Просмотр содержимого документа
«" Капитанская дочка" 1 урок»
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.
МАОУ гимназия 4 Хабаровск 8 класс Буяло Ю.Ю.
Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны. Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.
30 годы для творчества А.С.Пушкина : - вопросы о причинах волнений - о взаимоотношениях государственной власти и народа - помещиков и крестьян -о движущих силах истории.
Тема крестьянской революции
“ Истории села Горюхина”
“ Дубровский”
“ Капитанская дочка”
Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта
“ Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.
Композиция романа.
- Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”
- Что дает сделать такой замысел автора?
- 1–5 главы – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания. 6–12 главы – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”. 13–14 – развернутый эпилог.
Две сюжетных линии « Капитанской дочки»
ИСТОРИЧЕСКАЯ
ЛЮБОВНАЯ
- два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной
- Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.
Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:
- Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева?
- Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? ( Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию. )
- Как смотрит на военную службу старик Гринев? ( Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры. )
- Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши?
- Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга?
- Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?
Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:
- О Пугачеве.
- В каких чертах дан портрет вожатого?
- Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
- Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
- В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться?
- О Гриневе.
- В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера?
- Какую роль в романе играет картина бурана?
Эпизод “Сон Гринева”.
- Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному
ВЫВОДЫ
- Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.
- Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- ГЛ. 3-5 Выписать детали облик Белогорской крепости .
- Роль эпиграфа « Старинные люди, мой батюшка»
- цитатный план главы «Поединок»
- Устный рассказ о Швабрине ( внешность, отношение к семье Мироновых,к Гриневу)
- Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?
- Роль эпиграфа к гл. « Любовь»
- Почему родители Гринева отказали в благословении на брак с Машей?
- Групповая работа ( образ Швабрина) Главы III и IV( 1 группа) Главы VII, IX, X. ( 2 группа) Главы XII, XIV.( 3 группа)