СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарные планы по русскому языку и литературе 5-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ УРОВНЯ ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  (5-11 КЛАССЫ) Образовательная область «Язык и литература»

 

Просмотр содержимого документа
«Календарные 10-11 русский и литература»

Русский язык

10 класс

естественно-математического направления

Всего – 34 часа (по 1 часу в неделю, всего 34 недели).


сроки

Программный материал

Письменные работы

К/Ч

изучение

повторение

развитие речи


1 неделя

1.Русский язык в мире и Казахстане. Речевая деятельность и её виды: чтение, слушание, говорение и письмо. Причины происхождения и развития языка.


Язык и общество. Языковая ситуация в Казахстане. Функционирование русского языка в Казахстане. Формы функционирования русского языка.

Нормы речи. Формулы речевого этикета.


1

2 неделя

Фонетика 3 ч. (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч - тестирование)


2.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Изменения звуков в потоке речи. Графика. Звук и буква. Слоговой принцип русской графики. Ударение. Орфоэпия. Правописание безударных гласных в корнях, в приставках, суффиксах. Правописание согласных в корнях слова. Правописание гласных после шипящих и ц. Мягкий знак после шипящих. Орфографическиесловари.

Фоностилистика. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Нормы произношения.


1

3 неделя

3.Слоговой принцип русской орфографии. Графические средства выделения слов и др.; приемы использования ненормативного написания слова, эмфатическое ударение; пунктуация как средство создания эзоповского языка.


Роль звуков в художественном произведении. Звукопись.


1

4 неделя




4.Тестирование.

1

5 неделя


Морфемика и словообразование3 ч. (из них 1 ч. на развитие речи)


5.Состав слова.Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование. Производная и непроизводная основы. Способы образования слов. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный способы словообразования. Сложение основ.

Изобразительные ресурсы русского словообразования (использование слов с суффиксами оценки, окказионализмы).


1

6 неделя


6.Неморфологическое словообразование. Слово-образовательная цепь.

Аббревиация. Правописание приставок. Отличие форм слов от однокоренных слов.



1

7 неделя





7.Использование различных словообразовательных элементов в языке художественной литературы.


1

8 неделя


Лексикология и фразеология 4 ч. (из них 1 ч. - развитие речи; 1ч. – контрольный диктант)




8. Диктант

1

9 неделя

9.Лексика русского языка как система. Этимология. Иноязычные слова. Старославянизмы. Тюркизмы. Типы переноса значения слова: метафора и метонимия. Синонимический ряд. Омофоны, омографы, омоформы, лексические и синтаксические омонимы, полные омонимы.

Слово и его значение. Прямые и переносные значения слова. Синонимия, антонимия, омонимия, паронимия в русском языке. Происхождение русской лексики (заимствованная и исконная лексика).



1

10 неделя


10. Лексико-семантические группы слов. Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика. Диалектизмы. Специальная лексика. Термины, профессионализмы. Жаргонная лексика. Национально-культурный компонент фразеологизмов. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологические словари, словари крылатых слов и афоризмов.

Активная и пассивная лексика. Неологизмы. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы). Фразеология русского языка. Фразеологизмы.

Стилевая принадлежность фразеологизмов. Выразительные возможности лексики и фразеологии в языке художественной литературы.


1

11 неделя





11. Средства художественной выразительности: олицетворение, эпитет, градация, антитеза, оксюморон, ирония, каламбур.


1

12 неделя


Морфология 14 ч.(из них 2 ч. на развитие речи; 1ч. - изложение)

12. Части речи. Принципы определения частей речи. Имя существительное. Морфологический разбор.

Одушевленные и неодушевленные существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число и падеж существительного. Правописание существительных.

Стилистическое употребление форм существительных в речи.


1

13 неделя

13. Имя прилагательное. Синонимика полных и кратких прилагательных, степеней сравнения.Морфологический разбор.


Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание прилагательных.



1

14 неделя

14. Имя числительное. Морфологический разбор.

Разряды числительных по значению и составу. Склонение числительных. Правописание числительных.



1

15

неделя




15.Изложение с творческим заданием.

1

16 неделя

16. Местоимение. Морфологический разбор.

Разряды местоимений по значению. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи. Правописание местоимений.

Стилистические возможности местоимений.


1

17 неделя

17. Глагол как часть речи. Синонимия видо-временных форм глагола.Морфологический разбор.

Инфинитив. Вид глагола. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число глагола. Спряжение глагола.



1

18 неделя


18. Причастие.Омонимия причастия и прилагательного.Морфологический разбор.

Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с определениями, выраженными одиночными причастиями и причастными оборотами.

Причастия в художественной речи.


1

19 неделя


19. Деепричастие. Морфологический разбор.

Правописание деепричастий. Знаки препинания в предложениях с обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Деепричастия в художественной речи.


1

20 неделя



20. Морфологические средства выразительности русской речи.


1

21 неделя

21. Наречие.Морфологический разбор.Омонимия наречия и деепричастия.

Разряды наречий. Образование и правописание наречий. Переход в наречия других частей речи.



1

22 неделя

22. Слова категории состояния. Омонимия краткого прилагательного, наречия и слова категории состояния.




1


23 неделя


23. Служебные части речи.Предлоги. Типология предлогов. Омонимия предлогов и других частей речи. Морфологический разбор.

Правописание производных предлогов.



1

24 неделя

24. Союзы. Типология союзов. Омонимия союзов и других частей речи в роли союзных слов. Морфологический разбор.

Правописание союзов.



1

25 неделя


25.Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор.

Правописание частиц.

Стилистические качества междометий и звукоподражаний, их использование в языке художественной литературы


1

26 неделя


Стили речи – 6 ч. (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч. – сочинение публицистического стиля)

26. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля: собственно научный, научно-популярный, учебно-научный. Основные жанры научного стиля: научный проект, доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы.

Функциональные стили русского языка. Научный стиль, сферы его использования, стилевые черты.

Работа с текстами разных типов речи, стилей и жанров: чтение и информационная переработка. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Овладение способами свертывания текста (доклад, учебный научный проект, аннотация, рецензия, реферат, тезисы).


1

27 неделя


27.Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо. Форма и структура делового документа

Официально-деловой стиль, сферы его использования, стилевые черты, языковые средства.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.


1

28 неделя

28. Лексические, синтаксические особенности публицистического стиля. Образно-выразительные средства стиля. Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия. Язык газеты.

Публицистический стиль, сферы его использования, стилевые черты.

Оценивание устных и письменных текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Анализ языка газеты. Овладение культурой публичной речи. Организация дискуссии. Портретный очерк, репортаж.


1

29 неделя




Использование различных стилистических средств при построении текстов.

29. Сочинение публицистического стиля

1

30 неделя

30. Разговорный стиль, сферы его использования. Признаки разговорного стиля, его лексические, синтаксические особенности.Невербальные средства общения.

