СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарное планирование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарное планирование (литература 5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Календарное планирование»

Программа: Литература: 5-9 кл: программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз./ Сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. - 2-е изд. доп. и испр. - Донецк: Истоки, 2016 — 133 с.

Всего – 70 ч Р.р. – 2 ч Вн.чт. – 2 ч К.р. – 2 ч К.с. – 2 ч ЛРК – 1 ч

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. В.Я. Коровина, В. И. Коровин, В.П. Журавлев, Москва, Просвещение, 2015, 5-е издание

График контрольных работ

Вид контроля

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

Примечание

Развитие речи

22.09.



16.05.


Внеклассное чтение


10.11.

09.02.



Контрольная работа

18.10.



27.04.


Контрольное сочинение


27.12.

28.02.



ЛРК


24.11.
















Учебная тема

Общее к-во часов

Распределение учебных часов по темам

Изучение

произведений

Развитие речи

Внеклассное чтение

Литература родного края

Контрольное сочинение

КР

1

Введение. Из устного народного творчества. Из древнерусской литературы

8

7

1 (п)





2

Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века

6

5





1

3

Из русской литературы XIX века. Литературная сказка

9

7


1

1



4

Из русской литературы XIX века.

9

8




1


5

Из русской литературы XIX века.

9

8


1




6

Из русской литературы XX века

9

8




1


7

Из русской литературы XX века

9

8





1

8

Из зарубежной литературы

11

10

1 (п)





ИТОГО

70

61

2

2

1

2

2















п/п

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

ТЕМА 1. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 ч: 7 + 1 р.р.

1.

Введение.

Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним.

Т.л. Понятие о художественной литературе.

01.09.


1 четверть

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки – повторение).

Т.л. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках.

06.09.



3.

Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

Т.л. Народная сказка и ее виды. Вариативность народных сказок (начальные представления).

08.09.



4.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

Т.л. Сказочные формулы. Сравнение

13.09.



5.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Т.л. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление).

15.09.



6.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

20.09.



7.

Р.р. 1. Обоснование тезиса «Фольклор – сокровищница народной мудрости»;

22.09.



8.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т.л. Летопись (начальные представления).

27.09.



ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

6 ч: 5 + 1к.р.

9.

М.В. Ломоносов (1711–1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Т.л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

29.09.



10.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор)

И.А. Крылов (1769–1844). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

04.10.



11.

«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование).

Т.л. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

06.10.


1, 2 басни, напамять

12.

В.А. Жуковский (1783–1852). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

11.10.



13.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т.л. Литературная сказка (начальные представления). Ирония в литературной сказке. Баллада (начальные представления).

13.10.



14.

Контрольная тестовая работа 1

18.10.



ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА 9 ч: 7 + 1вн.чт. + 1ЛРК

15.

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина.

Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

20.10.



16.

«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

25.10.



17.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке.

27.10.


Отрывок напамять

18.

Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки.

Т.л. Литературная сказка (развитие представлений). Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. Способы рифмовки.

08.11


2 четверть

19.

Вн.чт. 1. Сказки А.С. Пушкина

10.11.



20.

Антоний Погорельский (1787–1836). Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский-сказочник).

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

15.11.



21.

Антоний Погорельский (1787–1836). Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский-сказочник).

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

17.11.



22.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Т.л. Литературная сказка (развитие представлений). Ее отличие от народной.

22.11.



23.

ЛРК 1. В.М. Гаршин (1855–1888). «Сказка о жабе и розе». Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. Волшебные элементы в сказке.

24.11.



ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.с.

24.

М.Ю. Лермонтов (1814–1841). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т.л. Историческая основа произведения. Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения.

29.11.


Отрывок напамять

25.

Н.В. Гоголь (1809–1852). Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Т.л. Фантастика (развитие представлений). Юмор, сатира (развитие представлений). Сатирический гротеск. Лирика (развитие представлений).

01.12.



26

Н.А. Некрасов (1821–1878). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

06.12.


Отрывок напамять

27.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Т.л. Эпитет (развитие представлений).

08.12.


Отрывок напамять

28.

И.С. Тургенев (1818–1883). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Т.л. Сюжет литературного произведения.

