СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по русской литературе 6 класс Беларусь

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каленжарно - тематическое планирование по русской литературе 6 класс 2016/2017 учебный год Беларусь

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по русской литературе 6 класс Беларусь»

Русская литература

7 класс

(70 часов в год)

  • Мушинская, Т. Ф. Русская литература : учеб. пособие для 6 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Т. Ф. Мушинская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай. — Минск : НИО, 2014.

  • Мушинская, Т. Ф. Русская литература в 6 классе : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай, Е. В. Перевозная. — Минск : НИО, 2010.





Дата

Тема

Кол-во

часов

Цели и задачи урока

Домашнее задание

1


Введение.

О художествен-

ной литературе


Повторить изученное в 5 классе: вспомнить роды литературы (эпос, лирику, драму), их особенности, различия между фольклорными и литературными произведениями.

Привести примеры.

Ознакомить с содержанием учебника.

Прочитать вступительную статью«О художественной литературе», провести по ней беседу


Прочитать статью

учебного пособия

«Устное народное

творчество и литература» (с. 7—10), ответить на вопро-

сы (1—4)

2


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Русские былины как памятник славянского героического эпоса

1

Обобщить знания об особенностях эпического рода. Дать представление о былине как своеобразном жанре русского героического эпоса. Обсудить историю возникновения былин, их открытия; своеобразие исполнения; особенности композиции, языка.

Ввести учащихся в поэтическую атмосферу народного эпоса: ознакомить с репродукцией картины В. М.Васнецова «Богатыри». Чтение былины


Составить устный рассказ в стиле былины (использовать слова, называющие предметы воинского снаряжения, конской сбруи, одежды богатырей)

3


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Богатырские подви- ги Ильи Муромца, справедливость

и бескорыстие

героя

1

Раскрыть героический образ Ильи Муромца, его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость. Дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине

Выполнить задания рубрик «Наше творчество», «Работаем с картиной» (с. 18).

4


А. К. Толстой.

«Илья Муромец».

Слово об А. К. Толстом.

Былинные мотивы в русской поэзии

1

Ознакомить со стихотворением А. К. Толстого. Рассмотреть иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н. К. Рерих, художники Палеха и др.)

Чтение других былин. Пересказ понравившегося отрывка былины

5


Древнерусская литература. «Сказание о смерти князя Олега»

1

Ознакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы: летописью, сказанием, поучением и др. Рассказать о летописи как об историческом и литературном памятнике. Выявить связь былины с устным народным творчеством

Подготовить выразительное чтение сказания.

Ответить на вопросы (учебное пособие для 6 класса (с. 23))

6


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Интерес поэта к истории

1

Ознакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», картинами и образами далекого прошлого.

Рассмотреть иллюстрации В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге»

Выучить наизусть отрывок «Песни…». Нарисовать (устно, карандашами или красками) иллюстрацию к стихотворению

7


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси

1

Сопоставить героев стихотворения А. С. Пушкина (мудрость князя и волх- ва).

Работать над своеобразием поэтического языка

Ответить на вопросы рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения». Подготовить художественный рассказ о князе Олеге от лица его любимого дружинника или ответить на вопросы 1—3 (с. 29)

8


Внеклассное чтение.

«Поучение» Владимира Мономаха».

Богатство содержания «Поучения»

1

Комментированное чтение.

Ознакомить с богатством содержания «Поучения».

Подготовить выразительное чтение отрывков «Поучения».

Читать басни

И. А. Крылова

9


Жанры литературного произведения.

Басня как эпический жанр. И. А. Крылов. Слово об И. А. Крылове. Басня «Волк и Ягненок»

1

Дать представление о гуманистической направленности содержания литературы XIX в., обобщить знания учащихся об особенностях эпического рода, углубить представления о басне как литературном жанре.

Ознакомить с биографией И. А. Крылова.

Проанализировать текст басни

Перечитать басни, изученные в начальной школе. Рассказать о жанровых признаках басни.

Выучить басню наизусть (по желанию)

10


И. А. Крылов.

Басня «Квартет»

1

Аналитическая работа: научить «видеть» композиционные части басни, обучать искусству чтения

Подготовить выразительное чтение басен.

Подобрать пословицы и поговорки из басен И. А. Крылова

11



И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

2

Аналитическая работа над текстом басни. Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.


