(105 часов в год, 3 часа в неделю; из них 7 часов — на письменные контрольные работы)
Мурина, Л. А. Русский язык : учеб. для 6 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина. — Минск : НИО, 2015.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цели изучения темы | Материал учебника, домашнее задание |
Повторение изученного в 6 классе (4 ч) |
1 | | Морфология и синтаксис | 1 | Повторение и закрепление изученного в 5 классе материала по морфологии и синтаксису | § 1. Упр. 1—4, 6—8 Упр. 9 |
2 | | Правописание | 1 | Повторение и закрепление правописания корней с чередующимися о, а | § 2. Упр. 10—14 Упр. 15 |
3 | | Правописание | 1 | Повторение и закрепление правописания корней с чередующимися е, и, написания букв о, е, ё после шипящих в разных частях слова; правописание приставок | § 2. Упр. 16—18, 20 (1) Упр. 19, 20 (2) |
4 | | Правописание | 1 | Повторение и закрепление употребления разделительных ъ и ь после приставок и в корне слова; повторение правописания букв и, ы после ц | § 2. Упр. 21—23, 24 (1) Упр. 24 (2, 3) |
Текст (6 ч) |
5 | | Основные признаки текста | 1 | Углубление речевых знаний об основных признаках текста, овладение которыми способствует формированию умений, необходимых для создания текста | § 3. Упр. 25—28 Упр. 29 |
6 | | Подтемы текста | 1 | Ознакомление с речевым понятием «подтемы текста». Формирование умения определять подтемы для раскрытия темы текста. Развитие связной речи учащихся.Формирование умений: вычленять в тексте основную информацию; ориентироваться при сжатии текста на ситуацию общения; использовать языковые средства обобщенной передачи содержания; правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в тексте | § 4. Упр. 31—33. Упр. 34 (текст для из ложения) Упр. 37 |
7 | | Подтемы текста | 1 |
8 | | Подтемы текста | 1 | Ознакомление с речевым понятием «ключевые предложения подтемы». Формирование умений подбирать подтемы для раскрытия темы текста, определять ключевые предложения подтем | § 4. Упр. 35 (устный пересказ текста), 36, 39 Упр. 38 |
9 | | Средства связи предложений в тексте | 1 | Формирование умения использовать языковые средства связи предложений и частей в тексте. Развитие связной речи учащихся. Формирование умений составлять текстописание из фрагментов, данных в упр. 39, 40 | § 5. Упр. 40, 41, 43 Упр. 42 Ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 28) |
10 | | Средства связи предложений в тексте | 1 |
Стили речи (6 ч) |
11 | | Художественный стиль речи | 1 | Ознакомление с основными признаками художественного стиля речи. Формирование умений устанавливать связь между конкретным текстом и типовой речевой ситуацией; находить в тексте языковые средства, раскрывающие образность и эмоциональность | § 6. Упр. 44, 45 Упр. 46 |
12 | | Научный стиль речи | 1 | Ознакомление с основными признаками научного стиля речи. Формирование умений определять стиль текста в соответствии с речевой ситуацией, языковые средства, характерные для этого стиля речи | § 7. Упр. 47, 48 Упр. 49 |
13 | | Публицистический стиль речи | 1 | Ознакомление с понятием «публицистический стиль речи» и его основными признаками. Обучение правилам построения текста публицистического стиля | § 8. Упр. 50, 51 Упр. 52 |
14 | | Официально-деловой стиль | 1 | Ознакомление с понятием «официально-деловой стиль речи» и его основными признаками. Обучение написанию объявления и заявления — документов официально-делового стиля. Развитие связной речи учащихся | § 9. Упр. 55, 56, 60 Упр. 57, 58 |
15 | | Официально-деловой стиль | 1 |
16 | | Официально-деловой стиль | 1 |
| Состав слова. Словообразование (15 ч) |
17 | | Морфемы — значимые части слова | 1 | Ознакомление с понятиями «морфема», «словообразовательные и «формообразовательные морфемы». Формирование представления о слове как системе языковых значений, передающихся с помощью морфем | § 10. Упр. 61—66, 68, 70 Упр. 67, 71 |
18 | | Морфемы — значимые части слова | 1 |
19 | | Основа слова. Окончание | 1 | Ознакомление с основой изменяемого и неизменяемого слова, с окончанием — изменяемой частью слова, выражающей различные грамматические значения слова, с нулевым окончанием. Формирование умений выделять окончание и основу слова, определять формообразовательное значение окончания | § 11. Упр. 74—77 Упр. 78 |
