СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

Просмотр содержимого документа
«календарно- тематическое планирование по биологии 8 кл»


п/п

Дата

Кол-во часов

Названия разделов и тем уроков

Реализуемое содержание образования

Повторение


план

факт



2

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

1



1

Место и роль человека в системе органического мира.

Человек и его здоровье.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Систематика, система органического мира, таксон

2



1

Место и роль человека в системе органического мира.

Человек и его здоровье.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Общая

характеристика животных, хордовых, млекопитающих, плацентарных



3

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

3



1

Входная

контрольная работа по курсу 7 класса


Повторение курса

«Многообра­зие видов»

4



1

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Человек и его здоровье.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Происхождение человека и этапы его развития

5



1

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Человек и его здоровье.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Характерные признаки вида Человек разумный



1

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)



6



1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека. Методы изучения организма человека.

Человек и его здоровье.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.


Биология как наука. Методы биологии

Методы изучения живых объектов.


Биология, ее роль в

практической деятельности людей, методы изучения живой природы



4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

7



1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

клеточное строение растений и животных, органоиды, их строение и функции

8



1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

клеточное строение растений и животных, органоиды, их строение и функции

9



1

Л/р № 1 «Изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание»

Признаки живых организмов

Изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание»


животные ткани, органы

млекопитающих

10



1

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма


П/р № 1

«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.»

Признаки живых организмов

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма


Человек и его здоровье.

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Строение и процессы жизнедеятельности человека.

взаимосвязь органов и систем органов в организме



12

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)





Гуморальная регуляция.

11



1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

системы координации и регуляции, гуморальная регуляция и ее особенности

12



1

Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

гормоны, их влияние на рост и развитие организма





Нервная регуляция.

13



1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

особенности

нервной

регуляции,

строение

трубчатой

нервной системы

14



1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

особенности

нервной

регуляции,

строение

трубчатой

нервной системы

15



1

Рефлекс.

Человек и его здоровье.

Условные и безусловные рефлексы.

рефлекс, нервный импульс

16



1

Строение и функции спинного мозга.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Распознавание органов и систем органов человека.

строение и функции нервной системы

17



1

Строение и функции отделов головного мозга.


Л/р № 2 «Изучение головного мозга человека» (по муляжам).

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Распознавание органов и систем органов человека.


строение нервной

системы, отделы головного мозга

18



1

Большие полушария головного мозга.

Человек и его здоровье.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Распознавание органов и систем органов человека.

строение головного мозга, его отделы, их функции

19



1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы осязания, вкуса, обоняния.

Человек и его здоровье.

Органы чувств, их роль в жизни человека.

строение и принцип работы нервной

системы, органы чувств

20



1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и их профилактика.

Л/р № 3 «Изучение изменения размера зрачка».

Человек и его здоровье.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Распознавание органов и систем органов человека.

строение и принцип работы нервной

системы, строение и функции анализатора

21



1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения слуха, их профилактика.

Человек и его здоровье.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Распознавание органов и систем органов человека.

строение и функции анализатора

22



1

Контрольная работа № 1 по теме «Координация и регуляция»


8

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

23



1

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

Человек и его здоровье.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Распознавание органов и систем органов человека.



строение и функции скелета, особенности

строения скелета млекопитающих

24



1

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

Л/р № 4 «Изучение

Внешнего строения

костей»

Человек и его здоровье.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.


соединительные ткани, строение кости, строение скелета

25



1

Типы соединения костей.

Человек и его здоровье.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

соединительные ткани, строение кости, строение скелета

26



1

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Человек и его здоровье.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

строение скелета

27



1

Мышечная система. Строение и развитие мышц.

Человек и его здоровье.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

мышечные ткани, функции мышц

28



1

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка.


Л/р № 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Человек и его здоровье.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

строение мышц, координация и регуляция

29



1

Влияние физических упражнений на органы и системы органов.


П./р № 2 «Измерение массы и роста.»

Человек и его здоровье.

Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Измерение массы и роста.


строение и развитие скелета и мышц

30



1

Контрольная работа № 2 по теме «Опора и движение»



3

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

31



1

Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Человек и его здоровье.

Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.

межклеточное вещество, жиз­недеятельность клетки

32



1

Кровь. Группы крови. Переливание крови.

Л/р № 6 «Изучение микроскопического строе­ния крови»

Человек и его здоровье.

Кровь. Группы крови. Переливание крови.

состав и значение крови

33



1

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

Человек и его здоровье.

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

фагоцитоз, лейкоциты



5

Тема 8. Транспорт веществ (5 часов)

34



1

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения.

Человек и его здоровье

Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Транспорт веществ. Распознавание органов и систем органов человека.

строение кровеносной системы млекопитающих

35



1

Работа сердца и ее регуляция.

Человек и его здоровье

Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.

строение сердца, координация и регуляция

36



1

Движение крови и лимфы по сосу­дам. Кровяное давление.


П/р № 3 «Измерение кровяного давления».


П/р № 4 «Определение частоты пульса и дыхания»

Человек и его здоровье

Транспорт веществ.

Измерение кровяного давления

Определение частоты пульса и дыхания

строение кровеносной системы, работа сердца, внутренняя среда организма

37



1

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.


Человек и его здоровье

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.


строение и работа кровеносной системы

38



1

Контрольная работа № 3 по темам «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ»



5

Тема 9. Дыхание (5 часов)

39



1

Дыхание. Дыхательная система.

Человек и его здоровье

Дыхание. Дыхательная система. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Распознавание органов и систем органов человека.

дыхание, его сущность и значение; органы дыхания млекопитающих

40



1

Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.


Человек и его здоровье

Дыхание. Дыхательная система.

внутренняя среда организма, функции эритроцитов

41



1

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.


П/р № 5 «Определение частоты дыхания»

Человек и его здоровье

Дыхание. Дыхательная система. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

строение грудной клетки, диафрагма, строение и работа мышц, координация и регуляция

42



1

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.


Человек и его здоровье

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

строение и функции органов дыхания

43



1

Контрольная работа № 4 по теме «Дыхание»



5

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

44



1

Питание. Пища как биологическая основа жизни.

Человек и его здоровье

Питание. Пища как биологическая основа жизни. Определение норм рационального питания. Распознавание органов и систем органов человека.

белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли: их роль в клетке

45



1

Пищеварительная система. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Человек и его здоровье

Пищеварительная система. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

гетеротрофы, строение и функции органов пищеварения

млекопитающих

46



1

Пищеварительная система. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Человек и его здоровье

Пищеварительная система.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

пищеварение, пищеваритель­ные железы, ферменты, рефлексы, виды рефлексов

47



1

Роль ферментов в пищеварении.


Л/р № 7 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Человек и его здоровье

Роль ферментов в пищеварении.

строение белка, функции желудка

48



1

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.


П./р № 6 «Определение норм рацио­нального питания»

Человек и его здоровье

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Определение норм рацио­нального питания.


Система , многообразие и эволюция живой природы.

Оказание первой помощи при отравлении грибами.


строение и функции органов пищеварения



4

Тема 11. Обмен веществ и энергии (4 часа)


49



1

Обмен веществ и превращения энергии.

Человек и его здоровье

Обмен веществ и превращения энергии. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.

обмен веществ и энергии у животных,

питание, пищеварение, дыхание

50



1

Обмен веществ и превращения энергии.

Человек и его здоровье

Обмен веществ и превращения энергии.

обмен веществ и энергии у животных,

питание, пищеварение, дыхание

51



1

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения

Человек и его здоровье

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

обмен веществ и энергии

52



1

Контрольная работа № 5 по темам «Пищеварительная система» и «Обмен веществ»



2

Тема 12. Выделение (2 часа)


53



1

Выделение. Мочеполовая система

Человек и его здоровье

Выделение. Мочеполовая система.

строение и функции органов выделения млекопитающих

54



1

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Человек и его здоровье

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

строение почек, координация и регуляция



3

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

55



1

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Человек и его здоровье

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями

строение и функции кожи млекопитающих

56



1

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Человек и его здоровье

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

строение и функции кожи

57



1

Контрольная работа № 6 по темам «Выделение» и «Кожа»



3

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

58



1

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.

Человек и его здоровье

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.

репродуктивные органы плацентарных

млекопитающих, гаметы

59



1

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Человек и его здоровье

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

оплодотворение, зародышевое развитие

60



1

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Человек и его здоровье

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

рост и послезародышевое развитие



6

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

61



1

Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека.


Человек и его здоровье

Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.



строение и

функции

нервной

системы,

рефлекс,

рефлекторная

дуга, виды

рефлексов, строение и функции головного мозга

62



1

Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга .

Человек и его здоровье

Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга Исследования И.М, Сеченова, И.П. Павлова, А.А .Ухтомского, П.К. Анохина.

63



1

Сон, его значение.

Человек и его здоровье

Сон, его значение.

строение и функции головного мозга

64



1

Память, эмоции, речь, мышление.. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

Человек и его здоровье

Высшая нервная деятельность. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

рефлекс, виды рефлексов, строение и функции головного мозга

65



1

Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер

Человек и его здоровье

Высшая нервная деятельность. Цели и мотивы деятельности. индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

рефлекс, виды рефлексов, строение и функции головного мозга

66



1

Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Человек и его здоровье

Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче их поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

рефлекс, виды рефлексов, строение и функции головного мозга


4

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

67



1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.


П\.Р.№7.Изучение приёмов остановки

капиллярных, артериальных и венозных кровотечений.

Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Человек и окружающая среда. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Система биологических наук, правила личной гигиены

68



1

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

Человек и его здоровье

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Правила оказания первой доврачебной помощи

69



1

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда.

П\Р №8.

«Оценка и анализ

влияния

факторов

окружающей

среды, факторов

риска на здоровье».


Человек и его здоровье

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и ЧС как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Оценка и анализ влияния факторов окружающей

среды, факторов риска на здоровье.

Среда- источник веществ, энергии и информации. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Подготовка к к.р.

70



1

Контрольная работа за курс 8 класса.








Формы промежуточной аттестации

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным стандартом основного общего образования и представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:


тема

формы

сроки

Входная

контрольная работа по курсу 7 класса

Тестовый контроль, термины


Контрольная работа № 1 по теме «Координация и регуляция»

Тестовый контроль, задания с развернутым ответом


Контрольная работа № 2 по теме «Опора и движение»

В форме ОГЭ


Контрольная работа № 3 по темам «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ»

Тестовый контроль, задания с развернутым ответом


Контрольная работа № 4 по теме «Дыхание»

В форме ОГЭ


Контрольная работа № 5 по темам «Пищеварительная система» и «Обмен веществ»

Тестовый контроль, задания с развернутым ответом


Контрольная работа № 6 по темам «Выделение» и «Кожа»


Тестовый контроль, задания с развернутым ответом


Контрольная работа за курс 8 класса.

В форме ОГЭ




Входная диагностика по биологии для 8 класса

1 вариант


ТЕСТ

1. Простейшие были открыты:

а) Д.Менделеевым;

б) А.Левенгуком;

в) К.Линнеем;

г) Г.Менделем.

2. Цитоплазматические выросты на теле амебы называются:

а) ложноножками;

б) ресничками;

в) жгутиками;

г) клешнями.

3. Полужидкое студенистое содержимое клетки простейшего называется:

а) вакуолью;

б) цитоплазмой;

в) ядром;

г) порошицей.

4. Укажите, кто из перечисленных ниже простейших может питаться фотосинтетически:

а) амеба;

б) лямблия;

в) инфузория туфелька;

г) эвглена зеленая.

5. Укажите, кто из перечисленных ниже простейших – паразит:

а) инфузория бурсария;

о) амеба обыкновенная;

в) лямблия;

г) эвглена зеленая.

Терминологический диктант.


1. Пищеварительная система дождевого червя начинается .......... и заканчивается ............... .

2. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется .............. .

3. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи .................



Закончи предложения

Белая планария ведет ... образ жизни, в связи с этим у нее развилась ...симметрия тела, передвигается при помощи ..., поэтому относится к классу ..., имеет хорошо развитый ... и ...: пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из ..., пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью .....



Входная диагностика по биологии

для 8 класса

2 вариант


1. К саркодовым относится:

а) амеба;

б) инфузория бурсария;

в) эвглена зеленая;

г) сувойка.

