СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование "Математика и конструирование" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование "Математика и конструирование" (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование "Математика и конструирование" (2 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по математике и конструированию (обязательного минимума содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки обучающегося), примерной программы по математике и конструированию начального общего образования и авторской программы для начальной школы (авторы С.И.Волкова, О.Л. Пчелкина.)


Программа ориентирована на программу курса, одобренную Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации.


Базисный учебный план по программе: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель программы: создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся.

Задачи курса:

  1. Формировать элементы конструкторских и графических умений.

  2. Развивать воображение и логическое мышление детей.

  3. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части (узлы) для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа деталей, усовершенствовать его.

«Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

В основе организации учебного материала лежит технология обучения в сотрудничестве, включающая в себя такие

формы организации образовательного процесса как:

- индивидуальная работа;

- практическая работа.


Контроль за уровнем достижений учащихся по математике и конструированию проводится с помощью таких форм контроля как:

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • промежуточный и итоговый контроль.


Программа реализована с помощью учебно – методического комплекта для обучающихся, включающего в себя:

  1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

Учебно – методическое обеспечение представлено комплектом методических пособий для учителя:

  1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

  2. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу « Математика и конструирование»: 1 – 4 классы: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2010.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; начальное общее образование. Примерные программы начального общего образования. – М.: Дрофа, 2007.





п/п

Наименование раздела

Содержание рабочей программы

1.

Геометрическая составляющая.


Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата)и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Треугольник. Соотношение сторон треугольника.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.

2.

Конструирование.


Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата) путем сгибания бумаги.

Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон прямоугольника; построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием равенства его противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки.

Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линии сгиба).

Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).

Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для кисточки).

Изготовление моделей круга. Кольцо, составление технологической карты для его изготовления.

Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары).

Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация «Цыпленок»).

Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный змей», «Щенок», «Жук»).

Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с тележкой», «Экскаватор»)

Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием, назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.

Организация рабочего места и правила безопасности при работе с набором «Конструктор».

Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.

Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий: моделей геометрических фигур, моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка», «Настольная лампа». Изготовление моделей двухосной тележки и аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.

Содержание тем учебного курса
















Требования к уровню подготовки обучающихся

п/п

Тема раздела

Базовый уровень:

Повышенный уровень

«Знать/понимать»

«Уметь»


1.

Геометрическая составляющая.


- термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

- свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

- чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.


2.

Конструирование.

- название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);

- виды соединений и их различия;

- правила безопасной работы ручными и чертежными инструментами

- изготавливать несложные изделия по технологической карте и технологическому рисунку, составлять технологические карты;

- читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;

- собирать несложные изделия из деталей набор «Конструктор» по рисункам готовых образцов.





















Календарно – тематическое планирование

урока

Дата

проведения

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Материально – техническое обеспечение

Вид контроля

1-2


Повторение пройденного в 1 классе: виды углов, отрезок, ломаная, длина ломаной.

Оригами. Изготовление изделия «Воздушный змей».

2

Индивидуальная работа.

Повторить виды углов и соотношения между величинами.


Практическая работа. Оригами.

Таблица «Виды углов»

Самоконтроль

3


Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника.

1

Индивидуальная работа.

Проводить измерения и анализировать соотношения длин сторон треугольника.

Счетные палочки

Самоконтроль

4



Прямоугольник. Определение прямоугольника.

1

Индивидуальная работа.

Выделять существенные признаки прямоугольника.

Прямоугольник

Самоконтроль

5



Противоположные стороны прямоугольника и их свойства.

1

Индивидуальная работа.

Закрепить знания о свойствах противоположных сторон прямоугольника.


Самоконтроль

6



Диагонали прямоугольника и их свойства.

1

Индивидуальная работа.

Введение нового понятия «диагональ прямоугольник»


Самоконтроль

7



Квадрат. Определение квадрата.

1

Индивидуальная работа.

Повторение и уточнение пройденного материала.

Квадрат.

Самоконтроль

8-9



Закрепление пройденного. Развитие воображения и элементов конструкторского мышления.

Практическая работа № 1 «Преобразование фигур».

2

Практическая работа

Закрепление пройденного материала.


Взаимоконтроль

10



Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника.

1

Практическая работа.

Выполнение построения по описанию

Описание построения

Взаимоконтроль

11






Середина отрезка. Деление отрезка пополам.


1



Индивидуальная работа.

