Старшая группа тема «Знатоки природы» Программное содержание: 1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. 2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.3.Формирование представление детей об охране растений и животных.4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними. 5.Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Люблю природу русскую…» | Утро | Комплекс утренней гимнастики №1 Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы. Д/.И. «Зачем и почему у животных?» Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь(по набору картинок) Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…» | дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды). Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений | В время самообслуживания закреплять названия одежды, обуви, головн. уборов-закреплять мелкую моторику рук, воспитывать внимательное отношение к сверстникам | Рассматривание плаката мир природы. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
| Рисование» Физкультура | |
Прогулка: | Наблюдение за клумбами и травой, рассматривание строение цветка и травки. Учить сравнивать растения и находить отличие и сходство.Подвижные игры «Найди, где спрятано».Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше».Цель: учить действовать по сигналу. «Волк во рву».«Земля, вода, огонь, воздух» Подвижная игра «Найди цвет в одежде»-упражнять детей в умении быстро находить цвет на одежде, развивать умение ори-ентироваться в пространстве. | Учить выполнять правила вподвижных играх, развиватьактивность детей в процессе двигательной деятельности И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. | Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. | Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье П.и «Летает-не летает» «Совушка» |
| Работа перед сном | Работа по воспитанию гуманных чувств. Беседа «Мое любимое домашнее животное» Развивать память, речь, внимание, уважение к старшим, желание помогать им. Воспитывать любовь к семье | |
Вечер: | Гимнастика пробуждения №1 Д.и «Кто как кричит» Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности. (блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает) Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови» | Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течение дня) Работа в книжном уголке – предложить расставить книги правильно, протереть пыль. Развивать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Воспитывать любовь к книге | Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. | трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; Д/.и. «Кто где живет и чем питается» Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания. |
Прогулка. | Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе .П/и«Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты » - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Правила друзей леса» | Утро | Комплекс утренней гимнастики №1 Беседы: «Правила друзей леса» (с использованием моделей) Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников) Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе. по ОБЖ «Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. | Д/.и. «Домашние и дикие животные» Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет. | Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом | фотовыставка «Красота родной природы» внести: альбом: «Животные и птицы Урала» В центре природы поместить модели: строение и потребности растений, правила друзей леса. | Консультация для родителей «Лето и безопасность ваших детей». |
| 1.Конструирование 2.Музыкальное по плану муз. руководителя | |
Прогулка: | «Птицы нашего леса» 1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней Игра на внимание «Птицы» Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, внимательно слушать и реагировать на слова взрослого Пальчиковая гимнастика «белка» | Дидактическое упражне-ние «Что делают люди летом»Цели: знать о том, как трудятся люди, рассказывать о труде. | Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре | Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о весне: активизировать речь и логическое мышление. Игра малой подвижности «Золотые ворота» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» |
| Работа перед сном | Чтение художественной литературы «Азбука природы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. | |
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна №1 Д/.и Найди маме птенца Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой. Д/.и. «Каждую птицу на свое место» Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера. Конструирование из бумаги «Птицы» уметь складывать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывать о последовательности действий. | Рисование "Загадочные следы". Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного | Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой | создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски. |
Прогулка. | Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ | |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Такие разные камни». | Утро | Комплекс утренней гимнастики №1 Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства.(Н.Д.-Ю.У.) «Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. | Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.). Игры со звуками «Угадай, что шуршит, что шумит» | Формирование первичных представлений о военных профессиях, военной технике. Осуществлять гендерное воспитание - воспитывать у мальчиков стремление быть защитником, сильным и смелым; в девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к защитникам. Развивать чувство любви к Родине. | Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»- сюжет- «Конкурс причесок» | почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; |
| 1.Рисование 2.Физкультура | |
Прогулка: | Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Наблюдение за голубем. П/и «Ловишки», «Баба-Ёжка» по выбору и желанию детей. Уборка участка от налетевшего от ветра мусора, обсудить значимость этого действия. | Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной дея-тельности. | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия. п/и «Раз, два, мы – на старте» |