Выучить наизусть басню (по выбору учащихся). Создать иллюстрации к басне (по желанию).


12


И. А. Крылов.


Дать понятие аллегории в басне.

Обобщить наблюдения о прочитанном

Прочитать известные басни детского писателя С. В. Ми- халкова, баснисказки Ф. Кривина (по желанию)

13


Внеклассное чтение.

Л. Н. Толстой.

Басни в прозе («Кот с бубенцом»,

«Волк и собака»,

«Лев и мышь»

С. В. Михалков.

«Слон-живописец

», «Ромашка

и Роза» и др.

1

Прочитать и обсудить прозаические басни Л. Н. Толстого, басни современных писателей С. В. Михалкова и Ф. Кривина.

Поддержать интерес к изучаемым произведениям и их авторам

Написать басню

или рас сказ по пословице из басни

И. А. Кры лова

14


Рассказ как эпи-

ческий жанр.

И. С. Тургенев.

«Записки охот-

ника» («Бежин

луг»). Слово

об И. С. Тургеневе


Выявить отличие рассказа от других малых жанровых форм эпоса.

Ознакомить с биографией И. С. Тургенева.

Читать рассказ «Бежин луг»

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 76—

77). Дочитать рассказ

до конца. Подготовить выра

зительное чтение

понравившегося отрывка

15


И. С. Тургенев.

«Записки охот-

ника» («Бежин

луг»).

Богатство духов-

ного мира маль-

чиков


Работать над текстуальным анализом

рассказа.

Сопоставить портреты мальчиков.

Рассмотреть тургеневские пейзажи.

Раскрыть роль монолога в рассказе

Подготовить задание рубрики «Наше

творчество»

(с. 78)

16


Взаимоотношения человека и природы в рассказе

И. С. Тургенева

«Бежин луг»

1

Обобщить наблюдения о прочитанном.

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать понятия композиции и сюжета в рассказе

Сочинить рассказ о каком-нибудь случае, встрече,

происшествии

(с. 78)

17



А. П. Чехов — мастер юмористического рассказа.

Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон».

Осуждение чинопочитания, угодничества, раболепства.


2

Актуализовать знания учащихся об особенностях композиции рассказа, развитии сюжета.

Ознакомить с биографическими сведениями об А. П. Чехове.

Подготовить класс к восприятию изучаемого произведения.

Работать над текстуальным анализом рассказа.

Раскрыть смысл названия рассказа. Обсудить говорящие фамилии в рассказе.


Прочитать рассказ и ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 86).

18


Внесюжетные элементы рассказа. Портретные и речевые детали



Выявить роль портретных и речевых деталей.

Рассмотреть иллюстрации Д. Н. Кардовского, Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».

Дать понятие художественной детали в рассказе

Подготовить выразительное чтение: чтение по ролям или чтение монологов Очумелова, Хрюкина и др.

19


А. П. Чехов.

«Лошадиная фамилия», «Хирургия»,

«Налим», «Толстый и тонкий»

1

Подготовить класс к восприятию изучаемых произведений.

Работать над текстуальным анализом рассказов.

Обсудить говорящие фамилии в рассказе.

Показать особенности чеховского стиля.

Определить авторское отношение к героям рассказов.

Раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова.

Развивать творческие способности учащихся.

Обобщить впечатления о прочитанном

Подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков рассказов.

Можно предложить нарисовать иллюстрации к рас - сказу или сочинить смешной диалог.

Инсценировать по- нравившиеся эпизоды рассказов. Выполнить задание рубрики «На - ше творчество»: написать пьесу или сценарий по рассказу (с. 87)

20


А. П. Чехов.

«Хирургия»,


1

21


А. П. Чехов.

«Налим», «Толстый и тонкий»

1

22


А. И. Куприн. «Тапёр». Слово о писателе.

Семья Рудневых

1

Ознакомить с биографическими сведениями об А. И. Куприне. Ввести в атмосферу семейства Рудневых, проследить развитие отношений героев рассказа

Прочитать рассказ.

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 109). Выполнить задания рубрики «Работаем с картиной» (с. 109)

23


А. И. Куприн. «Тапёр». Талант юного музыканта

1

Читать и комментировать ключевые фрагменты.