20 | | Корень слова | 1 | Ознакомление с основной морфемой, в которой заключено ядро лексического значения слова, — корнем. Формирование умений определять общее лексическое значение всех однокоренных слов как одной, так и разных частей речи; разграничение однокоренных слов и форм одного слова | § 12. Упр. 79—84, 87—89 Упр. 91, 92 |
21 | | Корень слова | 1 |
22 | | Приставка | 1 | Ознакомление со значимой частью слова — приставкой, с ее основной функцией — образованием слов | § 13. Упр. 93, 95, 96, 101 Упр. 102 |
23 | | Правописание приставок | 1 | Формирование навыка правописания приставок при- и пре- | § 13. Упр. 103, 104, 107 Упр. 105, 106 |
24 | | Правописание приставок | 1 |
25 | | Суффикс | 1 | Ознакомление со значимой частью слова — суффиксом, его основной функцией — образованием слов. Формирование умений выделять суффиксы в слове, образовывать слова с помощью суффиксов; навыка правильного правописания суффиксов | § 14. Упр. 108— 111 Упр. 113 |
26 | | Суффикс | 1 |
27 | | Постфикс. Соединительная морфема | 1 | Ознакомление со значимыми частями слова — постфиксом и соединительной морфемой, с помощью которых образовываются слова. Формирование навыка образования и написания слов | § 15, 16. Упр. 115— 118, 122—124 Упр. 119 |
28 | | Чередование звуков. Образование слов: про изводящее и производное слово | 1 | Ознакомление с понятиями «производящее слово», «производное слово». Формирование умения образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, постфиксов, путем сложения нескольких основ или слов | § 17, 18. Упр. 131— 135, 137—140 Упр. 129, 130, 136 |
29 | | Чередование звуков. Образование слов: про изводящее и производное слово | 1 |
30 | | Способы словообразования | 1 | Ознакомление со способами словообразования: суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, слиянием слов, сложением, сложением сокращенных основ. Формирование умений определять способ образования слов, проводить разбор по составу | § 18—20. Упр. 141—144, 148—150, 152, 156 Упр. 160 (устно), 161, 162 |
31 | | Способы словообразования | 1 |
32 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Установление уровня сформированности знаний, умений и навыков по разделу «Состав слова. Образование слов» | |
| Жанры речи: учебное сообщение (3 ч) |
33 | | Содержание и построение учебного сообщения | 1 | Ознакомление с содержанием и построением учебного сообщения | § 21. Упр. 163, 165, 166. Упр. 168 |
34 | | Особенности языка учебного сообщения | 1 | Ознакомление с особенностями языка учебного сообщения — словами и выражениями, характерными для каждой части учебного сообщения | § 22. Упр. 169— 171, 173 Упр. 172 |
35 | | Создание и произнесение учебного сообщения | 1 | Формирование умений создавать учебные сообщения на лингвистическую тему; при произнесении выделять наиболее важные по смыслу слова и выражения логическим ударением | § 23. Упр. 177— 180 Упр. 184 |
| Части речи (1 ч). Имя существительное (21 ч) |
36 | | Части речи в русском языке | 1 | Ознакомление с понятиями «морфология», «части речи». Совершенствование умения распределять части речи по трем группам: самостоятельные, служебные, междометия | § 24. Упр. 185— 187 Упр. 188 |
37 | | Имя существительное как часть речи | 1 | Углубленное повторение материала об имени существительном, изученного в начальных классах | § 25. Упр. 189— 194 Упр. 195 |
38 | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные | 1 | Повторение и закрепление изученных в начальных классах сведений об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных существительных. Совершенствование навыка правописания собственных существительных | § 26, 27. Упр. 196— 199, 203— 211 Упр. 202, 214 |
39 | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные | 1 |
40 | | Род изменяемых имен существительных | 1 | Повторение и закрепление изученных в начальных классах сведений о роде склоняемых имен существительных | § 28. Упр. 216— 218 Упр. 222, 223 (по выбору) |
41 | | Имена существительные мужского рода со значением профессии | 1 | Ознакомление с именами существительными мужского рода со значением профессии. | § 28. Упр. 219, 221 Упр. 220 |