2. Укажите, какое из перечисленных ниже кишечнополостных представляет собой колониальный организм:

а) красный коралл;

б) гидра;

в) медуза;

г) актиния.

3. Железистые клетки в полости гидры:

а) защищают организм от механического повреждения;

б) выделяют пищеварительные соки;

в) защищают организм от поедания хищниками;

г) передают нервные импульсы.

4. Из перечисленных ниже организмов выберите тот, который не относится к типу кишечнополостных:

а) актиния;

б) инфузория;

в) гидра;

г) медуза.

5. Восстановление организмом утраченных частей тела называется:

а) редукцией;

б) рефлексом;

в) оплодотворением;

г) регенерацией.


Терминологический диктант.


1. Группа сходных органов, выполняющих сходные функции, называется .............. .

2. Системы внутренних органов дождевого червя расположены в ............... .

3. Пищеварительная система дождевого червя начинается .......... и заканчивается ............... .


Закончи предложения

Белая планария ведет ... образ жизни, в связи с этим у нее развилась ...симметрия тела, передвигается при помощи ..., поэтому относится к классу ..., имеет хорошо развитый ... и ...: пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из ..., пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью .....


Контрольная работа №1 «Координация и регуляция»


1 Вариант

  1. Строение зрительного анализатора.

  2. Строение обонятельного анализатора.

2 Вариант

1. Строение слухового анализатора.

2. Строение вкусового анализатора.

Тесты:

1. Анализатор представляет собой систему, которая обеспечивает:

а) восприятие раздражителя рецептором

б) проведение возбуждения от рецептора в определенный участок коры головного мозга

в) возникновение под действием нервного импульса определенного ощущения

г) а + б + в

2. Какая из оболочек глазного яблока прозрачна спереди:

а) сосудистая

б) белочная

в) сетчатка

3. Радужка - это передняя часть одной из оболочек:

а) белочной



б) сосудистой

в) сетчатки

4. Оптическую систему глаза образуют:

а) роговица

б) хрусталик

в) стекловидное тело

г) а + б + в

5. Слепое пятно - это участок сетчатки:

а) не имеющий палочек

б) не имеющий колбочек

в) а + б

6. Близорукость не развивается при:

а) большой кривизне хрусталика

б) уплощении хрусталика

в) удлинении формы глазного яблока

7. Дальнозоркость развивается при:

а) недостаточной выпуклости хрусталика

б) избыточной выпуклости хрусталика

8. Функция слуховых косточек заключается в:

а) передаче звуковых колебаний от барабанной перепонки мембране овального окна

б) усилении звуковых колебаний

в) а + б

9. Во внутреннем ухе функцию восприятия звука вы­полняют:

а) полукружные каналы

б) только улитка

в) а + б


Контрольная работа №2 «Опора и движение»

Вариант № 1.

Часть А.

Из предложенных вариантов выберите один верный ответ.

1. К какому виду тканей относится костная ткань:
а) эпителиальной, в) мышечной,
б) соединительной, г) нервной.

2. К плоским костям скелета относят:
а) кости предплечья, в) фаланги пальцев,
б) кости таза, г) позвонки.

3. Соединение между костями черепа в скелете человека – это:
а) синапсы, в) полусуставы,
б) суставы, г) швы.

4. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток, образующих:
а) головку кости, в) внутренний слой надкостницы,
б) тело кости, г) хрящевую ткань, расположенную между головкой и телом кости.

5. Тело трубчатой кости внутри заполнено:
а) желтым костным мозгом, в) межклеточной жидкостью,
б) красным костным мозгом. г) лимфой

6. Одно из свойств скелетных мышц – это:
а) проводимость нервных импульсов,
б) запасание необходимых организму веществ,
в) обеспечение движений тела в пространстве,
г) сократимость.

7. Какое минимальное число мышц участвует в движениях костей в тазобедренном суставе:
а) одна, в) три,
б) две, г) четыре.

8. Мышца-сгибатель руки – это:
а) трехглавая плеча, в) двуглавая плеча,
б) портняжная, г) дельтовидная.


Часть В.

Из предложенных вариантов выберите три верных ответа.

9. Скелет стопы подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.


10. Вместо точек подберите соответствующие слово (слова):
а) Пассивная часть двигательного аппарата человека – это . . .
б) В поясничном отделе позвоночника . . . позвонков.
в) Пояс нижних конечностей состоит из . . .
г) Нарушение анатомической целостности кости называют . . .
11. Установите соответствие.


Группы мышц:


Мышцы, входящие в ее состав:

1. Мышцы головы:
2. Мышцы туловища


а) мышцы брюшного пресса
б) широчайшая мышца спины
в) круговая рта
г) трапециевидна
д) жевательные мышцы
е) мышцы смеха
ж) портняжная мышца
з) двуглавая мышца руки


12. Укажите правильную последовательность действий, которые необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнул ногу:
а) доставить больного в больницу,
в) под шину подложить мягкую подстилку,
б) наложить тугую повязку,
в) приложить к поврежденному месту холодный компресс,
г) наложить шину,
д) обеспечить покой поврежденной конечности,
е) накрыть место повреждения стерильной повязкой,
ж) обеззаразить рану йодной настойкой.



Часть С.

13. Какие изменения произошли в скелете человека в процессе эволюции?
14. К чему может привести ношение обуви на высоком каблуке?
15. Благодаря чему увеличивается масса мышц у культуристов?


Контрольная работа №2 «Опора и движение»

Вариант № 2.

Часть А.

Из предложенных вариантов выберите один верный ответ.

1. Каким видом ткани образованы кости человека:
а) эпителиальной,
б) соединительной,
в) мышечной,
г) нервной.

2. К трубчатым костям скелета относят:
а) кости предплечья,
б) кости таза,
в) фаланги пальцев,
г) позвонки.

3. Соединение между костями конечностей в скелете человека – это:
а) синапсы,
б) суставы,
в) полусуставы,
г) швы.

4. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток, образующих:
а) головку кости,
б) тело кости,
в) внутренний слой надкостницы,
г) хрящевую ткань, расположенную между головкой и телом кости.

