«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Тюрина Г.Н. Приказ № 61 «___»_______________ 2019 г. | «Рассмотрено» на заседании методического объединения ____________ Малыгина Н.Н. Протокол № 1 от ____ __________________2019г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДОБРОЕ ДЕЛО»
социальное направление
1 – 4 классы
Составитель :
Королёва Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
г. Гагарин
Смоленская область
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Каждый день доброе дело» (социальное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), основной образовательной программой начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Назначение рабочей программы, актуальность и перспективность курса.
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Деятельность детей осуществляется по трём направлениям:
«Моё Я».
«Я и природа».
«Я и другие».
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Программа рассчитана на детей 6 – 11 летнего возраста (1-4 классы).
Данная программа рассчитана на 4 года изучения:
1 класс - 66 часа;
2 класс - 68 часа;
3 класс - 68 часа;
4 класс - 68 часа.
Всего объем часов, отпущенных на занятия, составляет 134 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы - 40 минут.
Цель Программы: воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи:
воспитание бережного отношения к окружающей среде,
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах,
формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
участия учащихся в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную творческую деятельность;
формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В программе заложены следующие принципы:
социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
сотрудничество детей и взрослых;
«многоролевой» характер деятельности;
творчество.
Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Классный час
Сообщения
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия:
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Экскурсии
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Содержание программы.
«Моё Я».
Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.
С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.
«Я и природа».
Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.
С целью формирования экологической культуры в школе проводятся экологические акции, экологические беседы, конкурсы экологических рисунков, участие в научно-практической конференции с проектами на экологическую тематику и пр.
«Я и другие».
Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.
Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как проведение акций «Доброе сердце», праздников, встреч с ветеранами Вов, изготовление подарков и пр.
Формы и средства контроля.
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Уровень сформированности нравственных качеств учащихся; (приложение № 1).
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой; (приложение № 2).
Анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков) (приложение № 3).
Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение № 4).
Изучение самооценки личности младшего школьника (приложение № 5).
Конкурс рисунков «Я и мой класс».
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.
Социометрия.
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман).
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной).
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (В. Е. Щурковой).
Тематическое планирование. 1 класс (66 часа).
Метапредметные планируемы результаты обучения.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Личностные планируемые результаты:
Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
«Каждый день доброе дело». 1 класс
№ | Раздел | Тема занятия | Форма организации деятельности | Кол-во часов | дата |
1 | «Я и другие» | «Первый раз – в первый класс» | Утренник | 1 | |
2 | «Я и другие» | «Мое здоровье» | Беседа | 1 | |
3 | «Моё Я» | «Мои обязанности» | Читательский клуб. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Презентация. | 1 | |
4 | «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | 2 | |
5 | |
6 | «Я и природа» | Подготовка и проведение КТД «Здравствуй, осень золотая!» | КТД, подготовка праздничного концерта. Подготовка выставки, украшение класса. | 4 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | КТД, подготовка праздничного концерта. | 4 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | «Я и природа» | «Знай наш край». «Фотографии моей Родины» | Экскурсия в краеведческий музей. Фотовыставка (отчет о проведении экскурсии). | 3 | |
