СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека логопедических игр для автоматизации звука [Р].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие может быть использовано при развитии фонематического слуха дошкольников. Оно помогает уточнить и расширить словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Картотека логопедических игр для автоматизации звука [Р].»



Методическая разработка


Картотека логопедических игр для автоматизации звука [р].




Выполнила:

Учитель – логопед

Кривогузова О.П.






Пояснительная записка


Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом,- одна из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. В норме к пяти годам ребёнок должен чётко произносить все звуки речи родной речи. Своевременное выявление детей с фонетико–фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Нарушения звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Самым трудным и длительным является этап автоматизации звуков языка в самостоятельной речи детей.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создаёт благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.


Педагогическая целесообразность использования пособия предполагает, что оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы но степени усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний можно предложить ребенку составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение, что способствует развитию связной речи и активизации словаря детей.


Цель: автоматизация звука [Р] в речи детей.

Задачи:

1 Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.

2.Формирование потребности в речевом общении.

3.Развитие и уточнение пассивного и активного словаря, коррекция дыхания и голоса.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков:

  • Постановка звука.

  • Постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги: прямые, обратные, интервокальные, со стечением согласных.

  • Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука в начале слов, в середине и в начале.

  • Закреплять навык правильного произношения звука в словах предложений.

  • Дифференциация звуков.

6. Развитие речевого общения и звукового анализа. Основное внимание уделяется работе над звукопроизношением и просодикой.

7. Закрепление умения и навыка правильного звукопроизношения во всех ситуациях общения.

Адресат: дети 5-7 лет.

Планируемые результаты:

  • Автоматизация звука [Р], изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

  • Улучшение координации движений пальцев рук.

  • Активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками во время игр.

  • Использование речи для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания.



Постановка звуков [Р], [Р']


Работа по устранению недостатков произнесения звука [Р] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.

При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

• мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

• голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.

Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений.


Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».



Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.

Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).

Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

 Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.

Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.

Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.

 Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.

Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.

 Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).

Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:

ддда аддд аддда

ддды ыддд ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»).

 При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.

 Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.

После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].

 Для получения звука [Р] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].

При автоматизации звуков [Р], [Р'] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова.
















Игра «СЕТ»

Цель: автоматизировать в речи звук [р], развивать внимательность, сообразительность и умение сопоставлять.

Цель игроков – собирать наборы из трёх карточек: либо одинаковых по одному и только одному признаку, либо разных по каждому из трёх признаков рассмотренных по отдельности. На игровом поле искомые наборы уже нарисованы. Все ряды, столбики и диагонали являются такими наборами. Дети по очереди выкладывают карточки на поле, стараясь заполнить эти линии. Каждая выложенная карточка называется («муравей на мухоморе», «божья коровка за сыроежкой» и т.д.). За каждый собранный набор ребёнок получает победный жетон! Набравший большее количество жетонов считается победителем.

Усложненный вариант игры: В этом варианте участвуют только разрезные карточки, игровое поле не понадобится. На стол выкладываются лицевой стороной вверх 10 карточек. И все игроки начинают пристально на них смотреть... Как только кто-то увидит набор из трёх карт, он кричит: «Набор!» и показывает другим игрокам 3 карты, образующие набор (одинаковые по одному и только одному признаку или разные по каждому из трех признаков рассмотренных по отдельности), забирает эти три карты себе. Из колоды выкладываются три новые карты, чтобы на столе оказалось 10 карт, и игроки снова начинают пристально на них смотреть. Игрок, увидевший больше всех наборов – побеждает.

Игра "Дубль"


Цель: автоматизация звука [р], [р’], [тр], [др], дифференциация звуков [р]-[л].

Развитие зрительного внимания и быстроты реакции.


Игра содержит 31 круглую карту с множеством картинок, по шесть картинок на карте. Каждая карта уникальна, но на каждой паре карт имеется одна (и только одна) общая для этих карт картинка. Именно на поиске этого совпадения и построена настольная игра Дубль. 
Один из вариантов игры: каждый из игроков берёт по одной карте, стопка карт кладётся в центре стола лицевой стороной вверх. Игроки одновременно переворачивают свои карты и сравнивают картинки на своей карте с картинками на верхней карте в центральной стопке. Игрок, который увидел совпадение, называет найденный символ и забирает карту себе. Теперь игроки сравнивают свои карты с новой верхней картой в центре стола.