5. Концевые утолщения (эпифизы) трубчатой кости внутри заполнено:
а) желтым костным мозгом,
б) красным костным мозгом,
в) межклеточной жидкостью,
г) лимфой.

6. Одна из функций скелетных мышц – это:
а) проводимость нервных импульсов,
б) запасание необходимых организму веществ,
в) обеспечение движений тела в пространстве,
г) сократимость.

7. Какое минимальное число мышц участвует в движениях костей в локтевом суставе:
а) одна,
б) две,
в) три,
г) четыре.

8. Мышца-разгибатель руки – это:
а) трехглавая плеча, в) двуглавая плеча,
б) портняжная, г) дельтовидная.


Часть В.

Из предложенных вариантов выберите три верных ответа.

9. Скелет кисти подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.

10. Вместо точек подберите соответствующие слово (слова):
а) Активная часть двигательного аппарата человека – это . . .
б) В грудном отделе позвоночника . . . позвонков.
в) Пояс верхних конечностей состоит из . . .
г) Стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой, называют . . .

11. Установите соответствие.

Группы мышц

1. Мышцы головы
2. Мышцы туловища


Мышцы, входящие в ее состав

а) височная мышца
б) диафрагма
в) круговая глаз
г) межреберные
д) мимические
е) наружная косая живота
ж) портняжная мышца
з) двуглавая мышца руки

12. Укажите правильную последовательность действий, которые необходимо выполнить, если человек сломал ногу (закрытый перелом):
а) доставить больного в больницу,
в) под шину подложить мягкую подстилку,
б) наложить тугую повязку,
в) приложить к поврежденному месту холодный компресс,
г) наложить шину,
д) обеспечить покой поврежденной конечности,
е) накрыть место повреждения стерильной повязкой,
ж) обеззаразить рану йодной настойкой.


Часть С.

13. Укажите сходные признаки в строении скелетов человека и других млекопитающих. О чем это свидетельствует?
14. Какие изменения происходят в организме человека при неправильной осанке?
15. Как физические упражнения улучшают общее состояние организма? Ответ обоснуйте.


Контрольная работа №3 «Внутренняя среда организма.» и «Транспорт веществ»

1 вариант тест

1. Внутренней средой организма являются:

а) кровь и лимфа

б) кровь и тканевая жидкость

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа

2. Содержание неорганических веществ в плазме крови составляет:

а) 0,5 %

б) 0,9 %

в) 1,1 %

3. Эритроциты образуются в:

а) печени

б) селезенке

в) красном костном мозге

4. Основной функцией эритроцитов является:

а) перенос кислорода от легких ко всем тканям тела

б) перенос кислорода от легких к тканям и уг­лек. газа от тканей в легкие

в) перенос углекислого газа от тканей в легкие

5. Большой круг кровообращения:

а) начинается в правом желудочке и заканчи­вается в левом предсердии

б) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

в) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

6. Полулунные клапаны сердца располагаются между:

а) предсердиями и желудочками

б) желудочками и отходящими от них сосудами

в) только между правым желудочком и легочной артерией

7. Кровь движется к сердцу по:

а) артериям

б) капиллярам

в) венам

Вопросы с развернутым ответом.

1) Состав крови, её функции.

2) Круги кровообращения. 3) Работа сердца.


2 вариант

1. Содержание воды в плазме крови составляет:

а) 85 %

б) 90-91 %

в) 95 %

2. Доля белков в плазме крови составляет:

а) 7-8 %

б) 10 %

в) 12 %

3. Продолжительность жизни эритроцитов составляет (в сутках):

а) 30

б) 80

в) 100-120

4. Лейкоциты образуются в:

а) селезенке

б) печени

в) лимфатических узлах, селезенке, красном костном мозге

5. Створчатые клапаны сердца располагаются между:

а) предсердиями и желудочками

б) правым желудочком и легочной артерией

в) левым желудочком и аортой

6. Артерии - это сосуды:

а) по которым течет артериальная кровь

б) несущие кровь от сердца

в) несущие кровь к сердцу

7. Самая высокая скорость тока крови в:

а) артериях

б) венах

в) капиллярах

Вопросы с развернутым ответом.

1) Внутренняя среда организма, её состав.

2) Строение сердца, сосуды, клапаны. 3) Работа сердца.


Контрольная работа№4 «Дыхание»

Вариант 1

А. Выберите один правильный ответ.

1. Снаружи легкие покрыты

1)гладкими мышцами , 2)плеврой, 3)сетью венозных сосудов ,4)ресничным эпителием.

2. Чем по составу отличается выдыхаемый воздух от вдыхаемого?

1)большим содержанием азота, кислорода и углекислого газа,

2)меньшим содержанием углекислого газа и кислорода и большим — азота,

3)меньшим содержанием азота и кислорода,

4)меньшим содержанием кислорода, большим — углекислого газа и неизменным — азота.

3. Какой цифрой на рисунке показаны бронхи?

1) 4 и 5, 2) 10 и 11, 3)5 и 9, 4) 9 и 10.

4. За счёт чего происходит газообмен в лёгких?

1) осмос , 2) активный транспорт, 3)пассивный транспорт.

5. С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ (жизненная ёмкость легких)?

1) тонометр , 2) фонендоскоп, 3) динамометр, 4) спирометр.

6. Вверху гортань сообщается

1)глоткой, 2)трахеей, 3)носоглоткой, 4) бронхами.

7. Если человек много курит, то у него

1) увеличивается количество биологически активных веществ в легочных пузырьках,

2) легочные пузырьки слипаются из-за повреждения выстилающей их изнутри пленки из биологически активных веществ,

3) увеличивается способность гемоглобина присоеди­нять кислород, 4) легочные пузырьки теряют эластичность и способ­ность очищаться.

8. Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому, что

1)их стенки выстланы ресничным эпителием,

2)в их стенках расположены железы, выделяющие слизь,

3)в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды,

4) легочные пузырьки состоят из одного слоя клеток.

9. Случайно попавшие в дыхательные пути кусочки пищи могут стать причиной кашля, так как они вызывают раздражение рецепторов, расположенных в 1)гортани, 2)носоглотке, 3)носовой полости,  4)ротовой полости.

