Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 с. Троицкое»
Учитель – логопед: Сычёва Стелла Ауреловна
Консультация для родителей
Игры и упражнения
для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители для развития связной речи у детей с ОНР.
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Упражнение «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не связанные с общей темой.
Упражнение «Повтори скороговорку»
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Упражнение «Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок, детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Игра «А что было дальше?»
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
— Вдруг слышит
— за кустами что-то шуршит и топает!
— Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
Желаю успехов.
Литература:
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М., 1984.
3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987г.