№ уроков | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание | Универсальные учебные действия | Контроль | Практические работы |
личностные | метапредметные | предметные |
Раздел1. Введение. Географическое познание нашей планеты(2ч.) |
1.1. | География-одна из наук о планете Земля. | 1 | 1 неделя сентября | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний. | Научить работать с учебником и дополни тельными материалами. Участвовать в учебном диалоге. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Выявлять уникальность географических объектов в живой и неживой природе. | Знать и объяснять существенные признаки понятий «география и географический объект». Развивать познавательный интерес к предмету. | Записи тетради, | |
2.2. | Наблюдения — метод географической науки | 1 | 2 неделя сентября | Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов. | Осознание значимости наблюдений в научно – профессиональной сфере человека и в быту.. | Составлять календарь погоды. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам, сезонные изменения водоема. Формировать и развивать практические компетентности применения народных примет в ежедневной жизни человека. | Отбирать источники географических знаний для проведения наблюдений за погодой, фенологическими явлениями , высотой Солнца. | Мини сочинение «Как наблюдал за…» | |
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы (4 ч.) |
3.1. | Земля среди других планет Солнечной системы | 1 | 3 неделя сентября | Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. | Осознавать ценность географических знаний и применения их на практике. | Ставить учебную задачу и уметь сравнить полученные результаты с учебной задачей(современная форма Земли). | Понимать и объяснять процесс образования Земли и других планет. Знать состав Солнечной системы. Объяснять понятия глобус, земная ось, полюс, экватор. Уметь измерять земные окружности (экватор и меридиан) по глобусу. | | Практическая работа № 1. «Возникновение Земли» |
4.2. | Движение Земли по около солнечной орбите | 1 | 4 неделя сентября | Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги | Овладение знаниями о следствиях обращения Земли вокруг Солнца, применение их в различных жизненных ситуация и для фенологических наблюдений.. | Развитие познавательных интересов. | Иметь представление о современной научной картине мира. Уметь работать с глобусом, вести наблюдения за объектами и явлениями. | | |
5.3. | Суточное вращение Земли | 1 | 1 неделя октября | Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле | Осознание значимости глобальных проблем. | Организовывать работу в группе. Оценивать свою деятельность и деятельность других. | Наблюдать действующую модель вращения Земли вокруг Солнца, фиксировать положение Земли в дни равноденствия и солнцестояния. Определять высоту Солнца и составление рассказа. | | |
6.4. | Контрольная работа №1 « Земля как планета Солнечной системы | 1 | 2 неделя октября | | Овладение системой знаний по теме. | | Выполнять тестовую проверочную работу. | | |
Раздел 3.Геосферы Земли- 28ч Внутреннее строение Земли (8ч.) |
7.1. | Слои «твердой» Земли | 1 | 3 неделя октября | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира. | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». | Знать и объяснять существенные при-знаки понятий «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия». | Фронтальный опрос | |
8.2. | Вулканы Земли | 1 | 4 неделя октября | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры | Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях. | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, от бор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих составить презентацию о вулканах и землетрясениях. | Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава». Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. | Текущий. Фронтальный.. | Практическая работа №2 «Действующие и потухшие вулканы Земли» |
9.3.- 10.4 | Из чего Состоит земная кора. | | 1 -2 неделя ноября | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | Формировать установку на ответственное поведение людей в географической среде относительно проблем извлечения горных пород из земной коры. | Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (классификация горных пород своей коллекции). | Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. | Индивидуальная, групповая | Практическая работа №3 «Определение горных пород» |
11.5. | Строение земной коры. Земле трясения | | 3 неделя ноября | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайных ситуациях. | Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит | Знать и объяснять понятия «эпи-центр», «очаг землетрясения «сейсмически активный район». Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы | Творческая работа | |
12.6 | Рельеф земной поверхности. | | 1 неделя декабря | Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов | Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географической среде (влияние антропогенной деятельности на рельеф). | Отбирать источники географической ин формации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. | Знать и объ яснять существенные при-знаки понятий «рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота». Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между форма ми рельефа и внешними, внутренними географическими процессами. | Работа с картой атласа | Практическая работа №4 «Определение по карте географического положения гор и равнин» |
13.7 | Человек и литосфера | 1 | 2 неделя декабря | Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые | Сформировать установку на ответственное использование богатств лито сферы как части среды обитания. | Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем, определение происхождения на званий географических объектов). | Изучать использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности. | Фронтальный | |
14.8 | Контрольная Работа №2 «Литосфера» | 2 | 3 неделя декабря | | Овладение системой знаний по теме. | | Выполнять тестовую проверочную работу. | | . |
Атмосфера-4 часа |
