№ урока и | дата проведения | Тема урока | Количество часов | Цели изучения темы | Материал учебника Домашнее задание |
Повторение изученного в начальных классах (4 ч) |
1 | | Текст. Предложение | 1 | Проверить сформированность речевых умений в объеме программы начальных классов (определить тему, основную мысль, подобрать заголовок, пересказать текст) | § 1. Упр. 1—3 Подготовить в устной форме рассказ об одном памят ном дне летних каникул |
2 | | Состав слова. Правописание | 1 | Повторение и закрепление знаний и умений, полученных в начальных классах, о составе слова; формирование навыка разбора слова по составу. Повторение и закрепление навыка правописания: буквенных сочетаний жи—ши, чи—щи, жу—шу, чу—щу; безударных гласных в корне слова; непроизносимых согласных; предлогов; разделительных ъ и ь | § 2. Упр. 4—11, 13—15 Упр. 17 |
3 | | Части речи | 1 | Повторение и закрепление изученных сведений о частях речи и их признаках. Формирование умения определять имена существительные (со значением предмета), глаголы (со значением действия), прилагательные (со значением признака), наречия (отвечающие на вопрос как?), личные местоимения | § 3. Упр. 18—25 По выбору: упр. 30 (задания 1 и 2 — устно, 3 — письменно) |
4 | | Язык и речь | 1 | Повторение понятий «язык», «речь», «общение»; ознакомление с условиями возникновения речи и средствами выразительности устной и письменной речи | § 4. Упр. 32—38 Упр. 39 |
Культура устной и письменной речи (7 ч) |
5 | | Нормы литературного языка: произносительная, словообразовательная, орфографическая | 1 | Практическое ознакомление с произносительной, словообразовательной и орфографической нормами литературного языка. Формирование навыка правильного произношения, употребления и написания слов в устной и письменной форме | § 5. Упр. 40—42, 45 Упр. 43, 44 |
6 | | Нормы литературного языка: морфологическая, синтаксическая, пунктуационная | 1 | Практическое ознакомление с морфологической, синтаксической, пунктуационной нормами. Формирование навыка правильного употребления в речи (устной и письменной) слова, предложения, навыка постановки знаков препинания в предложениях | § 6. Упр. 46—49, 51 Упр. 52. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 26) |
| | | | | | |
7 | | Качество речи. Точность речи | 1 | Ознакомление с понятиями «качество речи», «правильность речи», «точность речи»; анализ языковых средств, придающих речи точность | § 7. Упр. 53—56 Упр. 57 |
8 | | Логичность речи. Богатство речи | 1 | Ознакомление с понятиями «логичная речь», «богатая речь», с условиями логичности и богатства текста. Формирование умения правильно соединять предложения и части в тексте | § 8. Упр. 58, 59, 61, 62 Упр. 60 |
9 | | Чистота речи. Уместность речи. Выразительность речи | 1 | Ознакомление с понятиями «чистая речь», «уместная речь», «выразительная речь». Формирование умения обнаруживать языковые средства, засоряющие речь, уместно употреблять слова и выразительные средства в тексте | § 9. Упр. 64—66, 68, 69 Упр. 70 |
10 | | Обучающее подробное изложение | 1 | Языковое и речевое развитие учащихся. Формирование умения сохранять авторские выразительные языковые средства в тексте изложения | Упр. 71 (текст для изложения) Ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 36) |
11 | | Диалог. Монолог | 1 | Ознакомление с понятиями «диалог», «монолог»; формирование навыка письменного оформления диалога | § 10. Упр. 72—75 Упр. 76 |
Речевая ситуация. Стили речи (3 ч) |
12 13 | | Признаки речевой ситуации. Стили речи: разговорный, научный, художественный | 2 | Ознакомление с понятием «речевая ситуация», основными признаками разговорного, научного и художественного стилей речи; формирование умения распознавать стили речи, работая с текстами; практическое освоение признаков речевой ситуации | § 11, 12. Упр. 77—82, 84—86 Упр. 83, 87 |
14 | | Стили речи: официальноделовой, публицистический. Речевая норма | 1 | Ознакомление с основными признаками официальноделового и публицистического стилей. Ознакомление с понятием «речевая норма» и речевыми ошибками; организация наблюдения над языковым материалом с целью устранения нарушений речевой нормы | § 13, 14. Упр. 88—93 Упр. 94: списать текст научного стиля. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 49) |
Жанры речи. Загадка (2 ч) |
15 | | Признаки загадки. Язык загадки | 1 | Ознакомление с особенностями жанра загадки, с основными способами «зашифровки» и «подсказки» отгадки, с особенностями построения загадки | § 15. Упр. 96—104 |
16 | | Создание загадок | 1 | Знакомство с основными способами создания загадок | § 16. Упр. 106— 109 |
Синтаксис и пунктуация (17 ч) |
