СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

КТП по ЛИТЕРАТУРЕ

7 класс (2 часа в неделю)

п/п

К-во часов

Содержание

Дата

п/п

Дата

п/ф

Примеч.

1.


Введение. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.




2.


Русский фольклор. Пословицы и поговорки. Предания . Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник». Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.




3.


Былина «Вольга и Микула Селянинович». Мирный труд пахаря как самое важное дело на земле.




4


Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.




5


Героический эпос в мировой культуре. «Песнь о Роланде». Историческая правда и художественный вымысел. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.







6.


Древнерусская литература и её религиозный характер. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Утверждение любви к ближнему в ДРЛ. Основы христианской морали в «Поучении Владимира Мономаха».







7


«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.




8.


Развитие речи 1. Составление «Поучения современникам» (особенности стиля, тем, языка) – устно.




9.


Японская поэзия (хокку, танка). Басё, Сайгё. Художественное совершенство их трёх- и пятистиший.




10.


Разноуровневая тестовая контрольная работа№1. по теме «Героический эпос и древнерусская литература».








Русская литература XVIII и XIX веков




11.


Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.




12.


Гавриил Романович Державин Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.




13.





Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России.





14


Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.




15


«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.




16


«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.




17.


Развитие речи 2. Развёрнутый устный ответ на вопрос по содержанию произведения




18.


«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.




19.


Контрольное классное сочинение по изученному произведению.




20


Внеклассное чтение 1. А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Многообразие тем и образов.








Русская литература XIX века.




21.








Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.








22.


Развитие речи 3. Сравнительная характеристика литературных героев, составление плана к ней (устно).




23.


Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.




24.





Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.






25


Противопоставление Остапа Андрею, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.




26


Развитие речи 4. Консультация по написанию контрольного домашнего сочинения «Традиции и обычаи Запорожской Сечи».




27.






Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.













28


Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.




29


Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.




30.


«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.




31


Разноуровневая тестовая контрольная работа№2.




32.


Развитие речи № 5. Устный анализ произведений с выразительным чтением.




33.


Контрольное классное сочинение по изученному произведению.




34.


Внеклассное чтение 2. Стихотворение «Тройка».






35


Алексей Константинович Толстой.

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.




36


Михаил Евграфович Салтыков Щедрин

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».




37


Внеклассное чтение 3. Обличение нравственных пороков общества в сказках Салтыкова-Щедрина.




38


Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman», «Что за человек был мой отец», «Детство».




39


Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.




40


Развитие речи № 6. Составление плана-характеристики героя повести «Детство».




41


Контрольное классное сочинение по изученному произведению.




42


Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.




43


Иван Алексеевич Бунин

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.









44


Максим Горький

Краткий рассказ о писателе. «Детство». (В сокращении). Автобиографический характер повести.




45


Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.




46


«Данко». (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).




47


Леонид Николаевич Андреев

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.




48


Развитие речи № 7. Консультация по написанию контрольного домашнего сочинения.




49


Владимир Владимирович Маяковский

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.




50


Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия рассказа. Необыкновенные герои Платонова.




51


Разноуровневая тестовая контрольная работа№3.




52


Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.




53



Александр Трифонович Твардовский

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.




54


Контрольное классное сочинение по изученным произведениям.




55


Фёдор Александрович Абрамов

Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Евгений Иванович Носов

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.




56


Юрий Павлович Казаков

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.




57


Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.




58


Русские поэты XIX-ХХ века о родной природе

В.А. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.




59


Песни на стихи русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.




60


ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ

Владимир Иванович Даль

Жизнь и творчество Казака Луганского. «Пословицы русского народа».




61


Михаил Львович Матусовский

Сведения о поэте-песеннике и его творчестве. Стихотворение «Песня парка» М. Матусовского и повесть «Грезы старого парка» В. Титова.




62


Внеклассное чтение №4. Владислав Андреевич Титов

Сведения о жизни и творчестве. Повесть «Всем смертям назло».




63


Разноуровневая тестовая контрольная работа по теме «Из литературы ХХ века».




64


Роберт Бернс

Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.




65


Джордж Гордон Байрон

«Ты кончил жизни путь, герой…», «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.





66


О. Генри

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.




67


Рей Дуглас Брэдбери

«Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.




68


Разноуровневая тестовая контрольная работа№4.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!