Картотеку игр, способствующих развитию общения детей дошкольного возраста
1. «Два барана»
Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.
Ход игры: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
2. «Тух-тиби-дух»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово:«Тух-тиби-дух продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
3. «Этюд с содержанием проблемной ситуации»
Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
Ход игры: Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала». Вопросы для обсуждения:
— Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы вы поступили на ее месте?
— Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы воспитатель делает обобщение:
— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».
— Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
4. «Возьми себя в руки»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
5. «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.
6.«Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Ход игры: Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
7.«Жучок»
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей: 1. лидер; 2. товарищ лидера («прихвостень »); 3. неприсоединившийся оппозиционер; 4. покорный конформист (« баран »); 5. «козел отпущения».
8.«Все вместе»
Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно, снятие барьеров в общении.
Ход игры: Для игры нужны мелки для рисования или листы газет. Воспитатель говорит, что надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать. (Выигрывает команда, которая смогла разместиться на маленьком пространстве).
9. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Ход игры: Количество играющих:2 или более человек. Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
10. «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Цель: снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать». Затем ведущий предлагает детям изображать паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станции меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.