17 18 19 | | Строение и грамматическое значение словосочетания | 3 | Ознакомление с понятием «словосочетание»; формирование умения связывать слова в словосочетаниях. Практическое ознакомление со структурой и значением словосочетания; формирование умения ставить вопросы от главного слова к зависимому, правильно строить словосочетания с главным словом глаголом и существительным | § 17. Упр. 111— 113, 115—119 Упр. 114, 120. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 63) |
20 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Ознакомление с определением предложения, его основными функциями, видами предложений по цели высказывания и интонации; формирование умения определять предложения по цели высказывания; формирование навыка правильной интонации конца предложения, постановки знаков препинания | § 18. Упр. 122—125 Упр. 126 (устно) |
21 | | Строение простого предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | 1 | Ознакомление с понятиями «простое предложение», «распространенное предложение». Ознакомление на практическом уровне со способами выражения главных членов предложения, ролью подлежащих в раскрытии темы текста (упр. 129), ролью сказуемых в создании типов речи (упр. 130); формирование навыка определения главных членов предложения | § 19, 20. Упр. 127—130 Упр. 131 |
22 | | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | Ознакомление с правилом «Правописание -тся и -ться в глаголах»; формирование навыка правильного написания -тся и -ться в глаголах | § 21. Упр. 132, 133 Упр. 135 |
23 | | Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов | 1 | Ознакомление учащихся с правилом «Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов»; формирование навыка правильного написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов | § 22. Упр. 136— 138, 140 Упр. 139. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 76) |
24 25 26 | | Второстепенные члены предложения | 3 | Ознакомление с второстепенными членами предложения: дополнением, определением, обстоятельством; формирование навыка разграничения второстепенных членов предложения | § 23. Упр. 141—146 Упр. 147, подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 82) |
27 | | Однородные члены предложения | 1 | Ознакомление учащихся с предложениями с однородными членами и их признаками, с обобщающим словом при однородных членах; формирование умений осмысленно употреблять в однородном ряду логически сопоставимые слова, правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения | § 24. Упр. 148—150 Упр. 151 |
28 | | Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами | 1 | Формирование навыка правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, составление схем предложений с однородными членами | § 25. Упр. 152—154 Упр. 155 |
29 30 | | Контрольное изложение | 2 | Языковое и речевое развитие учащихся; формирование умения сохранять авторские языковые средства (предложения с однородными членами) | Упр. 156 (текст для изложения) Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 88) |
31 | | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 | Ознакомление с обращением, его выражением, с использованием обращения в письменной и устной речи; формирование навыка выделения обращения знаками препинания | § 26. Упр. 157— 162, 164—167 Упр. 163. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 94) |
32 33 | | Сложное предложение. Запятая между простыми предложениями в составе сложного | 2 | Ознакомление со сложными предложениями с союзами и без союзов; формирование умений определять грамматические основы простых предложений в сложном, правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в сложном | § 27. Упр. 168— 170, 172, 174—177 Упр. 171, 173. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 101) |
34 | | Сочинениеописание природы по картине | 1 | Формирование умения составлять композиционную схему описания, создавать текстыописания | Упр. 188, 189 |
35 | | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи | 1 | Ознакомление учащихся с предложениями с прямой речью, их назначением в художественном тексте; формирование навыка постановки знаков препинания при прямой речи | § 28. Упр. 178—183 Упр. 184 |
36 | | Контрольный диктант | 1 | Проверка сформированности навыков постановки знаков препинания: в конце предложения, при однородных членах, после обобщающего слова, при обращении, при прямой речи | |
Текст (8 ч) |
37 | | Понятие о тексте. Основные признаки текста | 1 | Ознакомление с понятием «Текст» и его основными признаками (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность); формирование умений определять и доказывать наличие в тексте основных его признаков | § 29, 30. Упр. 190—193 Упр. 194 |
38 39 | | Виды связи предложений в тексте | 2 | Ознакомление с видами и средствами цепной и параллельной связи предложений в тексте; формирование умения выявлять признаки текста, виды и средства связи между предложениями | § 31. Упр. 195, 196 Подготовиться к изложению по тексту упр. 197 |
