СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Капитанская дочка" урок- презентация " Образ Маши Мироновой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Капитанская дочка" урок- презентация " Образ Маши Мироновой"

Просмотр содержимого документа
«" Капитанская дочка" урок- презентация " Образ Маши Мироновой"»

 Повесть «Капитанская дочка»  Образ Маши Мироновой .  МАОУ ГИМНАЗИЯ №4 Хабаровск-2020  составитель: Буяло Ю.Ю. ( учитель русского языка и литературы)

Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой .

МАОУ ГИМНАЗИЯ №4 Хабаровск-2020

составитель: Буяло Ю.Ю. ( учитель русского языка и литературы)

 БЕСЕДА Каково первое впечатление Гринёва о семье капитана Миронова (глава III)? — Какие черты Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны автор делает главными? — Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим? — Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»? Приведите примеры её смелости и решительности. — Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцёв (глава VI)?

БЕСЕДА

  • Каково первое впечатление Гринёва о семье капитана Миронова
  • (глава III)?
  • — Какие черты Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны автор делает
  • главными?
  • — Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?
  • — Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»?
  • Приведите примеры её смелости и решительности.
  • — Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцёв (глава VI)?
Анализ эпизода  « Гибель капитана МИронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала  глубокая тишина» до слов «…добрый поручик повис подле своего  старого начальника» и со слов  «В эту минуту раздался женский  крик» до конца главы VII

Анализ эпизода « Гибель капитана МИронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов «…добрый поручик повис подле своего старого начальника» и со слов «В эту минуту раздался женский крик» до конца главы VII

беседа — Как приняли смерть капитан Миронов и его жена? — Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели? — Как взаимосвязаны герои и события эпизодов? — Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах изобразительно-выразительных средств языка? — Каков эмоциональный пафос эпизодов? — В чём особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев?

беседа

  • — Как приняли смерть капитан Миронов и его жена?
  • — Какие нравственные качества героев проявились в сценах их

гибели?

  • — Как взаимосвязаны герои и события эпизодов?
  • — Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах

изобразительно-выразительных средств языка?

  • — Каков эмоциональный пафос эпизодов?
  • — В чём особенности мастерства Пушкина и его писательского

стиля в изображении гибели героев?

Групповая работа : Группа 1.  Главы III—IV. Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой? Что нам известно о её прошлом? С какой целью автор даёт первую характеристику Маши словами Швабрина? Прокомментируйте первый портрет Маши Как он связан с её внутренним состоянием? Почему Маша воспринимает слова матери о своём будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринёва, по другим причинам? Какую оценку даёт Маше Гринёв (глава IV)? Как характеризует Машу её оценка, данная Швабрину?

Групповая работа :

Группа 1. Главы III—IV. Каково происхождение и социальное

положение Маши Мироновой? Что нам известно о её прошлом?

С какой целью автор даёт первую характеристику Маши словами Швабрина? Прокомментируйте первый портрет Маши Как он связан с её внутренним состоянием? Почему Маша воспринимает слова матери о своём будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринёва, по другим причинам?

Какую оценку даёт Маше Гринёв (глава IV)? Как характеризует Машу её оценка, данная Швабрину?

Групповая работа : Группа 2 . Главы V—VI. Каково отношение автора к искренности  и естественности Маши? Почему Маша не соглашается стать женой Гринёва без согласия его родителей (глава V)?  Как ведёт себя Маша в сцене прощания с Гринёвым (глава VI)? Как меняется  и как характеризует Машу её речь?

Групповая работа :

Группа 2 . Главы V—VI. Каково отношение автора к искренности

и естественности Маши? Почему Маша не соглашается стать

женой Гринёва без согласия его родителей (глава V)?

Как ведёт

себя Маша в сцене прощания с Гринёвым (глава VI)?

Как меняется

и как характеризует Машу её речь?

Групповая работа : Группа 3 . Главы X, XII, XIII. Как характеризует Машу её письмо к Гринёву (глава X)? Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина (глава XII). Как этот портрет соотносится с её внутренним состоянием? Какова динамика портрета героини в главе XII?  Какие черты героини проявляются в её разговоре с Гринёвым об отъезде к его родителям? Какую оценку даёт Какую оценку даёт Маше Савельич (глава XIII)? Как изменяется, развивается характер Маши? *Докажите, что образ Маши отвечает принципам реализма

Групповая работа :

Группа 3 . Главы X, XII, XIII. Как характеризует Машу её

письмо к Гринёву (глава X)? Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина

(глава XII). Как этот портрет соотносится с её внутренним состоянием?

Какова динамика портрета героини в главе XII?

Какие черты героини проявляются в её разговоре с Гринёвым об отъезде

к его родителям? Какую оценку даёт

Какую оценку даёт Маше Савельич (глава XIII)?

Как изменяется, развивается характер Маши? *Докажите, что

образ Маши отвечает принципам реализма

Групповая работа : Группа 4. Глава XIV. Как оценили Машу родители Гринёва? Какие черты появляются в образе Маши в XIV главе?  Как её характеризует решение ехать в Петербург? Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды».  Как характеризует Машу её разговор с Екатериной II?  В чём проявилась её решимость и цельность характера? С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым? Докажите,что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.

Групповая работа :

Группа 4. Глава XIV. Как оценили Машу родители Гринёва?

Какие черты появляются в образе Маши в XIV главе?

Как её характеризует решение ехать в Петербург? Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды».

Как характеризует Машу её разговор с Екатериной II?

В чём проявилась её решимость и цельность характера? С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым? Докажите,что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.

Художественный смысл образа императрицы Примерный план анализа эпизода : 1. События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий. *Смысловая роль художественного времени и пространства эпизода.  2. Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши?  Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета, интонации речи, авторские ремарки. 3. Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики Подтекст диалога. 4. Эмоциональный пафос эпизода. *Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге. 5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Героини эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная» композиция. 6. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя. Черты реализма в эпизоде 7. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа. 8. Художественный смысл образа императрицы.

Художественный смысл образа императрицы

Примерный план анализа эпизода :

1. События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий.

*Смысловая роль художественного времени и пространства

эпизода.

2. Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла

эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши?

Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета,

интонации речи, авторские ремарки.

3. Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики

Подтекст диалога.

4. Эмоциональный пафос эпизода. *Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Героини

эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная» композиция.

6. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и

идейно-эстетических взглядов писателя. Черты реализма в эпизоде

7. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.

8. Художественный смысл образа императрицы.

Домашнее задание Характеристика Маши Мироновой ( письменно) или письменно ответить: Почему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир автора? Образ Пугачева ( Групповое задание: Главы II, VI- 1группа Главы VII, VIII- 2 группа  Главы IX, XI- 3 группа Главы XII, XIII- 4 группа

Домашнее задание

Характеристика Маши Мироновой ( письменно)

или письменно ответить:

Почему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир

автора? Образ Пугачева ( Групповое задание: Главы II, VI- 1группа

Главы VII, VIII- 2 группа

Главы IX, XI- 3 группа

Главы XII, XIII- 4 группа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!