Победил тот, кто оказался самым быстрым и внимательным и смог собрать у себя больше всего карт. 
Игра хороша тем, что кроме дидактической цели имеет и игровую цель, следовательно очень нравится детям.






Игра «Да-нет»
«Кто спрятал карту?»

Цель: автоматизация звука [р],

развитие логического мышления.

На столе лежат 6 картинок с изображениями короля и 6 картинок с изображениями королевы. Каждый из персонажей чем-нибудь отличается от остальных. Дети закрывают глаза, а водящий в это время прячет маленькую карту под любой картинкой. Открыв глаза по сигналу логопеда, дети поочередно задают водящему вопросы. Водящий может отвечать только «да» или «нет».
-Карту спрятал король?
-Этот король на троне?
-У этого короля есть корона?
-У этого короля в руках есть скипетр?
Внимательно выслушав, все ответы водящего и проанализировав в уме названные им признаки, каждый старается как можно быстрее найти описанную картинку и поставить на нее свой указательный пальчик. Тот, кому удастся правильно сделать это раньше других, становится водящим, и игра повторяется.


«Рома и Ира рыбаки»

- Рыбка у Ромы?

-У Ромы есть ведро?

-В пруду есть рыбка?

-Над Ромой летает воробей?














Игра «Во саду ли, в огороде»


Цель: развитие зрительной памяти, внимания, реакции, автоматизация звуков [р], [р’], активизация словаря по теме «Мир растений».


Ход игры: На столе раскладываются 6 тематических карт, на которых изображены предметы, относящиеся к какому-то виду растений. Белая карта – деревья. Голубая карта: ягоды. Желтая карта – грибы и т.д. Под этими картами по одной выкладываются карты соответствующих цветов, но уже с одним изображённым предметом. Игроки должны запомнить предметы, после чего карты переворачиваются рубашкой вверх.

И начинается игра – ведущий достаёт из колоды карту, называет её и кладёт на стол лицом вверх. Задача участников первым выкрикнуть название того предмета, который относится к тому же виду растений и нарисован на закрытой карте. Тематическая карта легко определяется по цвету. Запомнить 6 карт – тоже реальная задача. И назвать дело нехитрое... Но вот сделать это быстро... Особенно очень быстро... Нужна хорошая тренировка :)
Самый шустрый забирает названную карту себе, а только что открытая карта кладётся на освободившееся место.

Задача: собрать как можно больше карт. Получается быстро, азартно, весело!



Игра «Меморины»

Цель: автоматизация звука [р] в начале слова в открытых и обратных слогах.

Игра "Меморина" представляет собой набор из пар одинаковых карточек, которые перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами "рубашкой" (обратной стороной) вверх. Игроки по очереди открывают по 2 карточки одну за другой, называя их. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок кладет их на прежнее место "рубашкой" вверх и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.










Лото «Выбери картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Автоматизация звуков [тр-др], [р], [р’].

Игра состоит из игрового поля и 48 карточек, которые необходимо перетасовать и раздать поровну всем участникам. Количество участников 4-6 человек.

Играющие раскладывают карточки лицевой стороной вверх. При помощи считалки выбирается тот, кто начинает игру.
Этот участник среди своих карточек ищет картинку, какая есть среди шести картинок на первом квадрате игрового поля. Если такая карточка есть, кладет ее на этот квадрат игрового поля, если нет, играющий пропускает ход, ход переходит следующему участнику. Затем в игру поочередно вступают следующие участники. Если ни у кого из участников не оказывается карточки с нужной картинкой этот квадрат поля пропускается. Двигаться по квадратам игрового поля надо по стрелке. Выигрывает тот, кто первым выложит на игровом поле все свои карточки.






Звук [р’]. Лексический материал: гиря, борец, черепаха, гриб, стрекоза, рюкзак, варенье, черешня, шарик, фонарь, дерево, огурец, кресло, стрела, дверь, моряк, карета, аквариум, курица, орехи, береза, брюки, кастрюля, пряжа, прихватка, поварешка, репка, скрипка, рябина, рис, снегирь, табуретка, ящерица, якорь, подберезовик, тигренок, ларек, матрешка, погремушка, тарелка, варежки, теремок, перец, редиска, ремень, рисунок, шприц, скрепка.

