Кейс-технология в обучении дошкольников.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Суть метода «case» заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих воспитанников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в непосредственно организованной образовательной деятельности. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Сase представляет собой информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
• быть привлекательным и увлекательным для участников;
• быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;
• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
Рассмотрим существующие классификации кейсов и, соответственно, решаемые с их помощью типы задач.
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:
➢ практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
➢ обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
➢ научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности используют обучающие и научно-исследовательские кейсы. Основной их смысл заключается в том, что кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.
В опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать следующие формы кейсов:
- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
- кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.
Существуют следующие правила применения кейс-технологий:
- Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
- Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
- Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
- При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
- Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.