Выявить авторское отношение к героям рассказа. Обобщить знания учащихся о рассказе как малой эпической форме.

Определить роль сюжета и композиции в развитии авторской мысли, авторского переживания.

Определить роль литературного портрета в произведении

Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 109).

Рассказать о своеобразии сюжетнокомпозиционного построения произведения

24


В. Г. Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Нравственная стойкость героя рассказа

1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о В. Г. Распутине. Проследить интенсивное внутреннее развитие личности мальчика, ее постоянное движение к совершенству. Раскрыть чувство собственного достоинства главного героя рассказа

Дочитать рассказ до конца.

Подготовить выразительное чтение понравившихся сцен рассказа.

Ответить на вопросы 5—8 рубрики «Перечитываем и размышляем»

(с. 141—142)

25


В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Роль учительницы в жизни мальчика

1

Осмыслить правдиво и психологически точно обрисованный конфликт рассказа. Рассмотреть иллюстрации В. К. Гальдяева, Ю. П. Тризны и других художников к произведениям В. Г. Распутина.Определить авторское отношение к героям рассказа.

Дать понятие конфликта в рассказе. Подготовить учащихся к творческой работе

Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

Ответить на вопросы 1—4 рубрики «Обобщаем, делаем выводы»

(с. 142—143)

26


В. Г. Распутин. «Уроки французского». Литературное творчество

1

Обобщить впечатления о прочитанном.

Восстановить целостное восприятие рассказа; написать письмо от имени Лидии Михайловны мальчику или ответ ей

Перечитать любимые произведения А. С. Пушкина. Подготовить рассказ об одном из них

27


Стихотворение как лирический жанр.

А. С. Пушкин.

«Зимний вечер».

Слово о поэте

1

Выявить особенности лирического рода.

Познакомить учащихся с творчеством поэта.

Подготовить к восприятию лирических произведений, ввести в мир настроений, чувствований, раздумий поэта. Ознакомить с основными мотивами

поэзии А. С. Пушкина.

Обучить выразительному чтению стихотворений, анализу стихотворения

Понаблюдать за красками зимы, нарядом любимого дерева,поведением животных, послушать зву-

ки в зимнем лесу, вспомнить литературные произведения на эту тему.

Наблюдения могут быть письменными или устны-

ми в жанре сказки,эссе, странички из дневника наблюдений, письма другу

и др.Прослушать пьесу П. И. Чайковского «На тройке»

из цикла «Времена года»

28


А. С. Пушкин. «Няне»

1

Создать необходимую психологическую атмосферу восприятия стихотворения. Показать мастерство поэта в описании природы и внутреннего состояния человека, его любовно нежное отношение к няне-крестьянке.

Развивать понятие об эпитете. Дать понятие двусложного размера стиха

Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 170). Выучить стихотворение «Няне» наизусть

29


А. С. Пушкин.

«Зимнее утро»

1

Выработать умение воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, обращение к сведениям по теории литературы.

Проследить изменение настроения, движение мысли, рассмотреть спектр зимних красок.

Осмыслить, как передает поэт смену состояний в природе, ее влияние на самочувствие человека

Ответить на вопрос 2 рубрики

«Наше творчество» (с. 172).

Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть

30


А. С. Пушкин. «Мой первый друг, мой друг

бесценный!..»,

«Обвал»

1

Показать понимание А. С. Пушкиным драгоценности дружбы, ее влияние на человека.

Вызвать у ребят сочувствие к судьбе поэта и его друзей.

Развивать способность учащихся понимать и чувствовать своеобразие поэтической речи, ее особую смысловую и эмоциональную насыщенность. Ответить на вопрос о значении поэзии в нашей жизни, ее воздействии на людей

Научиться выразительно читать стихотворения.

Написать монолог, обращенный к другу, на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина». Перечитать любимые произведения М. Ю. Лермонтова

(по желанию)

31


М. Ю. Лермонтов. «Парус». Слово о поэте

1

Актуализировать знания учащихся об известных произведениях поэта, фактах его биографии. Научить вслушиваться в мелодику стихотворения, воспринимать его микрообразы, замечать многослойность поэтического слова; чувствовать настроение стихотворения «Парус». Помочь осознать символическое значение образов в этом стихотворении.

