Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой .
МАОУ ГИМНАЗИЯ №4 Хабаровск-2020
составитель: Буяло Ю.Ю. ( учитель русского языка и литературы)
БЕСЕДА
- Каково первое впечатление Гринёва о семье капитана Миронова
- (глава III)?
- — Какие черты Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны автор делает
- главными?
- — Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?
- — Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»?
- Приведите примеры её смелости и решительности.
- — Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцёв (глава VI)?
Анализ эпизода « Гибель капитана МИронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов «…добрый поручик повис подле своего старого начальника» и со слов «В эту минуту раздался женский крик» до конца главы VII
беседа
- — Как приняли смерть капитан Миронов и его жена?
- — Какие нравственные качества героев проявились в сценах их
гибели?
- — Как взаимосвязаны герои и события эпизодов?
- — Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах
изобразительно-выразительных средств языка?
- — Каков эмоциональный пафос эпизодов?
- — В чём особенности мастерства Пушкина и его писательского
стиля в изображении гибели героев?
Групповая работа :
Группа 1. Главы III—IV. Каково происхождение и социальное
положение Маши Мироновой? Что нам известно о её прошлом?
С какой целью автор даёт первую характеристику Маши словами Швабрина? Прокомментируйте первый портрет Маши Как он связан с её внутренним состоянием? Почему Маша воспринимает слова матери о своём будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринёва, по другим причинам?
Какую оценку даёт Маше Гринёв (глава IV)? Как характеризует Машу её оценка, данная Швабрину?
Групповая работа :
Группа 2 . Главы V—VI. Каково отношение автора к искренности
и естественности Маши? Почему Маша не соглашается стать
женой Гринёва без согласия его родителей (глава V)?
Как ведёт
себя Маша в сцене прощания с Гринёвым (глава VI)?
Как меняется
и как характеризует Машу её речь?
Групповая работа :
Группа 3 . Главы X, XII, XIII. Как характеризует Машу её
письмо к Гринёву (глава X)? Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина
(глава XII). Как этот портрет соотносится с её внутренним состоянием?
Какова динамика портрета героини в главе XII?
Какие черты героини проявляются в её разговоре с Гринёвым об отъезде
к его родителям? Какую оценку даёт
Какую оценку даёт Маше Савельич (глава XIII)?
Как изменяется, развивается характер Маши? *Докажите, что
образ Маши отвечает принципам реализма
Групповая работа :
Группа 4. Глава XIV. Как оценили Машу родители Гринёва?
Какие черты появляются в образе Маши в XIV главе?
Как её характеризует решение ехать в Петербург? Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды».
Как характеризует Машу её разговор с Екатериной II?
В чём проявилась её решимость и цельность характера? С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым? Докажите,что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.
Художественный смысл образа императрицы
Примерный план анализа эпизода :
1. События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий.
*Смысловая роль художественного времени и пространства
эпизода.
2. Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла
эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши?
Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета,
интонации речи, авторские ремарки.
3. Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики
Подтекст диалога.
4. Эмоциональный пафос эпизода. *Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.
5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Героини
эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная» композиция.
6. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и
идейно-эстетических взглядов писателя. Черты реализма в эпизоде
7. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.
8. Художественный смысл образа императрицы.
Домашнее задание
Характеристика Маши Мироновой ( письменно)
или письменно ответить:
Почему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир
автора? Образ Пугачева ( Групповое задание: Главы II, VI- 1группа
Главы VII, VIII- 2 группа
Главы IX, XI- 3 группа
Главы XII, XIII- 4 группа