Разговорный стиль, сферы его использования, стилевые черты.

Анализ текстов разговорного стиля. Совершенствование культуры разговорной и электронной речи.


1

31 неделя

31. Отличия художественного стиля от других стилей. Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Лингвистический анализ художественного текста.

Художественный стиль, его стилевые черты, языковые особенности

Определение стилевых черт и языковых средств публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей. Установление по совокупности стилевых черт и языковых средств принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю.


1

32 неделя

Повторение и систематизация изученного материала в 10 классе3 ч. (из них 1 ч. на развитие речи; 1 ч. – контрольный диктант)


32.Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова.Лексика. Лексический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор.




1

33 неделя




33.Контрольный диктант

1

34 неделя



34. Общие сведения о стилях и типах речи.


1


























Русская литература

10 класс

естественно-математического направления


п. п.

Содержание программного материала

Теория литературы

Кол. часов

Дата


Поэзия середины XIX века

1.


Поэзия середины XIX века, ее особенности в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили.


Автор и читатель. Читатель и его активное чит. сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.


1


.

Ф.И. Тютчев. Этапы жизненного пути поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Цицерон», «Фонтан», «День и ночь», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим…», «Волна и дума», «Как весел грохот летних бурь…», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…». Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов. «Silentium!» как поэтический манифест лирики Ф.И. Тютчева. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Поэтическая картина мира и пантеистические мотивы в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс…». Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Тютчевская традиция в русской поэзии. Ф.И. Тютчев в оценках современников. Поэты и писатели ХХ века о его поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность.

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – философская лирика, 1 – любовная лирика)

Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и лит. среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах.


Лирическое стихотворение как ведущая форма поэтического текста.


1


3.

А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина…», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «На заре ты ее не буди…». «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Поэтические манифесты: «Увы, как беден наш язык…», «Поделись живыми снами…», «Псевдопоэту». Роль детали, символика, черты импрессионизма. Язык ассоциаций, синкретизм образов. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Поэт в восприятии современников. Поэзия А.А. Фета в оценках поэтов и литературоведов ХХ века.

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – пейзажная лирика, 1 – любовная лирика)

Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и лит. среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах.


Лирическое стихотворение как ведущая форма поэтического текста.


1


4-6

Н.А. Некрасов. Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Забытая деревня», «Внимая ужасам войны…», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «В полном разгаре страда деревенская…», «Поэту (Памяти Шиллера)», «Сеятелям». Место поэта в литературном процессе. Расширение сферы поэтического, изображение трагизма повседневности, демократизм, внимание к социальным темам. Сатирические стихи. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Тема поэта и поэзии. Своеобразие лирического героя («Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»). Покаянная лирика. Крестьянский мир, концепция народного характера. Тема города. Любовная лирика: «Панаевский» цикл и его соотнесенность с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева. Трансформация традиционных жанров: оды, элегии, баллады, песни. Новаторство поэта в области стихотворной техники (ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика). Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы (общая характеристика). Поэма «Мороз, Красный нос» (обзор). Фольклоризм поэмы. Образы-персонажи, поэтика их воссоздания (портрет, речевая характеристика и др.). Социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика. Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Проблема истолкования финала. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор): творческая история и идейно-художественное своеобразие (поиски народного счастья через преодоление проблем и противоречий российской действительности; изменение народного сознания; фольклорные традиции; жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции). Актуальность идей и образов Н.А. Некрасова для нашего времени.

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – гражданственная лирика, 1 – любовная лирика)

Поэма как лиро-эпический жанр. Разновидности поэмы (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая).

3



Драматургия 2-ой половины XIX века

7-9

А.Н. Островский. Личность и творчество писателя. А.Н. Островский и русский театр, его новаторство. Жанры и темы драматургии. «Колумб Замоскворечья». «Темное царство» в изображении писателя. Самодурство как социально-психологическое явление. Тема бедной девушки в «Бесприданнице». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества. Конфликт и трагический финал драмы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Система образов-персонажей. Образ Паратова. Бунт «маленького человека» Карандышева. Образы буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Современные интерпретации пьесы «Бесприданница» в театре и кино. Актуальные аспекты пьесы в современной жизни.

Драматические жанры: комедия, трагедия, драма, мелодрама, пьеса.

Конфликт. Внутренний монолог Психологический анализ.

3



Проза 2-ой половины XIX века

10-12

Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя. Самобытная личность писателя в оценках современников. «Леди Макбет…»: купеческая тема и образы повести. У. Шекспир. «Макбет» (фрагменты). Шекспировские традиции в изображении человека и его страстей. Поэтика заглавия. Тема «преступления и наказания» у Н.С. Лескова. Особенности организации повествования в рассказе «Жемчужное ожерелье». Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Своеобразие стиля прозы писателя. Этические принципы лесковских героев и современность.

Святочный рассказ

3


13-14


РР: Классное сочинение по творчеству

А.Н. Островского и Н.С. Лескова


2


15

Вн. чт.: Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Пышка».


1


j16-21


Ф.М. Достоевский. Биография и личность писателя. Этапы творческого пути. Каторга в судьбе писателя. Роман «Преступление и наказание» (главы). Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова и ее опровержение. Система образов. Образ Петербурга. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя (социальные, психологические, идеологические). Функции снов Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа. Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Роль эпилога в этико-философской концепции романа. Оценки современников; философы и писатели ХХ века о нем. Влияние Ф.М. Достоевского на культуру и искусство ХХ века. Ф.М. Достоевский и жанр детектива и криминального романа. Пророческие откровения писателя о человеке, судьбе России и цивилизации. Ф.М. Достоевский в современном мире.

Тематическая композиция. Психологизм. Художественное время и пространство.

Реминисценции.

Эпилог.

6



РР: Домашнее сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского


1


22-24


М.Е. Салтыков-Щедрин. Биографические сведения. Личность писателя в оценках современников. Тема России в творчестве Салтыкова-Щедрина. Семейная тема в романе «Господа Головлевы» (главы). Социальный и нравственный аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей: библейские и литературные истоки. Три поколения семьи Головлевых. Образ Иудушки, лицемерие, скупость, предательство как главные черты его характера. Библейские и литературные истоки образов-персонажей. Сюжет романа как история вырождения семьи. Трактовка финала. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Социальное, злободневное и общечеловеческое в его творчестве. Щедринские типы в современной жизни.

Система образов-персонажей

3



25-26

РР: Классное сочинение по творчеству

М.Е. Салтыкова-Щедрина


2


27

Вн. чт.: Козьма Прутков. «Юнкер Шмидт», «Желания поэта», «Я встал однажды рано утром…» и др.


