Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Земля как планета | 5 | Земля и Вселенная. Система географических координат. Времена года. Пояса освещенности. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле, географические следствия движений Земли, особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний, географические следствия движений Земли. | Практические работы: Определение по карте географических координат различных географических объектов. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Географическая карта | 5 | Географическая карта и ее масштаб. Виды условных знаков. Ориентирование. Изображение рельефа на карте. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. объяснять: свойства географической карты и плана местности, специфику способов картографического изображения, отличия видов условных знаков, отличия видов масштаба, значение планов и карт в практической деятельности человека. определять: существенные признаки плана, карты и глобуса, классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус, расстояние по карте, азимут по карте и на местности, абсолютную и относительную высоты, виды условных знаков, масштаб карты. | Практические работы: Определение направлений и расстояний по карте. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Литосфера | 7 | Строение земного шара. Виды горных пород. Полезные ископаемые. Движение земной коры. Выветривание горных пород. Рельеф суши и дна мирового океана. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; объяснять: особенности внутреннего строения Земли, причины и следствия движения земной коры, действия внутренних и внешних сил на формирования рельефа, особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. определять: существенные признаки понятий и явлений, по заданным признакам горные породы и минералы, отличие видов земной коры, виды форм рельефа, районы землетрясений и вулканизма. | Практические работы: определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Атмосфера | 8 | Строение атмосферы. Температура воздуха. Атмосферное давление. Движение воздуха. Вода в атмосфере. Погода. Климат. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы, вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др. причины возникновения природных явлений в атмосфере, зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря, особенности адаптации человека к климатическим условиям. определять: существенные признаки понятий и явлений, основные показатели погоды. | Практические работы: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Гидросфера | 3 | Единство гидросферы. Воды суши: реки и озера. Воды суши: подземные воды и природные льды. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы, особенности состава и строения гидросферы, условия залегания и использования подземных вод, условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга. определять: существенные признаки понятий и явлений, вид рек, озер и природных льдов, особенности размещения и образования объектов гидросферы, существенные признаки частей Мирового океана. | Практические работы: Нанесение на к.к. объектов гидросферы. Описание по карте географического положения одной их крупнейших рек Земли. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Биосфера | 2 | Царства живой природы. Биосфера и охрана природы. | Объяснять: закономерности географической оболочки на примере биосферы, особенности приспособления организмов к среде обитания, роль царств природы, необходимость охраны органического мира. Определять: существенные признаки понятий и явлений, сущность экологических проблем, причины разнообразия растений и животных, характер взаимного влияния живого и неживого мира. | Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
Почва и географическая оболочка | 3 | Почва. Природный комплекс. Природные зоны. | объяснять: закономерности образования почв, особенности строения и состава географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, законы развития географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку. определять: существенные признаки понятий и явлений, условия образования почв, характер размещения природных зон. | Практические работы: Описание природных зон земли о географическим картам Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека. Устный и письменный опрос, беседа, тестирование, работа по карте, в тетради, обобщающий урок, самостоятельная работа |
№п/п | Дата | Тема урока. Тип урока | Элементы содержания | Деятельность учащихся УУД | Текущий и промежуточный контроль | Материалы к уроку, ИКТ |
Тема 1. Земля как планета (5 часа) |
1 | | Земля и Вселенная. (урок изучения нового материала) | Земля и вселенная. Влияние космоса на землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. | Работа в тетради, с текстом и иллюстрациями учебника, словарная работа | Фронтальная беседа | Наглядность, презентация |
2 | | Система географических координат. (комбинированный урок) | Градусная сеть, система географических координат. | Работа в тетради, работа с картами атласа и настенной картой, словарная работа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта, дидактический материал, динамические зарисовки на доске, р.т. |
3 | | Практическая работа № 1. Определение географических координат (урок формирования умений и навыков). | Определение по карте географических координат различных географических объектов | Определение по карте географических координат различных географических объектов | Практическая работа | Карты атласа, настенная карта |
4 | | Времена года (комбинированный урок). | Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение Земли вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний . | Работа с иллюстрациями учебника, атласа, работа в тетради | Беседа, опрос, работа в рабочей тетради | Дидактический материал |
5 | | Пояса освещенности (комбинированный урок). | Тропики и полярные круги. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла по поверхности Земли. Тепловые пояса. | Работа с иллюстрациями учебника, атласа, работа в тетради | Беседа, работа в рабочей тетради | Дидактический материал |
Тема 2. Географическая карта (5 часов) |
6 | | Географическая карта и ее масштаб. (урок изучения нового материала) | Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. | Словарная работа, работа с картой, выполнение индивидуальных заданий | Фронтальная беседа. Работа в тетради, с учебником, работа с настенной картой и картой атласа | Карта, дидактический материал |
7 | | Виды условных знаков (комбинированный урок). | Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. | Словарная работа, работа с картой, выполнение индивидуальных заданий | Фронтальная Беседа, работа с настенной картой и картой атласа | Карта, дидактический материал |