Обучать выразительно, осмысленно

читать стихотворение

Ответить на вопрос 3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения», на вопросы 1, 2 рубрики «Слушаем музыку» (с. 177).

Выучить стихотворение «Парус» наизусть

32


М. Ю. Лермонтов.

«Тучи»

1

Помочь осмыслить истоки написания произведения, состояние, переживаемое в это время поэтом. Научить видеть за строчками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл.

Дать понятие сравнению как основе композиции стихотворения

Ответить на вопрос 2 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 179). Научиться выразительно читать стихотворение «Тучи»

33


М. Ю. Лермонтов.

«Утес», «На севере диком...»

1

Помочь уловить мотив неразделенной любви, осмыслить переживание поэта фатальной невозможности соединения любящих сердец

Научиться выразительно читать стихотворения «Утес»,

«На севере диком…». Выучить наизусть стихотворение «Утес».

Определить размер стиха в отрывках из стихотворений

34


Н. А. Некрасов. «На Волге». «О Волга!.. колыбель моя!» Слово о поэте

1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о Н. А. Некрасове. Рассказать об эпохе, быте крестьянского населения России. Раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков. Обратить внимание учащихся на ритм, рифму, интонацию; смену дум и настроений в произведении

Подготовить выразительное чтение произведения. Ответить на вопросы 3, 4 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 184).

Выполнить задание рубрики «Работа с картиной» (с. 185).

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «На Волге» (по выбору учащихся)

35


Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «А иные просители плачут»

1

Проследить усиление авторской интонации от стиха к стиху, раскрыть сострадание, сочувствие автора бедным людям

Подготовить выразительное чтение произведения. Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 191)

36


Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «А владелец роскошных палат…»

1

Осмыслить обращение поэта к родной земле.

Выявить противопоставление как основной художественный прием в стихотворении

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по выбору учащихся). Выполнить задания рубрики «Наше творчество»

(с. 191—192)

37


Н. А. Некрасов. «Соловьи»

1

Раскрыть внимательное отношение поэта к природе, к миру сельских жителей, к крестьянскому ребенку. Учить выразительно читать стихотворение

Найти антитезу и определить ее роль в стихотворениях (с. 185—186)

38


А. А. Блок.

«Летний вечер».

Слово о поэте

1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об А. А. Блоке. Углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре. Раскрыть своеобразное восприятие природы поэтом

Ответить на вопрос 2 рубрики «Наше творчество» (с. 193).

Выучить понравившееся стихотворение А. А. Блока или А. А. Ахматовой наизусть

39


А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» Слово о поэте

1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об А. А. Ахматовой. Осмыслить взаимосвязь состояния природы и настроения человека в стихотворении. Дать понятие о метафоре

Научиться выразительно читать стихотворение.

Ответить на вопросы 1—4 (с. 193)

40


Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб».

Н. М. Рубцов.

«Звезда полей». Единение человека и природы

1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о поэтах. Определить роль олицетворения в изображении поэтических картин. Раскрыть глубокое и пронзительное выражение чувства родины в стихотворении «Звезда полей»

Выполнить творческое задание (с. 195).

Выучить понравившееся стихотворение наизусть

41


Внеклассное чтение.

Русскоязычная поэзия Беларуси

1

Ознакомить со стихотворениями Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение», В. П. Поликаниной «Румяный день наводит глянец», Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере» (по выбору учителя). Раскрыть тему и главную мысль стихотворений

Научиться выразительно читать понравившееся сти- хотворение. Выучить стихотворение наизусть (по желанию). Читать повесть

А. С. Пушкина

«Дубровский»

42


Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин.

«Дубровский». Трагические последствия конфликта между бывшими сотоварищами, сослуживцами, соседями

1

Ознакомить с особенностями повести как эпического литературного жанра. Показать интерес А. С. Пушкина к общественно-нравственным проблемам своей эпохи. Выявить причину конфликта между двумя помещиками

Прочитать главы 1—5 повести «Дубровский».

Охарактеризовать особенности речи и манеры поведения Шабашкина

43


А. С. Пушкин.

«Дубровский». «Где стол был яств, там гроб стоит»

1

Раскрыть причины разрушения гнезда Дубровских. Показать переживание

Владимиром смерти отца

Прочитать главы повести 6—9. Подготовить творческий пересказ на материале глав

5—6

44


А. С. Пушкин.

