1. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ б ] – согласный, звонкий, мягкий;
[ б ] – согласный, глухой, твёрдый;
[ б ] – согласный, звонкий, твёрдый.
__________________________________________________________________________
2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ л ] – согласный, звонкий, твёрдый;
[ л ] – согласный, звонкий, мягкий;
[ л ] – согласный, глухой, мягкий.
__________________________________________________________________________
3. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ р ] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
[ р ] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[ р ] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
__________________________________________________________________________
4. Выбери и укажи правильную характеристику звука.
󠄓 [м'] – согласный, звонкий парный, мягкий непарный;
󠄓 [м'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
󠄓 [м'] – согласный, глухой непарный, мягкий парный.
5. Отгадай звук по его характеристике, впиши его на месте пропуска в квадратных скобках.
Согласный, непарный глухой, непарный твёрдый – это [ ].
6. Перечисли в строке для ответа звуки, которые объединяются следующей характеристикой:
Согласные, непарные звонкие, парные мягкие.
Ответ: [ _______________________________________________ ]
7. Проанализируй данное слово:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
с о р е в н о в а н и е
Запиши на строках для ответа цифры, соответствующие порядковым номерам букв, обозначающих звуки, которым соответствуют следующие характеристики:
Ответ: ________________________________
Ответ: ________________________________
8. Произнеси по порядку звуки в слове скамейка. Определи, какой звук обладает перечисленными ниже признаками. Укажи эти звуки в скобках.
[ ] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный;
[ ] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный.
9. Соедини линиями звуки и соответствующие им звуковые характеристики. По аналогии впиши на место пропусков обозначение звука или характеристику звука.
[у] согласный, непарный звонкий, мягкий
[п] гласный
[ж] согласный, глухой, твёрдый
[л'] согласный, звонкий, твёрдый
[й'] _______________________________________________________________
[ ] согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
10. В каком столбике верно дана характеристика звуков в слове чаща?
| 󠄓 | 󠄓 | 󠄓 |
[ч'] | согл., глух., мягк. | согл., звонк., мягк. | согл., звонк., твёрд. |
[а] | гласн., ударн. | гласн., безуд. | гласн., ударн. |
[щ'] | согл., глух., мягк. | согл., звонк., мягк. | согл., глух., мягк. |
[а] | гласн., безуд. | гласн., ударн. | гласн., безуд. |
11. В каком столбике дана верная характеристика звуков в слове венок?
| 󠄓 | 󠄓 | 󠄓 |
[в'] | согл., звонк., мягк. | согл., звонк., твёрд. | согл., звонк., мягк. |
[и] | гласн., безуд. | гласн., безуд. | гласн., ударн. |
[н] | согл., звонк., твёрд. | согл., звонк., мягк. | согл., глух., твёрд. |
[о] | гласн., ударн. | гласн., ударн. | гласн., безуд. |
[к] | согл., глух., твёрд. | согл., глух., твёрд. | согл., глух., твёрд. |
12. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
Здравствуй, гостья – зима!
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
13. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
дочки
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
14. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
книги
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
15. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
мороз
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
16. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
лейка
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
17. Охарактеризуй:
󠄓 четвёртый звук в слове краб - [ ] - ________________________________________
󠄓 третий звук в слове крюк - [ ] - __________________________________________
󠄓 второй звук в слове ёлка - [ ] - ___________________________________________
󠄓 третий звук в слове ножка - [ ] - __________________________________________
18. Охарактеризуй:
󠄓 третий звук в слове боец -[ ] - _____________________________________________
󠄓 третий звук в слове ловкий -[ ] - __________________________________________
󠄓 третий звук в слове съел - [ ] - ____________________________________________
󠄓 третий звук в слове ночь -[ ] - ____________________________________________
19. Охарактеризуй:
󠄓 пятый звук в слове гвоздь -[ ] - ____________________________________________
󠄓 первый звук в слове юбка -[ ] - ____________________________________________
󠄓 третий звук в слове рожь - [ ] - ____________________________________________
20. Распредели слова по группам так, чтобы в каждой оказались слова, которые заканчиваются на один и тот же звук. Охарактеризуй последний звук в словах каждой группы.