Введение нового понятия «середина отрезка»




Самоконтроль

12



Свойства диагоналей прямоугольника.

1


Индивидуальная работа.

Повторение свойств диагоналей прямоугольника.

Циркуль



Самоконтроль

13



Практическая работа № 2 «Изготовление пакета для хранения счетных палочек»

1

Практическая работа.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием чертежного треугольника.

Инструкция

Взаимоконтроль

14



Практическая работа № 3 «Изготовление подставки для кисточки»

1

Практическая работа.

Познакомить с технологическим рисунком, научиться читать и использовать его при изготовлении предложенного объекта.

Технологический рисунок

Взаимоконтроль

15



Закрепление пройденного по теме: «Свойства диагоналей прямоугольника»»

1

Индивидуальная работа

Расширить представления о свойствах диагоналей прямоугольника.


Самоконтроль

16-18



Окружность. Круг.

Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Прямоугольник, вписанный в окружность.

3



Индивидуальная работа

Научить вычерчивать окружность (круг).

Циркуль


Самоконтроль

19



Практическая работа № 4 «Изготовление ребристого шара»

1

Практическая работа

Совершенствовать практические навыки работы с бумагой.

Инструкция

Взаимоконтроль

20



Закрепление пройденного по теме: «Окружность. Круг»

1

Индивидуальная работа

Закрепление пройденного.

Циркуль

Самоконтроль

21



Практическая работа № 5 «Изготовление аппликации «Цыпленок»

1

Практическая работа.

Научиться читать чертеж и использовать

Схема чертежа

Взаимоконтроль

22



Закрепление пройденного по теме: «Вычерчивание прямоугольника с использованием свойств его диагоналей».

1

Контрольная работа.

Закрепление пройденного материала.


Промежуточный контроль

23



Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

Индивидуальная работа.

Вычерчивание окружностей разного радиуса.


Самоконтроль

24



Практическая работа № 6 «Изготовление закладки для книги».

1

Практическая работа.

Составление технологической карты.

Технологическая карта

Взаимоконтроль

25



Деление фигур на части, подготовка к составлению чертежа.

1


Индивидуальная работа.

Формирование графических умений и навыков.


Самоконтроль

26



Закрепление пройденного по теме: «Деление геометрических фигур на равные части».

1

Индивидуальная работа.

Закрепление пройденного материала.


Самоконтроль

27



Практическая работа № 7 «Изготовление аппликации «Автомобиль».

1

Практическая работа.

Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа.

Схема чертежа

Взаимоконтроль

28



Выполнение чертежа по рисунку объекта.



1

Индивидуальная работа

Формирование умений выполнять чертеж по приведенному рисунку.

Рисунок объекта

Самоконтроль

29



Практическая работа № 8 «Изготовление аппликации «Трактор с тележкой»

1

Практическая работа.

Установление соответствия между приведенной аппликацией и чертежом.

Схема чертежа

Взаимоконтроль

30



Контрольная работа «Изготовление аппликации «Экскаватор».

1

Контрольная работа

Установление соответствия между приведенной аппликацией и чертежом

Схема чертежа

Итоговый

контроль

31



Оригами. Изготовление изделия «Щенок».

1

Индивидуальная работа

Закрепить умения выполнять простейшие действия с бумагой

Инструкция по выполнению оригами.

Самоконтроль

32



Оригами. Изготовление изделия «Жук».

1

Индивидуальная работа

Закрепить умения выполнять простейшие действия с бумагой (многократное сгибание).

Инструкция по выполнению оригами.

Самоконтроль

33- 34



Работа с набором «Конструктор»

2

Индивидуальная работа

Техническое моделирование.

Конструктор

Самоконтроль

















Материально – техническое и

информационно – техническое обеспечение

  1. Учебно – практическое оборудование (линейка, циркуль, угольник, транспортир, счетные палочки).

  2. Демонстрационный материал.

  3. Учебно – наглядные пособия (таблицы, схемы, чертежи, технологические карты).

  4. Конструктор.

  5. Лабораторный набор по математике.

  6. Комплект «Доли и дроби»






Контрольно – измерительные материалы






Система оценки:

Высокий уровень: выполнил все задания и допустил не более одного недочета – оценка «5»


Средний уровень: выполнил четыре задания и допустил один – два недочета – оценка «4»


Низкий уровень: выполнил два или три задания и допустил один – два недочета – оценка «3»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!