СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика приёмов критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика приёмов критического мышления»

Характеристика приёмов критического мышления


Развитие критического мышления направлено на овладение обучающимися конкретными способами интерпретации и оценки информации, выявление противоречий в этой информации, компетентное и четкое обоснование своей позиции, а также способность представлять информацию в наиболее оптимальной форме. Эти навыки и способности имеют большое значение в процессе практической деятельности.

Критическое мышление – это система суждений, которая используется для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а затем для формулирования объективных выводов.

Д. Халперн выделяет качества, необходимые для развития критического мышления (табл. 2).


Таблица 2 – Качества, необходимые для развития критического мышления


Качества

Их содержание

1.

Готовность к планированию.

Способность приведение мыслей в порядок, выстроить последовательность их изложения.

2.

Гибкость.

Учащийся должен обладать разного рода информацией из различных источников и делать вывод по различным проблемам.

3.

Настойчивость.

Приложение усилий для решения трудных задач.

4.

Готовность исправлять свои ошибки.

Умение делать правильные выводы.

5.

Осознание

Способность наблюдать за собственной работой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход их рассуждений.

6.

Поиск компромиссных решений.

Умение убеждать других участников в принятии совместных решений по рассмотренным проблемам.


В процессе развития критического мышления у школьников необходимо учителю использовать на уроках методические приёмы, которые обеспечили бы:

  • взаимодействие учеников с новой информацией, полученной на уроке;

  • сравнение новой информации, полученной на уроке, с теми знаниями, которые уже сформированы у ученика, их имеющимся опытом;

  • сосредоточенность внимания учеников на проблемных вопросах, разрешение возникших трудностей при получении новой информации, поиск ответов на вопросы, которые возникли в процессе изучения учебного материала;

  • концентрацию внимания на моментах, вызывающих проблемы или сомнения, попытку самостоятельно формулировать вопросы по изученному материалу;

  • подготовку к анализу новой информации и обсуждению усвоенного на уроке;

  • аргументацию собственной позиции в отношении новой информации.

Существует несколько основных процессов (стадий или фаз) развития критического мышления, которые тесно взаимосвязаны и обеспечивают достижение необходимых результатов:

  • стадия «Вызов»;

  • стадия «Осмысление»;

  • стадия «Рефлексия».

Как правило, эти стадии осуществляются в рамках одного урока. Систематическое прохождение каждого из этих стадий обеспечивает управляемость процесса развития критического мышления у обучающихся.

Каждая из этих стадий представляет определенный структурированный процесс, в котором используются различные технологии, методы и средства развития критического мышления. Процессы развития критического мышления являются не односторонними процессами, на каждой стадии важно обеспечить, чтобы учащиеся были вовлечены в активные действия, выполняя умственные операции: анализа, синтеза, обобщения.

Рассмотрим особенности первой стадии развития критического мышления – стадии «Вызов».

На этой стадии учитель стремится пробудить интерес учеников к теме урока, ученики определяют направление своих знаний. Перед изучением новой информации происходит также обновление знаний учеников.

Как правило, на данной стадии учащиеся имеют возможность самостоятельно определить цели получения новой информации, формируются мотивы для процесса обучения.

На стадии «Вызов» важно предоставить возможности для каждого обучающегося участвовать в учебном процессе, что способствует активизации их деятельности. Необходимо создать условия для свободного обсуждения и демонстрации доступных ученикам знаний.

Всё это позволяет систематизировать имеющуюся информацию. В процессе свободного выражения мнений обучающихся можно определить направления для дальнейшего построения учебного процесса, выявить возможные проблемы в усвоении новой информации.

В рамках стадии «Вызов» возможно сочетание групповой и индивидуальной работы с учащимися. В результате обмена мнениями между членами группы могут возникнуть новые стимулы для изучения учебных материалов, спорные моменты, на которые учитель должен обратить дополнительное внимание.

Среди этих стадий развития критического мышления на уроке больше всего времени уделяется стадии «Осмысление», что позволяет рассматривать осмысление как основной процесс развития критического мышления. В рамках стадии «Осмысление» осуществляется знакомство и работа с новой информацией по теме урока, поиск информации, необходимой для решения поставленных целей и задач на этапе вызова.

Важным обстоятельством является то, что учащиеся получают новую информацию по теме. На предшествующей стадии «Вызов» обучающиеся определяют направление своих знаний. В дальнейшем, на стадии осмысления, делаются конкретные акценты в соответствии с потребностями учащихся, вопросами, которые были заданы на уроке.

Огромное значение при работе с учебным материалом имеет оценка понимания обучающихся новой информации, отслеживание развития усвоенных знаний, навыков и умений, что является одной из основных целей этапа «Осмысление» как наиболее важного в процессе развития критического мышления. Без должного усвоения новой информации учащимися, отслеживания степени понимания материала, невозможно достичь целей развития критического мышления.

На этой стадии формируются способности учеников осознанно воспринимать информацию, что является необходимым компонентом для личностного развития. Учащиеся должны не только воспринимать новую информацию, но и обладать навыками анализа и систематизации, выявления проблемных аспектов, определения ложности или правдивости полученной информации.

При организации учебного процесса на стадии «Осмысление» могут использоваться различные формы занятий: просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиофайлов, индивидуальное или парное чтение материала, проведение лекций, анализ статистических данных и т. д.