10. На рисунке цифрами 1 и 7 обозначены 1)надгортанник и щитовидный хрящ, 2) надгортанник и трахея, 3)голосовые связки и трахея, 4)надгортанник и голосовые связки.


Выберите три правильных ответа.

В1. Дыхательный центр 1) лежит в продолговатом мозге, 2) находится под контролем больших полушарий, 3) функционально разделен на центр вдоха и выдоха, 4)находится в промежуточном мозге, 5) не чувствителен к гуморальной регуляции.

В 2. Терминологический диктант.

  1. Орган, в котором вдыхаемый воздух обогревается (охлаждается), очищается, обеззараживается и т.д.

  2. Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.

  3. Дыхательный пигмент, присоединяющий кислород.

  4. Выход воздуха из лёгких.

  5. Поступление воздуха в лёгкие.

  6. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через нос.

  7. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через рот.


Дайте полный ответ.

С1. Дайте характеристику механизма вдоха и выдоха.

С2. Как происходит газообмен в тканях?


Контрольная работа№4 «Дыхание»

Вариант 2

А. Выберите один правильный ответ.

1. Соединение гемоглобина с кислородом называется:

1. Карбоксигемоглобин

2. Оксигемоглобин

3. Миоглобин

2. Жизненная емкость легких у взрослого здорового человека колеблется от

1)1 до 2 л                2)6 до 7 л          3)3 до 5 л            4)7 до 8 л .

3. Какое заболевание распространяется воздушно-капельным путем?

1)дизентерия , 2)малярия, 3)грипп, 4)СПИД.

4. При вдохе диафрагма становится:

1. Плоской

2. Выпуклой

3. Не изменяет свою форму

5. Какой цифрой на рисунке обозначены легкие 1)4, 2)11, 3)9, 4)10.

6. Голосовые связки располагаются в

1) трахее , 2) гортани, 3) пищеводе, 4) бронхах.

7. Воздухоносные пути человека выстланы изнутри тканью

1)соединительной ,

2)мышечной поперечнополосатой

3)эпителиальной,

4)мышечной гладкой.

8. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки

1)спинного мозга, 2)головного мозга, 3)печени и почек; 4) желудка и кишечника.

9. На рисунке показано строение 1)носовой полости,2) голосовых связок, 3) бронхов, 4) альвеол.











10. Если содержание углекислого газа в крови начинает превышать норму, то в дыхательном центре

1)усиливается возбуждение, дыхание углубляется и учащается,

2)усиливается возбуждение, дыхание замедляется,

3)наступает торможение, дыхание замедляется,

4)остается в возбужденном состоянии часть клеток, ритм дыхания не изменяется.

Выберите три правильных ответа

В1. В носовой полости вдыхаемый воздух 1) увлажняется, 2) согревается, 3) насыщается кислородом, 4) насыщается углекислым газом, 5) очищается.

В 2. Терминологический диктант.

  1. Отдел воздухоносных путей между гортанью и бронхами.

  2. Лёгочный пузырёк.

  3. Хрящ гортани, не пропускающий пищу в дыхательные пути.

  4. Механизм перехода кислорода и углекислого газа через стенки лёгочных пузырьков и кровеносных капилляров.

  5. Прибор, которым измеряют жизненную ёмкость лёгких.

  6. Парные органы, в которых происходит газообмен.

  7. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.


Дайте полный ответ.

С1.Как осуществляется регуляция дыхания?

С2. Как происходит газообмен в легких?


Контрольная работа№5 «Пищеварительная система» и «Обмен веществ»»

1 вариант

Задание 1 выбрать один верный ответ

1. Расположите органы желудочно-кишечного тракта в правильной последовательности:

1) пищевод; 2) желудок; 3) ротовая полость; 4) тонкий кишечник; 5) толстый кишечник.

А) 3 – 1 – 2 – 4 – 5; Б) 3 – 2 – 4 – 5 – 1; В) 3 – 1 – 4 – 2 – 5; Г) 3 – 4 – 2 – 5 – 1

2. Проток поджелудочной железы человека открывается в :

А) желудок; Б) 12-перстную кишку; В) толстую кишку; Г) слепую кишку.

3. Что всасывается в кровеносные капилляры ворсинок тонкого кишечника человека:

А) аминокислоты и глюкоза; Б) белки; В) крахмал; Г) глицерин и жирные кислоты

4. Слюнные железы человека представлены:

А) одной парой; Б) 2 парами; В) 3 парами; Г) 4 парами

5. Длины 4,5-5 метров у человека достигает:

А) толстый кишечник; Б) пищевод; В) тонкий кишечник; Г) желудок

6. Проток печени у человека открывается в:

А) желудок; Б) 12-перстную кишку; В) толстую кишку; Г) слепую кишку.

7. Что всасывается в лимфатические сосуды тонкого кишечника человека:

А) аминокислоты; Б) белки; В) крахмал; Г) глицерин и жирные кислоты

8. Наиболее интенсивно вода всасывается в:

А) толстом кишечнике; Б) ротовой полости; В) тонком кишечнике;

Г) желудке

9. Печень вырабатывает:

А) ферменты; Б) слизь; В) соляную кислоту; Г) желчь

10. Целлюлоза у человека переваривается в:

А) тонком кишечнике; Б) желудке; В) ротовой полости; Г) толстом кишечнике

11. Что такое пищеварение?

а) предварительная обработка пищи; б) механическая обработка пищи;

в) механическая и химическая обработка пищи.

12. Где вырабатывается желчь?

а) в печени; б) в поджелудочной железе; в) в желудке.

13. К инфекционным заболеваниям кишечника относят?

а) цирроз печени; б) гастрит; в) дизентерию.

14. Где начинается процесс пищеварения?

а) в кишечнике; б) в ротовой полости; в) в желудке.

15. Как называется мягкая часть в центре зуба?

а) эмаль; б) пульпа; в) дентин.

16. Пищеварительная система состоит:

а) из органов, образующих пищеварительный канал; б) из органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения.

17. Функция ферментов слюнных желез – это:

а) расщепление сложных углеводов; б) расщепление жиров; в) расщепление белков.

18. Где завершается расщепление питательных веществ?

а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике.