15.1 | Воздушная оболочка Земли | | 4 неделя декабря | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы | Осознание целостности природы, значимости атмосферы для всего человечества | Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, выделять главное. | Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосфера». Использовать понятие для решения учебных задач. | Создание схемы строения атмосферы | |
16.2 | Погода и метеорологические наблюдения | | 2 неделя января | Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. | Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды». | Подготовить «Дневник географа- следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами. | Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. | Индивидуальная работа | Практическая работа №5 «Составление прогноза погоды по народным приметам» |
17.3 | Человек и Атмосфера. Климат Хоринского района Р.Б. | | 3 неделя января | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения. Овладение навыками действий в чрезвычайных ситуациях. | Умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения. Умение работать в коллективе. | Приводить примеры редких явлений в атмосфере. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. | Фронтальный | Практическая работа №6 «Климат Хоринского района» |
18.4 | Контрольная работа №3 «Атмосфера» | | 4 неделя января | | Овладение системой знаний по теме. | | Выполнять тестовую проверочную работу. | Тест | |
Водная оболочка Земли-9 ч |
19.1 | Вода на Земле | 1 | 1 неделя февраля | Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | Осознание значимости гидросферы для всех, живущих на Земле. | Развитие познавательного интереса к изучению темы. | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Изучение свойства самого удивительного вещества на Земле. Усвоить понятие «гидросфера». | Творческая работа | |
20.2-21.3 | Мировой океан — главная часть гидросферы | 1 | 2-3 неделя февраля | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. | Необходимость сохранения и рационального использования вод Мирового океана. | Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. | Картографическая грамотность. Определение происхождения названий географических объектов. Использование способов запоминания названий. Умение определять по карте ГП, глубину, размеры океанов и других частей гидросферы. | Работа с картой атласа. | Практическая работа №7 «Части мирового океана» |
22.4-23.5 | Воды суши. Реки | 2 | 4 неделя февраля-1 неделя марта | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады | Реки – дети океана. Необходимость их охраны. | Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. | Определять по карте части реки. Знать основные по нятия. Выя вить основные различия горных и равнинных рек. | Работа с картой атласа | Практическая работа №8 «Описание реки по плану» |
24.6-25-8 | Озёра. Вода в «земных кладовых» | 2 | 1-2 неделя марта | Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды | Патриотизм. любовь к своей стране.(Самое глубокое и самое большое озера в мире). | Развитие умения организовать свою деятельность. | Знать смысл понятия «озеро». Уметь приводить примеры пресных и соленых озер. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через разные горные породы. | Работа с картой атласа | |
26.7. | Реки и озера Хоринского района. Человек и гидросфера | 1 | 3 неделя марта | Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» | Формирование социально – ответственного поведения в отношении объектов гидросферы. | Научить работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы. | Понимать роль гидросферы в обеспечении жизни и деятельности человечества на Земле. | Работа с картой атласа | Практическая работа №.9. «Описание рек Хоринского района» |
27.8 | Контрольная работа №4 «Гидросфера | 1 | 1 неделя апреля | | Овладение системой знаний по теме. | | Выполнять тестовую проверочную работу. | Тест | |
Биосфера- 6 ч |
28.1 | Оболочка жизни | 1 | 2 неделя апреля | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле | Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. | Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний | Понимание существенных признаков понятия «биосфера». | Фронтальный. | |
29.2 | Жизнь в тропическом поясе | 1 | 3 неделя апреля | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни | Овладение умениями ухода за комнатными растениями. | Умение определять правила ухода за комнатными растениями, составлять описание коллекции комнатных растений. | Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса. | Заполнение таблицы | |
30.3 | Растительный и животный мир умеренных поясов. Природа Хоринского района. | 1 | 4 неделя апреля | Степи. Лиственные леса. Тайга. | Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности. | Умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. | Установление особенностей растительного и животного мира полярных поясов и океана. | Работа с картой атласа | Практическая работа №10 «Растительный и животный мир Хоринского района». |
31.4 | Жизнь в полярных поясах и в океане | 1 | 1 неделя мая | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане | Представление о России как морской державе, часть территории которой лежит в полярной области. | Развитие практических умений работать с путеводителем и определителем. | Составлять описание животных морских глубин и полярных областей. | Решение кроссворда | |
32.5 | Природная среда. Охрана Природы. | | 2 неделя мая | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником | Приводить примеры стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. | Развитие познавательных интересов. | Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. | Сообщения | |
33.6 | Контрольная работа по теме №5 «Биосфера» | 1 | 3 неделя мая | | Овладение системой знаний по теме. | | Выполнять тестовую проверочную работу. | Тест | |
34 | Обобщение знаний за курс 5 класса | | 4 неделя мая | | развитие умения работать индивидуально и в паре, планировать и оценивать деятельность | обучающийся научится: выполнять итоговые задания выполнять тестовые задания | обучающийся научится: работать индивидуально и в группе формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение владеть устной и письменной речью планировать и регулировать свою деятельность обучающийся получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Контрольная работа «Итоговая» №6 | |
35 | Резерв-1ч | | | | | | | | |