Звук [р]. Лексический материал игры не содержит других звуков позднего отногенеза, кроме звука [p]: радуга, рак, ракета, ракетка, раковина, рама, бурундук, баран, Буратино, барабан, ветер, веер, воробей, вор, ворона, ворота, виноград, гитара, дорога, город, горох, город, корова, корона, актер, доктор, ковер, катер, карты, кенгуру, пирамидка, подарок, конверт, конура, кран, кровать, мухомор, крот, куртка, куры, марка, макароны, папоротник, отвертка, комар, топор, робот, рыба

Звуки [тр-др]. Лексический материал: инструменты, альбатрос, астроном, ведро, драгоценные камни, драка, дракон, дрова, дровосек, дрозд, друзья, завтрак, троллейбус, инспектор, кастрюля, матрешка, метр, остров, палитра, Петрушка, подруги, Страшила, стрекоза, стрела, ядра, ватрушка, пудреница, сестры, страус, строитель, стручок, трава, трап, трон, тропинка, труба, трубач, труба, цилиндр, квадрат, тетрадь, трусы, трюмо, трубочист, люстра, треугольник, трубка, астра.
















Игра «Скоро в школу» Цель: автоматизация звуков [р], [p’]. Развитие словаря по лексической теме «Школа», зрительного внимания.

«Скоро в школу» – игра на наблюдательность, основанная на известном принципе «найди отличия». Перед каждым игроком находится колода карт с одной и той же картинкой. В начале игры одна карта помещается в центр стола в качестве главной. Все игроки одновременно пытаются найти два отличия между главной картой в центре стола и верхней картой своей колоды. Тот, кому удастся быстрее всех найти два отличия, кладёт свою верхнюю карту колоды поверх карты в центре стола – так появляется новая главная карта. Участник, быстрее всех избавившийся от своих карт, побеждает!









Игра «Живые картинки»


Цель: уточнение употребления простых предлогов. автоматизация звука [р] во фразе,

развитие внимания, зрительной памяти.



Ход игры: 4 карточки лежат на столе и по 4 карточки у двух игроков. Один игрок закрывает глаза, другой в это время переворачивает одну из карточек. Открыв глаза первый игрок должен сказать, что изменилось. Если он угадывает, он кладет на стол пятую карточку (из своей стопки), теперь второй игрок закрывает глаза, а первый переворачивает любую карточку уже из 5-ти лежащих на столе. Если игрок не угадал, какую карточку перевернули, то продолжает водить прежний игрок. Карточек на столе с каждый ходом прибавляется. Угадывать все труднее. Выигрывает тот, кто первый выложит на стол все 4 карты.



Список картинок:
Божья коровка на ромашке\божья коровка над ромашкой
Пирамидка в коробке\пирамидка перед коробкой
Король на троне\король рядом с троном
Воробей над березой\воробей под березой
Карандаши в коробке\карандаши рядом с коробкой
Муравей под мухомором\муравей на мухоморе
Грибы в корзинке\грибы перед корзинкой
Корова перед забором\корова за забором
Ворота закрыты/ворота открыты
Грузовик подъехал к светофору\грузовик отъехал от светофора
Кастрюля с крышкой\кастрюля без крышки
Фрукты на тарелке\фрукты перед тарелкой





























Игра «Зоопарк»


Цель : автоматизация звука [р] с словах со стечением согласных, уточнение словаря по теме "Животные"; развитие зрительного внимания.


Игровая цель: собрать как можно больше карточек.


Компоненты игры: 6 карточек-подсказок (на карточке-подсказке изображены 7 животных в воротах зоопарка). 42 карточки с животными (на каждой карточке отсутствует какое-то одно животное)


Количество игроков: 2-6 человека


Ход игры. Карты-подсказки раздаются всем игрокам по одной. Остальные карты кладутся стопкой в центр стола рубашкой вверх. Ведущий поворачивает верхнюю карту, игроки сравнивают изображенных животных на карточке-подсказке и на этой открытой карте. Игрок, первым заметивший и правильно назвавший отсутствующее животное, забирает карточку себе. Ведущий переворачивает следующую карточку.