Задание 2

Выберите правильные суждения:
1. Толстая кишка имеет ворсинки, но почти лишена пищеварительных желез.
2. Слюна содержит следующие пищеварительные ферменты: амилазу, мальтазу, муцин и лизоцим.

3. Когда мы глотаем пищу, отверстие трахеи прикрывается голосовыми связками.
4. Желудочный сок – это прозрачная жидкость с ферментами и раствором соляной кислоты.

5. Пепсин расщепляет белки на более простые молекулы.
6. Сок поджелудочной железы не содержит ферментов.

7. Микрофлора тонкого кишечника вырабатывает витамины В и К.
8. Простые сахара и аминокислоты всасываются в кровь, а жирные кислоты в лимфу.

9. Центр слюноотделения расположен в продолговатом мозге.
10. Контроль за деятельностью пищеварительных органов осуществляется нервным и гуморальным путем.

Задание 3 Кратко ответить на вопросы.

1. Не пропускает пищу в гортань

2. Самая большая железа
3. Вырабатывают слюну
4. Расширенная часть пищеварительного тракта
5. Активирует ферменты
6. Самый длинный орган
7. Мышечный орган во рту
8. Отдел, следующий за ротовой полостью
9.Начало тонкого кишечника

10. Передние зубы
11.Фермент, расщепляющий белки
12. Жиры при переваривании распадаются на…

13. Червеобразный отросток слепой кишки

14. Выполняет механическую обработку пищи
15. Имеет ворсинки на внутреннем слое
16. Защищает желудок от самопереваривания
17. Начало пищеварительного тракта

2 вариант

Задание 1 выбрать один верный ответ

1.   Какой из перечисленных отделов не отно­сится к пищеварительной системе:

а)   глотка

б)  пищевод

в)  поджелудочная железа

г)   печень

д)  гортань

2.  Какая среда в желудке:

а)  нейтральная

б)  щелочная

в)  кислая

3.  В желудке основным ферментом являет­ся:

а)  липаза

б)  пепсин

в)  амилаза

4. Наиболее энергетически ценным соедине­нием  является:
    а) белок     б) жир    в) углевод

5. Где вырабатывается желчь?

а) в печени; б) в поджелудочной железе; в) в желудке.

6.  Аминокислоты — это структурная единица:

     а)  жиров     б)  белков     в)  крахмала

7.  В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление белков:

    а)  в ротовой полости

    б)  в желудке

    в)  в тонком кишечнике

8. Нарушение эмали зуба:

а) пульпит;
б) кариес;
в) тонзиллит.

9. Почему не перевариваются стенки желудка?

а) толстый мышечный слой; б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи.

10.  У взрослого человека количество постоянных зубов:

     а)  20

     б)  32

     в)  16

11. Где происходит всасывание воды?

а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике.

12.Какова причина слюноотделения?

а) рефлекс; б) измельчение пищи; в) наличие пищи.

13.Почему ранки в полости рта быстро заживают?

а) из-за слабощелочной среды; б) из-за фермента лизоцима; в) из-за слюны.

14.За счет чего происходит всасывание веществ в тонком кишечнике?

а) длинная; б) тонкая кишка ворсистая; в) много ферментов в тонкой кишке.

15.Почему не перевариваются стенки желудка?

а) толстый мышечный слой; б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи.

16.Где обитает бактерия кишечная палочка, назовите ее значение.

а) в тонкой кишке, помогают расщеплению углеводов; б) в толстой кишке, расщепляет клетчатку; в) в слепой кишке, вызывает заболевание аппендицит.



17.Каково значение желчи в процессе пищеварения?

а) расщепляются белки, жиры и углеводы; б) обезвреживает ядовитые вещества;

в) дробление жиров на капельки.

18. Ферменты - это органические вещества, обеспечивающие:

а) растворение веществ в организме; б) механическую обработку пищи; в) ускорение химических реакций в организме.


Задание 2

Выберите правильные суждения:
1. В стенках тонкого кишечника имеются мелкие железы, выделяющие пищеварительные соки.

2. Окончательное расщепление всех питательных веществ идет в толстом кишечнике.
3. Стенки полых органов пищеварительного тракта состоят из трех оболочек.
4. Зубы измельчают пищу и принимают участие в формировании звуков речи.
5. Существуют три пары крупных слюнных желез: околоушные,

верхнечелюстные и подъязычные.

6. Гортань – это мышечный орган, соединяющий ротовую полость с пищеводом.
7. Слизистая желудка собрана в складки, в которые открываются протоки желез.
8. Железы желудка состоят из главных, дополнительных и оберточных клеток.
9. Мускулатура желудка состоит из трех слоев гладких мышечных волокон.
10. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует многочисленные выросты, или ворсинки.



Задание 3 Кратко ответить на вопросы.

1. Начало пищеварительного тракта

2. Белки при переваривании распадаются до …
3. Главные клетки желез желудка вырабатывают

4. Часть пищеварительного тракта между глоткой и желудком
5. У здорового человека микроорганизмы заселяют …
6. Зубы, расположенные рядом с резцами

7. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в…
8. Углеводы при переваривании распадаются до…
9. Из пищевода пища попадает в …

10. В нее впадают протоки поджелудочной железы и печени

11. Вещества, ускоряющие переваривание

12. Алкоголь всасывается в кровь в
13. Большая часть воды всасывается в...
14. Железы, связанные с ротовой полостью
15. Длина толстого кишечника
16. Углеводы начинают перевариваться в ….