1


28-35

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы». Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя. Принципы изображения войны: проблема истинного и ложного патриотизма, утверждение духовного начала в человеке, обличение жестокости войны. Роман «Война и мир» (главы). История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Тема любви в романе. Значение женских образов. Наташа Ростова как идеал Толстого. «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Многоплановость категорий «мир» и «война» в романе. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Значение образа Платона Каратаева. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Патриотическое звучание романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Образы солдат и офицеров, их героизм. Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное московское дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе. Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Особенности стиля Л.Н. Толстого. Писатели и мыслители ХХ века о Л.Н. Толстом. Его влияние на искусство ХХ века. Л.Н. Толстой и идеи пацифизма, гуманизма и «непротивления злу» в современном мире. Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании писателя и в нашем представлении.

Жанровая система русской литературы второй половины XIX века. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности



Приемы контраста, остранения, скрытой иронии.

Внутренний монолог как средство характеристики героя.

Поэтика портретной детали. Художественное пространство.

Пейзажные зарисовки. Организация художественного времени.

Виды времени: историческое, личное, бытовое.

8



РР: Домашнее сочинение Л.Н. Толстого.


2



Проза и драматургия рубежа ХIХ-ХХ веков

36-44

А.П. Чехов. Личность и творчество писателя. Эволюция прозы писателя: от Чехонте к Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». Русская интеллигенция в изображении А.П. Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого А.П. Чехова. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ веков и на языке других искусств. Эволюция драматургии писателя. Новаторство Чехова-драматурга: ослабленность внешнего действия, внутренние психологическое конфликты, значение подтекста, роль ремарок и художественных деталей. «Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Эмоциональный смысл финала, значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначные прочтения пьесы критикой. Драматургия Чехова в восприятии искусства ХХ века (театр, кино, балет, музыка). Мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре ХХ века. Комические, грустные и трагические стороны человеческой жизни в прозе и драматургии. Чеховские герои через сто лет. А.П. Чехов и современность.

Поэтика художественной детали.

Пейзаж. Портрет.


Трагическое, драматическое и комическое

Внутренний психологический конфликт.

Подтекст, ремарки, художественная деталь

9


45-46

РР: Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова


2


47

Вн. чт.: Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».


1


48-50

А.И. Куприн. Творчество писателя. «Гранатовый браслет», «Поединок». Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Проблема идеала в эстетике писателя. Смысл названия рассказа и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Роль образов-символов в художественном мире произведения. Герой и антигерой. Пороки армейско-офицерского мира в повести «Поединок». Женские образы. Стиль прозы А.И. Куприна. Любовь в произведениях писателя и ее восприятие современным читателем.

Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в творчестве писателей.

3


51-54

И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика: «К Востоку», «Зейнаб», «Магомед в изгнании», «Черный камень Каабы», «Одиночество», «Айя-София», «Мы встретились случайно на углу…», «Тонет солнце, рдяным углем тонет…». Поэтика художественной прозы. Мастерство портрета. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе писателя. Искусство композиции. Тема любви в прозе И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Смысл названия, основная проблематика. Роль христианской и языческой символики в художественном мире новеллы. Философская концепция мира и человека. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Особенности лирической поэзии. И.А. Бунина, ее философичность. Лирический герой поэта и его мировосприятие. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Тема Востока. Место писателя в истории русской литературы ХХ века. И.А. Бунин в воспоминаниях и оценках писателей. Человек в художественной прозе писателя и современный читатель.

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – философская лирика, 1 – любовная лирика)

Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в творчестве писателей. Лирический герой

4



55-56

Л.Н. Андреев. Личность и творческая позиция. «Иуда Искариот». Традиции русской классики. Л.Н. Андреев как классик и модернист. Евангельские мотивы в творчестве писателя. Образ Иуды в повести. Тема предательства. Своеобразие драматургии («Жизнь Человека» - обзор). Актуальность творчества писателя в современном мире.


Художественная символика.

2


57-61


М. Горький. Личность и судьба писателя. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш». Жанр классического рассказа в прозе Горького. Романтический пафос раннего творчества. Проблематика и поэтика драматургии. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе. Жизнь и творчество писателя в советский период. «Несвоевременные мысли» (фрагменты): М. Горький как антибуревестник: отношение к Октябрьской революции, большевикам и В. Ленину. Проблема духовного становления и «самостояния» личности в истории – в автобиографических произведениях и литературных портретах. Значение художественной прозы автора и дальнейшая ее эволюция. Жанр литературного портрета: М. Горький о русских писателях (Толстом, Чехове, Куприне и др.). Новые материалы о судьбе писателя в советское время. Современное прочтение его творчества.

Автор и герой в мемуарной прозе. Философская драма

5



«Серебряный век» русской литературы

62

«Серебряный век» русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода. Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др. Трагические судьбы писателей, поэтов, философов «серебряного века». Мировое значение русской литературы XIX века и литературы «серебряного века».


Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

1


63

Вн. чт.: И. Одоевцева. «На берегах Невы».


1


64-66


А.А. Блок. Личность и творческий путь поэта. Лирика: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Скифы», «Пушкинскому Дому» (по выбору учителя); поэма «Двенадцать» Лирические циклы в поэзии А.А. Блока. Основные мотивы и образы. Тема поэта. Образ «страшного мира». Россия в стихах А. Блока. Поэма «Двенадцать» и интерпретация ее идей и образов современниками, критиками, литературоведами. Тема революции в творческой биографии поэта. А. Блок в воспоминаниях современников. Образ А. Блока в поэзии ХХ века (А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева и др.).

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – философская лирика, 1 – любовная лирика)


Особенности символизма

3


67

Н.С. Гумилев. Поэт, воин, путешественник. Трагическая судьба поэта. Лирика: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы», «Она», «К синей звезде», «Он поклялся в строгом храме…», «Капитаны», «Пьяный дервиш», «Волшебная скрипка». Романтический герой поэзии. Культурные имена, понятия. Нерасторжимая связь человека и природы. Яркий экзотический мир Востока. Философия природы. Пейзажная атрибутика. Особенности любовной лирики. Поэтические размышления о поэзии, искусстве. Стихотворные книги «Путь конквистадора», «Жемчуга», «Костер», «Огненный столп». Проза и драматургия автора. Творческая личность в понимании Н. Гумилева и современный мир.

Для заучивания наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся (1 – философская лирика, 1 – любовная лирика)

Особенности акмеизма

1




Заключение

68

Реализм и модернизм. Роль модернизма в истории русской литературы и культуры. Декаданс как идеологическое явление эпохи. Значение русской классической культуры для мировой культуры ХХ и ХХI века. Актуализация и проблема востребованности русской классики читателями ХХI века.


Реализм и модернизм.

Декаданс

1










Русский язык

11 класс

естественно-математического направления


Сроки

Программный материал

Письменные работы

К/Ч

изучение

повторение

развитие речи



1 неделя

1.Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века. Язык и общество. Формы функционирования русского языка.Чистота речи. Языковые изменения конца ХХ века.

Причины происхождения и развития языка; особенности литературного языка и его стили. Просторечие, диалекты, профессионализмы, жаргоны. Языковая ситуация в Казахстане. Функционирование русского языка в Казахстане.