8 | | Ориентирование. Практическая работа № 2. (урок практического применения знаний). | Азимут. Движение по азимуту. | Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. 3. Составление простейшего плана местности. | Фронтальная и самостоятельная работа | Компас, рисунки на доске, рисунки учебника |
9 | | Изображение рельефа на карте (комбинированный урок). | Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека. | Работа в тетради, работа с картами атласа и настенной картой, словарная работа | Работа по картам и в тетради | Карта, дидактический материал, наглядность, р.т. |
10 | | Урок обобщения «Земля как планета», «Географическая карта» (урок обобщения и контроля знаний) | Содержание уроков по теме | Формирование навыков и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | Тестовые задания | Тесты |
Тема 3. Литосфера (7 часов) |
11 | | Строение земного шара (урок изучения нового материала) | Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, земная кора, литосфера. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа | Карта, дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
12 | | Виды горных пород (комбинированный урок) | Горные породы и минералы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа | Карта, дидактический материал, наглядность, р.т., презентация |
13 | | Движение земной коры (комбинированный урок) | Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различия по высоте. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа и к.к | Карта, к.к., дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
14 | | Выветривание горных пород (комбинированный урок). | Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа и к.к | Карта, дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
15 | | Рельеф суши и дна мирового океана (комбинированный урок). | Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа и к.к | Карта, к.к., дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
16 | | Практическая работа № 3. «Рельеф суши и дна мирового океана» (урок формирования умений и навыков). | Практические работы: 1. определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека. | 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). | Работа в тетради, с учебником, с картой атласа и к.к | Карта, к.к. |
17 | | Урок обобщения «Литосфера» (урок обобщения и контроля знаний) | Содержание уроков по теме | Формирование навыков и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | Тестовые задания | Тесты |
Тема 5. Атмосфера (8 часов) |
18 | | Строение атмосферы (урок изучения нового материала) | Атмосфера: её состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, ответы на вопросы, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа | Карта, дидактический материал, наглядность, презентация |
19 | | Температура воздуха (комбинированный урок). | Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | Дидактический материал, рисунки учебника |
20 | | Атмосферное давление (комбинированный урок). | Атмосферное давление. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | Дидактический материал, рисунки учебника |
21 | | Движение воздуха (комбинированный урок). | Ветер и причины его возникновения. Бриз. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | Дидактический материал, рисунки учебника |
22 | | Вода в атмосфере (комбинированный урок). | Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. | Словарная работа | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
23 | | Погода (комбинированный урок). | Погода, причины её изменения, предсказание погоды. | Словарная работа, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | Дидактический материал, рисунки учебника, презентация |
24 | | Климат (комбинированный урок). | Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. | Словарная работа, работа с атласом, учебником, выполнение индивидуальных заданий, работа в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради | Дидактический материал, рисунки учебника, презентация |
25 | | Урок обобщения «Атмосфера» (урок обобщения и контроля знаний) | См. уроки 21-30 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами | Тестовые задания | Тесты |
Тема 4. Гидросфера (3 часа) |
26 | | Единство гидросферы (комбинированный урок). | Гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. | Работа учебником, с презентацией, зарисовки в тетради | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, с картой атласа и к.к | Карта, к.к., дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
27 | | Воды суши: реки и озера (комбинированный урок). | Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озере проточные и бессточные. | Работа в тетради, работа с картами атласа и настенной картой, словарная работа, выполнение работы в к.к. | Работа в к.к, опрос | Карта, атлас, к.к. |
28 | | Воды суши: подземные воды и природные льды (комбинированный урок). | Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). | Работа в тетради, работа с картами атласа и настенной картой, словарная работа | Работа в тетради, с учебником, в рабочей тетради, фронтальная беседа | Карта, к.к., дидактический материал, наглядность, р.т., презентация, видеофрагмент |
Тема 5. Биосфера (2 часа) |
29 | | Царства живой природы (комбинированный урок). | Царства живой и неживой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. | Работа с учебником, в тетради | Фронтальная беседа, опрос | Презентация, схема на доске |
30 | | Биосфера и охрана природы (комбинированный урок). | Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга | Словарная работа | Фронтальная беседа, опрос, в рабочей тетради | Презентация, иллюстрации |
Тема 6. Почва и географическая оболочка (3 часа) |
31 | | Почва (комбинированный урок). | Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. | Словарная работа, работа с учебником, с дидактическим материалом | Беседа, ответы на вопросы | Презентация, образцы почвы, дидактический материал |
32 | | Природный комплекс (комбинированный урок). | Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. | Словарная работа, работа в тетради | Выполнение заданий в р.т., опрос | Динамическая схема на доске, р.т. |
33 | | Природные зоны (комбинированный урок). | Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под воздействием деятельности человека | Словарная работа, работа с картами атласа, с учебником | Работа с картой, ответы на вопросы | Карты атласа, презентация |
34 | | Итоговое обобщение (урок обобщения и контроля знаний) | Весь раздел курса | Тестирование | Тестовые задания | Тесты |