№ п/п | К-во часов | Содержание | Дата п/п | Дата п/ф | Примеч. |
1. | | Введение. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. | | | |
2. | | Русский фольклор. Пословицы и поговорки. Предания . Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник». Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. | | | |
3. | | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Мирный труд пахаря как самое важное дело на земле. | | | |
4 | | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. | | | |
5 | | Героический эпос в мировой культуре. «Песнь о Роланде». Историческая правда и художественный вымысел. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | | | |
6. | | Древнерусская литература и её религиозный характер. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Утверждение любви к ближнему в ДРЛ. Основы христианской морали в «Поучении Владимира Мономаха». | | | |
7 | | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | | | |
8. | | Развитие речи 1. Составление «Поучения современникам» (особенности стиля, тем, языка) – устно. | | | |
9. | | Японская поэзия (хокку, танка). Басё, Сайгё. Художественное совершенство их трёх- и пятистиший. | | | |
10. | | Разноуровневая тестовая контрольная работа№1. по теме «Героический эпос и древнерусская литература». | | | |
| | Русская литература XVIII и XIX веков | | | |
11. | | Михаил Васильевич Ломоносов Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. | | | |
12. | | Гавриил Романович Державин Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | | | |
13. | | Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России. | | | |
14 | | Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. | | | |
15 | | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | | | |
16 | | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | | | |
17. | | Развитие речи 2. Развёрнутый устный ответ на вопрос по содержанию произведения | | | |
18. | | «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | | | |
19. | | Контрольное классное сочинение по изученному произведению. | | | |
20 | | Внеклассное чтение 1. А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Многообразие тем и образов. | | | |
| | Русская литература XIX века. | | | |
21. | | Михаил Юрьевич Лермонтов Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. | | | |
22. | | Развитие речи 3. Сравнительная характеристика литературных героев, составление плана к ней (устно). | | | |
23. | | Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | | | |
24. | | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | | | |
25 | | Противопоставление Остапа Андрею, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. | | | |
26 | | Развитие речи 4. Консультация по написанию контрольного домашнего сочинения «Традиции и обычаи Запорожской Сечи». | | | |
27. | | Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. | | | |
28 | | Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. | | | |
29 | | Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | | | |
30. | | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. | | | |
31 | | Разноуровневая тестовая контрольная работа№2. | | | |
32. | | Развитие речи № 5. Устный анализ произведений с выразительным чтением. | | | |
33. | | Контрольное классное сочинение по изученному произведению. | | | |
34. | | Внеклассное чтение 2. Стихотворение «Тройка». | | | |
35 | | Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. | | | |
36 | | Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». | | | |
37 | | Внеклассное чтение 3. Обличение нравственных пороков общества в сказках Салтыкова-Щедрина. | | | |
38 | | Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman», «Что за человек был мой отец», «Детство». | | | |
39 | | Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | | | |
40 | | Развитие речи № 6. Составление плана-характеристики героя повести «Детство». | | | |
41 | | Контрольное классное сочинение по изученному произведению. | | | |
42 | | Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. | | | |
43 | | Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | | | |
44 | | Максим Горький Краткий рассказ о писателе. «Детство». (В сокращении). Автобиографический характер повести. | | | |
45 | | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. | | | |
46 | | «Данко». (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). | | | |
47 | | Леонид Николаевич Андреев Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | | | |
48 | | Развитие речи № 7. Консультация по написанию контрольного домашнего сочинения. | | | |
49 | | Владимир Владимирович Маяковский Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | | | |
50 | | Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия рассказа. Необыкновенные герои Платонова. | | | |
51 | | Разноуровневая тестовая контрольная работа№3. | | | |
52 | | Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | | | |
53 | | Александр Трифонович Твардовский Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | | | |
54 | | Контрольное классное сочинение по изученным произведениям. | | | |
55 | | Фёдор Александрович Абрамов Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Евгений Иванович Носов Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | | | |
56 | | Юрий Павлович Казаков Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | | | |
57 | | Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. | | | |
58 | | Русские поэты XIX-ХХ века о родной природе В.А. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | | | |
59 | | Песни на стихи русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | | | |
60 | | ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ Владимир Иванович Даль Жизнь и творчество Казака Луганского. «Пословицы русского народа». | | | |
61 | | Михаил Львович Матусовский Сведения о поэте-песеннике и его творчестве. Стихотворение «Песня парка» М. Матусовского и повесть «Грезы старого парка» В. Титова. | | | |
62 | | Внеклассное чтение №4. Владислав Андреевич Титов Сведения о жизни и творчестве. Повесть «Всем смертям назло». | | | |
63 | | Разноуровневая тестовая контрольная работа по теме «Из литературы ХХ века». | | | |
64 | | Роберт Бернс Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения. | | | |
65 | | Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература. | | | |
66 | | О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | | | |
67 | | Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. | | | |
68 | | Разноуровневая тестовая контрольная работа№4. | | | |