Сведения о богатстве русского языка. Нормы речи. Новые явления в русском языке.


1

2 неделя

Повторение изученного материала в 10 классе2 ч.


2. Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика. Лексический разбор слова.



1

3 неделя


3. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор.



1

4 неделя

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Культура речи – 6 ч. (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч. – диктант)

4. Цельные словосочетания.

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания.



1

5 неделя

5. Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение и предикативная часть.Разряды вводных слов по значению.

Синонимика односоставных и двусоставных простых предложений.


1

6 неделя

6. Знаки препинания при оформлении перечней.

Предложения с однородными членами, знаки препинания в них.

Риторический вопрос и восклицание, их роль в предложении


1

7 неделя


Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных предложениях.


7. Диктант

1

8 неделя

8. Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора.

Неполные предложения. Простое осложненное предложение. Предложения с обособленными членами, знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Цитаты. Употребление кавычек.

Инверсия, обращения, вводные слова, синонимика обособленных и необособленных членов предложения, их роль в художественной литературе.


1

9 неделя



9. Стилистические фигуры речи.


1

10 неделя

Типы сложного предложения – 12 ч. (из них 2 ч. на развитие речи; 1ч. – сочинение-рассуждение,1 ч. – изложение-описание; 1 ч. – тестирование)

Принципы русской пунктуации. Структурный принцип – основной принцип русской пунктуации.

10. Понятия о видах сложного предложении. Виды сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений.

Функциональная значимость интонации в сложном предложении. Функционирование в речи сложных предложений. Характеристика роли типов сложных предложений в тексте.


1

11 неделя




11. Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение.

Употребление союзов в сложносочиненных, сложноподчиненных и простых предложениях с однородными членами. Замена сложных предложений простыми предложениями с однородными и обособленными членами.


1

12 неделя



12. Сложноподчиненное предложение, средства связи в нем. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, определительными, их строение, значение.

Синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Конструирование сложных предложений.


1

13 неделя


13. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, присоединительными, их строение, значение.

Синонимия сложноподчиненных и простых предложений с обособленными членами.


1

14 неделя

Сочетание знаков и порядок их следования.

14. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением

Употребление сложных предложений с разными видами связи в текстах – повествовании, описании, рассуждении.


1

15

неделя



Рассуждение на морально-этическую тему.

15. Сочинение-рассуждение

1

16 неделя


16. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Преобразование бессоюзных сложных предложений в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения в тексте-рассуждении с элементами описания.


1

17 неделя

Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении.

17. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях. Средства связи предикативных частей в сложных предложениях.

Аннотация, эссе, заметка с использованием сложных предложений.


1

18 неделя


18. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и разными видами связи.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.


1

19 неделя



Описание душевного состояния героя.

19.Изложение-описание

1

20 неделя


20. Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложных предложений с разными видами связи.


1

21 неделя




21. Тестирование

1

22 неделя

Текст. Речевые жанры – 6 ч. (из них 1 ч. на развитие речи; 1ч. –сочинение в жанре эссе)

22. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как композиционно-смысловое единство. Микротема в ССЦ.

Текст. Основная и дополнительная темы текста. Признаки текстов различных функционально-смысловых типов речи. Виды (цепная, параллельная) и средства связи предложений в текстах различных типов речи.

Речевой этикет. Роль вступительной и заключительной части высказывания. Повествование, описание, рассуждение в художественной речи.


1


23 неделя


23. ССЦ и абзац. Строение ССЦ: ключевая фраза (зачин), комментирующая часть, концовка. Абзац как структурная единица письменного текста. Зачин и концовка абзаца.

Основные признаки текста: тематическое, композиционное единство, связность, смысловая цельность, модальность.

Работа с текстами разных типов речи, стилей и жанров: чтение и информационная переработка. Построение текстов различного типа на основе собственного замысла.


1

24 неделя

24. Виды грамматической связи в тексте. Типология текстов.

Основные критерии языкового качества текста. Основные жанры научного стиля: конспект, научный проект, доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы.

Определение стилевых черт и языковых средств публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей.


1

25 неделя



Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия.


25. Сочинение в жанре эссе

1

26 неделя

26. Композиционно-синтаксические типы речи (высказывания от 1-го, 2-го, 3-го лица) в текстах.

Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо.

Написание аннотации, тезисов, характеристики, автобиографии, резюме, заявления.


1

27 неделя

27. Классификация текстов в зависимости от количества участников речи.

Средства выражения модальности в тексте. Способы их выражения и средства связи в тексте (союзы, лексические и грамматические средства, повторы, вводные слова, порядок слов, синонимы, видовременные формы глаголов, анафора, неполные предложения, синтаксический параллелизм и т.д.)

Лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей и жанров.


1

28 неделя

Культура устной речи. Элементы риторики – 4 ч. (из них 1 ч. - развитие речи)

28. Риторика. Краткие сведения о классической риторике.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь.



1

29 неделя

29. Виды красноречия. Ораторская речь, публичное выступление. Структура публичной речи.

Нормы речи. Техника речи. Особенности устной речи.

Правила русского речевого этикета. Формулы русского речевого этикета в ситуациях похвалы, соболезнования, сочувствия.


1

30 неделя

30. Учебно-научные жанры. Дискуссия, дебаты, спор, полемика, диспут.

Речевое общение. Взаимодействие участников.

Особенности речевого этикета в полиэтническом Казахстане.


1

31 неделя


Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Невербальные средства общения. Дискуссионная речь.

31. Совершенствование культуры учебно-научного, официально-делового общения в устной и письменной форме. Овладение культурой публичной речи. Организация дискуссии.


1

32 неделя

Повторение и систематизация изученного материала – 3 ч. (из них 1 ч. – диктант)


32. Повторение синтаксиса и пунктуации простого, простого осложненного и сложного предложения: сложное союзное и сложное бессоюзное предложения, способы связи, пунктуация. Синтаксический разбор сложного предложения



1

33 неделя




33. Диктант

1

34 неделя


34. Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика. Лексический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный анализы.



1






























Русская литература

11 класс

естественно-математического направления



п. п.

Содержание программного материала

Теория литературы

Кол. часов

Дата


1 четверть (18 часов)


Введение

1.


Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов: 1) революция и литература (1917-1929) – переход от литературы XIX века и века «серебряного» к советскому периоду, литература в условиях нового, советского тоталитаризма; 2) художник и тоталитарная власть (1930-е – середина 1950-х гг.) – начало «большого террора», искаженный характер литературного процесса – легальная и запрещенная литература; 3) приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.) – «потепление» и новое «похолодание» общественно-политического климата в СССР, литературно-идеологическое диссидентство, традиция «эзопова» способа художественного выражения правды; 4) неодекаданс, или постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Переходный этап от классической литературы к литературе нового столетия, ознаменованной революциями, войнами, нарастанием «большого террора» в процессе укрепления тоталитаризма в СССР. Противостояние литературного процесса режиму большевиков с постепенным уходом в «подполье» запрещенной литературы и доминированием «разрешенной» литературы соцреализма. Литературно-идеологическая борьба 20-х гг., начало «огосударствления», политизации литературы.

