Тема: «Ударные и безударные слоги».
Цели: познакомить со случаями, когда ударение не ставится; развивать фонематический слух.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные слоги в словах; работать со словарями; выполнять творческие задания.
Ход урока
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Почему Жук прогнал Паука?
Полз Жук. Глядь - зверь не зверь...
- Ты кто?
- Паук.
- Паук? Кыш!
- Как так — кыш?!
- А вот так: кыш, и всё тут.
Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..
Ну, друг, в чём тут суть?
В чём соль, а?
- Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово паук состоит из двух слогов.)
- А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? Почему? (Нет. В этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)
- В каких ещё словах не ставится ударение?
- Назовите тему урока.
3. Работа по теме урока
Повторение (На доске записаны предложения.)
У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!
- Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)
- Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)
- Поставьте знак ударения над каждым словом. (Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак ударения.)
(На доске записаны предложения.)
В парке я видел белок.
В яйце есть белок и желток.
Варилась уха.
У зайца два уха.
- Прочитайте предложения.
- Расставьте ударения в словах.
- Прочитайте, выделяя ударные слоги.
- Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)
- Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение.)
- Объясните смысл данных слов.
Работа по учебнику. Упр. 8 (с. 42).
- Откройте толковый словарь. Прочитайте значение слов.
- Составьте предложения с этими словами. Упр. 9 (с. 43).
- Прочитайте.
- Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — третий слог.)
- Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — первый слог.)
- Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)
- Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.)
- Выполните задания.
Упр. 10 (с. 43).
- Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.
- Объясните смысл скороговорки.
- Найдите в скороговорке слова, которые одинаково написаны. Объясните смысл этих слов.
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический словарик.)
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
- Что вы знаете об этой птице?
Сорока — птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.
- Объясните значение следующих выражений.
Трещит как сорока. (Говорит быстро и громко.)
Сорока на хвосте принесла. (О неизвестно откуда полученных сведениях.)
- Запишите в тетрадь слово сорока. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-.
- Придумайте предложение с этим словом.
4. Физкультминутка
В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы должны луну достать.
Шесть, семь, восемь.
Девять, десять -
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь —
Чтоб луна светила всем.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 11 (с. 44).
- Прочитайте. О чём говорится в начале сказки?
- А в конце сказки?
- Кто знает эту сказку? Расскажите соседу по парте.
- Кто не знает этой сказки, придумайте сами часть о том, как встретились собака и человек, и расскажите своему товарищу.
Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический словарик.)
- С каким словом из словаря мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)
- Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.
Вот где собака зарыта! (Вот в чём суть дела.)
Собака лает, ветер носит. (Пусть говорят, не нужно обращать внимания.)
С собаками не сыщешь. (Очень трудно найти.)
- Прочитайте слово собака с ударением.
- Сколько слогов в этом слове?
- На какой слог падает ударение?
- Найдите опасное место в этом слове.
- Составьте предложение с этим словом.
- Запишите слово собака в тетрадь. Запомните его написание.
Рефлексия («Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение.)
- Как вы справились с заданием?
- Оцените свою работу на уроке.
7. Подведение итогов урока
- Кому понравился урок?