СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кальций и его соединения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по химии 

тема :" Кальций и его соединения".

Просмотр содержимого документа
«Кальций и его соединения.»

Тема урока: «Кальций и его соединения».



Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.

  • Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.

  • Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.

Развивающие:

  • Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.

  •  Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.

  • Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру умственного труда.

  • Развивать коммуникативные качества личности

  • Продолжить формирование культуры «химической» речи.





Ход урока





    1. Организационный момент



Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке, и, конечно же, я приятно видеть наших гостей.

Сегодня мы будем говорить об одном из металлов.

II. Мотивация. Актуализация знаний

  • У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?

Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

III. Изучение нового материала

1. Вы находитесь на станции «Визитка химического элемента». Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа. 

Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду.

2 . «Кальций в природе».

Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений.

Старший брат-красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
 строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом?
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
КАК рисует. Посмотри,
Этот CaCO3.

Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла.  Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).

3. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».

Какое положение в периодической системе имеет кальций?

Элемент 4 периода, II А группы. Семейство – щелочноземельные металлы. Порядковый номер 20, в ядре 20 протонов и 20 нейтронов, общее число электронов 20. Электронная формула +20)2)8)8)2.  1s22s22p63s23p64s2. валентные электроны внешнего слоя


Какие физические свойства характерны для металла кальция?

Кальций – металл, серебристо-белый легкий металл (ρ = 1,54 г/см3). Более легко окисляется на воздухе, хранят под слоем керосина.

4. станция: «Природная».

В связи с физическими свойствами как распространен элемент в природе? (В виде соединений).

Найдите формулы?

Известняк, мел, мрамор - ? (СаСО3)

Гипс - ?                                 (CaSO∙ 2H2O)

Доломит - ?                          (СаСО3 ∙ MgCO3)

Флюарит - ?                         (СаF2)    

Кальций – активный металл, реагирует с простыми и сложными веществами.

Согласно схеме запишите уравнения химических реакций (смотри документ)



5.Следующая станция «Соединения кальция».

Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 53 в учебнике).

Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.

Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими  веществами будет реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з).

При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом  кальция (обсуждение по слайду).

В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2 – применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО­ – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.

6 станция: «Соединения».

Важнейшими являются СаО и Са(ОН)2.

СаО – белое тугоплавкое вещество, его еще называют негашеной известью. Получают при обжиге известняка:

                   t 

    СаСО3 = СаО + СО2

Химические свойства:

Закончите уравнения:

СаО + Р2О5 → ?           3СаО + Р2О5 →Са3(РО4)2

СаО + Н2SO4 → ?        CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2О

CaO + H2O → ?            CaO + H2O →  Ca(OH)2





7. Следующая наша остановка «Вот такой он ­­­­­­­­­– кальций»

Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится  в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция  участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем информацию там (стр. 55). На слайдах  учащиеся  рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.

Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция . Здоровый человек должен получать в день 1,5г его. Необходимо напомнить, что кальций усваивается в нашем организме только в присутствии жиров: на каждые 0, 06 г кальция нужно съесть 1г жира. Наибольшее количество кальция содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Продукты питания, содержащие кальций, особенно необходимы детям и женщинам. У детей недостаток кальция в потребляемых им продуктах питания может вызвать нарушения скелетного развития и плохое качество зубов. У взрослых нехватка в организме кальция несет ответственность за возникновение остеопении, или остеопороза. Кроме этого, пониженное содержание кальция связывают с появлением рака толстой кишки и гипертонией.

Сколько кальция необходимо нам ежедневно? Взрослым рекомендуется 1000 мг кальция в день. Такую порцию кальция мы находим в следующем количестве продуктов питания:1 стакан молока + 50-60 г сыра + 1 йогурт. Кроме этого: ешьте почаще рыбу (2 раза в неделю – как минимум);


Поэтесса читает стих о карбонатах (ассистент показывает опыт: дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет).
Са(ОН)+ СО= СаСО3 + Н2О
Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ.
СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2

2Са +О2 =2СаО

Са + Cl2 = СаCl2

Са + S= СаS

3Са + N2 = Са3N2

Са + H2 = СаH2

Са + 2H2O = Са(OH)2 + H2



IV. Подведение итогов уроков.

8. А теперь проверим свои знания на станции «Обобщающая».

Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции.

 Учащиеся выполняют индивидуальный тест и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.

Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя  внимание на основных моментах урока.

9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 12, задача 1, упр.5.

V. Заключение.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!