17. Железа, расположенная рядом с желудком


Контрольная работа №6 по теме: «Выделение. Кожа»

1 вариант

Тест с одним верным ответом

1. Кожа  предохраняет глубже лежащие  органы и ткани от повреждений, так как она

А — прочная и упругая Б — поддерживает постоянство внутренней среды ор­ганизма

В — водонепроницаема Г — содержит много рецепторов

2. Кожа принимает участие в обмене веществ, так как

А — она содержит рецепторы Б — через нее удаляются продукты обмена

В — она прочная и упругая Г — в ней синтезируется витамин Д

3. Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней

А — много волокон Б — есть подкожная жировая клетчатка

В — есть рецепторы Г — вырабатывается витамин Д

4. Эпидермис образован

А — мышечной тканью Б — эпителиальной тканью

В — нервной тканью Г — соединительной тканью

5. Эпидермис располагается

А — на поверхности кожи Б — под собственно кожей

В — на поверхности подкожной жировой клетчатки Г — под подкожной жировой клетчаткой

6. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые

А — участвуют в делении Б — участвуют и питании кожи

В — защищают кожу Г — участвуют в выделении пота

7. Собственно кожа образована

А — мышечной тканью Б — эпителиальной тканью

В — нервной тканью Г — соединительной тканью

8. Собственно кожа

А — образует ороговевшие клетки Б — придает коже эластичность

В — задерживает ультрафиолетовые лучи Г — не пропускает жидкости и газы

9. Жир выделяют

А — потовые железы Б — сальные железы В — рецепторы Г — лимфатические сосуды

10. Соли, воду и мочевину удаляют

А — рецепторы Б — волосяные сумки В — сальные железы Г — потовые железы

11. Жир, выделяемый сальными железами,

А — удаляет мочевину Б — удаляет избыток воды

В — придает коже несмачиваемость, смягчает ее Г — защищает организм от переохлаждения

12. Подкожная жировая клетчатка

А — придает коже упругость Б — смягчает кожу

В — участвует в потовыделении Г — защищает организм от охлаждения, ушибов

13. Потовые железы участвуют в

А — окислении минеральных веществ Б — охлаждении организма

В — накоплении органических веществ Г — удалении органических веществ

14. Раны на поверхности кожи обрабатывают йодом, чтобы избежать

А — попадания в раны земли, Б — попадания в раны микроорганизмов

В — кровопотери Г — боли

15. Чистота кожи — важнейшее условие здоровья человека, так как грязь

А — способствует усиленному потоотделению Б — разрушает поверхность кожи

В — закупоривает протоки сальных и потовых желез Г — способствует проникновению в кожу ядовитых ве­ществ

Дать полные развёрнутые ответы на вопросы:


  1. Каково строение и функции мочевыделительной системы?

  2. Зарисовать строение нефрона и подписать его части.

  3. Перечислить и охарактеризовать функции кожи.


Контрольная работа №6 по теме: «Выделение. Кожа»

2 вариант

Тест с одним верным ответом

1. Нормальная температура человеческого тела со­ставляет

А — 41 °С Б - 36—37 °С В — 35 °С Г — 37—38 "С

2. При понижении температуры окружающей среды сосуды кожи

А — сужаются, к коже притекает больше крови

Б — расширяются, к коже притекает больше крови

В — сужаются, к коже притекает меньше крови

Г — расширяются, к коже притекает меньше крови

3. При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи

А — расширяются, к коже притекает меньше крови

Б — сужаются, к коже притекает меньше крови

В — сужаются, к коже притекает больше крови

Г — расширяются, к коже притекает больше крови

4. Расширение кожных сосудов

А — уменьшает теплоотдачу Б — изменяет температуру тела

В — увеличивает теплоотдачу Г — не влияет на теплоотдачу

5. Сужение кожных сосудов

А — не влияет на теплоотдачу Б — уменьшает теплоотдачу

В — увеличивает теплоотдачу Г — изменяет температуру тела

6. Во влажном воздухе человек чувствует себя хуже, чем в сухом, так как

А — образуется меньше пота Б — закупориваются потовые железы

В — кровь медленнее движется по капиллярам Г — затрудняется испарение пота

7. Больше всего потовых желез расположено на

А — ладони Б — предплечье В — бедре Г — плече

8. При тепловом и солнечном ударе нужно

А — устранить сквозняки Б — смочить лоб раствором питьевой соды

В — расстегнуть одежду и положить на лоб холодный компресс Г — смазать кожу жиром

9. Тепловой удар чаще всего может произойти в

А — холодную сухую погоду Б — жаркую влажную погоду

В — жаркую сухую погоду Г — холодную влажную погоду

10. При ожоге I степени следует

А — кожу обмыть холодной водой и наложить сухую стерильную повязку

Б — кожу промыть теплой водой В — обработать кожу йодом

Г — кожу промыть раствором питьевой соды

11. При ожоге II степени следует

А — сделать содовую примочку Б — промыть кожу холодной водой и наложить сухую повязку

В — вскрыть образовавшиеся пузыри Г — обработать кожу йодом

12. При обморожении II степени следует

А — растереть кожу Б — вскрыть пузыри

В — наложить повязку со стрептоцидовой мазью Г — обработать рану йодом

13. Собственно кожа образована:

А – эпителиальной тканью Б – соединительной тканью

В – нервной тканью Г – мышечной тканью

14. Пигмент меланин находится:

А- в эпидермисе Б – в дерме В- в жировой клетчатке

15. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые

А — участвуют в делении Б — участвуют и питании кожи

В — защищают кожу Г — участвуют в выделении пота


Дать полные развёрнутые ответы на вопросы:

  1. Строение и функции кожи.

  2. Этапы образования мочи и их характеристика.

  3. Какова роль кожи в терморегуляции?



 Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1 ВАРИАНТ

1 ЗАДАНИЕ

Выбрать один верный ответ:

1. Внутренней средой организма являются:

а) кровь и лимфа

б) кровь и тканевая жидкость

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа

2. Содержание неорганических веществ в плазме крови составляет:

а) 0,5 %

б) 0,9 %

в) 1,1 %

3. Эритроциты образуются в:

а) печени

б) селезенке

в) красном костном мозге

4. Основной функцией эритроцитов является:

а) перенос кислорода от легких ко всем тканям тела

б) перенос кислорода от легких к тканям и уг­лек. газа от тканей в легкие

в) перенос углекислого газа от тканей в легкие

5. Большой круг кровообращения:

а) начинается в правом желудочке и заканчи­вается в левом предсердии

б) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

в) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

6. Полулунные клапаны сердца располагаются между:

а) предсердиями и желудочками

б) желудочками и отходящими от них сосудами

в) только между правым желудочком и легочной артерией

7. Кровь движется к сердцу по:

а) артериям

б) капиллярам

в) венам

8. В клетках животных и человека отсутствуют:
а) хромосомы

б) митохондрии

в) хлоропласты

9. Физиология — наука, изучающая:

а) жизнедеятельность организма, органов и их систем

б) строение тканей

в) условия сохранения здоровья

10. Лизосомы – это:

а) «энергетические станции» клеток;

б) «санитары» клетки

в) носители наследственности.