Проблема периодизации литературы.

Классическая литература и литература нового столетия


1


2-3.

В.В. Маяковский. Лирика: «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Рабочим Курска», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». Отношение В.В. Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. «Мутация» политического голоса после Октября: освоение новых жанров, искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»), усиление лирической искренности и сатиры. Тема Человека-Поэта-Гражданина «повсеместного» сердца. Идеализация революции, вождя и Советской власти в «парных» поэмах «В.И. Ленин» и «Хорошо!» (обзор). Плакатность и патетико-сатирическая тенденциозность, лирическая присяга автора на верность Ленину и партии как детски чистая и наивная вера в справедливость и человечность советского «революционного потопа». Комедия «Баня» (обзор) как сатира на партийную бюрократию. Эволюция поэта от «хорошо» к «плохо». Символический характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь прекрасна и удивительна». Новое о В.В. Маяковском после падения советского тоталитаризма.

РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: В.В. Маяковский. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Литература и социальный заказ в эпоху 20-х гг., эволюция теории социального заказа.

Ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика.


2


4-5

А.А. Ахматова. Лирика: «Сжала я руки под темной вуалью…», «Столько просьб у любимой всегда…», «На шее мелких четок ряд…», Мне голос был, он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Клевета», «Муза», «И упало каменное слово…», «Родная земля», «Творчество». Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской классической поэзии и акмеизм в ее творчестве. Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа лирической героини – женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа.

РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…».

Лирика, особенности стихотворной речи.

Ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика.

2


6

М.И. Цветаева. Лирика: «Кошки», «Идешь на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза глядел...», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Тоска по родине! Давно...» и др. (по выбору учителя). Драматизм творческой судьбы. Мотивы лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Мифопоэтическое содержание поэзии; фольклоризмы и фольклорные имитации. Поэзия М.И. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада и др.)

РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: М.И. Цветаева.

1 стихотворение по выбору учащихся.

Лирика, особенности стихотворной речи.

Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Проблема цикла.

1


7-8


РР: Подготовка к сочинению. Классное сочинение по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой


2


9-12

Б.Л. Пастернак. Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства – не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности. Лирика: «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Плачущий сад», «Определение поэзии», «Весна, я с улицы…», «Осень», «Август» (из романа «Доктор Живаго»), «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».

РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: Б.Л. Пастернак. «Сестра – моя жизнь и сегодня в разливе».

Главы из романа «Доктор Живаго». Суть «второго рождения» художника: «неслыханная простота», верность своему художественному предназначению, творческая независимость от власти. Творческая история «Доктора Живаго» как характерный советский пример подавления творческой свободы художника. Роман-повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х – конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б.Л. Пастернака по книгам и фильмам.

РР: Домашнее сочинение по роману Б.Л. Пастернака

Лирика, особенности стихотворной речи.













Роман.

4


13

Е.И. Замятин. Краткий очерк жизни и творчества. Гражданское и художественное еретичество писателя. Восприятие социального заказа как необходимость говорить правду о своем времени. «Мы» (главы). Творческая история «Мы» как «возвращенного» произведения. Жанровые особенности: антиутопия, политический памфлет на крепнущий советский тоталитаризм. Западные преемники Е. Замятина – О. Хаксли («О, этот новый мир»), Дж. Оруэлл («1984»), А. Кестлер («Слепящая тьма»).


Понятия «антиутопия» и «памфлет».

1


14-17


М.А. Булгаков. Творческая биография. «Собачье сердце». Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности. Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия, противостояние, антагонизм творческой личности и власти. Синтез этих мотивов в романе «Мастер и Маргарита» (главы), его жанровое своеобразие.

Повесть. Роман.


4


18

Вн.чт. (читательская конференция): М.А. Булгаков. Комедии: «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров»; «Театральный роман».


1



2 четверть (14 часов)

19

Современные рецепции творчества М.А. Булгакова, особенно его «запрещенных» произведений (театр, кино).

Рецепции и реминсценции

1


20-21

РР: Подготовка к сочинению.

Классное сочинение по творчеству М.А. Булгакова


2


22-23

С.А. Есенин. Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Лирика: «Край любимый…», «Устал я жить в родном краю…», «Небесный барабанщик», «Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Я усталым таким еще не был…», «Русь», «Русь советская», «Письмо к женщине», «Письмо матери». Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая – Ионии. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / Но только лиры милой не отдам». Ощущение своего единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни. Поэма «Анна Снегина» – горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. Поэзия С.А. Есенина сегодня.

Лирика.

Метр и ритм, их взаимодействие.

Поэма.

2


24


Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма. Политическая обстановка «большого террора», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писательских жертв, двойственный, искаженный характер литературного процесса (легальная и запрещенная литература).

Легальная и запрещенная литература Соцреализм как эстетика советского тоталитаризма.

1


25

А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Петр I». Цель литературы, по А.Н. Толстому, – «чувственное познание Большого человека». Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретенной родины» в «Хождении по мукам». Творческая история романа «Петр I»: преодоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра. Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под влиянием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации).

Углубление понятия об историческом романе.

1


26

Вн. чт. (читательская конференция): А.Н. Толстой. Рассказы: «День Петра», «Наваждение». Повести: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

РР: Домашнее сочинение по творчеству А.Н. Толстого


1


27

О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика: «Я должен жить, хоть дважды умер…», «Камень», «Воронежские тетради», «Tristiа». Особенности мандельштамовского акмеизма: поэтизация «грубой, тяжелой» действительности сквозь призму разнообразных культурно-эстетических традиций (мифология, эллинизм, средневековье, классицизм). Нарастающее ощущение трагичности истории, предчувствие близких катастроф («Камень»). «Tristiа» – «спуск в инфернальный мир роковых страстей, ведущих к смерти, в мир разрушительной революции, воспоминаний» (Н. Струве). «Воронежские тетради» как драматичный диалог с властью, мотив спасительности поэзии. Современные прочтения поэзии О.Э. Мандельштама.

Акмеизм.

Мифология, эллинизм, средневековье, классицизм

1


28

М.М. Зощенко. Драматизм творческой биографии писателя. Рассказы «Исповедь», «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка», «Волокита», разделы из «Голубой книги» (деньги, любовь). Отношение к революции, классической литературе и задачам писателя в советское время. Стремление писать для нового читателя на его же языке. Автор и герой в рассказах 20-х гг.: гоголевская традиция юмора и сатиры, внутреннее авторское пародирование героя и рассказчика. Реакция писателя на запрещение сатиры в советском искусстве. Учительская, гуманистически просветительская роль художника – главный творческий пафос позднего М.М. Зощенко. Современное восприятие его творчества.

