-
Прочитай.
Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не даёт пух.
Спиши. Подчеркни местоимения и существительные, вместо которых они употреблены.
3. Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.
1)Она, но, глубокая, неширокая;
От дома, река, течёт, недалеко.
2)Журчит, где-то, поблизости, ручей;
Постоянно, куда – то, он, торопится.
4. Прочитай.
Ты по стране идёшь. И нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идёшь. И все свои дороги
Перед тобой раскрыла мать- земля,
Тебе коврами стелются под ноги
Широкие колхозные поля.
Спиши. Подчеркни местоимения. В выделенных словах подчеркни общую для них орфограмму.
5. Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. Прекрасное впечатление.
Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.
… учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .
У … есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
6. Прочитай.
Недавно я взял в библиотеке книгу русских пословиц. Из книги я многое узнал об обычаях нашего народа.
В нашу библиотеку привезли новые книги. Сегодня мы познакомились с новыми книгами.
Саша рассказал нам о возможных полётах человека к далёким звёздам. У Саши хорошая библиотека научной фантастики.
Мы выписываем журнал «Юный натуралист». В журнале много интересных материалов о жизни и природе.
Спиши, заменяя выделенные слова личными местоимениями.
7. Прочитай отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
1)Приплыла к ( он) рыбка, спросила:
«Чего ( ты) надобно, старче?»
2)Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ( он) изба со светёлкой … .
3)Перед ( она) усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
4)На ( он ) прикрикнула старуха,
На конюшню служить ( он) послала.
5)« Как ты смеешь, мужик, спорить со ( я)
Со ( я) , дворянкой столбовою?
8.Спиши, правильно употребляя местоимения.
Об … подвиге узнала вся страна. 2) …. Смех и шутки сразу всем подняли настроение. 3) … дружно подхватили … песню. 4) Мои друзья занимаются в фотокружке. Свои работы … показывали на выставке. 5) Таня и Саша учатся в нашей школе, а … мама работает учительницей физкультуры.
-Запишите местоимения, определите лицо и число.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» - спросил я у друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
9. Спиши предложения, употребляя местоимения в нужной форме.
1)К ( мы) в класс пришёл новый ученик и быстро подружился с … . У … в классе сложился хороший коллектив.
2)Вожатый собирал с ( мы) металлолом. «С (вы) приятно работать, - сказал он. – У ( вы) работа спорится. Мы пришлём к ( вы) ребят перенять опыт».
3)Комсомольцы – наши шефы. Мы с (они) ходим в походы. У ( они) мы научились быстро ставить палатки, разжигать костёр.
10 Подумай и отгадай.
1)Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?
2)Сколько личных местоимений в слове семья?
3)Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог слова –
детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно.
4)Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
5)Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают - мелкая клевета или клеветник.
6)Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
( ямы, семь, якорь, тыква, ябеда, ящик)
- Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните местоимения. Укажите падеж.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё. Но она ещё злее рвала шляпу.
I.Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.
1) « … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на новогодний утренник. Кого … ждёте? Почему … уходят?»
2) « Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую игрушку … делают? Куда … идёшь? Завтра … пойду на ёлку.»
3) Однажды …. шёл по лугу. Ко …. пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно.