№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
ТЕМА 1. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 ч: 7 + 1 р.р. |
1. | Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним. Т.л. Понятие о художественной литературе. | 01.09. | | 1 четверть |
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки – повторение). Т.л. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках. | 06.09. | | |
3. | Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) Т.л. Народная сказка и ее виды. Вариативность народных сказок (начальные представления). | 08.09. | | |
4. | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Т.л. Сказочные формулы. Сравнение | 13.09. | | |
5. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Т.л. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). | 15.09. | | |
6. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | 20.09. | | |
7. | Р.р. 1. Обоснование тезиса «Фольклор – сокровищница народной мудрости»; | 22.09. | | |
8. | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Т.л. Летопись (начальные представления). | 27.09. | | |
ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 6 ч: 5 + 1к.р. |
9. | М.В. Ломоносов (1711–1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Т.л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | 29.09. | | |
10. | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор) И.А. Крылов (1769–1844). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. | 04.10. | | |
11. | «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование). Т.л. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | 06.10. | | 1, 2 басни, напамять |
12. | В.А. Жуковский (1783–1852). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 11.10. | | |
13. | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.л. Литературная сказка (начальные представления). Ирония в литературной сказке. Баллада (начальные представления). | 13.10. | | |
14. | Контрольная тестовая работа 1 | 18.10. | | |
ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА 9 ч: 7 + 1вн.чт. + 1ЛРК |
15. | А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | 20.10. | | |
16. | «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 25.10. | | |
17. | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке. | 27.10. | | Отрывок напамять |
18. | Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. Т.л. Литературная сказка (развитие представлений). Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. Способы рифмовки. | 08.11 | | 2 четверть |
19. | Вн.чт. 1. Сказки А.С. Пушкина | 10.11. | | |
20. | Антоний Погорельский (1787–1836). Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский-сказочник). «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 15.11. | | |
21. | Антоний Погорельский (1787–1836). Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский-сказочник). «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 17.11. | | |
22. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Т.л. Литературная сказка (развитие представлений). Ее отличие от народной. | 22.11. | | |
23. | ЛРК 1. В.М. Гаршин (1855–1888). «Сказка о жабе и розе». Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. Волшебные элементы в сказке. | 24.11. | | |
ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.с. |
24. | М.Ю. Лермонтов (1814–1841). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Т.л. Историческая основа произведения. Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения. | 29.11. | | Отрывок напамять |
25. | Н.В. Гоголь (1809–1852). Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Т.л. Фантастика (развитие представлений). Юмор, сатира (развитие представлений). Сатирический гротеск. Лирика (развитие представлений). | 01.12. | | |
26 | Н.А. Некрасов (1821–1878). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 06.12. | | Отрывок напамять |
27. | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Т.л. Эпитет (развитие представлений). | 08.12. | | Отрывок напамять |
28. | И.С. Тургенев (1818–1883). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Т.л. Сюжет литературного произведения. | 13.12. | | |
29. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Т.л. Литературный герой (начальные представления). Портрет. Сравнение. Гипербола. | 15.12. | | |
30. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | 20.12. | | |
31. | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. Т.л. Пейзаж (начальные представления). | 22.12. | | |
32. | Контрольное сочинение 1 | 27.12. | | |
ТЕМА 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1вн.чт. |
33. | А.А. Фет (1820–1892). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма. | 29.12. | | |
34. | «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». Т.л. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 17.01. | | 3 четверть Одно стихотворение напамять |
35. | Л.Н. Толстой (1828–1910). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 19.01. | | |
36. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 24.01. | | |
37. | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Т.л. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (развитие понятия). | 26.01. | | |
38. | А.П. Чехов (1860–1904). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Т.л. Юмор (развитие представлений). | 31.01. | | |
39. | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Времена года как устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроений радости и веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом произведении. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н. Майков. «Ласточки». И.3. Суриков. «Зима» (отрывок). | 02.02. | | |
40. | Духовное родство со своей землей. Изобразительно-выразительные средства, которые помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения. Т.л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 07.02. | | 1, 2 стихотворения напамять (по выбору учителя) |
41. | Вн.чт. 2. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 09.02. | | |
ТЕМА 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.с. |
42. | И.А. Бунин (1870–1953). Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Т.л. Рассказ (развитие понятия). | 14.02. | | |
43. | В.Г. Короленко (1853–1921). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 16.02. | | |
44. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. «Дурное общество» и «дурные дела». Т.л. Портрет (развитие представлений). | 21.02. | | |
45. | Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Т.л. Композиция литературного произведения (начальные понятия). Повесть. | | | |
46. | Контрольное сочинение 2 | 28.02. | | |
47. | С. А. Есенин (1895–1925). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. Т.л. Ритм стихотворения. «Есенинские» слова и словосочетания. | 02.03. | | Одно стихотворение напамять. |
48. | П.П. Бажов (1879–1950). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Т.л. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | 07.03. | | |
49. | К.Г. Паустовский (1892 - 1968). Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 14.03. | | |
50. | «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Т.л. Рассказ (развитие представлений) | 16.03. | | |
ТЕМА 7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.р. |
51. | С.Я. Маршак (1887–1964). Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Художественные особенности пьесы – сказки. Т.л. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка. Конфликт. Диалог. Монолог. Ремарка. | 21.03. | | |
52. | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | 04.04. | | 4 четверть |
53. | А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Т.л. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | 06.04. | | |
54. | В.П. Астафьев (1924–2001). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Т.л. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). | 11.04. | | |
55. | Поэты о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Т.л. Пафос в произведении | 13.04. | | Одно стихотворение напамять |
56. | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы» | 20.04. | | Одно стихотворение Бунина И.А. напамять |
57. | Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Т.л. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) (развитие представления) | | | |
58. | Саша Черный (1880–1932) «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Т.л. Юмор (развитие понятия) | 25.04. | | |
59. | Контрольная тестовая работа 2 | 27.04. | | |
ТЕМА 8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч: 10 + 1р.р. |
60. | Р.Л. Стивенсон (1850–1894). Краткие сведения о писателе. «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении. Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. | 04.05. | | Наизусть (отрывок) |
61. | Д. Дефо (1660–1731). Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (в сокращении). Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. | 11.05. | | |
62. | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. Т.л. Понятие о романе. Приключенческий роман. | | | |
63. | Р.р. 2. Составление плана характеристики образа главного героя | 16.05. | | |
64. | Х.К. Андерсен (1805–1875). Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. | 18.05. | | |
65. | Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. | 23.05. | | |
66. | Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения. Т.л. Понятие о литературном герое (персонаже). | | | |
67. | Марк Твен (С.Л. Клеменс) (1835–1910). Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (в сокращении). Автобиографический характер повести. | 25.05. | | |
68. | Светлый и радостный мир детства в произведении. Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Дружба Тома и Гека. Приключения и игры главных героев повести. Мастерство раскрытия характеров детей. Комические ситуации в произведении. Т.л. Портрет литературного героя. Комическое в художественном произведении. | | | |
69. | Джек Лондон (1876–1916). Краткий рассказ о писателе. «Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Т.л. Рассказ (развитие представления) | 30.05. | | |
70. | Повторение выученного за год. Итоговый урок. | | | |