Рассказы.

Жанр сатирической новеллы.

1


29

А.П. Платонов. Творческая биография А.П. Платонова – характерный пример непреднамеренного расхождения писателя с революцией и Советской властью и невозможности взаимопонимания. Рассказы «Усомнившийся Макар» «Такыр», «Песчаная учительница», «В прекрасном и яростном мире». Рассказы конца 20-х – 40-х гг. – стремление писателя сказать правду, необходимую и полезную революции. Конфликт с советской тоталитарной демагогией в плане нравственно-духовной переделки «человеческого материала», коллективизации («Усомнившийся Макар»), в плане понимания внутренней сути – судьбы и характера – советского человека. Поэтика автора – уникальный пример самобытности художественного мироощущения и соответствующего ему стиля. Философские истоки и традиции платоновской поэтики. Современное прочтение текстов А.П. Платонова.

Рассказы.

Новояз.

Поэтика.


1


30


Н.А. Заболоцкий. Н.А. Заболоцкий как натурфилософский поэт. Своеобразие его «наукообразного» художественного мышления, стимулированного идеями А. Эйнштейна, Н. Федорова, К. Циолковского, К. Тимирязева, В. Вернадского. Лирика: «Я не ищу гармонии в природе…», «Начало зимы», «Ночной сад», «Все, что было в душе…», «Вчера, о смерти размышляя…», «Бетховен», «Завещание», «Жена», «Читая стихи», «Сквозь волшебный прибор Левенгука…», «Некрасивая девочка», «Признание», «На закате», «Не позволяй душе лениться…». Нравственно-этические искания в лирике природы, человеческого духа и бытия, разума и чувства. Поэтизация глубинных, внешне неприметных проявлений живой жизни, добра, красоты – с точки зрения народного умения мыслить «всей своей душевной природой» («Ходоки»). Современное восприятие поэзии Н.А. Заболоцкого.

Лирика, особенности стихотворной речи.

Натурфилософия

Особенности языка и стиля, стих.

1


31-32

М.А. Шолохов. Биография писателя. Трагизм классового раскола в гражданской войне – сквозная тема «Донских рассказов» (отрывки) и «Тихого Дона» (главы из романа). Изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон» со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности.

Цикл рассказов.

Роман.


2



3 четверть (20 часов)

33-35

Современные концепции образа Мелехова – «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория. Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» – донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия.). Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи. Проблема авторства «Тихого Дона». Новые материалы о писателе.


3


36-37

РР: Подготовка к сочинению.

Классное сочинение по творчеству М.А. Шолохова


2


38-39

А.Т. Твардовский. Драматизм биографии. Основные мотивы лирики: родной дом, дорога, жизненная судьба человека, круговорот человеческого и природного бытия, человек и война, ответственность за все происходящее с народом и страной. Лирика: «Две строчки», «Перед войной, как будто в знак беды…», «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Жестокая память», «Из лирики этих лет. 1959-1967» («Береза», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.). Философско-эпический характер поэзии, стремление к художественному осмыслению переломных этапов в истории страны (коллективизация, война, падение культа личности, оттепель 60-х гг.). Поэмы «Страна Муравия», «Дом у дороги», «Василий Теркин» (обзор). «Василий Теркин» – народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. Второе рождение Теркина – поэма «Теркин на том свете» (1963). Новое об А.Т. Твардовском.

Лирика, особенности стихотворной речи.

Поэма

2


40

Литература русского зарубежья первой волны (обзор). «Первая волна», возникшая сразу после Октябрьской революции. Писатели и поэты старшего поколения: И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни»), Д.С. Мережковский, И.С. Шмелев («Солнце мертвых»), А.М. Ремизов («Взвихренная Русь»), И.А. Одоевцева («На берегах Сены»), поэзия З.Н. Гиппиус, Саши Черного, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича и др. Писатели и поэты младшего поколения: Г.И. Газданов («Вечер у Клэр»), Б.Ю. Поплавский и др. Русская эмиграция как явление, оказавшее влияние на развитие литературного процесса на родине и за рубежом. Феномен сохранения первой волной русской эмиграции «России в миниатюре». Неореализм старшего поколения: продолжение традиций русской культуры, сохранение гуманистических тенденций творчества А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над государством. Неприятие «железного века», «века-волкодава».

Тема России, ностальгия по ней. Многожанровость, многостильность эмигрантской литературы первой волны. Новаторские поиски младшего поколения. Универсальные проблемно-тематические компоненты творчества В.В. Набокова (тема «утраченного рая» детства и расставания с родиной, ее культурой и языком; тема драматических отношений между иллюзией и действительностью), феномен стиля писателя. Тема творчества в «Лекциях по русской литературе».

Литература русского зарубежья. Три волны литературы русского зарубежья Литература русского зарубежья первой волны

1


41

Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.). Постепенное разрушение эстетики соцреализма. Динамизация литературного процесса в период хрущевской «оттепели». Литературная стагнация брежневского времени. Расслоение литературы на легальную и нелегальную (запрещенную, задержанную, подпольную, эмигрантскую).


Литература легальная и нелегальная (запрещенная, задержанная, подпольная, эмигрантская).

1


42

Военная проза (обзор): К. Симонов. «Живые и мертвые»; В. Гроссман. «За правое дело»; Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» (главы). Идейно-нравственные ориентиры писателей. Художественные особенности военной прозы.

Для заучивания наизусть: Поэзия военных лет:

по 1 стихотворению 2-3 авторов по выбору учителя.


Военная проза

1


43

Вн. чт. (читательская конференция): М. Шолохов. Рассказ «Наука ненависти». Роман «Они сражались за родину» (главы). А. Бек. «Волоколамское шоссе». Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Берег». В. Быков. «Сотников».

РР: Домашнее сочинение по теме «ВОВ в литературе»


1


44

Молодежная и городская проза: В. Аксенов. «Звездный билет», «Апельсины из Марокко»; Ю. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь» (обзор). Гуманизация литературы. Повышенное внимание к человеческой личности. Жанровые предпочтения: рассказ и повесть. Ю.П. Казаков. Рассказы «Северный дневник», «Странник». Личностное, лирическое начало в прозе как следствие постсталинской гуманизации общества. Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. «Синдром нового места» – вычленение героя из привычного, будничного, житейского круга, обнажение его истинной сущности, «обострение ощущения собственной личности». Типизация в герое общечеловеческого, а не социального, классового. Городской человек и природа, пересечение двух дорог – «лесной» и «асфальтовой», дороги и дома. Романтический порыв на Север как возможность испытать себя, осознать себя как личность. Импрессионистичность композиции как отражение множественности миров, открывшихся постсталинской литературе, динамизации общественных процессов. Жанровые особенности рассказов.


