пирамида. (§ 5.5) | |
55/4 | | | П.р.10: «Составление цепей питания». | | Проверка п.р.10 |
56/5 | | | Причины устойчивости и смены экосистем. | Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистемы. Смена популяций различных видов. Смена экосистем в природе. (§ 5.6) | |
57/6 | | | Влияние человека на экосистемы. | Влияние человека на экосистемы. Агроценозы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. (§ 5.7) | |
58/7 | | | Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 6. | Письменная работа. Собеседование. | Δ№5 |
Тема 7: «Биосфера» (8). Личностные УУД: Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. |
59/1 | | | Биосфера – глобальная экосистема. | Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Биомасса. (§ 5.8) | |
60/2 | | | Роль живых организмов в биосфере. | Роль живого вещества в биосфере. Биомасса Земли. (§ 5.9, с.339-341) | |
61/3 | | | Биологический круговорот. | Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. (§ 5.9, с.341-344) | |
62/4 | | | Биосфера и человек. | Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Последствия экологического кризиса. (§ 5.10) | |
63/5 | | | Основные экологические проблемы. | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди. Парниковый эффект. Смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почвы. (§ 5.11) | |
64/6 | | | Пути решения экологических проблем. | Пути решения экологических проблем. Рациональное использование природных ресурсов (§ 5.12) | |
65 | | | Повторение. | | |
66 | | | Итоговая аттестация. | | ⃝ |
67/7 | | | П.р.11: «Влияние CMC на организмы. Очистка воды от CMC». | | |
68/8 | | | П.р.12: «Исследование запыленности пришкольной территории». | | |