15 | |
16 | |
17 | «Я и другие» | Трудовой десант по уборке класса. | Трудовые дела. | 1 | |
18 | «Моё Я» | «Мои родные и близкие». | Беседа. Изготовление газеты (задание на каникулы). | 2 | |
19 | |
20 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Сердечко для мамы». | КТД, подготовка праздничного концерта. | 2 | |
21 | |
22 | «Я и другие» | Акция «Доброе сердце». | Беседа. Сбор книжек и игрушек для продленки, помощь малоимущим детям и пр. | 2 | |
23 | |
24 | «Я и природа» | «Птичья столовая». | Практическое занятие (изготовление кормушек, кормление птиц). | 2 | |
25 | |
26 | «Я и другие» | «Гордимся и помним». | Беседа. Экскурсия в школьный музей. | 3 | |
27 | |
28 | |
29 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Новогодние забавы». «Мастерская Деда Мороза» | КТД, подготовка праздничного концерта. Практическое занятие (изготовление игрушек, украшение класса). | 4 | |
30 | |
31 | |
32 | |
33 | «Я и другие» | Трудовой десант по уборке класса. | Трудовые дела. | 1 | |
34 | «Я и другие» | Наш город. | Экскурсия в городской музей. | 2 | |
35 | |
36 | «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся. | 2 | |
37 | |
38 | «Я и природа» | «Птичья столовая». | Практическое занятие (кормление птиц). Экскурсия в зимний парк. | 1 | |
39 | «Я и другие» | «Традиции моего края». | Экскурсия в музей. | 2 | |
40 | |
41 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Богатырские забавы» | КТД, подготовка праздничного концерта. | 2 | |
42 | |
43 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «А, ну-ка, девочки!» | КТД, подготовка праздничного концерта. | 3 | |
44 | |
45 | |
46 | «Я и другие» | Детство Ю.А. Гагарина. | Проект. | 2 | |
47 | |
48 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Прощай, Азбука!» | КТД, подготовка праздничного концерта | 2 | |
49 | |
50 | «Я и другие» | Наш город. | Экскурсия в городской музей. | 2 | |
51 | |
52 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «От кареты до ракеты» | КТД, подготовка Гагаринского урока. | 3 | |
53 | |
54 | |
55 | «Я и другие» | «Книжкина больница» | Библиотечный урок. | 2 | |
56 | |
57 | «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся. | 2 | |
58 | |
59 | «Я и природа» | «Природа - наш дом родной». | Коллективное творческое дело. Экскурсия в музей. | 3 | |
60 | |
61 | |
62 | «Я и другие» | Трудовой десант по уборке класса. | Трудовые дела. | 1 | |
63 | «Я и другие» | Подготовка и проведение КТД «Ура, каникулы! » | КТД, подготовка праздничного концерта. Выставка портфолио «Мои достижения за год». | 4 | |
64 | |
65 | |
66 | |
Тематическое планирование. 2 класс (68 часа).
№ | Раздел | Тема занятия | Форма организации деятельности | Дата проведения |
| «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
| «Я и другие» | Беседа «Я и мои права» | Беседа | |
| «Я и другие» | Беседа «Мои обязанности» | Беседа | |
| «Я и природа» | Операция «Чистый двор» | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | День летнего изменника. Изготовление подарков | Праздник | |
| «Я и природа» | Прогулка в парк. Сбор корма для птиц. | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | «Мои родные и близкие» | Беседа | |
| «Я и другие» | «Мы дедушкам и бабушкам «Спасибо!» говорим» | Праздник | |
| «Моё Я» | Разучивание комплекса утренней гимнастики | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | Игра – викторина по знанию ПДД «Будь осторожным и внимательным на дорогах!» | Игровое занятие | |
| «Я и природа» | Кому нужна наша помощь? Как сделать кормушку для птиц? | Практическое занятие | |
| «Я и природа» | Открытие птичьей столовой | Практическое занятие, беседа | |
| «Я и природа» | Уход за комнатными растениями | Практическое занятие, беседа | |
| «Я и другие» | Подготовка осеннего праздника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Подготовка осеннего праздника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Проведение праздника «Золотая осень» | Праздник | |
| «Я и другие» | Операция «Чистый класс» | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Экскурсия в Чайную избу. Народные традиции. | Экскурсия | |
| «Я и другие» | День Памяти Героя России А. Румянцева. Кто такой –герой? | Беседа. Возложение цветов | |