11. Нервная система состоит из нервных клеток, ко­торые называют:

а) аксонами

б) нейронами

в) дендритами

12. Трахея относится к:

а) дыхательной системе;

б) мышечной системе;

в) пищеварительной системе.

13. Анализатор представляет собой систему, которая обеспечивает:

а) восприятие раздражителя рецептором

б) проведение возбуждения от рецептора в определенный участок коры головного мозга

в) возникновение под действием нервного импульса определенного ощущения

г) а + б + в

14. Какая из оболочек глазного яблока прозрачна спереди:

а) сосудистая

б) фиброзная

в) сетчатка

15. Радужка - это передняя часть одной из оболочек:

а) фиброзной

б) сосудистой

в) сетчатки

16. Оптическую систему глаза образуют:

а) роговица

б) хрусталик

в) стекловидное тело

г) а + б + в

17. Близорукость не развивается при:

а) большой кривизне хрусталика

б) уплощении хрусталика

в) удлинении формы глазного яблока

2 ЗАДАНИЕ

Выберите правильные утверждения, перечислите по порядку, номера верных утверждений.

1.Анатомия - наука, изучающая строение организма, его органов тканей, клеток.

2.Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно, независимо друг от друга.

3. Кровь - это жидкая соединительная ткань.

4.Малый круг кровообращения заканчивается в правом пред­сердии.

5.В природе существует один тип размножения - половой.

6. Физиология - наука, изучающая строение и функции клеток.

7. Нейрон - это структурная единица нервной ткани.


8. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.

9. Лейкоциты участвуют в переносе углекислого газа.

10. Единственный орган выделения человека - почки.

11. Проникшие через стенки ворсинок продукты всасывания
поступают в кровеносные капилляры и лимфатические сосуды.

12. Лобная кость - это кость лицевой части черепа.

13. По функциональным признакам мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели.

14. Серое вещество головного и спинного мозга - это скопление тел нейронов.

15. Кровь состоит из форменных элементов и плазмы.

16. В лимфе отсутствуют эритроциты и тромбоциты, а концен­трация белков ниже, чем в плазме крови.

17. Легкие и кожа выполняют выделительные функции.

18. Пластический обмен - это процесс образования сложных веществ из простых , протекающий с поглощением энергии.

19. Позвоночник человека имеет изгибы.

20. Человек - это не только биологическое, но и социальное существо.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

2 ВАРИАНТ

1 ЗАДАНИЕ

Выбрать один верный ответ:

1. Содержание воды в плазме крови составляет:

а) 85 %

б) 90-91 %

в) 95 %

2. Доля белков в плазме крови составляет:

а) 7-8 %

б) 10 %

в) 12 %

3. Продолжительность жизни эритроцитов составляет (в сутках):

а) 30

б) 80

в) 100-120

4. Лейкоциты образуются в:

а) селезенке

б) печени

в) лимфатических узлах, селезенке, красном костном мозге

5. Створчатые клапаны сердца располагаются между:

а) предсердиями и желудочками

б) правым желудочком и легочной артерией

в) левым желудочком и аортой

6. Артерии - это сосуды:

а) по которым течет артериальная кровь

б) несущие кровь от сердца

в) несущие кровь к сердцу

7. Самая высокая скорость тока крови в:

а) артериях

б) венах

в) капиллярах

8. К основным органоидам клетки относится:

а) рибосомы;

б) митохондрии;

в) цитоплазма.

9. Анатомия – наука, изучающая:

а) условия сохранения здоровья;

б) внутреннее строение организма;

в) жизнедеятельность организма.

10. Какие части клетки выполняют защитную функцию?

а) клеточная мембрана;

б) ядро;

в) цитоплазма;

11. Из чего состоят железы внутренней секреции?

а) железистого эпителия;

б) покровного эпителия;

в) соединительной ткани.

12. Мышечная система осуществляет:

а) связь между органами нашего тела;

б) движение тела и перемещение его в пространстве;

в) координацию работы всех органов.

13. Слепое пятно - это участок сетчатки:

а) не имеющий палочек

б) не имеющий колбочек

в) а + б

14. Дальнозоркость развивается при:

а) недостаточной выпуклости хрусталика

б) избыточной выпуклости хрусталика

15. Функция слуховых косточек заключается в:

а) передаче звуковых колебаний от барабанной перепонки мембране овального окна

б) усилении звуковых колебаний

в) а + б

16. Во внутреннем ухе функцию восприятия звука вы­полняют:

а) полукружные каналы

б) только улитка

в) а + б

17. Функция зрачка заключается в:

а) определении цвета глаз

б) направлении света во внутрь глаза

в) регуляции поступления света

2 ЗАДАНИЕ

Выберите правильные утверждения, перечислите по порядку, номера верных утверждений.

1. Формы и размеры клеток, составляющих органы, зависят от выполняемой этими органами функций.

2. Орган - это часть организма, выполняющая определенные функции.

3. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутрен­нюю среду организма.

4. Иммунитет - это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов, а также инородных тел и ве­ществ.

5. Пищевые продукты состоят только из органических веществ.

6. Витамины участвуют во всех биохимических и физиологи­ческих процессах организма человека как регуляторы его жизне­деятельности.

7. Процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворением.

8. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни, И. П. Павлов назвал безусловными.


9. Изучением строения и функций тканей занимается цитология.

10. Рефлексом называется ответная реакция организма на раз­дражение чувствительных рецепторов, осуществляемая при уча­стии центральной нервной системы.

11. Между предсердиями и желудочками сердца находятся полулунные клапаны.

12. Скелет верхней конечности состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти.

13. Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.

14. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в од­ном направлении: из желудочков в аорту и легочную артерию.

15. Печень не относится к органам пищеварительной системы.

16. В коже находятся рецепторы, воспринимающие давление, боль, холод, тепло, вырабатывается витамин Д.

17. Предплечье образовано локтевой костью.

18. Митохондрии – это энергетические станции клетки.

19. Безусловные рефлексы формируются в течении жизни.

20. В сетчатке находятся зрительные рецепторы.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!