СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр на развитие общих речевых навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие общих речевых навыков»

Картотека игр на развитие общих речевых навыков


Лексическая тема «Осень»

«Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).


Лексическая тема «Овощи»

«Узнай овощ»

Цель: развитие глубокого вдоха.

Оборудование: блюдо с овощами –лук, чеснок, огурец, укроп.

Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; педагог делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Предварительно педагог показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ.


Лексическая тема "Лес»

«Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход: педагог показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).

Заблудились мы в лесу,

закричали мы «Ау!»

(Сначала громко, потом тихо).


Лексическая тема «Осень, деревья»

«Ветерок»

Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Ход: Дует осенний легкий ветерок:

«У-у-у-у-у» (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер;

«У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

Листочки (пальчики) активно шевелятся.


Осенние листочки на веточках висят,

осенние листочки с нами говорят; «А-o-у-и»


Лексическая тема «Грибы, деревья, осень»


«Найди грибочек»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха.

Ход: На уровне рта ребенка находится картинка с изображением гриба, прикрытая сухим разноцветным осенним листочком. Рассматриваются разноцветные листья деревьев, называют их, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следим, чтобы не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. Обращаем внимание детей, какой грибок нарисован на картинке.


Лексическая тема «Птицы»


«Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.

Ход: (1 вариант) произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Например:сова, снегирь, синица, петух,

ласточка, чиж, скворец, соловей...

Ход: (2 вариант) произнести звукоподражание птиц на одном выдохе.

Например: пипипипипи (птичка), гагага -гусь), кукуку (кукушка), кококо (курица).





Лексическая тема «Профессии»


«Укололи пальчик»


Цель: развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции.

Ход: подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги:

«Ой-ой-ой-ой!»,

А затем предложения:

«Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»

«Уй-уй-уй, ты на пальчик подуй!».


Лексическая тема «Птицы»


Журавли учатся летать”


Цель: воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений

Ход: Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук - выдох.

Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.



Лексическая тема «Птицы»


«Чья птичка дальше улетит?»


Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход: птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)


Лексическая тема «Дикие животные»


Эти разные звери»


Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.

«Ежики принюхиваются»

Ход: дети выполняют характерные движения губами. Ежик пыхтит: «Ф – Ф– Ф».

«Волк воет»

Ход: Логопед предлагает детям произносить громко и тихо звук: у – у - у – у.

(Воет волк в глухом лесу)

«Разговор Лисы и Зайца»

Ход: Логопед предлагает детям повторить фразы:

«Су – зу - су - зу, зу – су – зу – су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За –са –за – са, ты не съешь меня, Лиса?»


Лексическая тема «Зима»


«Вьюга»


Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка «Вьюга».

Ход: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу педагога «Вьюга начинается»

тихо говорят: у-у-у…;

По сигналу «Сильная вьюга»

громко говорят: у-у-у…;

По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.


Лексическая тема «Зима»


«Вьюга»


Цель: Развитие речевого дыхания и голоса

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

(Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».

(Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».

(Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».



Лексическая тема «Зима»


«Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке снежинки из тонкой бумаги

Ход: педагог с детьми рассматривает снежинки, отмечают, какие они красивые.

Дети стоят напротив снежинок.

Педагог: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на снежинки». (Повторяем 3-5 раз).


Лексическая тема «Животные Африки»


«Эти разные звери»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.

«Слон пьёт воду». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз, два, три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).

«Рычание тигра и тигрёнка». Раскатисто произнести звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.


Лексическая тема Посуда, птицы

МАШИНА КАША”

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

(Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

(Разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.

(Сдувают “крошку” с ладошки).

Лексическая тема «Семья»

«Речевая зарядка»


Цель: Развитие речевого дыхания, голоса,темпа.

Ход: Проговаривание чистоговорок.


Папа тут,

Мама там.

Папа, мама

тут и там.


Вот кот,

моет лапу,

моет рот.


Лексическая тема «Посуда»


«Дуем на горячий чай»

Цель: Развитие физиологического дыхания, направленной воздушной струи

Ход:

1.Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

2.Педагог предлагает встать детям около своих стульчиков, раздает им плоскостные изображения чашек с прилепленными к ним кусочками ваты.

По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.