| «Я и природа» | Акция «Подкорми птаху» | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Акция, посвященная Дню матери | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Моя мама- школьница» | |
| «Я и другие» | Акция, посвященная Дню матери | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Моя мама- школьница» | |
| «Я и другие» | Акция, посвященная Дню матери | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Моя мама- школьница» | |
| «Я и другие» | «Поздравляем наших мам» | Праздник. | |
| «Я и другие» | «Мастерская Деда Мороза» (изготовлениё новогодней гирлянды) | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | «Мастерская Деда Мороза» (изготовлениё новогодних игрушек) | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | «Мастерская Деда Мороза» (украшение класса и рекреации к Новому году) | | |
| «Моё Я» | Конкурс «Рождественская звезда» | Конкурс | |
| «Я и другие» | Подготовка новогоднего утренника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Подготовка новогоднего утренника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Подготовка новогоднего утренника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Проведение новогоднего утренника | Праздник | |
| «Я и природа» | Оформление фотовыставки «Зима-волшебница!» | Выставка работ | |
| «Я и другие» | Изготовление сувениров, подарков (посвящается Неделе Семьи). | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | «Моя семья». | Коллективный проект | |
| «Я и другие» | «Моя семья». | Коллективный проект | |
| «Моё Я» | КВН «По дорогам сказки». Изготовление атрибутов | КВН | |
| «Я и другие» | Изготовление открыток и подарков (к 23 февраля и 8 марта) | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Подготовка к приёму в ОУО «Гагаринцы» | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Подготовка праздника к 23 февраля | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Праздничный концерт к 23 февраля | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Акция «Моя мама» | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Акция «Моя мама» | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Акция «Моя мама» | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Подвижные игры на воздухе «Если хочешь быть здоров» | Час здоровья | |
| «Я и другие» | Трудовой десант по уборке территории школы. | Трудовые дела | |
| «Я и другие» | Конкурс пословиц о труде | Час народной мудрости | |
| «Я и другие» | Беседа «Осторожно – огонь!» | Беседа | |
| «Я и другие» | Изготовление раздаточного дидактического материала. | Акции благотворительности, милосердия | |
| «Я и природа» | «Твои соседи по планете» | Коллективное творческое дело | |
| «Я и природа» | Наш край – Смоленский. | Игра «Что? Где? Когда?» | |
| «Я и природа» | «Природа - наш дом родной» | Коллективное творческое дело | |
| «Я и природа» | Уход за комнатными растениями | Практическое занятие, беседа | |
| «Я и природа» | «Эти забавные животные!» | Изготовление книжки-малышки | |
| «Я и природа» | «Эти забавные животные!» | Оформление книжки-малышки. Конкурс-выставка | |
| «Я и другие» | Экскурсия на хлебозавод | Экскурсия | |
| «Я и природа» | «Самые редкие животные в мире» | Беседа | |
| «Я и другие» | Комнатные растения | Работа в зелёном уголке: уход за комнатными растениями. | |
| «Я и другие» | «Фотографии моей Родины» | Изготовление газеты | |
| «Я и другие» | «Книжкина больница» | Библиотечный урок | |
| «Я и другие» | «Подари игрушку детям» | Акции благотворительности, милосердия | |
| «Я и другие» | «Аллея Ветеранов» | Трудовой десант | |
| «Я и другие» | Чистый школьный двор | Трудовой десант | |
| «Моё Я» | Игра – викторина по знанию ПДД «Будь осторожным и внимательным на дорогах!» | Игровое занятие | |
| «Моё Я» | Изготовление дорожных знаков | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
| «Я и другие» | Подготовка итогового занятия «Здравствуй, лето» | КТД | |
| «Я и другие» | Проведение итогового занятия «Здравствуй, лето» | Праздник | |
Тематическое планирование. 3 класс (68 часа).
Метапредметные планируемы результаты обучения.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
Коммуникативные УУД:
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Личностные планируемые результаты:
Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.
Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Тематическое планирование. 3 класс (68 часа).
