СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Капитанская дочка" 1 урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок- презентация " Капитанская дочка" 1 урок 8 класс

Просмотр содержимого документа
«" Капитанская дочка" 1 урок»

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.  МАОУ гимназия 4 Хабаровск 8 класс Буяло Ю.Ю.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

МАОУ гимназия 4 Хабаровск 8 класс Буяло Ю.Ю.

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.  Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны. Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

 30 годы для творчества А.С.Пушкина :  - вопросы о причинах волнений  - о взаимоотношениях государственной власти и народа  - помещиков и крестьян  -о движущих силах истории. Тема крестьянской революции “ Истории села Горюхина” “ Дубровский” “ Капитанская дочка”

30 годы для творчества А.С.Пушкина : - вопросы о причинах волнений - о взаимоотношениях государственной власти и народа - помещиков и крестьян -о движущих силах истории.

Тема крестьянской революции

“ Истории села Горюхина”

“ Дубровский”

“ Капитанская дочка”

Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта

Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта

“ Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

“ Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Композиция романа.   Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”  Что дает сделать такой замысел автора? 1–5 главы  – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания.  6–12 главы  – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”.  13–14  – развернутый эпилог.

Композиция романа.

  • Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”
  • Что дает сделать такой замысел автора?
  • 1–5 главы  – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания. 6–12 главы  – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”. 13–14  – развернутый эпилог.
Две сюжетных линии « Капитанской дочки» ИСТОРИЧЕСКАЯ  ЛЮБОВНАЯ два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Две сюжетных линии « Капитанской дочки»

ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЛЮБОВНАЯ

  • два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной
  • Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.
Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:   Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева? Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? ( Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию. ) Как смотрит на военную службу старик Гринев? ( Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры. ) Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши? Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга? Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?

Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:

  • Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева?
  • Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? ( Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию. )
  • Как смотрит на военную службу старик Гринев? ( Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры. )
  • Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши?
  • Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга?
  • Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?
Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:   О Пугачеве. В каких чертах дан портрет вожатого? Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера? Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый? В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться? О Гриневе. В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера? Какую роль в романе играет картина бурана?

Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:

  • О Пугачеве.
  • В каких чертах дан портрет вожатого?
  • Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
  • Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
  • В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться?
  • О Гриневе.
  • В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера?
  • Какую роль в романе играет картина бурана?
Эпизод “Сон Гринева”.   Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному

Эпизод “Сон Гринева”.

  • Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному
ВЫВОДЫ Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции. Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.

ВЫВОДЫ

  • Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.
  • Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ГЛ. 3-5 Выписать детали облик Белогорской крепости .  Роль эпиграфа « Старинные люди, мой батюшка» цитатный план главы «Поединок»  Устный рассказ о Швабрине ( внешность, отношение к семье Мироновых,к Гриневу) Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?  Роль эпиграфа к гл. « Любовь»  Почему родители Гринева отказали в благословении на брак с Машей?  Групповая работа ( образ Швабрина) Главы III и IV( 1 группа) Главы VII, IX, X. ( 2 группа) Главы XII, XIV.( 3 группа)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • ГЛ. 3-5 Выписать детали облик Белогорской крепости .
  • Роль эпиграфа « Старинные люди, мой батюшка»
  • цитатный план главы «Поединок»
  • Устный рассказ о Швабрине ( внешность, отношение к семье Мироновых,к Гриневу)
  • Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?
  • Роль эпиграфа к гл. « Любовь»
  • Почему родители Гринева отказали в благословении на брак с Машей?
  • Групповая работа ( образ Швабрина) Главы III и IV( 1 группа) Главы VII, IX, X. ( 2 группа) Главы XII, XIV.( 3 группа)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!