42 | | Род неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов | 1 | Ознакомление с условиями определения рода неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов. Формирование умений определять род одушевленных неизменяемых имен существительных, род неизменяемых собственных географических названий, род сложносокращенных слов | § 29. Упр. 224— 230, 235 Упр. 231, 234 |
43 | | Род неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов | 1 |
44 | | Число имен существительных | 1 | Ознакомление с именами существительными, у которых при образовании формы множественного числа происходит чередование в корне; ознакомление с условиями определения числа неизменяемых имен существительных. | § 30. Упр. 237— 241 Упр. 242 |
45 | | Имена существительные, употребляющиеся только в единственном или только во множественном числе | 1 | Ознакомление с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.Формирование умений определять форму числа имен существительных | § 31. Упр. 243— 248 Упр. 249 |
46 | | Падеж имен существительных | 1 | Формирование навыка определения падежа имени существительного; выделение окончаний у существительных на -ия, -ие, -ий в предложном падеже единственного числа | § 32. Упр. 250— 252, 254 Упр. 255 |
47 | | Падеж неизменяемых имен существительных | 1 | Ознакомление с приемами определения значения падежа с помощью предлогов и зависимых слов. Формирование навыка определения падежа неизменяемых имен существительных | § 33. Упр. 258— 262 Упр. 263 |
48 | | Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Повторение теоретических сведений о 1, 2, 3-м склонениях существительных; формирование навыка определения склонения существительного, образования формы родительного падежа множественного числа существит. 2-го склонения | § 34. Упр. 265— 268 Упр. 269 |
49 | | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | Ознакомление с разносклоняемыми именами существительными, с особенностями образования их падежных форм | § 35, 36. Упр. 271— 275 Упр. 277, 278 |
50 | | Морфологический раз бор | 1 |
51 52 | | Контрольное подробное изложение | 2 | Развитие связной речи учащихся | Упр. 270 (текст для изложения) |
53 | | Словообразование имен существительных | 1 | Ознакомление со способами образования имен существительных; формирование навыка словообразовательного разбора существительных | § 37. Упр. 279, 281—283 Упр. 284 |
54 | | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | 1 | Формирование навыка правописания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик | § 38. Упр. 285, 286 Упр. 287 |
55 | | Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных -чик и -щик | 1 | Формирование навыка правописания букв ч и щ в суффиксах имен существительных -чик и -щик | § 39. Упр. 288, 290, 291. Составление устного сочинения на тему «Празднование Масленицы» (Рождества, Пасхи, Дня Победы…) Упр. 289 |
56 | | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 1 | Формирование навыка слитного или раздельного написания не с именами существительными | § 40. Упр. 293, 295, 297, 299. Сос- тавление уст- ного сочинения-рассуждения на темы: «Я ценю в людях…», «Мне очень неприятна такая черта ха- рактера, как…» Упр. 302, 303 |
57 | | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 1 |
58 | | Слитное и дефисное написание сложных имен существительных с корнем пол- | 1 | Ознакомление с разными видами сложения имен существительных. Формирование навыка слитного и дефисного написания сложных имен существительных с корнем пол- | § 41. Упр. 304— 312, 314, 315 Упр. 313 |
59 | | Слитное и дефисное написание сложных имен существительных с корнем пол- | 1 |
60 | | Контрольный диктант | 1 | Контроль за сформированностью навыков правописания собственных наименований; букв е и и в падежных окончаниях имен существительных; букв ч и щ в суффиксе -щик (-чик); гласных в суффиксах существительных -ек, -ик; не с именами существительными; слитное, дефисное написание сложных слов с пол-, полу- | |
| | Имя прилагательное (17 ч) |
61 | | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Формирование умений определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного; согласовывать имена прилагательные с формами определяемых существительных | § 42. Упр. 317—321 Упр. 322, 323 |
