СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картины исторические и бытовые

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картины исторические и бытовые»

Уроки 31–32. Картины исторические и бытовые

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с историческим и бытовым жанрами изобразительного искусства; учить различать картины этих жанров среди других; выполнять рисунок на заданную тему; составлять самостоятельно композицию, совершенствовать навыки работы с различными художественными материалами; развивать умение анализировать, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с жанрами изобразительного искусства (историческим, бытовым). Научатся определять картины исторические и бытовые среди других, создавать композицию на заданную тему.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Исторические картины, бытовые картины

Образовательные
ресурсы

Исторический жанр. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80

Бытовой жанр. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FB%F2%EE%E2%EE%E9_%E6%E0%ED%F0

Описание картины Т. Н. Яблонской «Утро». Конкурсное сочинение. – Режим доступа : http://www.s-cool.ru/article689.html


Окончание табл.


Сочинение-описание картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». – Режим доступа : http://www.sch1262.ru/words/index_letter_3.htm

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка

Оборудование

Учебник, альбом, краски, кисти, стакан с водой, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

На доске развешаны картины разных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж, исторические, бытовые).

– Перед вами картины разных жанров. Назовите их.

– Несколько картин относятся к жанрам изобразительного искусства, которые неизвестны вам. Можете ли высказать предположения о названии этих жанров?

– Это исторический жанр и бытовой. Познакомимся с ними сегодня на уроке.

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют
мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Сообщение теоретических сведений «Картины исторического
и бытового жанров».

Просмотр мультимедийной презентации

Сопровождает рассказ показом презентации.

(Презентация. Слайды 2–12.)

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, станковая графика. Исторический жанр часто переплетается с бытовым жанром.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура преимущественно небольших размеров. Бытовой жанр возник еще в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках

Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают ил-

люстрации,

анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жанрах изобразительного искусства.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов






Анализ картин исторического
и бытового жанра. Рассматривание произведений живописи

Организует просмотр репродукций, просит назвать жанр, объяснить, почему учащиеся отнесли картину к этому жанру, проанализировать выбранные картины.

– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». На ней изображены девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, – комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они проникают через открытый балкон и окно, освещая девочку и все, что находится в комнате. Комната большая, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью. На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. Наверное, это готовый завтрак. На левый край стола падает яркий солнечный луч. В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка стройная и гибкая. Движения ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьез-

Слушают учителя, одноклассников, анализируют информацию, разгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Рассматривают репродукции

Фронтальная

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии.

Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) приз-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



на и сосредоточена, красиво держит спину. На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Они смяты. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать. На заднем плане картины, у балконной двери, стоит стул со спинкой. На спинке стула висит красный пионерский галстук. Девочка – пионерка. На стуле лежит школьная форма. Далее видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери застеклена. Она, как и окно, имеет овальную форму. Это напоминает окна в старинных зданиях. За балконом, в легкой туманной дымке виднеются высокие здания. Это город. Звуки, запахи



накам; выявлять сходство

и различия объектов



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Скорее всего, это весна. Разглядывая эту

картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня – значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны.

(См. ресурсный материал к уроку.)





III. Творческая практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем делать?»

– Сегодня я вам предлагаю нарисовать какое-либо историческое событие, о котором вы читали, смотрели фильм или слышали в новостях.

– Что можно нарисовать на заданную тему?

– Почему этот сюжет ты относишь к историческому жанру?

Организует анализ образца педагогического рисунка, определение с опорой на него последовательности работы над рисунком

Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности

до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)



Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает учащимся в выполнении задания.

– Выполните рисунок к историческому событию

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять

этапы и оценивать меру ос-

воения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение рисунка на заданную тему

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка
и презентация работ.

Обобщение

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое реше-

Рассматривают выполненные работы, оце-

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных

Оценивание учащихся.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


сведений, оценивание

результатов работы

ние, оригинальность и т. д.)

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

нивают их.

Слушают учителя,
отвечают
на вопросы


критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы


Домашнее задание

Объясняет задание.

Учебник (с. 130–131)

Слушают учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение

Ресурсный материал к уроку

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» относится к историческому жанру. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Действие происходит на одной из московских улиц. На Феодосии Морозовой черные одежды. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Боярыня Морозова не сдается и верна своей вере. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Хоть она и ведет себя очень решительно, но по ее напряженному лицу видно, что ей очень трудно. Ее лицо очень бледно, на нем выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Вокруг саней толпится народ. Кто-то пришел посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует. Например, справа стоят женщины с платками в руках – они плачут, а слева двое мужчин смеются над Феодосией. Юродивый тоже, как и боярыня Морозова, сложил пальцы двоеперстием, как бы обещая ей продолжить ее дело. Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Суриков очень точно передал ощущение движения в картине. Слышится скрип саней, на которых везут раскольницу, свист мальчика, бегущего рядом с санями, рыдания и смех толпы. Черная одежда боярыни Морозовой контрастирует с ее бледным лицом. На картине очень много черного цвета: монашка, выглядывающая из-за спины боярышни, странник, женщина у левого края картины – в каждом из этих образов есть что-то от Морозовой, и цвет помогает Сурикову выразить эту мысль.

Эта картина поражает ощущением упорства и настойчивости. Боярыня Морозова преданна вере, даже в такой трагический момент своей жизни она не сдается, народ в лютый холод вышел из дома и провожает Феодосию, а лошадь упорно везет сани.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!