«Дубровский».

Самодурство, «невинные» забавы барина Троекурова

1

Раскрыть причины безнаказанности Троекурова и самоуничижения, подобострастия по отношению к нему окружающих

Прочитать повесть до 15-й главы. Ответить на вопросы рубрики «Пе- речитываем, размышляем»

(с. 259). Подготовить творческий пересказ случившегося от лица Дефоржа (инд. зад.)

45


А. С. Пушкин.

«Дубровский». Родительские заботы помещика

Троекурова

1

Раскрыть причину маскировки Владимира Дубровского.

Показать произвол отца и бесправие дочери, вызвать у учащихся сочувствие к Маше, тревогу за ее судьбу.

Дать начальное понятие о повести. Определить особенности развития сюжета повести

Прочитать повесть до конца.

Подготовить выборочный пересказ на одну из тем: «Как Троекуров устраивал счастье своей дочери», «Дубровский в судьбе Маши», «История сватовства князя Верейского к Марье Кирилловне»

46


А. С. Пушкин.

«Дубровский». «Поздно, я обвенчана… Пустите нас»

1

Показать, как проявились великодушие, благородство Дубровского в драматической истории с Машей. Выявить характер его отношений с «разбойниками». Обобщить наблюдения за композицией, сюжетом, жанром про-

изведения

Написать сравнительную характеристику: К. Троекуров — А. Дубровский, В. Дубровский — князь Верейский (по выбору)

47



А. С. Пушкин. «Повести Белкина».

«Барышня-крестьянка»

1

Выявить жанровое своеобразие Повестей…». Определить способы раскрытия характеров действующих лиц. Выделить и проанализировать элементы народной речи

Подготовить устное выступление «Художественные образы повести». Выявить особенности пушкинского стиля

48


А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

1

49



А. С. Пушкин. «Повести Белкина».

История создания произведения.

«Станционный смотритель».

1

Ознакомить с историей создания произведения; раскрыть жанровое своеобразие «Повестей Белкина». Рассмотреть композицию повести, ее элементы. Выявить роль эпиграфа. Раскрыть тему повести (тема «маленького человека»). Осмыслить нравственные проблемы, поставленные в повести

Подготовить выразительное чтение эпизодов повести, подчеркивающих нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми.

Перечитать полюбившиеся произведения Н. В. Гоголя

50


История Самсона Вырина и его дочери

1

51



Н. В. Гоголь.

«Ночь перед

Рождеством».

Слово о писателе. «Проказы хитрого черта».


1

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о Н. В. Гоголе. Раскрыть истоки повести, показать мастерство Н. В. Гоголя в изображении «нечистой силы» и людей Диканьки, описании рождественской ночи. Показать настойчивость, упорство Вакулы в осуществлении мечты, ловкость и ум в противоборстве с бесом.

Выявить стремление Н. В. Гоголя показать превосходство человека в противоборстве с «нечистой силой». Раскрыть способы юмористического повествования. Обобщить наблюдения над языком действующих лиц повести и рассказчика. Подготовить учащихся к литературному творчеству

Прочитать повесть.

Подготовить устный рассказ «Рождественская ночь». Выучить наизусть отрывок повести (по выбору учителя). Выполнить задания 2, 3 рубрики «Наше творче-

ство» (с. 291) (по выбору). Подготовиться к литературному творчеству: обдумать содержание сочинения «Как Вакуле удалось преодолеть козни черта» («Ай да Вакула — такой молодец!»)

52


«Прямо к царице!».


1

53


«А вряд ли и в другом месте где найдется такой молодец!».


1

54


Юмор в повести

Н. В. Гоголя

1

55


Н. В. Гоголь.

«Ночь перед Рождеством». Литературное творчество

1

Восстановить целостное восприятие повести. Написать сочинение «Как Вакуле удалось преодолеть козни черта» («Ай да Вакула — такой молодец!»)

Прочитать другие повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(по желанию)

56


Л. Н. Толстой. «Детство». Слово о писателе. «Наталья Савишна»

1

Ознакомить с творчеством Л. Н. Толстого. Показать реальные истоки повести «Детство». Определить наиболее характерные особенности изображения Л. Н. Толстым детского мира, понаблюдать, как раскрываются прекрасные качества Натальи Савишны

Перечитать 1, 4 (по желанию), 13, 15-ю главы повести

«Детство».