Побеждает игрок, набравший больше всех карточек.


Словарь игры: страус, кролик, зебра, тигр, леопард, жираф, бобр.



Игра «Фонематический пазл»

Цель: развитие фонематического слуха, упражнение в нахождении слов с заданным звуком.


Игра состоит из 16 разрезных двухсторонних частей. Сначала перед ребенком кладут части пазла предметными картинками вверх и просят из них выбрать слова, которые начинаются на заданный звук (л, ль, р или рь). Когда 4 картинки из 16 выбраны, они переворачиваются обратной стороной вверх и из них составляется сюжетная картинка, на которой надо найти все слова, содержащие этот звук.













Игра «Цепочка слов»


Цель: автоматизация звука [р],

развитие фонематического слуха,

упражнение в нахождении слов с заданным звуком.


Ребенок называет слово, определяет в нем последний звук, ищет картинку, название которой начинается на этот звук. И так далее, каждое следующее слово начинается на звук, которым закончилось предыдущее.


1) радугА-АктеР-РаК-КомаР-Рыбак


2) мухомоР-РобоТ-ТроН-НагрудниК-Ковер


3)дворниК-КроТ-ТаракаН-НорА-Арка











Игра «Рифмы»

Цель: развитие речевого слуха,

автоматизация в речи звука [р].

Игровая цель: собрать как можно больше карточек.

Компоненты игры: 18 квадратных карточек с картинками. По 4 картинки на карточке.

Количество игроков: 2-4.

Ход игры: 6 карточек выкладываются прямоугольником картинками вверх. На столе оказывается 24 картинки, в названиях которых есть звук [р]. Все игроки действуют одновременно, не дожидаясь очереди. На карточках надо найти те картинки, названия которых рифмуются друг с другом, и первыми сказать их. Игрок, который первым зарифмует два слова, получает пару карточек с этими изображениями в свою победную стопку. Ведущий открывает из колоды новые 2 карточки так, чтобы на столе их снова стало 6. Игра продолжается пока не кончатся все карточки.

Словарь игры: мухомор, забор, топор, помидор, актер, ковер, боксер, танцор, вор, хор, шофер, костер, грач, врач, гармошка, окрошка, картошка, корона, ворона, баран, таракан, барабан, кран, экран, карта, парта, ромашка, рубашка, шар, комар, самовар, маляр, трава, дрова, картина, корзина, ролики, кролики, икра, нора, гора, кора, крышка, мартышка, пантера, пещера, ватрушка, погремушка, вертушка, кружка, Петрушка, горка, корка, норка, (животное), арка, марка, доярка, овчарка, игрушки, подружки, старушки, муравей, воробей, Бармалей, дракон, трон, мармелад, виноград, рот, бутерброд, крот, огород.































Игра «С кем дружит Рома?» 

Цель: автоматизация звука [р] в предложениях. 

Ход игры: На игровое поле в рамку кладётся картинка.

Ребёнку предлагается составить предложение,

ответив на вопрос:

«С кем дружит Рома?».

«С кем поздоровался Рома?» 
Например: Рома дружит со строителем. 

Картинки: пожарный, строитель, фотограф, парикмахер, лесоруб, продавец, пират, рыцарь, боксёр, дирижёр, повар, врач. 





Игра «Рыбалка с котом Леопольдом»

Цель: развитие фонематического слуха,

формирование умения находить слова на заданный звук, дифференциация звуков [р]-[л].


Ребенку необходимо определить первый звук в названии предметов, изображенных на рыбках и разложить их в ведра.









Игра «Определи первый звук»

Цель: развитие фонематического слуха,

формирование умения находить слова на заданный звук, дифференциация звуков [р]-[л], [р]-[p’].

Игровая цель: набрать как можно больше призовых жетонов.

Компоненты игры: игровое поле, 24 карточки (12 на Р и 12 на Л), еще для игры понадобятся 24 призовых жетона (в качестве призовых жетонов подходят любые однотипные предметы: пуговицы, счетные палочки, фишки и т.п.), игральный кубик.

Ход игры: игроки по очереди бросают кубик, идут по игровому полю, раскладывая на него картинки, которые лежат в открытую на столе. За каждую правильно положенную карточку игрок получает призовой жетон. Кто больше жетонов собрал, тот и выиграл.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!