Цели урока:
- Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
- Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
- Развивать мышление, внимание, память.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка задания из тетради «Сочини сказку…»
III. Постановка цели урока.
- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение.
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные,
в них обязательно должны быть чудеса, о животных
в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,
есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
Бытовые сказки появились позже всех.. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.
Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.
- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
IV.Изучение нового материала.
1. Словарная разминка.
Побывка – недолгое пребывание на родине.
Служивый – солдат.
Притомиться – устать.
2.Читают дети, походу чтения- словарная работа.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – еслибы
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
3. Первичная проверка понимания:
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом? (соль, крупа, масло)
Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)
Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
Почему он так поступил?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
V.ФИЗМИНУТКА
Раз, два - мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Оглянулись, улыбнулись.
Вместе дружно все присели,
Потом встали, полетели.
VI. Закрепление знаний.
- Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
2.Повторное чтение.
Дети читают по цепочке, по ролям.
3.Работа над текстом.
- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой)
- Работа с тетрадью.
- Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло)
VII. Итог урока.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
-Какой тебе показалась эта сказка?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?
- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?
VIII. Домашнее задание.
Читать, подготовить пересказ сказки по учебнику