62 | | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные | 1 | Ознакомление с разрядами имен прилагательных по значению; с признаками качественных прилагательных. Формирование умений определять качественные прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету, вкусу, форме и размеру, по особенностям характера человека и т. д., и употреблять их в речи | § 43, 44. Упр. 324— 327, 329 Упр. 328 |
63 | | Относительные имена прилагательные | 1 | Ознакомление с признаками относительных прилагательных. Формирование умений определять относительные прилагательные по наличию суффиксов -ан- (-ян-), -янн-, -онн-, -овск-, -инск-, -енск-, -анск- и употреблять в речи | § 45. Упр. 330, 331, 333, 334 Упр. 332 |
64 | | Притяжательные имена прилагательные | 1 | Ознакомление с притяжательными именами прилагательными. Формирование умений определять притяжательные прилагательные и употреблять их в разговорной речи | § 46. Упр. 335— 338, 341, 342 Упр. 340 |
65 66 | | Контрольное подробное изложение | 2 | Развитие связной речи | |
67 | | Склонение имен прилагательных | 1 | Ознакомление с падежными окончаниями качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Формирование умений склонять имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными | § 47. Упр. 345— 350, 352 Упр. 351 |
68 | | Краткие формы имен прилагательных | 1 | Ознакомление с краткой формой имен прилагательных, ее ролью в предложении. Формирование навыка правописания прилагательных в краткой форме с основой на шипящие | § 48. Упр. 353— 358 Упр. 362 |
69 | | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | Ознакомление со сравнительной и превосходной степенями сравнения качественных прилагательных. | § 49. Упр. 361, 363, 364 Упр. 365 |
70 | | Образование сравнительной степени имен прилагательных | 1 | Ознакомление с образованием простой и составной форм сравнительной степени имен прилагательных. Формирование умений образовывать простую и составную формы сравнительной степени имен прилагательных и употреблять их в тексте | § 50. Упр. 366— 369, 371 Упр. 372 |
71 | | Образование превосходной степени имен прилагательных. Морфологический раз бор | 1 | Ознакомление с образованием простой и составной форм превосходной степени. Формирование умений образовывать простую и составную формы превосходной степени имен прилагательных и употреблять их в тексте | § 51, 52. Упр. 373— 378, 382 Упр. 381 |
72 | | Образование имен прилагательных. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов | 1 | Ознакомление с суффиксальным способом образования имен прилагательных от основ имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов.Формирование умений определять, от основы какой части речи образовано имя прилагательное, образовывать прилагательные при помощи суффиксов -н-, -ан-, -ян-, -онн-, -енн-, -ов-, -ев-, -к-, -ск-, -лив-, -ин-, -ист- | § 53, 54. Упр. 383, 384, 389 Упр. 387 |
73 | | Образование имен прилагательных с помощью приставок | 1 | Ознакомление с приставочным способом образования имен прилагательных от прилагательных с помощью приставок: не-, пре-, пред-, про- и др.Формирование умений образовывать имена прилагательные с помощью приставок | § 55. Упр. 390, 392 Упр. 393 |
74 | | Образование сложных имен прилагательных | 1 | Ознакомление с образованием сложных имен прилагательных. Формирование умений определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом | § 56. Упр. 395— 397 Упр. 398 |
75 | | Правописание имен прилагательных. Не с именами прилагательными | 1 | Формирование навыка правописания не с именами прилагательными | § 57. Упр. 399— 402 Упр. 403 |
76 | | Проверочный диктант | 1 | Контроль за сформированностью навыка правописания не с именами прилагательными | Упр. 404 (текст для диктанта) |
77 | | Н и нн в суффиксах имен прилагательных | 1 | Формирование навыка правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных | § 58. Упр. 405— 408 Упр. 409 |
78 | | Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных | 1 | Формирование навыка правописания суффиксов -к-, -ск- в именах прилагательных | § 59. Упр. 410— 412, 414—416 Упр. 413 |
79 | | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | 1 | Формирование навыка слитного и дефисного правописания сложных прилагательных | § 60. Упр. 417— 421 Упр. 422 |
80 | | Контрольный диктант | 1 | Контроль за сформированностью навыка правописания имен прилагательных | |
| | Имя числительное (10 ч) |