Предлагается под готовить сжатый пересказ на тему «История Карла Иваныча» (по желанию)

57


Л. Н. Толстой. «Детство».

«Детство»

1

Показать красоту, одухотворенность изображенных Л. Н. Толстым отношений матери и ребенка, освежающее, возвышающее влияние на душу рассказчика воспоминаний детства

Перечитать 19-ю главу повести «Детство». Научиться выразительно читать понравившийся отрывок

58


Л. Н. Толстой. «Детство».

«Ивины»

1

Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, самооценки своего поведения, потребности в самосовершенствовании. Дать понятие автобиографической повести.

Прочитать другие главы повести (по желанию)

59


М. Горький «Детство».

Слово о писателе

1

Ознакомить с фактами из истории создания и публикации повести. Помочь учащимся осознать мастерство писателя, гуманность его авторской позиции

Прочитать произведение.

Подготовить подробный пересказ понравившегося отрывка

60


М. Горький «Детство». «С колыбели его стихия — мятеж!»

1

Проследить процесс накопления ребенком жизненного опыта. Сопоставить речевые характеристики героев. Определить средства создания характера героя

Составить речевую характеристику понравившегося героя повести

61


М. Горький «Детство». Особенности композиции

1

Выявить композиционные особенности повести «Детство». Установить специфику автобиографического повествования.

Обобщить наблюдения о прочитанном

Ответить на обобщающие вопросы после произведения.

Прочитать главы 1—4 повести В. О. Богомолова

«Иван»

62


В. О. Богомолов. «Иван».

Слово о писателе. Появление Ивана в расположении наших войск

1

Обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Рассказать о жизни и творчестве В. О. Богомолова. Ознакомить с историей написания повести о юном разведчике. Проанализировать первые главы повести

Прочитать главы 5—6 повести.

Ответить на вопросы 1—4 рубрики «Перечитываем, размышляем»

(с. 342—343)

63


В. О. Богомолов. «Иван».

Переброска юного разведчика в тыл врага

1

Проанализировать прочитанные главы повести. Помочь осмыслить мечту героя о добрых человеческих отношениях. Раскрыть теплое и уважительное отношение к мальчику солдат и офицеров

Прочитать повесть до конца.

Подготовить краткий пересказ о переброске Ивана в тыл врага (вопрос 1 рубрики «Наше творчество» (с. 343))

64


В. О. Богомолов. «Иван».

Трагическая и героическая судьба

Ивана

1

Раскрыть отношение автора к юному герою. Рассказать об элементах документализма в жанре повести. Углубить знания о повести как эпическом жанре. Обсудить тему «Герой и время в повести»

Выполнить задания 2, 3 рубрики

«Наше творчество» (с. 343)

65


М. Твен. «Принц и нищий». Слово о писателе. История оборвыша Тома Кенти

1

Ознакомить учащихся с творчеством Марка Твена, картинами жизни Англии XVI века.Рассказать о жестоком преследовании бродяг и нищих

Прочитать главы повести М. Твена «Принц и нищий». Подготовить рас-

сказ о жизни и творчестве М. Твена

(по желанию)

66


М. Твен. «Принц и нищий». Смысл названия повести

1

Раскрыть смысл названия повести. Углубить знания об аллегории как художественном приеме

Подготовить выборочный пересказ понравившейся главы. Создать к ней иллюстрации

67


Дж. Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех». История мальчика, променявшего свой смех на богатство

1

Выявить реальное и фантастическое в повести.

Обобщить знания, полученные на уроках

Прочитать главы повести Дж. Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». Составить отзыв о прочитанном

68


Внеклассное чтение.

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»

1

Ознакомить с жизнью и творчеством Жюля Верна.

Работать над содержанием романа. Разъяснить географические понятия, используемые автором в романе. Формировать мотивацию к чтению книг Жюля Верна

Читать другие про - изведения Ж. Верна (по желанию)

69


Повторение. Систематизация знаний по теории литературы

1

Систематизировать знания по теории литературы: род, жанр; сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства художественной речи и др. Обсудить рекомендательный список для чтения летом

Ознакомиться с ре- комендательным списком для чтения летом

70


Повторение. Систематизация знаний по теории литературы

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!