Молодежная и городская проза Рассказ и повесть.

Углубление понятия «лирическая проза».

1


45

Деревенская проза: Ф. Абрамов. «Пряслины», «Дом»; В. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка»; В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар» (обзор). Обращение к фольклорным традициям, народному сознанию как способ противостоять «обманной» оттепели.


Деревенская проза

1


46

В.М. Шукшин. Рассказы: «Сельские жители», «Чудик», «Микроскоп». Лейтмотив прозы – дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нее внутри человеческой личности. «Естественный», импульсивный герой как воплощение идеи антидогматизма. Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности.

Углубление понятия о сказе. Эзопов язык.

Рассказ.


1


47

«Эстрадная поэзия». Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Б. Ахмадулина, О. Сулейменов.) Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области формы, прозаизация стиха. А.А. Вознесенский. Лирика: «Гойя», «Прощание с политехническим», «Тишины!», «Ностальгия по настоящему», «Прорабы духа», «Рублевское шоссе», «Видеомы», «Гадание по книге» и др. Проблемы культуры и цивилизации, материи и духа («миры» и «антимиры»). Изображение явлений, событий, предметов через их внешний вид, форму. Преимущественное внимание к форме стиха. Метафора как внутренний стержень лирики. Романтическая экспрессия, выраженная в панметафоризме. «Архитектурность» поэтических текстов, опыты визуальной, «материальной» поэзии. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы. Генеральная линия творческого пути: от шестидесятнической публицистики через самодостаточный метафоризм к чистому авангарду.

Для заучивания наизусть: А.А. Вознесенский.

1 стихотворение по выбору учителя.

«Эстрадная поэзия». Прозаизация стиха. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы.

1


48

О.О. Сулейменов. Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом. Лирика: «Разлив», «Айналайн», «Мать», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света», «А. Вознесенскому», «Земля, поклонись Человеку!»; исследование «Аз и Я» (фрагменты). Поэтическое проникновение в глубь истории и культуры Казахстана. «История и истина не одно и то же» – стремление отстоять правду истории и современности. «Земля, поклонись Человеку!» – взволнованный лирический монолог-размышление о прошлом как долгом и трудном пути человечества в космос, в эру братства, мудрости и мира. Пафос поиска единых истоков разных национальных культур и языков в книгах «Аз и Я», «Язык письма».

Для заучивания наизусть: О.О. Сулейменов.

1 стихотворение по выбору учителя.


Прозаизация стиха. Неклассические стихотворные размеры: дольник, тактовик, верлибр.

1


49

Поэзия бардов: понятие бардовской песни и ее специфика. Тематика песен А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной и др. Б.Ш. Окуджава. Лирика: «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Мне нужно на кого-нибудь молиться...», «Март великодушный», «Грузинская песня», «Ваше благородие, госпожа разлука..., «Песенка о Моцарте», «Старинная студенческая песня». Городская поэзия Окуджавы. Арбат – символ его поэзии. Соотнесенность пространства города и пространства души. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии: литературное и музыкальное.

Для заучивания наизусть: Б.Ш. Окуджава.

1 стихотворение по выбору учащихся.

В.В. Высоцкий. Многообразие тем и жанров лирики: о предназначении поэта и поэзии («О поэтах и кликушах», «О фатальных цифрах и датах»), о дружбе («Пошли мне, господь, второго...»), военная тема («Братские могилы»); баллады (о любви, о борьбе, о Робин Гуде); иронические песни («Гимнастика», «В желтой, жаркой Африке...»). Влияние поэта на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева. В.Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино.

Для заучивания наизусть: В.С. Высоцкий.

1 стихотворение по выбору учащихся.

Бардовская песня как литературное творчество.

Идиостиль.

1


50

Социально-психологическая драматургия (обзор). Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Девальвация «морального кодекса» строителей коммунизма. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы. А.В. Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота» (по выбору). Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний – трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи. Испытание человека бытом, мотив духовного падения человека в пьесе «Утиная охота». «Синдром» Зилова - исследование опустошенной души, саморазрушения личности. Значение открытого финала «Утиной охоты». Чеховские мотивы.


Социально-психологическая драматургия

1


51

«Тихая поэзия»: продолжение поэтических традиций 19 века (обзор). А.А. Тарковский - постакмеист, «последний поэт серебряного века». Тема всеобщего единства бытия, неразрывной связи человека и природы. Война как метафизическая, а не социальная трагедия. Фольклорные мотивы. А.С. Пушкин как поэтический и человеческий ориентир в поэзии Д.С. Самойлова. Противопоставление двух подходов к миру – силового противостояния бытию (пестелевского) и творческого вживания в него (пушкинского). Философская проблематика, асоциальность, классичность стиха. «Вневременность», обращенность к фольклору поэзии Н.М. Рубцова. Ориентация на «книжную» реальность, отсылки к явлениям мировой культуры, сращение «натуры» (природы) и культуры, классичность поэзии А.С. Кушнера.

«Тихая поэзия»

1



52

Драматургия новой волны: А. Галин. «Ретро»; В. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека»; Э. Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года» (обзор). Заштампованность советского героя и конфликта. Анатомия советского быта и его обитателей. Л. Петрушевская (обзор): «Три девушки в голубом»; рассказы «Свой круг», «Такая девочка, совесть мира», «Бессмертная любовь»; сказки для взрослых («Будильник», «Роза», «Дядя Ну и тетя Ох»). Неонатурализм в драматургии и прозе. «Биологический» герой. Перегруженность бытом. История болезни

Драматургия новой волны. Неонатурализм в драматургии и прозе.

1



современного общества. Девальвация родственных чувств. Обвальная деградация личности. Гротесковый стиль. «Недоязык» персонажей как противопоставление советскому «новоязу». Жанровые особенности прозы и драматургии.

«Биологический» герой




4 четверть (14 часов)