13.12.



29.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Т.л. Литературный герой (начальные представления). Портрет. Сравнение. Гипербола.

15.12.



30.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

20.12.



31.

Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Т.л. Пейзаж (начальные представления).

22.12.



32.

Контрольное сочинение 1

27.12.



ТЕМА 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1вн.чт.

33.

А.А. Фет (1820–1892). Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

«Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма.

29.12.



34.

«Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка».

Т.л. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

17.01.


3 четверть

Одно стихотворение напамять

35.

Л.Н. Толстой (1828–1910). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

19.01.



36.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

24.01.



37.

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т.л. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (развитие понятия).

26.01.



38.

А.П. Чехов (1860–1904). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т.л. Юмор (развитие представлений).

31.01.



39.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Времена года как устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроений радости и веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом произведении.

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н. Майков. «Ласточки». И.3. Суриков. «Зима» (отрывок).

02.02.



40.

Духовное родство со своей землей. Изобразительно-выразительные средства, которые помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения.

Т.л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

07.02.


1, 2 стихотворения напамять (по выбору учителя)

41.

Вн.чт. 2. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

09.02.



ТЕМА 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.с.

42.

И.А. Бунин (1870–1953). Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Т.л. Рассказ (развитие понятия).

14.02.



43.

В.Г. Короленко (1853–1921). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

16.02.



44.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. «Дурное общество» и «дурные дела».

Т.л. Портрет (развитие представлений).

21.02.



45.

Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Т.л. Композиция литературного произведения (начальные понятия). Повесть.




46.

Контрольное сочинение 2

28.02.



47.

С. А. Есенин (1895–1925). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.

Т.л. Ритм стихотворения. «Есенинские» слова и словосочетания.

02.03.


Одно стихотворение напамять.

48.

П.П. Бажов (1879–1950). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т.л. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

07.03.



49.

К.Г. Паустовский (1892 - 1968). Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

14.03.



50.

«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Т.л. Рассказ (развитие представлений)

16.03.



ТЕМА 7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 9 ч: 8 + 1к.р.

51.

С.Я. Маршак (1887–1964). Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Художественные особенности пьесы – сказки.

Т.л. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка. Конфликт. Диалог. Монолог. Ремарка.

21.03.



52.

Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.

04.04.


4 четверть

53.

А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т.л. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

06.04.



54.

В.П. Астафьев (1924–2001). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т.л. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

11.04.



55.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Т.л. Пафос в произведении

13.04.


Одно стихотворение напамять

56.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы»

20.04.


Одно стихотворение Бунина И.А. напамять

57.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Т.л. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) (развитие представления)




58.

Саша Черный (1880–1932)

«Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Т.л. Юмор (развитие понятия)

25.04.



59.

Контрольная тестовая работа 2

27.04.



ТЕМА 8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч: 10 + 1р.р.

60.

Р.Л. Стивенсон (1850–1894). Краткие сведения о писателе.

«Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении.

Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

04.05.


Наизусть (отрывок)

61.

Д. Дефо (1660–1731). Краткие сведения о писателе.

«Робинзон Крузо» (в сокращении). Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.

11.05.



62.

Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.

Т.л. Понятие о романе. Приключенческий роман.




63.

Р.р. 2. Составление плана характеристики образа главного героя

16.05.



64.

Х.К. Андерсен (1805–1875). Краткие сведения о писателе, его детстве.

«Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке.

18.05.



65.

Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки.

23.05.



66.

Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения.

Т.л. Понятие о литературном герое (персонаже).




67.

Марк Твен (С.Л. Клеменс) (1835–1910). Краткие сведения о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (в сокращении). Автобиографический характер повести.

25.05.



68.

Светлый и радостный мир детства в произведении. Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Дружба Тома и Гека. Приключения и игры главных героев повести. Мастерство раскрытия характеров детей. Комические ситуации в произведении.

Т.л. Портрет литературного героя. Комическое в художественном произведении.




69.

Джек Лондон (1876–1916). Краткий рассказ о писателе.

«Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.

Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Т.л. Рассказ (развитие представления)

30.05.



70.

Повторение выученного за год. Итоговый урок.