Эти формы помогут облегчить восприятие и отслеживание информации обучающимися. Новая информация может быть представлена прямо учителем или изучаться учащимися самостоятельно, но при этом учитель контролирует процесс самостоятельного изучения информации.

На стадии «Осмысление» происходит определенное восприятие новой информации, достигается ее личное и индивидуальное понимание.

В рамках процесса осмысления задачей учителя является поддержание интереса студентов к теме, увеличение их активности в изучении материала. Качество подготовленного учебного материала играет важную роль в достижении целей осмысления.

Среди следующих функций стадии «Осмысление» в рамках развития критического мышления можно выделить следующие задачи:

  • информационная функция. Она предполагает, что студенты на этапе знакомятся с новой информацией, анализируют и оценивают ее на основе знаний и навыков, которые они приобрели ранее;

  • систематизирующая функция – предполагает, что используются методы и приемы, позволяющие студентам не только освоить новую информацию, но и систематизировать ее.

В дальнейшем, на следующей стадии развития критического мышления обучающиеся систематизируют и подводят итоги полученной информации.

Важно, насколько студенты ранее располагали необходимыми знаниями, умениями и способностями для осуществления такой систематизации и, в целом, освоения новой информации, полученной от учителя. Эта стадия называется «Рефлексия» и связана с анализом достигнутых результатов, ответом на вопрос о том, как были реализованы цели и задачи урока.

Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Вызов»:

  1. «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

  2. «Мозговой штурм». Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

  3. «Верно – не верно». Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.

  4. «Инсерт» – эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. «Инсерт» – это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока, и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.

  5. «Дерево предсказаний». На доске – изображение дерева. Его ветви – это направления размышлений. Листья – мнения и предположения учащихся.

  6. «Толстые и тонкие вопросы» – не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема – максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?

  7. «Инвентаризация». Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.

  8. «Прогнозирование по иллюстрации». Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.

  9. «Ассоциации». Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения – какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.

  10. «Корзина идей» – в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.

  11. «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.

  12. «Ключевые слова». Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.

  13. «Отсроченная догадка». По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.

  14. «Круги по воде». Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.

Основные приёмы развития критического мышления на стадии «Осмысление».

  1. «Ранжирование». После знакомства с новой информацией учащиеся могут подготовить основные положения, наиболее важные тезисы, необходимые для усвоения темы урока. Затем каждый выделенный тезис оценивается согласно степени его значимости, полезности и важности.

  2. «Диаграммы Эйлера-Венна». С помощью диаграммы можно графически показать существующие связи между изучаемыми явлениями и процессами.

  3. «Зигзаг» – довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

  4. «ИДЕАЛ». Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И – интересно, в чем проблема?, Д – давайте найдем все возможные решения, Е – есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

  5. «Кубик Блума» – достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

  6. «Генераторы и критики». После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов – предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков – оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.

  7. "Жокеи и лошади" – прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек – его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы – имена главных героев и их характеристики.

  8. «Взаимообучение». Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

  9. «Фишбоун» – еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова – это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" – причины или направления размышлений, нижние – это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы – вывод.

Что касается последнего этапа развития критического мышления "Рефлексия", то он посвящен анализу и сравнению результатов, полученных на этапе "Осмысление", с гипотезами, выдвинутыми на этапе "Вызов": насколько первоначальные идеи оказались применимыми в свете новых данных.

Во время этапа рефлексии дети завершают формирование своего обоснованного мнения о изученном материале. Также на этом этапе на основе полученных результатов учитель формирует дальнейший учебный маршрут для учащихся.

В структуре урока, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, рефлексия является обязательным этапом урока.

В ФГОС особое внимание уделяется рефлексии деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. В этом случае учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами являются учащиеся.

Словари дают ясное определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". В отношении уроков рефлексия – это этап урока, в ходе которого студенты самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности.

Если ребенок понимает: зачем он изучает эту тему, как она будет полезна ему в будущем; какие цели должны быть достигнуты на этом конкретном уроке; какой вклад он может внести в общее дело; может ли он адекватно оценить свою работу и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится гораздо интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также на основе результатов изучения темы, всего раздела материала.

Вот несколько примеров проведения рефлексии в начальных классах в процессе учебного занятия:

  1. «Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

  2. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

  3. «Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

  4. «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

  5. Облако «тегов». На интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках

  1. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  2. «Фразеологизм или пословица». Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Таким образом, восприятие информации студентами, полученной в процессе развития критического мышления, осуществляется в рамках трех основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

Каждый из упомянутых этапов имеет свои отличительные черты, при этом все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели, связанной с развитием критического мышления.

Важность этапа осмысления заключается в том, что он позволяет формировать навыки работы с информацией, ее анализа и систематизации.

В то же время, в процессе развития критического мышления учащихся учитель выполняет следующие функции:

  • выступает в качестве источника новой информации для обучающихся, что возлагает на него обязанность найти наиболее эффективные способы передачи новой информации для ее усвоения и понимания. Помимо подготовки качественного учебного материала, учитель должен объяснить информацию интересным и доступным образом;

  • контролирует активность и внимательность студентов при усвоении новой информации;

  • использует различные приемы для передачи новой информации и организации процесса мышления об полученной информации.

Проводя уроки, направленные на развитие критического мышления, учитель в основном выполняет координирующие функции для обеспечения направленности внимания учащихся и поддержания их интереса к теме урока.