Лексическая тема «Посуда»


Упражнения на развитие дыхания.


Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.


«Пыхтящий чайник»

Ход: Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»


«Пьем коктейль через трубочку».

Ход: (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)







Лексическая тема «Цветы», «Деревья»


«Узнай цветок»

Цель: развитие физиологического дыхания. Развитие обоняния и глубокого вдоха. Закрепление представлений по теме.

Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям (ландыш, бархатцы, сирень.)

Описание игры: Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи)


Лексическая тема «Домашние животные»


«Звукоподражание животным»


Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Изменение голоса по силе и высоте.


Ход: Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)

Теленок: «Му-у-у-у-у».

(Тихо, высоким голосом.)

Кошка: «Мяу-мяу-¬мяу».

(Громко, низким голосом.)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу».

(Тихо, высоким голосом.)


Разговор Теленка и Котенка.

«Му-му¬му»,

«Мяу-мяу¬-мяу»

Лексическая тема «Лето»

«В лесу»

Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Ход: Дует летний тёплый ветерок:

«У-у-у-у-у» (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер;

«У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

Заблудились мы в лесу, ,

закричали мы «Ау!»

(Сначала громко, потом тихо).

Листочки на веточках висят,

Листочки с нами говорят; «А-o-у-и»


Лексическая тема «Лето, цветы»

«Одуванчики»


Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры: Игру проводят на прогулке на воздухе. Когда дети находятся на поляне, педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 - 3 раз.

Лексическая тема «Лето, насекомые»

"Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи.

Автоматизация звука Ж в связном тексте.

Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят: Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога «Солнышко» жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).



Лексическая тема «Домашние птицы»


Птичьи голоса.


Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.

Курица: «Ко-ко-ко-ко».

Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи».

Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах».

Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»




Лексическая тема «Транспорт, космос»


«Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).



Лексическая тема «Транспорт, космос»


«Взлёт ракеты»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.


Лексическая тема Транспорт


«Поезд»


Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Ход: педагог показывает картинку, на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Педагог показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3-5 раз.



Лексическая тема «Транспорт»


Цель: Развитие речевого дыхания и голоса


«Машины»

Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ш-ш-ш.

«Насос»

Произнесение звука с-с-с-с.

«Гудит поезд»

Произнесение слога ту на одном выдохе:

«Ту-ту-ту-ту».

«Сигналит машина»

Произнесение слога на одном выдохе:

«Би-би-би-би».



Лексическая тема «Транспорт»


Игра «Пароходы гудят»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.



Лексическая тема «Бытовые приборы»


«Техника»

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса


Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».


Разговор Холодильника с Миксером:

«Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».


Лексическая тема «Посуда, продукты питания»

Артикуляционные упражнения

Цель: Развитие жевательно – артикуляционных мышц и развитие артикуляционной моторики (губ).

«Жуем твердую морковку» Производить медленные и быстрые движения челюстями.

«Кувшин с узким и широким горлышком» Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой»

«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока» «Чья «чашечка» глубже?» Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

«Самовар» Надувать обе щеки одновременно.

«Острый ножик и глубокий ковшик» Чередование артикуляционной позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

«Чашечка и блюдце на столе»

Чередование позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке»

«Пирожок» Рот открыт. Губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять сверху язык в «трубочку».

«Ручка чайника» Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.



Лексическая тема Школа

«Звонок на урок»


Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят «ДЗИНЬ», выделяя звук «и».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.


Лексическая тема «Зима»


Упражнения на развитие артикуляторных мышц.


Цель: развитие и укрепление артикуляционных мышц.

Для щек и губ:

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

Грустные снеговики весной.

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Для языка:

Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и держать его в таком положении под счёт до 6 – 8.

Санки – ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».



Лексическая тема «Животные Африки»


Упражнения на развитие артикуляторных мышц.


«Слоники» - активизация мышц губ. Вытягивание губ хоботком.

«Бегемот» - широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

«Злой шакал» - чередование «оскал» - раскрыть рот с оскаленными зубами–сомкнуть челюсти–сомкнуть губы.

«Обезьянки» банан за щекой у обезьяны. Надувать по очереди правую и левую щеки.

«Разговор обезьян» поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух,

ох-ох-ох-ох»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!