| Работа перед сном | Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. | |
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна №1 «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель: Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев. Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Презентация «Полезные ископаемые» Экологическая игра « С какого дерева листок» Цель: закрепить знания о деревьях | Заполнение календаря природы. Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. | Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. | Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней |
Прогулка. | Предложить детям охарактеризовать погоду, какие природные явления можно увидеть летом П/и «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей .Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет- «День рождения зайки» Наблюдение за прохожими –определить сезонную одежду, закрепить название частей одежды, материала, из которого она сшита. | |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Мир растений Урала ». | Утро | Комплекс утренней гимнастики №1 Беседа «Мир растений Урала ». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений. Д. /и. «Дерево - куст»Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать инте¬рес к играм, в которых можно Проверить собственные знания. Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник дол¬жны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цы¬почки с поднятыми руками. | Дежурство по занятиям.Задачи. Закреплять умение детей раскладывать материалы и инстру¬менты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка | Формировать у детей умение находить себе занятие по инте¬ресам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций. | Д/и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи И/у придумай и нарисуй Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений | обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; |
| 1.Лепка 2.Музыкальное по плану муз. руководителя | |
Прогулка: | Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступило лето, бывают дожди, грозы, , светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще… Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др. | «Трудовой десант»: посадка цветов на клумбеФормирование представления о труде Формирование культурно-гигиенических навыков: мытье рук после туалета и улицы | Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении | Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом (Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки , куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц.:помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры |
| Работа перед сном | Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы»Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. Упражнение для автоматизации звука [щ]Ты нас, мама, не ищи: Щиплем мы щавель на щиВ роще, травы шевеля, Мы нащиплем щавеля. | |
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна №1 д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Объясни пословицы и поговорки Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают. Чтение сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре Д/и. «Садовник» Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологи¬ческую речь; формировать активный интерес к живой природе. | Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. | дидактические игры «Природа – не природа», «Живая и неживая природа» внести: - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми» С/р. и «Цветочный магазин» Рассматривание иллюстраций – деревья, растения |
Прогулка. | Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок. | |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Существование животных в нашем мире» | Утро | Комплекс утренней гимнастики №1 Беседа с детьми на тему: «Существование животных в нашем мире» Загадывание загадок про животных. Д/и«Зоологическое домино» Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе. Дид. игра «Назови растение» - закрепить название комнатных растений. | Д.и. «Птицы, звери» Цели: развивать умение классифицировать животных; воспи¬тывать самостоятельность. «Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. | Оформить выставку книг в книжном уголке на тему «Животный мир» Дид. игра «Кто позвал» - развивать внимание, слух, узнавание детей по голосу. Воспитывать дружеские отношения в группе. | «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». |
| 1.Познавательно – исследовательская деятельность 2.Физкультура | |
Прогулка: | Наблюдение за неживым объектом. Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева) Труд. поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки. П.и«Кот и мыши». «Уголки». продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. | П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами. | Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. | Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. Объяснить и разучить примету: «Коли в мае дождь, будет и рожь». |
| Работа перед сном | ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Д./и. Птицы, звери, рыбы» Цели:развивать мышление, речь, быстроту реакции; форми¬ровать умение точно выполнять правила игры. | |
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна №1 Наш город. Дом» Закрепить с детьми о родном городе, его особенностях. Познакомить с достопримечательностями города, учреждениях (для чего они нужны, кто их строит) Чистоговорка «Этажи» Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм | Сюжетно – ролевая игра « Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине Обведение по контуру | Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Д/.и. На чем что растет? Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения), фра¬зовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, дей¬ствовать в соответствии с сюжетом. С\р игра «Зоомагазин». |
Прогулка. | Наблюдение за солнцем .Цель: развивать любознательность. Худ. слово.Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... Цель: закрепить умение отгадывать загадки. Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек» | |