СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Карнавал животных"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать  у  учеников  умение  слушать  и  слышать  музыку,различать  её  изобразительный  характер,средства  музыкальной  выразительности.

Просмотр содержимого документа
«"Карнавал животных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Железнодорожненская СОШ Бахчисарайский район Республика Крым



Урок музыки:

«Карнавал животных»

К. Сен-Санса»

для детей 1 класса.









Подготовила:

Учитель музыки

Герус.И.В.














-2018-

Пояснительная записка.



Главная цель: Развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки.


Задачи:

- Развивать умение слушать и слышать музыку, различать её изобразительный характер, средства музыкальной выразительности;

- закрепить знания о творчестве композитора К. Сен-Санса, о струнных музыкальных инструментах;

- развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения,

интерес к музыкально-игровой деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, внимание, память;

 - формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;

- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки,

воспитывать слушательскую культуру детей.


Используемые технологии:

развивающие,информационно–коммуникационные,личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.


Предварительная работа:

- знакомство с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- прослушивание произведений К. Сен-Санса: «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш льва», «Слон».

- знакомство с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра;

- знакомство с игрой «Царь зверей,

-заучивание с ребенком стихотворения «Лев» Б.Хилэр.


Материалы и оборудование :

- интерактивная доска, ноутбук, презентация, музыкальный центр, мольберт;

- пригласительный билет, портрет композиторов Г. Свиридова, К. Сен-Санса;

- записи музыкальных произведений Г, Свиридова «Дождик», К. Сен-Санса «Кенгуру», «Лебедь», «Слон», «Королевский марш льва», «Финал».

- изображения музыкальных инструментов (скрипка, альт, фортепиано, виолончель, контрабас),

- маска-шапочка Льва, игрушка для игры.

- медали – подарки.





Слайд №1 (Титульный)

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.


Учитель :Посмотрим друг на друга, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

Учитель: -Здравствуйте, дети!

Ученики пропевают: «Здравствуйте учитель»

Учитель: Ребята, давайте прислушаемся и скажем, какой звук мы сейчас услышим? (Специально созданный за дверью стук, звон) (Ответы детей)

Правильно, это звуки шумовые.

А какие звуки вы услышите сейчас? (включаю запись пения птиц, шум моря, раскаты грома.) Какие это звуки? (Природные) Целый океан природных звуков окружает нас.И все это может передать музыка, и мы, слушатели, можем это представить.Хотите послушать, как музыка изображает природные явления?(Ответы детей)

(На мольберте появляется портрет композитора Г. В. Свиридова).

Угадайте, что изобразил русский композитор Г.В.Свиридов в своём произведении?

Прослушивание произведения«Дождик» Г .Свиридова

Ученики: Слышно, будто дождик идёт.

Учитель.: Какой дождик нарисовал композитор с помощью музыки? (Веселый, игривый). А он не менялся? Всегда был звонким, шаловливым?

(Дождик разный: редкий и частый, слабый и сильный, озорной и добрый).

Какие средства музыкальной выразительности использовал Г. Свиридов, чтобы изобразить дождь? (Короткие, высокие звуки, музыка очень быстрая, в середине громкая и немного медленная, звонкая, радостная. Дождик не долгий – быстро закончился).

А как вы думаете, ребята, можно ли в музыке передать движение и характер животных и птиц? (Ответ.) Конечно, можно, только это очень не просто и удаётся не каждому композитору.

Ребята, помогите мне вспомнить, у какого композитора есть музыка с названием «Карнавал животных»? (У Камиля Сен – Санса)

(На мольберте появляется портрет композитора К. Сен-Санса).

А каких животных композитор рисует с помощью музыкальных звуков? (Лев, куры и петухи, антилопы, черепахи, кенгуру, слон, длинноухие персонажи, морские жители, кукушка, лебедь).


У каждого животного – своя музыка, но они объединены одной темой – карнавал. Такое музыкальное произведение называется сюитой.

А где в жизни вы встречаетесь с музыкальными звуками?(В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне)

Учитель :Правильно, молодцы! Ребята, каждая встреча с музыкой – это что-то чудесное и необычное. И сегодня тоже нас ждет интересное путешествие.

Посмотрите(показывает пригласительный билет), это - приглашение на карнавал животных. А прислали его нам животные, которые будут принимать участие в нем.