40 | | Подробное изложение повествовательного характера | 1 | Языковое и речевое развитие учащихся | Упр. 197 (текст для изложения) |
41 | | Как строится текст. Повествование, описание, рассуждение. Повествование | 1 | Ознакомление с понятием «типы речи» (повествование, описание, рассуждение и их структура). Формирование умения составлять композиционную схему повествования, определяя значение и роль каждой части в тексте, создавать текстыповествования | § 32. Упр. 198—200 Упр. 201 (задание 4) |
42 43 | | Сочинениеописание по картине В. Жолток «Колокольчики лесные» | 2 | Формирование умения составлять композиционную схему описания, определяя значение и роль каждой части в тексте, создавать текстыописания | § 32. Упр. 202— 204, 206, 207 Упр. 205 |
44 | | Рассуждение | 1 | Формирование умения составлять композиционную схему рассуждения, определяя значение и роль каждой части в тексте, создавать текстырассуждения | § 32. Упр. 208, 209 Упр. 210. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 125) |
Жанры речи. Рассказ (3 ч) |
45 | | Признаки рассказа. Части рассказа. Рассказ с необычным построением | 1 | Ознакомление с основными признаками рассказа, его частями; формирование умения включать описание и рассуждение в повествовательный текст рассказа | § 33. Упр. 211—216 Упр. 217, 218 |
46 | | Язык рассказа | 1 | Ознакомление с языковыми особенностями рассказа | § 34. Упр. 219—228 Упр. 229 |
47 | | Сочинениеповествование о случае из жизни | 1 | Формирование умения составлять текст рассказа (сочинениеповествование) и совершенствовать написанное | § 35. Упр. 230—233 Упр. 234. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 139) |
Фонетика (4 ч) |
48 | | Звуки речи. Гласные и согласные | 1 | Углубление знаний учащихся о гласных и согласных звуках и их функции; формирование произносительной нормы | § 1. Упр. 1—8 Упр. 9 |
49 50 | | Обозначение мягкости согласных на письме. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 2 | Ознакомление с условиями обозначения мягкости согласных на письме; формирование навыка правописания буквенных сочетаний чк, чн, чт, нч, нщ, щн, рщ; рассмотрение случаев, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука | § 2. Упр. 10—12, 14—18 Упр. 13, 19 |
51 | | Слог. Правила переноса слов. Ударение | 1 | Ознакомление с правилами переноса слов по слогам; формирование навыка правильного переноса слов. Ознакомление с основными отличительными особенностями ударения: разноместностью и подвижностью; формирование навыка правильной постановки ударения в слове, произношения слова | § 3. Упр. 20, 21 Упр. 22. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 13) |
Орфография (34 ч) |
52 53 | | Проверяемые безударные гласные в корне слова | 2 | Раскрытие понятий «орфография», «орфограмма»; углубление знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова; формирование орфографической нормы | § 4. Упр. 23—32, 34—37, 39 Упр. 33, 38 |
54 55 | | Проверяемые безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных | 2 | Формирование навыка проверки безударных гласных в разных частях слова, в частности в окончаниях | § 5. Упр. 40—44, 46 Упр. 45, 47 |
56 57 | | Правописание гласных в приставках | 2 | Формирование навыка правописания гласных в приставках | § 6. Упр. 48—52, 54, 55 Упр. 53, 56 |
58 | | Правописание о, ё после шипящих в корне слова | 1 | Формирование навыка правописания о, ё после шипящих в корне слова | § 7. Упр. 57—62 Упр. 63 |
59 | | Правописание о, е по сле шипящих и ц в окончаниях имен существительных и имен прилагательных | 1 | Формирование навыка правописания о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных | § 8. Упр. 64, 65, 66—69 Упр. 70 |
60 | | Проверочный диктант | 1 | Проверка сформированности навыков правописания проверяемых безударных гласных и о, е после шипящих в разных частях слова | |
61 62 | | Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных | 2 | Формирование навыка правописания о, е после шипящих и ц в суффиксах существительных, прилагательных | § 9. Упр. 71—76, 78, 79, 81 Упр. 77, 80 |
63 64 | | Правописание согласных в корне слова | 2 | Формирование навыка правописания согласных в корне слова | § 10. Упр. 82—84, 86, 87 Упр. 85, 89 |
65 | | Составление устного сочиненияописания по картине В. М. Васнецова «Аленушка» | 1 | Развитие связной речи учащихся | Упр. 88 |
66 | | Правописание согласных в приставках | 1 | Формирование навыка правописания согласных в приставках | § 11. Упр. 90—93 Упр. 94 |
67 68 | | Буквы з и с на конце приставок | 2 | Формирование навыка правописания з и с на конце приставок | § 12. Упр. 95—100, 102 Упр. 101, 103 |