53-54

Русская поэзия и проза Казахстана (обзор). Маргинальность русских литератур в национальных республиках бывшего СССР – приобретения и потери. Тема «двух родин» (О. Постников). Зачинатели русской литературы в Казахстане – И. Шухов, П. Кузнецов, М. Зверев, Д. Снегин, В. Чугунов, Д. Черепанов. Тема братства народов, «ослабленная художественность». Этапированные, ссыльные писатели 30-40-х гг. – Н. Заболоцкий, Н. Коржавин, М. Зуев-Ордынец, Ю. Домбровский, А. Чижевский, А. Солженицын. Мощный творческий импульс во время Великой Отечественной войны: известные деятели русской культуры (В. Шкловский, М. Зощенко, С. Маршак, К. Паустовский, С. Эйзенштейн и др.) в алма-атинской эвакуации. Исторический роман 50-60-х гг. как попытка сохранения личной и общей памяти о далеком и близком прошлом («Ак-мечеть» Н. Анова, «В городе Верном» Д. Снегина). Военная тема: «Парламентер выходит из рейхстага» Д. Снегина. Целинная и рабочая тема: «Покорители целины» И. Шухова, «Снега метельные» И. Щеголихина, «Страсти маленького городка» В. Буренкова, «Два дня осталось до весны» Г. Черноголовиной, «Теплая земля» В. Берденникова. «Простор» под редакцией И. Шухова (1963-1974) – журнал всесоюзного значения (публикации неизвестных или запрещенных произведений А. Платонова, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама, различных воспоминаний, романа и повести Ю. Герта «Кто, если не ты?» и «Лгунья» и др.). Новая историческая проза 60-70-х гг. («Емшан», «Маздак», «Колокол», «Комиссар Джангильдин» и др. М. Симашко, «Интервенция в Омске» Н. Анова, «Утро и два шага в полдень» Д. Снегина, «Омут» и «Прощеный день» Ю. Рожицына, «Передай дальше!» А. Никольской). Профессиональная пушкинистика («Если заговорят портреты», «Портреты заговорили» Н. Раевского) и стиховедение («Стихи нужны» А. Жовтиса), романизированные биографии и биографические хроники о русских и советских писателях, связанных с Казахстаном (книги П. Косенко о П. Васильеве, Вс. Иванове, А. Сорокине, Ф. Достоевском). Проза и поэзия «шестидесятников»: «Лабиринт» Ю. Герта, «Татарников», «Газеты за шкафом» Вл. Берденникова, «Письма на бересте» А. Арцишевского – тема противостояния тоталитарному духовному закрепощению. Поэтическое продолжение этой темы и нового казахстанского патриотизма – лирика Р.Тамариной, А. Елкова, В. Антонова, О. Постникова, Т. Мадзигон, И. Потахиной, Л. Лезиной, Л. Степановой, Н. Черновой, В. Киктенко, Е. Курдакова, Л. Шашковой, А.

Соловьева и др. Отток русских писателей в 90-х гг.

РР: Домашнее сочинение по творчеству русских писателей Казахстана

Русская поэзия и проза Казахстана.

Исторический роман

2


55-56

Антисталинская проза. А. Бек. «Новое назначение», В. Гроссман. «Жизнь и судьба», В. Шаламов. «Колымские рассказы», В. Дудинцев. «Белые одежды» и др. (обзор). Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос.

Антисталинская проза

2


57-58

А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности. «Архипелаг ГУЛАГ» (отрывок) – книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде.


Сказ. Повесть.

2


59

Вн. чт.: А. Рыбаков. «Дети Арбата». Г. Владимов. «Верный Руслан».


1


60

Ю. Домбровский. «Хранитель древностей» или «Факультет ненужных вещей» (фрагменты). Дилогия «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Тема предательства. Алма-атинские реалии в произведениях писателя.


Художественная публицистика (углубление).

1


61

РР: Классное сочинение по теме «Антисталинская проза»


1


62

Литературный андеграунд (обзор): А. Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д. Пригова, Л. Рубинштейна, О. Седаковой, Е. Шварц, И. Бродского и др. Чистое искусство как форма диссидентства. Приемы соцарта – разрушение языка официальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания в поэзии. Поэзия, «очищенная» от социально-морально-религиозных заданий, поэтика «чистого письма».

Литературный андеграунд

Соцарт. Литературная маска. Неофициальная литература. Массовая культура. Поэтика абсурда.

1


63

Литература русского зарубежья. Третья волна: В. Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина»; В. Аксенов. «Остров Крым»; Саша Соколов. «Школа для дураков»; поэзия Н. Коржавина, А. Галича и др. (обзор). Неприятие советской власти и советского государства. Основные темы и мотивы. Обращение к постмодернизму, соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы (Ф. Кафка, Э. Хэмингуэй, Э.М. Ремарк, Г. Маркес). Многожанровость, разностильность эмигрантского творчества: экспериментаторский, подчеркнуто эстетский характер одних произведений и публицистичность, политизированность других.

Третья волна литературы русского зарубежья.

1


64-65

И. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика: «Рождественский романс», «Новые стансы к Августе», «Пророчество», «Anno Domini», «Одиссей Телемаку», «Большая элегия Джону Донну», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Разговор с небожителем», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (по выбору учителя). Отталкивание от социальной поэзии, утверждение эстетических приоритетов. Скрещение модернизма с традициями античной и русской классики. Мотив одиночества, монологическая поэзия с вневременным восприятием действительности: античные и библейские мотивы. Метафизическое мировоззрение: поэт как «средство существования языка». Соотношение эстетики и этики («Нобелевская лекция»). Проблема пространства и времени. Образ автора-персонажа, позиция шута и гения. Усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, высокого и низкого, элитарного и массового, их равенство. Создание текстов из литературы прошлого (Данте, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и др.). Цитатно-пародийный язык, имеющий функцию раскрепощения. Новая функция стихов: прозаизация стиха за счет усложнения строфики, «спотыкающегося» синтаксиса (обилия переносов), удлинения стихотворной строки, дольника, тактовика.

РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: «Я входил вместо дикого зверя в клетку»

Образ автора-персонажа

2



66

С. Довлатов. «Наши» (фрагменты), «Иностранка» (фрагменты). «Авторизованная» проза. Проблема автора и героя, смешение голосов героев и равноправного им голоса автора. «Наши» – традиции и новаторство в «постмодернистской» прозе. Мотивы внутренней и внешней эмиграции. «Иностранка» – Америка как филиал СССР. Эксцентричность, эпатажность, пародийность прозы. Гуманистический пафос. Проблема художественного метода. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы. Эстетизация стиля.

«Авторизованная» проза.

Анекдот

1


67

Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Постмодернизм как новый этап в развитии культуры, как авангардное литературное направление. Черты постмодернизма в культуре и литературе: плюралистический, толерантный тип мышления, фрагментарность (композиционный монтаж), деканонизация, разрушение всех официальных условностей, ирония, смешение жанров, игровое освоение действительности. Особенности литературы русского постмодернизма: авангардность, политизированность, деканонизация эстетики соцреализма. В. Пелевин. «Проблема верволака в средней полосе», «Затворник и шестипалый», «Иван Кублаханов», «Ника» и другие по выбору учителя (обзор). Отрицание реальности жизни как следствие «крушения мира», душевного потрясения людей постсоветского времени. Отражение настроения общества 90-х годов: углубление разочарования, отчаяния, ощущение фантасмагоричности происходящего, связь компьютерной фиктивности с дефективностью современного сознания, его дегуманизация (человек лишь персонаж чьей-то игры). Поиски подлинности, освобождения как отказа от устоявшихся правил игры. Тотальность пародии. Культурные переклички. Поэтика «книжного шлягера», фабульность прозы как следствие коммерциализации искусства.

Постмодернизм.

1


68

Объективная история русской литературы ХХ века, учитывающая эволюцию ее поэтики и прозы.


1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!