СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки "Сочетание ча;ща"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

карточки по русскому языку "сочетание ча;ща"

Просмотр содержимого документа
«Карточки "Сочетание ча;ща"»

Тема: «Ударные и безударные слоги».

Цели: познакомить со случаями, когда ударение не ставит­ся; развивать фонематический слух.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные слоги в словах; работать со словарями; выполнять творческие задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Самоопределение к деятельности

Почему Жук прогнал Паука?

Полз Жук. Глядь - зверь не зверь...

- Ты кто?

- Паук.

- Паук? Кыш!

- Как так — кыш?!

- А вот так: кыш, и всё тут.

Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..

Ну, друг, в чём тут суть?

В чём соль, а?

- Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все сло­ва в рассказе состоят из одного слога, а слово паук состоит из двух слогов.)

- А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из од­ного слога? Почему? (Нет. В этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)

- В каких ещё словах не ставится ударение?

- Назовите тему урока.

3. Работа по теме урока

Повторение (На доске записаны предложения.)

У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!

- Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)

- Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

- Поставьте знак ударения над каждым словом. (Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак уда­рения.)

(На доске записаны предложения.)

В парке я видел белок.

В яйце есть белок и желток.

Варилась уха.

У зайца два уха.

- Прочитайте предложения.

- Расставьте ударения в словах.

- Прочитайте, выделяя удар­ные слоги.

- Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)

- Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение.)

- Объясните смысл данных слов.

Работа по учебнику. Упр. 8 (с. 42).

- Откройте толковый словарь. Прочитайте значение слов.

- Составьте предложения с этими словами. Упр. 9 (с. 43).

- Прочитайте.

- Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — тре­тий слог.)

- Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — пер­вый слог.)

- Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)

- Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.)

- Выполните задания.

Упр. 10 (с. 43).

- Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.

- Объясните смысл скороговорки.

- Найдите в скороговорке слова, которые одинаково на­писаны. Объясните смысл этих слов.

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический сло­варик.)

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

- Что вы знаете об этой птице?

Сорока — птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.

- Объясните значение следующих выражений.

Трещит как сорока. (Говорит быстро и громко.)

Сорока на хвосте принесла. (О неизвестно откуда полу­ченных сведениях.)

- Запишите в тетрадь слово сорока. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом сло­ве сочетание -ОРО-.

- Придумайте предложение с этим словом.

4. Физкультминутка

В небе плавает луна,

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь.

Девять, десять -

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь —

Чтоб луна светила всем.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 11 (с. 44).

- Прочитайте. О чём говорится в начале сказки?

- А в конце сказки?

- Кто знает эту сказку? Расскажите соседу по парте.

- Кто не знает этой сказки, придумайте сами часть о том, как встретились собака и человек, и расскажите своему товарищу.

Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический сло­варик.)

- С каким словом из словаря мы познакомимся, вы узнае­те, если отгадаете загадку.

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

- Вспомните, когда так говорят, и объясните значение вы­ражений.

  • Вот где собака зарыта! (Вот в чём суть дела.)

  • Собака лает, ветер носит. (Пусть говорят, не нужно об­ращать внимания.)

  • С собаками не сыщешь. (Очень трудно найти.)

- Прочитайте слово собака с ударением.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Найдите опасное место в этом слове.

- Составьте предложение с этим словом.

- Запишите слово собака в тетрадь. Запомните его напи­сание.

  1. Рефлексия («Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение.)

- Как вы справились с заданием?

- Оцените свою работу на уроке.

7. Подведение итогов урока

- Кому понравился урок?