69 | | Сочинениеописание по картине В. Кудревича «Утро весны» | 1 | Развитие связной речи учащихся | Упр. 104, 105 |
70 | | Правописание ы, и после приставок на согласный | 1 | Формирование навыка правописания ы, и после приставок на согласный | § 13. Упр. 106—110 Упр. 111 |
71 | | Контрольный диктант | 1 | Проверка сформированности у учащихся орфографических навыков | |
72 | | Непроверяемые безударные гласные и согласные корня | 1 | Формирование навыка правописания непроверяемых безударных гласных и согласных корня | § 14. Упр. 112, 113, 115 Упр. 114 |
73 74 | | Правописание корней с чередующимися гласными о—а | 2 | Формирование навыка правописания корней с чередующимися гласными о—а (-лаг-/-лож-, -рос-/-раст- (-ращ-); -кас-/-кос-) | § 15. Упр. 116—118 Упр. 119, 123 |
75 76 77 | | Правописание корней с чередующимися гласными о—а | 3 | Формирование навыка правописания корней с чередующимися гласными о—а (-гар- /-гор-, -клан-/-клон-, -зар-/ -зор-; -лаг-/-лож-, -рос-/-раст- (-ращ-); -кас- /-кос-) | § 15. Упр. 124— 127, 129, 130 Упр. 128, 132 |
78 | | Проверочный диктант | 1 | Проверка сформированности навыков правописания корней с чередующимися о—а | Текст упр. 134 |
79 80 | | Правописание корней с чередующимися гласными е—и | 2 | Формирование навыка правописания корней -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -дир-/-дер- | § 16. Упр. 135— 137, 139, 140 Упр. 138, 141 |
81 82 | | Контрольное изложение | 2 | Развитие связной речи учащихся | |
83 | | Правописание и, ы после ц | 1 | Формирование навыка правописания и, ы после ц | § 17. Упр. 142—144 Упр. 145 (задание 1) |
84 | | Сочинениеописание животного в художественном стиле | 1 | Развитие связной речи учащихся | Текст упр. 145 |
85 86 87 | | Правописание ь после шипящих | 3 | Формирование навыка правописания ь после шипящих | § 18. Упр. 146—149 Упр. 150, 153. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 66) |
88 | | Контрольный диктант | 1 | Проверка сформированности орфографических навыков | |
89 | | Обобщающий урок по разделу «Орфография» | 1 | Дополнительное рассмотрение орфографических правил, вызвавших трудности у учащихся | |
Лексика (11 ч) |
90 | | Лексическое значение слова. Толковые словари | 1 | Ознакомление с понятиями «лексика», «лексическое значение слова»; формирование умений правильного употребления слова в устной и письменной речи; формирование умения работать со словарями | § 19. Упр. 157—163 Упр. 164 |
91 | | Слова однозначные и многозначные | 1 | Ознакомление с понятиями «однозначные слова», «многозначные слова»; формирование умений правильного употребления многозначных слов в тексте | § 20. Упр. 165—170 Упр. 171 |
92 93 | | Переносное значение слова | 2 | Ознакомление с понятием «переносное значение слова»; формирование умения употреблять в речи слова в разных значениях | § 21. Упр. 172—176 Упр. 177. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 78) |
94 95 | | Синонимы | 2 | Ознакомление с речевыми функциями синонимов; формирование умений выявлять общее в лексическом значении словсинонимов, правильно использовать синонимы в речи как средство выразительности | § 22. Упр. 179— 182, 184—186 Упр. 183, 187 |
96 | | Антонимы | 1 | Ознакомление с речевыми функциями антонимов; формирование умений употребления антонимов как средства выразительности | § 23. Упр. 188—194 Упр. 195, 196 |
97 | | Слова исконно русские и заимствованные | 1 | Ознакомление с исконно русскими и заимствованными словами; формирование умений правильного и уместного употребления заимствованных слов в общении | § 24. Упр. 197—203 Упр. 204 |
98 | | Общеупотребительные слова. Профессиональные слова и термины | 1 | Ознакомление с общеупотребительными и профессиональными словами; формирование умений правильного и уместного употребления профессиональных слов и тер минов | § 25. Упр. 206—210 Упр. 211—213 (по выбору) |
99 | | Устаревшие слова. Неологизмы | 1 | Ознакомление с лексикой русского языка, вышедшей из употребления, и неологизмами — новыми словами; формирование умения их уместного употребления | § 26. Упр. 214—221 Упр. 222, 223 (по выбору) |
100 | | Фразеологические обороты | 1 | Ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством выразительности | § 27. Упр. 224—232 Упр. 233. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 105) |
Жанры речи. Сказка (2 ч) |
101 | | Язык сказки. Признаки сказки. Части сказки | 1 | Актуализация и расширение сведений о главных композиционных особенностях сказки | § 28. Упр. 234—239 Упр. 240 |
102 | | Создание сказки | 1 | Ознакомление с выразительным и богатым языком сказок. Обучение составлению сказки | § 29. Упр. 241—246 Упр. 247. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 115) |
103 104 105 | | Повторение изученного в 5 классе | 3 | | Упр. 250—290 |