81 | | Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению | 1 | Ознакомление с грамматическими признаками имени числительного как части речи, с разрядами имен числительных по значению. Формирование умения определять количественные, собирательные и порядковые числительные | § 61, 62. Упр. 423— 428 Упр. 429, 430 |
82 | | Разряды имен числительных по составу и их правописание | 1 | Ознакомление с разрядами имен числительных по составу. Формирование навыка правописания простых, сложных и составных числительных | § 63. Упр. 431— 435, 437 Упр. 436 |
83 | | Разряды имен числительных по составу и их правописание | 1 |
84 | | Количественные числительные. | 1 | Ознакомление с количественными числительными. | § 64. Упр. 438, 439, 441— 443 Упр. 440, 445 |
85 | | Склонение имен числительных | 1 | Формирование навыка склонения и правописания количественных числительных |
86 | | Собирательные числительные | 1 | Ознакомление с собирательными числительными. Формирование навыка склонения и правописания собирательных числительных | § 65. Упр. 447— 449, 451 Упр. 450, 452 |
87 | | Порядковые числительные | 1 | Ознакомление с порядковыми числительными, их изменением по родам, числам и падежам | § 66. Упр. 453— 462 Упр. 463 |
88 | | Порядковые числительные | 1 |
89 | | Обозначение дробных чисел. Морфологический разбор имени числительного | 1 | Ознакомление с обозначением дробных чисел. Формирование навыка морфологического разбора имени числительного | § 67, 68. Упр. 464— 467 Упр. 469 |
90 | | Проверочный диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка сформированности навыков правописания имен числительных и их морфологического разбора | |
| | Местоимение (10 ч) |
91 | | Местоимение как часть речи | 1 | Ознакомление с особенностями местоимения как части речи. Формирование умений определять, на что указывают местоимения — на предмет, признак или количество, какими членами предложения они являются, вместо каких частей речи употребляются | § 69. Упр. 471, 472 Упр. 473 |
92 | | Личные местоимения. Возвратные местоимения | 1 | Ознакомление с личными и возвратными местоимениями, с особенностями возвратных местоимений | § 70. Упр. 474— 477 Упр. 481 |
93 | | Определительные местоимения | 1 | Формирование умения определять род, число, падеж определительных местоимений в тексте | § 71. Упр. 485— 487, 489 Упр. 488 |
94 | | Притяжательные местоимения | 1 | Ознакомление с притяжательными местоимениями, с их изменением и употреблением в речи | § 71. Упр. 490— 493 Упр. 496 |
95 | | Указательные местоимения | 1 | Ознакомление с указательными местоимениями. Формирование умения определять, на что указывают местоимения, как они изменяются | § 71. Упр. 497, 498, 500 Упр. 499 |
96 | | Вопросительные и относительные местоимения | 1 | Ознакомление с вопросительными и относительными местоимениями. Формирование умения определять, в каких предложениях местоимения выражают вопрос, а в каких употребляются для связи частей сложного предложения | § 72. Упр. 501, 502, 505, 506 Упр. 503 |
97 | | Неопределенные и отрицательные местоимения | 1 | Ознакомление с образованием и правописанием неопределенных и отрицательных местоимений. Формирование навыков правописания местоимений, их морфологического разбора | § 73. Упр. 507— 509, 511, 515—517 Упр. 510, 518 |
98 | | Неопределенные и отрицательные местоимения | 1 |
99 | | Проверочный диктант | 1 | Проверка сформированности навыков правописания местоимений; буквы н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов; дефиса в неопределенных местоимениях перед постфиксом -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях | |
100 | | Обобщение знаний по теме «Местоимение» | 1 | Формирование грамматической, произносительной, орфографической нормы | § 74. Упр. 520, 521 |
Жанры речи (2 ч) |
101 | | Поздравление: содержание, композиция, языковые средства | 1 | Развитие связной речи | § 75, 76 Упр. 531, 538 |
102 | | Поздравление: содержание, композиция, языковые средства | 1 |
103 | | Повторение изученного в 6 классе | 3 | Повторение и закрепление теоретических сведений по разделам: «Состав слова. Образование слов»; «Морфология (именные части речи)»; формирование правописных навыков | Упр. 539— 542 Упр. 544 |
104 | | Повторение изученного в 6 классе | |
105 | | Повторение изученного в 6 классе | |