Тема урока: «Кальций и его соединения».
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке, и, конечно же, я приятно видеть наших гостей.
Сегодня мы будем говорить об одном из металлов.
II. Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Вы находитесь на станции «Визитка химического элемента». Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа.
Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду.
2 . «Кальций в природе».
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений.
Старший брат-красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом?
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
КАК рисует. Посмотри,
Этот CaCO3.
Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).
3. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Какое положение в периодической системе имеет кальций?
Элемент 4 периода, II А группы. Семейство – щелочноземельные металлы. Порядковый номер 20, в ядре 20 протонов и 20 нейтронов, общее число электронов 20. Электронная формула +20)2)8)8)2. 1s22s22p63s23p64s2. валентные электроны внешнего слоя
Какие физические свойства характерны для металла кальция?
Кальций – металл, серебристо-белый легкий металл (ρ = 1,54 г/см3). Более легко окисляется на воздухе, хранят под слоем керосина.
4. станция: «Природная».
В связи с физическими свойствами как распространен элемент в природе? (В виде соединений).
Найдите формулы?
Известняк, мел, мрамор - ? (СаСО3)
Гипс - ? (CaSO4 ∙ 2H2O)
Доломит - ? (СаСО3 ∙ MgCO3)
Флюарит - ? (СаF2)
Кальций – активный металл, реагирует с простыми и сложными веществами.
Согласно схеме запишите уравнения химических реакций (смотри документ)
5.Следующая станция «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 53 в учебнике).
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими веществами будет реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з).
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2 – применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
6 станция: «Соединения».
Важнейшими являются СаО и Са(ОН)2.
СаО – белое тугоплавкое вещество, его еще называют негашеной известью. Получают при обжиге известняка:
t
СаСО3 = СаО + СО2↑
Химические свойства:
Закончите уравнения:
СаО + Р2О5 → ? 3СаО + Р2О5 →Са3(РО4)2
СаО + Н2SO4 → ? CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2О
CaO + H2O → ? CaO + H2O → Ca(OH)2
7. Следующая наша остановка «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем информацию там (стр. 55). На слайдах учащиеся рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция . Здоровый человек должен получать в день 1,5г его. Необходимо напомнить, что кальций усваивается в нашем организме только в присутствии жиров: на каждые 0, 06 г кальция нужно съесть 1г жира. Наибольшее количество кальция содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Продукты питания, содержащие кальций, особенно необходимы детям и женщинам. У детей недостаток кальция в потребляемых им продуктах питания может вызвать нарушения скелетного развития и плохое качество зубов. У взрослых нехватка в организме кальция несет ответственность за возникновение остеопении, или остеопороза. Кроме этого, пониженное содержание кальция связывают с появлением рака толстой кишки и гипертонией.
Сколько кальция необходимо нам ежедневно? Взрослым рекомендуется 1000 мг кальция в день. Такую порцию кальция мы находим в следующем количестве продуктов питания:1 стакан молока + 50-60 г сыра + 1 йогурт. Кроме этого: ешьте почаще рыбу (2 раза в неделю – как минимум);
Поэтесса читает стих о карбонатах (ассистент показывает опыт: дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет).
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ.
СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2
2Са +О2 =2СаО
Са + Cl2 = СаCl2
Са + S= СаS
3Са + N2 = Са3N2
Са + H2 = СаH2
Са + 2H2O = Са(OH)2 + H2
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции.
Учащиеся выполняют индивидуальный тест и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя внимание на основных моментах урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 12, задача 1, упр.5.
V. Заключение.