Дрозд, год, гвоздь, крот, кость, радость, брод, дождь, медь, торт.
21. Узнай слово по характеристике его звуков. Сделай его буквенную и звуковую записи.
Номер звука | Характеристика звука | Звук | Буква |
1 | парный глухой согласный звук слова калач | | |
2 | третий звук слова Юля | | |
3 | безударный гласный слова включать | | |
4 | повторяющийся звук в слове козерог | | |
5 | третий звук слова его | | |
6 | ударный гласный слова позвонят | | |
22. Составьте слово из пяти звуков, которые здесь описаны. Запишите полученное слово.
Звонкий, парный звуку [ф].
Звонкий, парный звуку [т].
Непарный звонкий в слове крот.
Ударный гласный, как в слове тучка.
Глухой, парный звуку [г].
__________________________________________________
23. Определи слово по характеристикам его звуков. Сделай звуковую и буквенную записи этого слова.
1-й звук этого слова – ударный звук слова бантик;
2-й звук – второй согласный звук слова завтра;
3-й звук – общий звук слов код – кит;
4-й звук – ударный звук слова торты;
5-й звук – звук слова больно, имеющий пару по глухости-звонкости;
6-й звук – ударный звук слова ульи;
7-й звук – общий звук слов воз и согнуть.
24. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно;
2-й звук этого слова – вторая буква слова чьи;
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли;
4-й звук этого слова – первый звук слова термос.
25. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – четвёртый звук слова свитер;
2-й звук этого слова – ударный гласный слова щавель;
3-й звук этого слова – третий звук слова тире;
4-й звук этого слова – шестой звук слова споёмте;
5-й звук этого слова – ударный гласный слова ёлка;
6-й звук этого слова – повторяющийся согласный звук слова пересказ.
26. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – общий звук слов его и вогнуть;
2-й звук этого слова – ударный гласный слова пчёлка;
3-й звук этого слова – третий звук слова музей;
4-й звук этого слова – ударный гласный слова включить;
5-й звук этого слова – повторяющийся звук слова тетрадь.
27. Какое слово задумано? Сделай звуковую и буквенную записи слова.
1-й звук этого слова – общий звук слов конечно и что;
2-й звук – ударный звук слова балуется;
3-й звук – 3-й звук слова робкий;
4-й звук – 3-й звук слова якорь;
5-й звук – ударный звук слова столяр.
1. Отметь «лишнее» в характеристике звука [щ'].
2. Отметь «лишнее» в характеристике звука [ж].
3. Отметь ряд, в котором допущена ошибка в характеристике звуков. Обведи звук, где допущена ошибка.
󠄓 [н], [р], [з] – парные по твёрдости-мягкости согласные звуки;
󠄓 [ж], [в], [п] – парные по глухости-звонкости согласные звуки;
󠄓 [ц], [х], [ш] – непарные по глухости-звонкости согласные звуки.
4. Отметь, характеристика какого звука указана неверно.
󠄓 [р] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
󠄓 [л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
󠄓 [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
󠄓 [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
5. Отметь, характеристика какого звука указана неверно.
󠄓 [ф] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
󠄓 [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный;
󠄓 [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный;
󠄓 [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий парный.
6. Отметь ошибку в характеристике согласных звуков слова седло.
󠄓 [с'] – согласный, глухой парный, мягкий парный; обозначается буквой с;
󠄓 [д] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой д;
󠄓 [л] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный; обозначается буквой л.
7. Отметь ошибку в характеристике согласных звуков слова мячик.
󠄓 [м'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; 󠄓обозначается буквой м;
󠄓 [ч'] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный; обозначается буквой ч;
󠄓 [к] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой к.