Кто знает, что такое карнавал? (Карнавал – это веселый праздник, маскарад, где все наряжены в костюмы, маски)

А вы хотели бы отправиться на карнавал? Я тоже очень хочу! Тогда – отправляемся! Как мы можем туда попасть? (Ответы)

Произнесём волшебные слова и окажемся на весёлом празднике.

Крибле, крабле, бумс…..Вот мы и на празднике!


  1. Формирование внутренней мотивации

УчительОй, ребята, кто это нас встречает! (Ответы детей)

Слайд № 2 (Колдунья)

 (запись голоса)Ха-ха-ха! Явились…! На праздник захотели?. А меня не пригласили!!! Вотя и заколдовала всех героев карнавала и теперь никто не сможетих увидеть. А это шествие так красиво и зрелищно: яркие краски, весёлая музыка!.... И никто вам не поможет, потому что расколдовать волшебные картины можно, если только любишь и понимаешь музыку... Но вам это не удастся….Ха-ха-ха!

  1. Планирование деятельности учениками

Учитель: Ой, ребята! С героями карнавала произошла беда. Что же делать? (Ответы детей).

Как же мы сможем им помочь? (Ответы детей).

А вы хотите им помочь? Как вы думаете, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

На карнавале всегда звучит музыка. Колдунья заколдовала животных, но музыка же должна остаться….Поищем музыку…


Слайд №3 (Пустой, значки – динамики вставленной музыки)

(находим на слайде только значки – динамики от музыки)
Учитель: Как вы думаете, для чего этот значок? Музыка нам сможет помочь? (Если мы на него нажмём, зазвучит музыка).

Как узнаем, какое животное спрятала колдунья? (Включим его и прослушаем)

Правильно, нужно внимательно прослушать музыкальное произведение, узнать его, тогда на экране появится изображение того животного, о ком рассказала музыка.

  1. Реализация замысла учеников

Садитесь поудобнее и внимательно слушайте, кого изображает музыка?(ученик нажимает на изображение динамика)


Прослушивание фрагмента «Кенгуру» К. Сен-Санса


Учитель: Ребята, догадались, кто идёт первым в карнавальном шествии?

(Кенгуру) Правильно, ребята!(ребенок щелчком проявляет изображение кенгуру) Благодаря вам совершилось чудо, появилось изображение!

А как рисует музыка образ Кенгуру? (Музыка отрывистая, быстрая, осторожная, изящная, грациозная, легкая)

Да, кенгуру, передвигается изящными грациозными прыжками, осторожно озираясь по сторонам. На каком инструменте было исполнено это произведение? (На фортепиано)(На мольберте – изображение фортепиано)

Ребята, вы обратили внимание, музыка всегда изображала прыжки кенгуру, или животное иногда останавливалось? (Кунгуру останавливался)

Как звучала музыка, когда кенгуру останавливался? (Неторопливо, спокойно, тихо).

Ребята, музыка подсказала нам, кто изображен первый в карнавальном шествии. послушаем следующее музыкальное произведение.

(ребенок нажимает на динамик)

Прослушивание фрагмента «Лебедь» К. Сен-Санса


Учитель: Ребята, как называется это произведение? (Это произведение называется «Лебедь»).Если мы правильно отгадали, то сейчас появится еще один герой нашего карнавала!  (Ребенок щелчком проявляет изображение. На экране появляется лебедь)

Молодцы, а как звучала музыка, в каком настроении? (Музыка звучала спокойно, величественно, неторопливо, плавно, задумчиво)

Какие инструменты исполняют это произведение?

(Фортепиано и виолончель)

(На мольберте – картина с изображением виолончели)

Этот инструмент похож на скрипку, но по размеру - намного больше. Какие вы знаете еще инструменты, которые по форме похожи на скрипку и виолончель?(Альт, контрабас).

(На мольберте – изображения альта и контрабаса).

В состав какого оркестра входят эти инструменты?(В состав симфонического оркестра)

Ребята, вы такие догадливые и внимательные!

Сейчас мы послушаем это произведение еще раз, а каждый из вас представит себя настоящим лебедем и попробует передать плавные и величественные движения этой прекрасной птицы.

Учитель : Ребята, нам же ещё надо помочь животным, выступающим на карнавале? Давайте послушаем, о ком расскажет нам следующая музыка.(ребенок нажимает на значок - динамик)

Звучит «Королевский марш льва» К. Сен-Санса

Ученики : Это лев.