№ | Раздел | Тема занятия | Форма организации деятельности | Дата проведения |
| | Сентябрь | | |
| «Я и другие» | «День Знаний. Поздравление учителей» | Праздник | |
| «Я и другие» | Игра – викторина по знанию ПДД «Вопросы дядюшки Светофора « | Игровое занятие викторина | |
| «Я и другие» | Беседа о бережном отношении к классу и учебным принадлежностям «Ты хозяин в своём классе» | Беседа | |
| Я и другие» | Развивающий час «Распределение обязанностей в классе». | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Изготовление дидактического материала к уроку английского языка | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
| «Моё Я» | Экскурсия в «Эксериментаниум» г. Москва | Экскурсия | |
| «Моё Я» | Экскурсия в «Эксериментаниум» г. Москва | Экскурсия | |
| «Моё Я» | Экскурсия в «Эксериментаниум» г. Москва | Экскурсия | |
| | Октябрь | | |
| «Я и природа» | Лесная карусель | Игровой час | |
| «Моё Я» | Беседа «Трудиться всегда пригодиться» | Беседа | |
| «Я и природа» | Заготовка корма для птиц. Открытие птичьей столовой | Практическое занятие | |
| «Я и природа» | Подарок школе. Выставка аппликаций «Красота осенних листьев» | Практическое занятие Выставка. | |
| «Я и природа» | Наши зелёные питомцы | Работа в зелёном уголке: уход за комнатными растениями. | |
| «Я и другие» | Подготовка КТД ««Осенины, осенины, мы справляем именины»» | КТД | |
| «Я и другие» | Подготовка КТД ««Осенины, осенины, мы справляем именины»» | КТД | |
| «Я и природа» | Подготовка КТД ««Осенины, осенины, мы справляем именины»» | КТД | |
| «Я и другие» | Праздник осени «Осенины, осенины, мы справляем именины» | праздник | 8.11 |
| «Моё Я» | «Мы- хозяева своегот класса». Уборка класса | Практическое занятие, | |
| | Ноябрь | | |
| «Я и другие» | Участие в общешкольной акции «Доброе сердце» (сбор книжек и игрушек ГПД, помощь малоимущим детям и пр.) | Практическое занятие, беседа | |
| «Я и другие» | Подарок школе. Фотогазета «Моя мама - школьница» | Выставка, беседа | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Любимые мамы» | | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Любимые мамы» | КТД | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты ««Любимые мамы» | КТД | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты ««Любимые мамы» | КТД | |
| | Декабрь | | |
| «Моё Я» | Подготовка новогодних проектов «Конкурс Дедов Морозов» | Защита проектов | |
| «Моё Я» | Оформление выставки рисунков «Зима-волшебница!» | Выставка работ | |
| «Моё Я» | «Мастерская Деда Мороза» (украшение класса к Новому году) | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
| «Я и другие» | Подготовка новогоднего утренника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Подготовка новогоднего утренника | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Проведение новогоднего утренника | Праздник | |
| «Я и другие» | Акция «Уютный класс» | Трудовой десант | |
| | Январь | | |
| «Я и другие» | Поездка в цирк | Посещение цирка | |
| «Я и другие» | Поездка в цирк | | |
| «Я и другие» | Организация фотовыставки «Моя семья – моё богатсво». | Выставка работ | |
| «Моё Я» | Подготовка проектов «Профессии моих родителей» | Защита проектов | |
| «Я и другие» | Подготовка проектов «Профессии моих родителей» | Защита проектов | |
| «Я и другие» | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны» | Праздник-проект | |
| | Февраль | | |
| «Я и другие» | Подвижные игры на воздухе «Если хочешь быть здоров» | Час здоровья | |
| «Я и другие» | Акция «Подкорми птаху». Прогулка в парк. Корммление птиц. | Практическое занятие | |
| «Моё Я» | Подготовка к участию в школьной конференции «Шаг в науку» | Подготовка проектов | |
| «Моё Я» | Праздник-проект «Шаг в науку» | Защита проектов | |
| «Я и другие» | Подготовка праздника к 23 февраля | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Я и другие» | Праздничный концерт к 23 февраля | Подготовка праздничного концерта, выставки | |
| «Моё Я» | Беседа с использованием ИКТ «Здоровому – все здорово» | Беседа | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта. Изготовление газеты «Мамина помощница» | КТД | |
| | Март | | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта «Мамина помощница» | КТД | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка праздничного концерта «Мамина помощница» | КТД | |