Учитель:А как вы догадались? (Ответы детей)

Давайте проверим! (при щелчке появляется изображение льва).  

Посмотрите, ребята, какой важный и грозный лев. Какой характер у этой музыки? (Царственный, торжественный, важный)

 Что делает лев под музыку? (Торжественно шагает)

Да, музыка передает горделивую царственную походку льва. В каком жанре написана эта пьеса: песня, танец, или марш?(Марш)

А что прерывает марш? (Рычание льва)

Царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех зверей.Кто знает стихотворение про льва?

«Лев»

Отважен, строен и силен,

Живет в пустыне Лев.

У льва большая голова

И очень страшный зев.

Он может когти обнажать

И грозно, грозно зарычать.

(БеллокХилэр)

Ребята, хотите поиграть в игру?

Игра на развитие слухового внимания «Царь зверей»

Описание игры:

Ученики встают в круг. Выбирается ведущий, ему надевается маска льва. Выходит за круг, поворачивается спиной к кругу. Дети передают по кругу игрушку (небольшого размера, при этом произносят следующие слова:
Лев, конечно, - это царь

И зверей он государь:

Грива царская и рык.

К уважению привык.

Его главная забота –

Это царская охота.

Все ученики сжимают кулачки, руки за спиной.

Ребенок-ведущий заходит в круг. Ходит рядом с детьми внутри круга. Ученики при этом рычат. Если ведущий подходит близко к ребенку, у которая игрушка, то дети рычат громче, если отходят далеко, то рычат тише. Игра заканчивается, когда игрушка найдена.


Учитель: Ребята, вот сколько героев карнавала мы уже спасли. А вы хотите узнать, кто ещё выступает на карнавале? Тогда послушаем, о ком расскажет нам музыка. (ребенок нажимает на значок - динамик)

Звучит фрагмент пьесы "Слон"К. Сен-Санса


Учитель: Узнали? (Слон) Ребята, проверим, правильно мы угадали?

(при щелчке появляется изображение слона на экране)

Что мы можем рассказать про эту музыку? (Эту музыку слушаем с улыбкой - тяжелый, неповоротливый слон со своей слонихой танцуют вальс. Очень неуклюжий, медленный и смешной получается у слонов танец)

Какой же инструмент изображает слонов? (Вальс исполняет самый большой струнный музыкальный инструмент – контрабас) Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс.

Ребята, умеете танцевать вальс? Что значит «вальс» и как он танцуется? (Означает «кружение» и танцуют его пары – дамы и кавалеры)

Хотите потанцевать вальс?

Повторно звучит отрывок пьесы "Слон"К. Сен-Санса

Ученики под музыку импровизируют. После танцевальной импровизации отметить наиболее удавшиеся образы.

Учитель: Ребята, посмотрите, теперь видны все участники карнавала! Какие они красивые, весёлые, нарядные! Хотите присоединиться к ним и под финальную музыку Сен-Санса прошагать вместе на этом замечательном карнавале? Тогда – вперёд!

Слайд № 4 ( Карнавальное шествие животных)

Звучит «Финал» К. Сен-Санса


(ученики импровизируют шествие различных персонажей по своему желанию)

Слайд № 5 (Колдунья) (звучит запись её голоса):

Ну что ж, ваши знания рассеяли мои чары! Я вижу, что вы любители музыки - отгадали всё! За это я хочу подарить вам медали с изображением животных. Это вам награда за то, что вы любите и понимаете язык музыки. До свидания!


Рефлексия:


Учитель: Ребята, кому мы сегодня помогали? (Ответы детей)

У нас всё получилось? Мы смогли помочь животным? (Ответы детей)

Какое животное вам легче всего было угадать? (Ответы детей)

Какое из этих произведений было самым добрым?

Какое было самым загадочным? Какое было самым суровым?

Какое произведение вам понравилось больше всего? Какое запомнилось? Какое хотели бы послушать ещё раз? Что нового узнали? (Ответы детей)

Чем поделитесь с друзьями?

Учитель.:Ребята, я вас всех благодарю за помощь животным. Предлагаю вам самим выбрать медали на память о сегодняшнем занятиис изображением того животного, кто вам больше понравился. И если увас появится желание в свободное время выразить свои впечатления в рисунках и изобразить тех животных, о которых нам рассказала музыка композитора Сен-Санса, то мы из них сделаем выставку, которую так и назовем: “Карнавал животных”.


До свидания! (пропевает учитель, ученики повторяют)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!