| «Я и другие» | КТД, подготовка Праздника «Как на масленой неделе!»» | КТД | |
| «Я и природа» | КТД, подготовка Праздника «Как на масленой неделе!»» | КТД | |
| «Я и другие» | Акция «Книжкина больница» | Практическое занятие, ремонт книг из классной и школьной библиотеки | |
| «Я и другие» | Акция «Книжкина больница» | Практическое занятие, ремонт книг из классной и школьной библиотеки | |
| «Я и другие» | Экскурсия «Секреты бабушкиного сундука» | Экскурсия в музей «Дом космонавтов» | |
| «Я и другие» | Акция «Чистый класс» | | |
| | Апрель | | |
| «Я и другие» | Подготовка проекта «В здоровом теле – здоровый дух» | Защита проекта | |
| «Я и другие» | Подготовка проекта «В здоровом теле – здоровый дух» | Защита проекта | |
| «Моё Я» | Беседа «Красная книга». Изготовление стенгазеты. | Беседа, выставка | |
| «Моё Я» | Изготовление фотогазеты «Фотографии моей Родины» | Беседа, выставка | |
| «Я и природа» | Экскурсия в «Океанариум» г. Москва | Экскурсия | |
| «Я и другие» | Экскурсия в Краеведческий Музей «Детям о войне» | Экскурсия | |
| «Я и другие» | Выставка рисунков «Героическое прошлое нашей Родины» | Выставка | |
| «Я и другие» | Подготовка и проведение устного журнала «Маленькие герои большой войны» | КТД | |
| | Май | | |
| «Я и другие» | Подготовка и проведение устного журнала «Маленькие герои большой войны» | КТД | |
| «Я и другие» | Игра – викторина по знанию ПДД «Будь осторожным и внимательным на дорогах!» | Игровое занятие | |
| «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
| «Я и другие» | Операция «Чистый класс» | Практическое занятие | |
| «Я и другие» | Итогове занятие «Здравствуй, лето» | Праздник | |
Тематическое планирование. 4 класс (34 часа).
Метапредметные планируемы результаты обучения.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.
Познавательные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Коммуникативные УУД:
Владеть диалоговой формой речи.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Договариваться и приходить к общему решению.
Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные планируемые результаты:
Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.
Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).
Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.
Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе
Тематическое планирование. 4 класс (68 часа).
№ | Раздел | Тема занятия | Форма организации деятельности | Дата проведения |
| | Сентябрь | | |
1 | «Моё Я» | «Разные пути слова «хочу» | Беседа | |
2 | «Моё Я» | «Добро и зло» | Классный час | |
3 | «Моё Я» | Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями | Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций | |
4 | «Моё Я» | Путешествие в страну здоровья. | Просмотр видеоматериала | |
5 | «Моё Я» | О чистоте и опрятности. | Беседа | |
6 | «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
7 | Я и другие» | «День освобождения Смоленщины» | Линейка у стелы партизанскому отряду | |
8 | Я и другие» | «Чистый двор» | Трудовой десант | |
| | Октябрь | | |
9 | Я и другие» | Акция «Тёплое слово учителю» | Изготовление открыток, Номер художественной самодеятельности. | |
10 | Я и другие» | Акция «Тёплое слово учителю» | Поздравление учителей. | |
11 | «Моё Я» | «Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус. | Беседа. Выбор тем для проекта | |
12 | «Моё Я» | «Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус. | Работа над проектом | |
13 | «Моё Я» | Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус. | Защита проекта | |
14. | «Я и другие» | «Дари добро» | Беседа о пожилых людях. Открытки для пожилых | |
15. | «Я и другие» | «Дари добро» | Оказание помощи одиноким пожилым людям | |
16 | «Я и другие» | Операция «Чистый класс» | Трудовой десант | |
| | НОЯБРЬ | | |
17 | Я и природа» | «Берегите воду!» | Выступление агит бригады Выставка рисунков и плакатов. | |
18 | «Я и другие» | «Исторические страницы» | Викторина | |
19 | Я и другие» | «Любимые мамы» | Беседа о мамах. Подарок своими руками | |
20 | «Я и другие» | КТД, Любимые мамы» | Концерт-поздравление | |
21 | Я и другие» | Акция «Птичья столовая» | Изготовление и развешивание кормушек | |
22 | Я и другие» | Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек г. Клин | Экскурсия | |
| | ДЕКАБРЬ | | |
23 | Я и другие» | Правила честного спора. | Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций | |
24 | Я и другие» | Не надо кричать на человека!. Добрым быть совсем непросто… | Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций | |
25 | Моё Я | «Зима -волшебница» | Конкурс чтецов | |
26 | Я и другие» | «Зима-волшебница!» | Оформление выставки рисунков | |
27 | Я и другие» | «Новогодние окна» | Украшение окон | |
28 | «Моё Я» | Час развития. | Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
29 | «Я и другие» | «Золушка» на новый лад» | КТД | |
30 | «Я и другие» | «Золушка» на новый лад» | Праздник | |
31 | «Я и другие» | Акция «Уютный класс» | Трудовой десант | |
| | ЯНВАРЬ | | |
32 | Я и другие» | Путешествие в страну Вежливость | Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций | |
33 | Я и другие» | Участие в общешкольной акции «Доброе сердце» | (сбор книжек и игрушек ГПД, помощь малоимущим детям и пр.) | |
34 | Я и другие» | Мир увлечений моей семьи | Подготовка проекта | |
35 | Я и другие» | Мир увлечений моей семьи | Презентация проекта | |
36 | Я и другие» | Мир увлечений моей семьи | Подготовка проектаПрезентация | |
37 | Я и другие» | Акция «Подарок солдату» | Изготовление открыток. Сбор посылок | |
38 | Я и другие» | Акция «Подарок солдату» | Изготовление открыток. Сбор посылок. | |
| | ФЕВРАЛЬ | | |
39 | Я и другие» | Твоё здоровье-в твоих руках. | Изготовление памяток для 1 класса | |
40 | «Моё Я» | Подвижные игры на воздухе «Если хочешь быть здоров» | | |
41 | Я и природа | «Наши домашние питомцы» | Фото выставка. | |
42 | Я и природа | Акция «Помоги хвостикам » | Сбор корма для приюта животных | |
43 | Я и другие» | «Зарница» | Подготовка к военно-спортивной игре | |
| | Март | | |
44 | Я и другие» | «Знаете, каким он парнем был!» | Устный журнал | |
45 | Я и другие» | «Мальчишки& девчонки » | праздник | |
46 | Я и природа | Акция «Зелёный росток» | Посадка семян для рассады. | |
47 | Я и другие | «Моя малая родина» | Беседа. Выбор тем для проекта | |
48 | Я и другие | «Моя малая родина» | Работа над проектом | |
49 | Я и другие | «Моя малая родина» | Защита проекта | |
50 | Моё Я | Золотое правило этики | Беседа. Обсуждение ситуаций. | |
51 | Я и природа | Птиц встречаем- весну закликаем | Интерактивная программа Краеведческий музей | |
| | АПРЕЛЬ | | |
52 | Я и природа | «Наши пернатые друзья » | Игра. Центральная детская библиотека | |
53 | Я и другие | Неизвестный космос. | Игра– путешествие «Мы все хотим побывать на Луне» | |
54 | Моё Я | Рисуем настроение | Диагностика | |
55 | Я и другие» | Песни Победы | Подготовка к фестивалю | |
56 | Я и другие» | Песни Победы | Подготовка к фестивалю | |
57 | Я и другие» | Окна Победы | Украшение школы и класса | |
58 | Я и другие» | «Знамя Победы» | Занятие в школьном музее | |
| | МАЙ | | |
59 | Я и другие» | Фестиваль военно-патриотической песни «Салют Победы» | Выступление на фестивале | |
60 | «Я и другие» | Знатоки ПДД | Викторина | |
61 | Я и природа | «Зелёный росток» | Практическая работа с рассадой | |
62 | «Я и природа» | Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами | Мини проекты | |
63 | «Я и природа» | Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами | Мини проекты | |
64 | «Я и природа» | «Дизайн школьной клумбы» | Защита проектов | |
65 | «Я и другие» | «До свиданья, начальная школа» | КТД | |
66 | Моё Я | «Скоро каникулы!» | Составление памятки по правилам безопасности | |
67 | «Моё Я» | Час развития. | Диагностика воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся | |
68 | «Я и другие» | Мы идём в 5 класс! | Встреча с будущим классным руководителем. | |
| | | | |
Перечень информационно-методического обеспечения.
Печатные пособия:
Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000 г.
Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003 г.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
Программа воспитания и социализации
Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981г.
И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.
Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000.
Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007.
Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, № 2, с. 36-40.
Журналы: «Классный руководитель//№3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006».
Оборудование:
Проектор. Экран.
Персональный компьютер.
Предметные и сюжетные картинки.